Конспект занятия в ГПД с презентацией "Наши пернатые друзья", 3-4 класс
Конспект воспитательского занятия в группе продлённого дня по теме: «Наши пернатые друзья»
Автор: Ситникова Светлана Михайловна, воспитатель группы продлённого дня КГБОУ «Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №2» Описание материала: Предлагаю вам конспект воспитательского занятия, на котором дети закрепляют, систематизируют ранее полученные знания о птицах. Цель: Закрепление и обобщение представлений детей о многообразии и особенностях птиц. Задачи:Образовательная: Закрепить и обобщить знания детей о птицах, их разнообразии и их особенностях. Обогащать словарь по данной теме. Коррекционная: Развивать слуховое восприятие, память, внимание, логическое мышление. Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботится о них. Методы и приёмы: словесные (вопросы, загадки), наглядные (просмотр видеоролика, использование презентации, картинок), практические (практические задания, игры). Предварительная работа: Разгадывание загадок о птицах. Просмотр фотоальбомов с изображением птиц. Беседы, презентация «Зимующие и перелётные птицы», «Детям о птицах», наблюдения за птицами на прогулке. Разучивание и репетиция сценки «Пойманная птичка» (по стихотворению Августы Пчельниковой), выучить загадку про кормушку с Алиной М., стихотворение «Не пугайте резвых птичек» (С.Степановой) с Сашей М., изготовление кормушек, заготовок для листовок, чтение детской литературы о птицах. Активизация словаря: активный словарь – названия птиц (синица, ворона, снегирь, сорока, орёл), зимующие птицы; пассивный словарь: «Синичкин день», наши пернатые друзья, пеликан, колибри, птичьи трели, воркуют. Индивидуальная работа: Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, приучать следить за осанкой в разных видах деятельности, способствовать проявлению уверенности во время публичных выступлений (Алина М., Жанна). Оборудование: Компьютер, магнитная доска, презентация, конверт с заданиями, картинки с изображением птиц, кормушки, карандаши, карточки «Птичья столовая», карточки с заданием «Помоги художнику», заготовки для листовок, клей, костюм «Птичка», смайлики и фотографии детей на магнитах.
Дети с воспитателем заходят, здороваются, становятся полукругом, закрывают глаза. Психогимнастика:
Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера – мы забываем.
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас.
Вы самые лучшие дети на свете.
Глаза открываем, милые дети!
- Вы уже обратили внимание, что у нас на занятии гости. Не все гости с нами знакомы. Давайте представимся. Назовите по очереди своё имя, отчество и фамилию. Я – Ситникова Светлана Михайловна. Дети по очереди представляются.
- Отгадайте загадку и догадайтесь, какая тема нашего занятия:
Воробьи, стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины, попугаи и синицы: одним словом это -……(птицы). Сегодня наше занятие посвящено нашим пернатым друзьям – птицам. Как вы думаете, почему? (12 ноября был «Синичкин день»). С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т.е. день встречи зимующих птиц. По приметам к этому сроку прилетают зимующие птицы, которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на занятии? (отгадывать загадки, играть, рисовать птиц, выполнять задания…). Предлагаю вам увлекательное путешествие в мир птиц. (Под музыку «Голоса птиц» дети садятся на стулья).
Слайд 1. (разнообразные птицы) Воспитатель. - Посмотрите, сколько птиц вокруг.
Мы узнали, что птиц на земле очень много. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не могут летать. Одни живут в лесу, другие – только в степи, третьи и там и тут. Но есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие только на берегу моря.
А для чего на земле нужны птицы? Давайте представим, что было бы, если не было птиц?
Посмотрите, конверт. Интересно, от кого пришло письмо? (от синички).
«Ребята! Я знаю, что вы очень умные, любознательные, добрые дети! Я приготовила для вас интересные задания о птицах. Предлагаю вам их выполнить». Посмотрите, в конверте листочки с заданиями.
Вы согласны, вам хочется выполнить задания синички? (да). А поможет нам компьютер.
Первое задание синички. Синичка предлагает нам поиграть в игру
«Подскажи словечко» (слайд 2)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (воробей) (слайд 3)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорлива,
Вещунья белобока,
А зовут её….. (сорока) (слайд 4)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это…..(снегири) (слайд 5)
Окраска - сероватая
Повадка - вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Важная персона –
Это я….(ворона) (слайд 6)
В лесу ночном кукует птица,
Она назвать себя боится…
-Ку-ку, ку-ку! Не спит опушка.
А птицу эту звать….(кукушка) (слайд 7)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно-бронзовый…(Скворец). (слайд 8)
Ребята, как называется дом, который человек строит для скворцов? (скворечник). Какие птицы могут жить в скворечнике? (синицы, воробьи,дятлы и др) (слайд 9)
– Следующее задание синички - «Ответить на вопросы» ( слайд 10).
Мы с вами читали книги о птицах, наблюдали за ними на прогулках, отгадывали загадки, поэтому я уверена, что вы справитесь с заданием.
(Изображение орла, страуса, колибри, стрижа, лебедя, совы, дятла) (слайд 11)
- Какая птица летает выше всех (Орёл.) (слайд 12)
- Какая птица самая большая в мире? (Страус.) (слайд 13-14)
- Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.) (слайд 15-16)
- Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.) (слайд 17-18)
- Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.) (слайд 19-20)
- Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.) (слайд 21-22)
-Ребята, назовите птицу, которая изображена на картинке. Какой вопрос можно задать про эту птицу? (У какой птицы самый длинный язык?) (слайд23)
- Для чего дятлу острый клюв и длинный язык?
- А у орла клюв загнут книзу. Почему? (слайд 24) - Для чего попугаю нос крючком? (слайд 25) - У пеликанов – клювы-сачки. Удобно ли птице пользоваться этим клювом? (слайд 26)
Молодцы, вы много узнали и запомнили на прошлых занятиях.
У разных птиц имеются свои виды сигнализации. Например,
Гуси гогочут. Соловьи свистят. Ласточки (щебечут)
А какие сигналы у этих птиц:
Вороны (каркают)
Голуби (воркуют)
Синицы (пищат)
Утки (крякают)
Филины (ухают)
- Ребята, посмотрите, следующее задание синички называется «Угадай голос» (слайд 27)
Как вы думаете, что нам нужно сделать? (Синичка предлагает нам прослушать голоса птиц и угадать, какой птице принадлежит голос) (слайд 28-39).
Звучит запись голосов птиц - ворона, синица, жаворонок, дятел, соловей, кукушка, чайка, сова; дети угадывают, какой птице принадлежит голос.
Давайте вспомним, чем питаются птицы (слайд 40-44)
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть птицы, которые едят только ягоды и семена.
Следующее задание синички – «Птичья столовая» (Слайд 45).
Сейчас Максим загадает загадку, и вы поймёте, о какой столовой идёт речь.
Ребёнок загадывает загадку
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (кормушка) ( слайд 46)
- Для чего нужны кормушки, нам расскажет Саша М.
Ребёнок читает стихотворение:
Птичкам стало хуже, корма не достать.
Мы поможем пташкам перезимовать.
Вывесим кормушки с хлебом и зерном. Прилетайте, пташки, в гости вас зовём!
Синичка предлагает вам игру «Птичья столовая». Подойдите к столу и возьмите каждый для себя карточку. Вам нужно оставить в рационе птиц только тот корм, который подходит для подкормки птиц. (Зерно, крошки хлеба, семечки, сок, несоленое сало, ягоды рябины, конфеты, крупа.) Обменяйтесь карточками, проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задание (Слайд 47) Физкультминутка «Птички-пальчики летят» (слайд 48)
Художники очень часто изображают птиц на своих полотнах. Следующее задание - «Помоги художнику» (слайд49)
Посмотрите на этих птиц, что не дорисовал художник? (Ответы). А теперь поможем художнику дорисовать птицам клювы, крылья.. (Детям раздают карточки с изображением различных птиц без клюва, крыла, лапки. После выполнения дети обосновывают свой рисунок.)
Следующее задание «Угадай сказку» (слайд 50).
Про птиц написано много рассказов, стихов, сказок, пословиц, поговорок. Некоторые из них вы знаете. Угадайте, о какой сказке я говорю:
1. Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей.
(Г. Х. Андерсен "Гадкий утенок") (слайд 51). 2. Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки
("Гуси – лебеди") (слайд 52).
Какие ещё сказки или рассказы, где героями произведения является птица, вы знаете? («Курочка Ряба», «Кот, дрозд и петух», «Лисичка со скалочкой»..)
Сейчас ребята вам покажут драматизацию стихотворения детской писательницы Августы Пчельниковой (слайд 53).
Ход инсценировки.
Птицеловы накрывают птичку сеткой. Первый птицелов:
Ах, попалась, птичка, стой!
Не уйдешь из сети.
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете. Птичка:
Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети. Второй птицелов:
Нет, не пустим, птичка, нет
Оставайся с нами:
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями. Птичка:
Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю.
В поле мошек я ловлю,
Зернышки сбираю.
Первый птицелов:
Там замерзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке,
А у нас-то в золотой
Будешь жить ты клетке! Птичка:
О! Не бойтесь, в теплый край
Улечу зимою,
А в неволе — светлый рай
Будет мне тюрьмою. Второй птицелов:
Птичка, птичка, как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволили б грустить,
Все б тебя ласкали. Птичка:
Верю, детки, но для нас
Вредны ваши ласки:
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки. Птицеловы (вместе):
Правда, правда, птичка! Ты
Не снесешь неволи.
Ну, так Бог с тобой — лети
И живи на воле!
Птицеловы убирают сети и отпускают птичку, которая радостно
улетает.
О чём рассказывает нам стихотворение? (о том, что птичка должна жить на воле и её нельзя держать взаперти в клетке) Воспитатель: Ребята, представьте, что вы увидели маленького птенца, который едва прыгает по земле… Надо ли спасать птенцов? Ответ детей: Не надо, птенец не пропадет, если вы её не поймаете и не унесете из родных мест. Юные дрозды, овсянки, зяблики, серые и пестрые мухоловки покидают свои гнезда, не умея летать. Они не умеют летать, зато умеют хорошо прятаться от хищников. А родители находят их и кормят.
- Ребята, а что мы можем сделать, чтобы не только мы, но и другие ребята и взрослые помогали птицам, делали для них кормушки, не обижали птиц? (Рассказать, попросить, сделать листовки, нарисовать картинки, ….)
Последнее задание синички – сделать листовки «Помоги птицам» (слайд 54).
- У нас уже есть рисунки зимующих птиц, которым нужна помощь. Затем наклеим слоганы, стихи о птицах, которые лежат у вас на столах (дети рисуют, изготавливают листовки).
- Эти листовки мы с вами развесим на домах рядом со школой. Чтобы жители нашего микрорайона тоже думали и заботились о птицах зимой.
Ребята, в конверте лежит послание от синички. «Дорогие ребята! Я уверена, что вы справились с моими заданиями. Спасибо вам за желание заботится о птицах, помогать им. Хочу сделать вам подарок - предлагаю посмотреть фильм о моих пернатых друзьях.
Воспитатель: Завершить сегодняшнюю встречу хотелось бы стихотворением С.Степановой “Не пугайте резвых птичек!” Ученик:
Не пугайте резвых птичек!
Пусть они вокруг порхают,
Крылья их при ярком свете,
Словно радуга сверкают.
Вы послушайте их песни,
Что поют они на воле!
Пусть певуньи украшают
Нам леса, сады и поле.
И в работе очень важной
Нам полезны эти крошки:
Истребляя на растеньях
Червяков и вредных мошек,
И сады, и нивы наши
Нам они оберегают,
Не пугайте ж резвых птичек!
Пусть они вокруг летают! Ведущий: И хотелось бы напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней.
Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на занятии. Понравилось ли вам занятие, было ли оно вам полезно. Что вам запомнилось и понравилось больше всего. (Ребята помещают свои фото под смайликами и высказываются).
Светлана Михайловна! Спасибо за интересный конспект. Занятие построено так,что дети в игровой форме закрепляют свои знания о птицах, очень понравился моментна занятии - создание листовок, беру в свою педагогическую копилку
Анисимова Валентина Владимировна #18 мая 2018 в 09:140
Очень содержательный конспект, хорошая презентация. Вопросы детям и задания понятны, соответствуют возрасту детей. Хорошая сценка – «Птицеловы», интересные игры. Спасибо педагогу!!
Занятие интересно как итоговое, очень большая предварительная подготовка. Хорошо продуман настрой на занятие - психогимнастика, в конце занятия - рефлексия. Конспект соответствует современным требованиям.