Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме «Эти удивительные кошки»
Цель:
Расширить представление о домашнем животном-кошке.
Задачи:
1. Развивать информационную компетентность через работу с информацией, изложенную в дополнительной литературе: словарях, справочниках, художественной литературе;
2. Развивать коммуникативную компетентность через работу в группах, учиться вырабатывать общее решение на основе полученных материалов.
Оборудование: выставка фотографий на тему «Мой пушистый друг», выставка детских книг о кошках, жетоны для награждения, карточки с буквами для игры, мультимедийная презентация, карточки для рефлексии, раскраски со сказками, герои которых являются кошки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Добрый день, дорогие ребята. Я рада вас приветствовать на внеурочном занятии. Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка- самое лучшее начало любого дела. Думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам радость общения друг с другом.
2.
Постановка цели и определение темы занятия.
Сегодня мы познакомимся с одним удивительным домашним животным. Чтобы узнать , о каком животном пойдет речь, отгадайте загадку.
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поёт,
Только мышь его боится…
Угадали? Это… (кот)
Итак, какова же тема нашего занятия? Да тема нашего занятия посвящена кошкам и называется она «Эти удивительные кошки».
Мне хотелось бы рассказать вам историю, как кошки спасли жизнь лётчику в годы Вов.
«Советский летчик был сбит в воздушном бою с врагами. Самолёт загорелся, но ему удалось выброситься на парашюте. Однако он приземлился на территорию, захваченную фашистами. Кое-как, из последних сил добрался он до старой мельницы, по ветхим ступенькам забрался внутрь и потерял сознание. А когда очнулся, увидел в темноте какие-то зелёные передвигающиеся точки. Сначала подумал, что это от слабости, а, приглядевшись, понял-кошки. Двое суток провел лётчик на мельнице среди кошек, периодически теряя сознание.
И вдруг услышал голоса. Обрадовался, думал, что это жители села. Однако, когда голоса приблизились, понял, идут немцы. Холодный пот выступил на лбу раненого. Затаившись, сквозь щель между досками лётчик наблюдал за немцами. Немец ступил на скрипучие ступеньки, кулаком ударил по двери…
И тут дикий кошачий вопль потряс воздух, заставив фашиста попятиться. Но это было ещё не всё. Вожак кошек – чёрный кот в одно мгновение прыгнул на голову немцу, и стал раздирать когтями его лицо. Немцы ушли.
А на следующий день партизаны забрали раненого. А когда собирались уходить, по просьбе лётчика, оставили кошкам маленькие кусочки сала: ведь они, как и партизаны, были спасателями.»
Вот такая удивительная история произошла в годы ВОв.
Слайд 1
Кошка живет с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор остается существом во многом загадочным. В разные времена в разных странах относились к ней по-разному. Кто-то любил, боготворил, а кто-то боялся, считая, что они принося в дом несчастья. Всё это, конечно, выдумки.
Кошка – красивое, элегантное, удивительно смышленое создание с яркой индивидуальностью.
Слайд 2
Кошки были одомашнены примерно 6000 лет тому назад. В Европу они попали из Египта. В древнем Египте эти животные считались священными. Если в доме случался пожар, египтянин был обязан первым делом спасать кошку. Если кошка, по какой-то причине погибала, хозяева в знак траура стриглись и сбривали брови. Убийство этого животного каралось смертью.
В истории известен такой факт: персидский царь завоевал Египет, приказав своим воинам привязать к щитам кошек. Египтяне не посмели поднять руку на священных животных и сдались без боя.
Очень долго кошки не были известны за пределами страны, их вывоз из Египта был строго запрещен под угрозой смертной казни.
К счастью для человечества, кошек всё же удалось тайно вывезти и постепенно они распространились по свету.
Слайд 3
На Руси кошки также пользовались уважением народа. Кошка была полноправной хозяйкой дома. В купеческих домах её считали символом благополучия и достатка. В Древней Руси кошка стоила 3 гривны. Это стоимость коровы.
Слайд 4
В средневековой Европе этим животным пришлось несладко. Их обвинили в сговоре с дьяволом. Бедняги подвергались чудовищным пыткам, огромное количество кошек было уничтожено. В результате расплодились в великом множестве крысы, и по Европе пошла гулять смертельная болезнь-чума. Когда людей умерло почти столько же, сколько кошек, отношение к этим животным изменилось: наконец, всем стало ясно, что они – лучшее средство борьбы с опасными грызунами.
Слайд 5
Любовь к кошкам во всем мире оказалась настолько велика, что их владельцы просто не могли обойтись без специального праздника для своих любимцев. В итоге каждый год 1 марта в очень многих мира отмечается Всемирный день кошек, который объединяет миллионы владельцев этих животных по всему миру. Традиция празднования этого дня возникла стихийно, и хотя до сих пор Всемирный праздник кошек нигде официально не утвержден, это не мешает любителям этим животных чествовать своих питомцев.
В этот день по всему миру проходят программы с пропагандой хорошего отношения к животным. Вся общественность призывается к помощи бездомным животным (едой и домом).
3. Работа в группах. Создание страничек журнала.
Ребята, сегодня мы поработаем в группах. Каждая группа будет представлять своё определённое задание. Остальным нужно быть очень внимательным. Мы будем составлять странички устного журнала «Эти удивительные кошки». Сейчас я вам раздам ваши задания на странички, вы готовитесь 5 минут, а потом представляете свою страничку.
1 группа «Породы кошек»
2 группа «Интересные факты о жизни кошек»
3 группа «Повадки кошек и приметы, связанные с ними»
(подготовка групп, можно включить музыку)
4. Защита проекта.
Учитель: все ли кошки одинаковы? Да, действительно кошки все разные и по внешнему виду, и по характеру и по повадкам. Существует около 70 пород кошек. Об расскажут ребята 1 групп (фото и рассказ прикрепляется к ватману)
1 ученик
Существует несколько пород кошек.
Сибирская кошка (слайд 6) Крупная, тяжёлая, с суровым, как будто из-под бровей взглядом, независимая, но любящая своего хозяина. Сибиряки-одни из самых сообразительных, легко обучаемых, отличающиеся верностью именно к хозяину, а не к дому.
2 ученик
Персидская кошка (слайд 6) Кошки доброжелательны, общительны, а также безгранично преданы своему хозяину. Чаще всего веселы и игривы, прекрасно ладят с людьми, с другими животными.
3 ученик
Сиамская кошка (слайд 6) Своим названием обязаны они территории проживания , а именно государству Таиланд, ранее называвшегося Сиамом. Кошечки обладают ярким и довольно уникальным характером, животные ласковы, добры и очень доверчивы. У сиамских кошек портится характер в результате невнимания к ним хозяев.
4 ученик
Кошка донской сфинкс (слайд 6) Это дружелюбные, игривые кошки, которые лишены агрессивности. Очень любят общество людей. Быстро находят общий язык с другими домашними животными. Донской сфинкс – это порода, с полным или же частичным отсутствием шерсти.
5 ученик
Русские голубые кошки (слайд 6) Благодаря своей независимости, они легко приспосабливаются к условиям жизни и очень дружелюбны. И в силу своего дружелюбия, русские голубые с удовольствием воспринимают общество другой кошки. Русские голубые кошки являются одним из живых символов России.
6 ученик
Гималайцы (слайд 6) Требовательнее персов, но при этом послушны и не такие эмоциональные, как сиамские кошки. Нежные и умные, очень красивые, ласковые и преданные друзья.
Учитель: Спасибо, ребятам!
Ребята, как вы думаете, сколько кошек на свете? Об этом и о других интересных фактах из жизни кошек нам расскажут дети 2 группы (фото и рассказ прикрепляется к ватману)
1 ученик (слайд 7)
По сравнению с людьми – кошек совсем мало. Сейчас на Земле проживают около 5 млрд. людей, а кошек - всего 400 млн. Больше всего кошек в США.
2 ученик (слайд 7)
Падающая кошка всегда действует одинаково. Сначала выравнивается спина, потом ноги, а в конце выгибается спина, чтобы смягчить приземление.
3 ученик (слайд 7)
Кошки никогда не мяукают друг с другом. Это звук специально для людей.
4 ученик (слайд 7)
Кошачье ухо поворачивается на 180 градусов. В каждом ухе у кошки 32 мускула, чтобы управлять ухом они используют двенадцать или более мускулов.
5 ученик (слайд 7)
Средний срок жизни домашней кошки – 15-20 лет, в то время как для диких – от 3 до 5 лет. Чемпион среди долгожителей кошка Пусс из США – она прожила 36 лет.
6 ученик(слайд 7)
Кошки очень чистоплотны – вылизывают шерсть так тщательно, что, кажется, что не пропустят ни одного волоска.
7 ученик
У кошки очень тонкий слух – она слышит малейших шорох, который производят мыши и тотчас же настораживается.
8 ученик (слайд 7)
Кошки видят в полумраке гораздо лучше, чем человек. Зрачки кошки – при ярком свете узкие, точно щёлки. А с наступлением темноты – расширяются.
9 ученик (слайд 7)
Кошка Минни с 1927 по 1933 год поймала 12480 крыс. Лучшим ловцом мышей признана пёстрая кошка по кличке Таузер. Подсчитано, что за свою жизнь она поймала 28899 мышей: в среднем по 3 мышки в день.
Учитель: а о повадках кошек и о приметах, связанных с ними расскажут ребята 3 группы(фото и рассказ прикрепляется к ватману)
1 ученик (слайд 8)
Кошка может предсказывать погоду. Кошка скребёт лапами по полу: зимой – к метели, летом – к дождю; закрывает нос лапой – к холоду; спит на полу – к тёплой погоде.
2 ученик (слайд 9)
Кошка умывается – гостей зазывает, чёрная кошка дорогу перейдёт – к несчастью.
3 ученик (слайд 10)
Кошка ласково мурлычет – это означает, что у неё хорошее настроение.
4 ученик (слайд 10)
Кошка мяукает - это значит, что она или что-то просит, или приветствует вас.
5 ученик (слайд 10)
Кошка трется об ноги – это значит, что она говорит спасибо или просит что-то.
6 ученик (слайд 10)
Если кошка около вас, и её хвост дрожит – это самое большое чувство любви, которое она может выразить.
7 ученик (слайд 10)
Когда хвост начинает опускаться, значит, настроение изменилось – можно отойти, она не обидится.
Учитель: Спасибо всем группам.
Ребята, а у вас есть кошки? Кто расскажет о своём любимце. И мы с вами заполним ещё одну страничку журнала «Наши питомцы»
(дети рассказывают о своих кошках)
Из ваших рассказов я поняла, что вы любите своих четвероногих друзей, ухаживаете за ними, не обижаете. Я хочу напомнить вам, если вы взяли в дом маленького питомца, то должны быть за него в ответе.
5. Подведение итогов занятия.
Учитель:
Что нового для себя узнали? Что вам понравилось? Что вас удивило? Что было для вас самым интересным?
Много мы узнали о кошках, есть возможность узнать ещё больше из книг. Хочу обратить ваше внимание на выставку книг.
(слайд 11) Кошку можно встретить и в цирке, и на выставке. Кто знает знаменитого, который дрессирует кошек?
Поэты, писатели, сказочники посвятили очень много произведений коту и кошке.
Также эти животные являются героями многих художественных и мультипликационных фильмов. Я предлагаю посмотреть вам мультипликационный микс и узнать главных героев.
(смотрят и отгадывают название мультфильмов и имена главных героев).
5. Рефлексия.
Учитель:
Какое настроение было у вас на занятии?
Я предлагаю вам взять листочки с изображениями кошек и дорисовать им мордочки так, чтобы стало понятно состояние вашей души, сердца; весело вам или грустно. Ведь недаром говорят, какой хозяин-такой у него и домашний питомец.
(слайд 11) Нашу встречу я хочу закончить словами «Мы в ответе за тех, кого приручили». Никогда не забывайте о своём друге, кормите, поите его. А он отблагодарит вас за заботу своей верностью.
Я хочу подарить вам раскраски , главными героями которых являются герои нашего занятия, чтобы они напоминали вам о нашей встрече.
Спасибо за внимание! До свидания.
Рекомендуем посмотреть:
Игра - путешествие 1 класс. Конспект
Конспект занятия по внеурочной деятельности на экологическую тематику для 2 класса
Конспект занятия по внеурочной деятельности в начальной школе на тему: Вежливость
Сценарий летней спортивно-игровой программы для младших школьников
Похожие статьи:
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка», 3 класс
Проектная внеурочная деятельность в начальной школе
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир