Непрерывная непосредственно образовательная деятельность по формированию звуковой культуры речи с использованием игровой технологии. Звуки «П, ПЬ»
Конспект будет полезен как молодым начинающим логопедам, так и педагогам со стажем, так как содержит интересные игровые приемы по коррекции нарушений речи.
Тип занятия: подгрупповое
Вид занятия: фонетическое
Общая продолжительность: 25 минут
Занятие рассчитано: на детей 5-6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, 1-й год обучения, 1-й период обучения
Тема: Звуки «П, ПЬ»
Цель: дети познакомятся с мягким парным согласным звука «П», будут упражняться в различении на слух звуков «П, ПЬ»,
Задачи:
1. Коррекционно – образовательная: познакомить детей со звуком «ПЬ» и его характеристикой с опорой на акустико – артикуляторные признаки,
2. Коррекционно – развивающая:
• Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, слуховую память,
• Упражнять в определении места звука в слове,
• Упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов.
3. Воспитательная: воспитывать умение слышать друг друга, замечать неточности в ответах, приходить на помощь другу.
Предполагаемый результат: дети научаться слышать и различать в звуки «П, ПЬ» в слогах и словах; смогут самостоятельно давать характеристику твердому и мягкому глухому согласному звуку
Ресурс: кукла Полина и Петя, схемы пройденных и новых звуков, звуковые пеналы, ракетки, сумка «Почта», пять конвертов с игровыми заданиями для детей.
Ход непрерывной непосредственной образовательной деятельности
Логопед : Доброе утро, ребята! Давайте сегодня утром улыбнемся друг другу самой теплой, самой доброй, самой ласковой улыбкой!
Логопед: А теперь, чтобы наши язычки хорошо работали, а голова была умной и сообразительной, необходимо сделать дыхательную и пальчиковую гимнастику:
Дыхательная гимнастика: «Сердитый ежик», «Волк»
Пальчиковая гимнастика: «Лиса»
(Дети садятся на стульчики)
Логопед: Сегодня к нам в гости пришли Полина и Петя
(Выставляются куклы)
Логопед: Полина и Петя ходят в детский сад и учатся там слушать и различать звуки. Поэтому мама с папой подарили детям звуковые домики (демонстрируются домики). Полина выбрала синий домик, а Петя – зеленый. Мама сказала: Молодцы, вы правильно выбрали домики! Как вы думаете, почему так сказала мама?
(Послушать мнения детей)
Логопед: да, верно. Имя Полина – начинается на звук «П», поэтому она взяла синий домик. А Полинин брат Петя выбрал зеленый, потому что его имя начинается на звук «ПЬ», это брат звука «П». Давайте узнаем, чем похожи эти два звука, а чем отличаются:
• Произносятся одинаково, смыканием губ,
• Глухие (слушаем горлышко),
• Короткие (ракетка),
• Непевучие ,
• Согласные,
• «П» - твердый (обозначаем синим цветом), а «ПЬ» - мягкий (обозначаем зеленым цветом)
Логопед: Мама Полины и Пети предложила поиграть сегодня в игру «Почта», и все занимательные задания с новым звуком получать в письмах. Давайте поиграем в «Почту» вместе с Полиной и Петей!
Дети: Давайте!
Логопед достает по одному конверту из сумочки.
Конверт № 1
Игровое упражнение «Поймай звук»
(Необходимо хлопнуть в ладоши, если услышали только звуки «П» или «ПЬ», среди других звуков и слогов, без зрительного контроля)
Конверт № 2
Игровое упражнение «Повтори песенку»
(необходимо запомнить и повторить цепочку слогов, сыграть ее на пальчиках:)
ПА – ПЯ – мизинчиками.
ПО – ПЁ – большими.
ПЫ- ПЫ – ПИ –указательными
Конверт № 3
Игровое упражнение «Где звук живет?»
(Показать на звуковой птичке место звуков «П» или «ПЬ» в словах: пальто, пирожное, хлеб, письмо)
Логопед: Послушайте слово: ППППАЛЬТО. Какой звук вы слышите?
Дети: Звук «П».
Логопед: покажите на птичках, где живет звук в слове.
Ребенок: Я положил синий квадратик на клюв птички, потому что звук «П», живет в начале слова.
(Аналогично определяется место звука в слове в других картинках)
Динамическая пауза (по выбору детей)
Конверт № 4
Игровое упражнение «Подарки для Полины и Пети»
(Дети парами приглашаются к домикам Полины и Пети, выбирают любую картинку, называют ее. Определяют какой звук живет в слове и дарят: Полине со звуком «П», а Пете - со звуком «ПЬ»)
Логопед: Возьмите картинки. Назови свою картинку. Какой первый звук ты слышишь в этом слове? Кому ты подаришь эту картинку: Полине или Пете?
Ребенок: Это ПППила. Я слышу звук «ПЬ». Картинку подарю Пете, в зеленый домик.
Конверт № 5
Игровое упражнение «Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки»
(Логопед «раздает» детям звуки, дети их «ловят», находят необходимую схему на «Звуковой полянке» и «строят» слог)
Логопед: Ваня, лови звук «А»
Артем, лови звук «ПЬ»
Марк, лови звук «И»
- Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки! АПИ
Дети: строят слог. Прочитывают его, опираясь на звуковые схемы.
Логопед: Кирилл, лови звук «У»
Рома, лови звук «П»
Антон, лови звук «О»
- Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки! УПО
Дети: строят слог. Прочитывают его, опираясь на звуковые схемы.
Логопед: молодцы, ребята! Вам понравилось играть в «Почту»? Какой новый звук вы сегодня слушали и различали вместе с Полиной и Петей? Собираем кулачок (глухой, непевучий, короткий, мягкий, согласный)
Спасибо вам большое, вы очень старались!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Конспект занятия в старшей логопедической группе
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»