Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема "Фантазёры"
Задачи:
1. Формировать у детей умение составлять невероятные истории в форме диалога, используя приемы комического: смешные ситуации, преувеличения, игру слов. Продолжать учить использовать в речи доказательную речь. Упражнять в умении придумывать сказочные истории по заданной теме, соблюдая структурные части: начало, середину, конец.
2. Уточнять понимание фразеологических оборотов, упражнять в сочетании слов по смыслу и составлении предложений. Углублять представление о прямом и переносном значении слов.
3. Развивать интонационную выразительность речи.
Материал:
Иллюстрации к рассказу Н.Носова "Фантазеры", к фразеологизмам, схемы текстов (повествования, рассуждения).
Ход ОД:
- Ребята, любите ли вы смешные, веселые книги?
- Мы читали с вами такой смешной рассказ. Как он называется? (Фантазеры).
- Кто написал этот рассказ? (Н. Носов).
- Кого, по вашему мнению, можно назвать фантазерами? (Выдумщиков интересных, невероятных историй).
- Что показалось вам в рассказе особенно смешным?
- Какие были Стасик и Мишутка. (Веселые, умные, смешные, справедливые, добрые).
- Чем отличаются выдумки Стасика, Мишутки от выдумок Игоря. (У Стасика и Мишутки – выдумки веселые, добрые, а у Игоря – плохие, злые).
- Я предлагаю вам побывать в роли фантазеров. Выбирайте себе пару. Посмотрим, у кого спор фантазий получится интереснее, невероятнее и смешнее.
- Ребята, а чем закончился рассказ? (Дети ели мороженое). Какое бывает мороженое? (Вкусное, сладкое, холодное, ореховое, разноцветное).
- А что еще может быть сладким?
- Горьким?
- Свежим?
- Объясните, что значит:
свежий ветер – прохладный
свежая газета – новая, только что купленная
свежий хлеб – мягкий, только что испеченный
свежая голова – отдохнувшая
свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная
свежая рыба – недавно выловленная
свежие краски – не засохшие, яркие
- Придумайте предложения с этими словами. (Папа читал свежую газету. Подул свежий ветер).
- Ребята, подумайте и скажите, кому из героев рассказа Н. Носова "Фантазеры" подойдет выражение "Волк в овечьей шкуре". Докажите, почему вы так считаете? (Схема №1).
- Что означает это выражение? (Злой человек, прикидывающийся добрым, прячущийся за маской кротости).
- Мишутка и Стасик прогнали Игоря. Какое выражение можно подобрать? (Скатертью дорога).
- Что оно означает? (Уходи, без тебя обойдемся).
- Что означает выражение "на краю земли"? (Где-то очень далеко).
- Придумайте, пожалуйста, сказочные истории на тему: "На краю земли".
- Как вы начнете свою историю?
- Как закончите? (Схема №2).
- Ребята, чья история вам понравилась и почему?
Приложение:
№1 Схема рассуждения:
1 картинка: тезис, утверждение
2 картинка: доказательства: во-первых, во-вторых, в-третьих
3 картинка: вывод, заключение
№2 Схема повествования:
1 вагончик: начало – 2 вагончик: середина – 3 вагончик: конец
Дополнительная информация к схеме №2:
1. Окна в вагончиках не подписываются: не все дети владеют навыками чтения в старшем дошкольном возрасте (педагог может обозначить словом; либо использовать карточки с надписями: начало, середина, конец, либо с цифровым указанием: 1,2,3). Главное, чтобы детям была понятна схема.
2. Можно использовать схему для составления рассказов наоборот:
1 вариант: 1 вагончик: конец – 2 вагончик: середина – 3 вагончик: - начало
Картинка к конспекту: «Волк в овечьей шкуре»
Картинки к конспекту «На краю земли»
Картинки к рассказу Н. Носова «Фантазёры»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Наши права»
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме Осень
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»
Конспект занятия в подготовительной группе по теме: Птицы
Комплексное занятие с детьми подготовительной группы по ознакомлению с природой и конструирование
Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе к 23 февраля