Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста

опыт работы воспитателя ДОУ на тему: "Формирование пространственных представлений у дошкольников".
Автор: Бухтиярова Оксана Михайловна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 154», г. Новосибирск
Описание материала: Предлагаю вам консультацию по теме «Формирование пространственных представление у детей дошкольного возраста». Данный материл будет полезен родителям и воспитателям ДОУ.

Тема очень важная. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывает различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.
Возрастные характеристики формирования пространственных представлений у детей:
От появления на свет до 1 года появляются простые формы ориентировки в пространстве. Когда ребёнок рождается у него начинает формироваться пространственные представления.
Итак, первый уровень пространственного представления о собственном теле - ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов – напряжение-расслабление. Далее, ощущения, идущие от «внутреннего мира» тела (например, голод, сытость). В современном мире родители стараются полностью обезопасить своего ребенка, особенно когда происходит этап вертикализации. Здесь конечно взрыв по формированию пространственной сферы, потому, что ребенок всё видел из одного положения, а потом уже из вертикального. И вот родители обкладывают всё подушками, покупать какие-то приспособления, в целях обезопасить, так как очень и очень волнуются. Следующий уровень: ощущение от взаимодействия тела с внешним пространством (сырости – сухости, тактильных ощущений от мокрых и сухих пеленок и т.д.) а также от взаимодействия со взрослым. 21 век все родители стремятся к комфорту, покупают, например, фланелевые, хлопковые пеленки, чтобы ребёнок, как перышко себя чувствовал. Желательно покупать пелёнки разной фактуры, когда выкладываете ребёнка на животик или просто на спинку после ванны, дать ребёнку вот эти сенсорные ощущения, что здесь пелёнка мягкая, а здесь вот как-то, что-то другое. Т.е. насытить тело вот этими сенсорными ощущениями. И конечное же сенсорные мячи, которые можно использовать с 6 месяцев их на рынке большое количество, во-первых, они должны быть яркие, так как зрительный анализатор еще плохо развит и для его развитие нужны яркие игрушки. Эти мячи разной фактуры и будут давать многое ребенку в развитии, как в развитии пространственной сферы, так и сферы зрительного анализатора. Вкладываем в ручку ребёнку: смотри в твою ручку кладу колючий мячик, массаж делая и проговаривая: глажу твою ручку, ножку и т.д. Казалось бы, простые вещи, а они несут большой вклад в развитие пространственной сферы.
С года происходит второй уровень – это пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). До трех лет формируются такие понятия, как высоко-низко, далеко-близко, большой-маленький, над-под.
Порядок формирования: сначала формируется понимание по вертикали (верх-низ), далее горизонталь (к себе и от себя), и, только потом право-лево (правая рука, левая нога). Завершающий этап - это понимание таких конструкций как: сзади, позади меня, за мной.

В возрасте 2-3 лет необходимо формировать:
- Карту тела. Это база, с которой знакомят ребенка родители, так и специалисты. Чем больше к 3 годам ребенок знает частей тела, тем лучше для развития пространственной сферы. Не только ножки, ручки, например, мочка уха, переносица, затылок, подбородок, все названия пальцев. Не забываем такие понятия как: верх-вниз, глаза спереди, затылок сзади. У машины колеса внизу, а крыша наверху. Можно это все отрабатывать на обычных игрушках, на себе.
- Геометрические формы. При нормотипичном развитии (условная норма) к 2 годам ребенок правильно выполняет вкладыши. Треугольник включаем обязательно.
- Квадратные стаканчики от большого к маленькому, круглые стаканчики.
- Большой – маленький.
- Короткий – длинный.
- Ближе – дальше (мамы дома отрабатывают, садись ко мне поближе или подальше).
- Право-лево. У ребенка еще не сформирована ведущая рука, могут быть только тенденции. Поэтому во время одевания/раздевания четко проговариваем: «Натягивай штанишки на правую ногу, надевай носочек на левую». Мы называем ребенку эти понятия. Ближе к трем годам учим право-лево по отношению ко всему телу от серединной линии, что это значит: (там, где у тебя правая рука, там и правый глаз, правое ухо, правое плечо, колено).

От 3 до 4 лет возникают определенные представления о направлениях «вперед-назад», «вверх-вниз». Данные представления сопряжены с перемещениями самого ребенка в данном направлении. Очередность в усвоении «пространственной терминологии». В речи возникают предлоги «около», «возле», «у», «в», «на», «под». Игры с прищепками: ребёнок сидит или стоит с закрытыми глазами, взрослый цепляет прищепки на одежду и просит ребенка их снять сказав, с какой части тела он их снимает. В 3 года ребенок просто говорит (снял с руки, с ноги и т.д.) или Вы просите снять с руки или с ноги. А с 4 лет мы будем стремиться к тому, чтобы ребенок уже говорит (снял с правой руки, с левого бока и т.д.).

В 4-5 лет отличают у себя левую и правую руки, в практических действиях, однако названия их понимают еще неуверенно. Имеют все шансы не только практически воспроизвести, но и установить выражениями размещение предметов относительно самих себя (М.В. Вовчик-Блакитная, А.Я. Колодная). Дошкольник к 5 годам уже способен к произвольному изображению какого-либо предмета, может по заданию воспроизвести круглые формы, проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, однако достаточно долгое время дошкольники хуже владеют горизонтальными линиями, а не вертикальными линиями. Слова «справа», «слева», использование которых долгое время ограничивается ситуацией различения своих рук. Лишь иногда появляются предлоги «между», «над», «напротив».

В 5-7 лет описание пути приобретает общий вид вследствие особых слов, четко обозначающих пространство («рядом», «направо», «налево», «напротив» и т.д.), однако за данными словами еще отсутствует настоящее определение о пространстве. Дети, которые владеют наиболее дифференцированным действующим словарем, в состоянии возобновить цельную «карту пространства» и «карту обозрения».
В норме к 5-6 годам дети должны освоить основные пространственные соотношения, хорошо различать положение фигур на плоскости, овладеть умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов.
Уровень развития пространственных представлений, сложившийся у детей к семилетнему возрасту, еще не позволяет им правильно ориентироваться в каждой новой ситуации. Дифференцировка пространственных сигналов для детей трудна. Трудностью дифференцировки пространственных признаков и отношений, возможно пояснить присутствие погрешностей в письме и математике (при написании графически сходных букв и цифр и так далее).
Пространственные представления повышают и улучшают каждый вид деятельности дошкольников, результаты развития в целом, качество получения и освоения знаний. Развивается познавательная деятельность детей, совершенствуются их интеллектуальные, творческие способности, повышается результативность творческой, познавательной и трудовой деятельности.
Будьте терпеливы и у вас все получится!

Рекомендуем посмотреть:

Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра Как развивать логическое мышление у дошкольников Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду

Похожие статьи:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Педагогические термины для воспитателей

Как оценить умственные способности ребенка

Сценарий развлечения "Проводы зимы" в детском саду в младшей группе на улице
Опубликовано: 26 дней назад (27 октября 2024)
Просмотров: 266
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!