Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка, 2 класс. Правописание сочетаний чу – щу

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему "Правописание сочетаний чу – щу" по программе Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой
Автор: Ванюта Тамара Савельевна, учитель начальных классов
Тема урока: Правописание сочетаний чу – щу.
Класс: 2
Тип урока: комбинированный.
Учебник по русскому языку 2 класса, авторы Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.
Цель урока:
— формирование орфографической зоркости, развитие умения распознавать и правильно писать слова с сочетаниями чу - щу;
— расширение кругозора, обогащение словарного запаса;
— воспитание интереса к урокам русского языка.
Цель ученика:
• ставить учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
• анализировать звучащие слова с сочетаниями жи—ши, ча – ща, чу - щу;
• выделять в словах только твердые согласные звуки, только мягкие согласные звуки;
• сравнивать произношение гласного звука в сочетаниях жи—ши с его обозначением на письме;
• формулировать вывод о правописании слов с этими сочетаниями;
• сопоставлять вывод, сделанный учащимися, с выводом в учебнике;
• использовать правила правописания сочетаний чу—щу в практической деятельности;
• оценивать свою деятельность.
Оборудование: компьютер, диапроектор, презентация, DVD диск «Русский язык 3 – 4 класс» (Дидактический и раздаточный материал), учебник, рабочая тетрадь ученика, карточки с заданиями, цветные карандаши.
Планируемые результаты по развитию УУД.
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
2. Уважение к своему народу, к своей родине.
3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
4. Оценка поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их группировать по установленном правилу.
4. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные УУД
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников.
4. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Ресурсы: компьютер, диапроектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь ученика, карточки с заданиями, орфографический словарь, толковый словарь.
Формы обучения:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Методы и приемы обучения:
- метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа),
- метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (презентация);
- методы стимулирования и мотивации (поощрения, создание ситуации успеха),
- проблемно-поисковый метод (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску решений, мини - исследование),
- социальные (заинтересованность в результатах своей работы);
- методы контроля и самоконтроля.
приемы обучения:
• игра;
• тестирование;
• использование дидактического материала;
• дифференцирование.
Место темы занятия и база знаний учащегося.
Тема данного урока «Правописание сочетаний чу – щу» входитю Урок разработан в соответствии с федеральными государственными требованиями с использованием разнообразных устных и письменных заданий на основе игрового и занимательного материала с использованием ИКТ: игра «Лото», карточки с заданиями, ребусы, загадки, сказка, кроссворды, тестирование (выполнение задания на компьютере). Использование игрового, занимательного материала облегчает процесс повторения и усвоения учебного материала. Ученик с интересом запоминает и применяет в практической работе правило «Правописание сочетания чу – щу». На предыдущих уроках учащийся: сформировал навык правописания слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; закрепил знания о написании мягких и твёрдых согласных; научился обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю,Ь, определять орфограмму в слове.
План урока.
1.Организационный момент.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Проверка готовности к уроку: посадка детей за партами, положение учебных вещей на партах учащихся. Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность.
2.Повторение пройденного материала.
Цель: учить учащихся ориентироваться в своей системе знаний, обнаруживать и формулировать учебную проблему, формировать умения учащихся писать слова с сочетаниями жи –ши, ча –ща; осознанно подходить к выбору и написанию словарных слов, развивать способность к осуществлению логических операций сравнения, классификации.
3. Физкультминутка.
Цель: снять умственную нагрузку, дать работу различным группам мышц.
4. Словарная работа.
Цель:
- познакомить с новым словарным словом «класс» (презентация: отгадывание загадки, лексическое значение слова);
- формировать орфографическую зоркость.
5. Совместное «открытие» новых знаний.
Цель:
- формировать орфографическую зоркость,
- развивать умение распознавать и правильно писать слова с сочетаниями чу - щу;
- учить умению принимать учебную задачу, планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей, искать средства её осуществления, вносить коррективы в выполнение действий, проявлять инициативу и самостоятельность;
- способствовать развитию умений сотрудничать с учителем при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
6.Подготовка к объяснению домашнего задания. Проведение игры: «Лото».
Цель:
- объяснить правила игры;
- проверить практическое использование учащимися правил, изученных на уроке;
- вспомнить правило правописания слов с сочетаниями чу – щу.
7. Итог урока (рефлексия и оценивание).
Цель: выяснить у учащихся, что нового на уроке они узнали, что было интересным на уроке, а что было трудным, как дети оценивают свою работу на данном уроке.
8. Домашнее задание.
Цель:
- запланировать и проконтролировать выполнение домашнего задания;
- определить наиболее быстрое и эффективное объяснение выполнения домашнего задания.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Деятельность учителя. Деятельность учеников. Планируемый результат
Организует начало урока, проверяет готовность учащихся к уроку, положение учебных вещей, внешний вид учащихся.
Настраивает на работу:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли у тебя на месте,
Все ль в порядке:
Лежит ли ручка на столе,
Линейка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
Старательно трудитесь!
После слов учителя ученики проверяют учебные принадлежности. Ученики включаются в учебную деятельность.
2. Повторение пройденного материала.
Цель: учить учащихся ориентироваться в своей системе знаний, обнаруживать и формулировать учебную проблему, формировать умения учащихся писать слова с сочетаниями жи –ши, ча –ща; осознанно подходить к выбору и написанию словарных слов, развивать способность к осуществлению логических операций сравнения, классификации.
Повторение и актуализация необходимых знаний.
- Запишите в тетрадь число и «классная работа».
- Прежде чем начать изучение новой темы мы с вами повторим пройденный материал.
1.Повторение словарных слов. Проведение словарного диктанта.
- Проведем словарный диктант. Отгадайте загадки, отгадку запишите в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых надо запомнить. Если слово забыли, посмотрите его в орфографическом словаре:
Записывают в тетрадь число, «классная работа».
Ученики отгадывают загадки, ребусы.
Записывают словарные слова в тетрадь. Проверят написание слов по орфографическому словарю. Группируют слова по определенному признаку.
Планируемый результат: учащиеся учатся ориентироваться в своих знаниях; уметь пользоваться орфографическим словарем; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;
использовать знаково-символические средства представленной информации; оценивать результаты своей деятельности.

Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток (тетрадь).
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души (пенал).

Шапка, шарф, пальто, платье – это…(Одежда)
Старик – шутник: на улице стоять не велит,
За нос домой тянет (Мороз).

- Посмотрите на экран диапроектора. На экране вам предлагают отгадать ребусы: платок, сапоги.
- Прочитайте, какие слова вы записали. Объедините слова в группы по определенному признаку. Какое слово лишнее? (мороз). Как эти группы назовем: учебные предметы: пенал, тетрадь; одежда: платок, сапоги. Проверьте свою работу и исправьте ошибки с помощью образца на экране диапроектора.
Проверяют свою работу по образцу на экране диапроектора.
2. Повторение правил: «Правописание безударных гласных в словах».
- Ребята давайте вспомним правило «Правописание безударных гласных в корне слова» (дети рассказывают правило). Посмотрите на экран диапроектора. Отгадайте ребусы, запишите слова (один ученик работает у доски). Дети записываю слова: столбы, гроза, шарфы. Вспоминают и проговаривают вслух правило «Правописание безударных гласных в корне слова».
Отгадывают ребусы, записывают слова у доски, с устным объяснением правописания слова.
Планируемый результат: учащиеся должны уметь наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме безударных гласных звуков; объяснять, как проверить обозначение безударного гласного звука на письме; оценивать результаты своей деятельности.
3. Проведение тестирования (ученик выполняет задание на компьютере):
Впиши пропущенные буквы.
За г..рами, за л..сами,
За широкими м..рями,
Не на небе – на з..мле
Жил ст..рик в одном с..ле. П. Ершов
Взаимопроверка.
Выполняют задание на компьютере.
Планируемый результат: учащиеся должны уметь применять навык написания и проверки безударных гласных в корне слова; оценивать результаты своей деятельности.
4.Учитель: Вспомните! Какие еще правила, вы изучали на прошлых уроках? ( Дети отвечают: «Правописание жи – ши, ча – ща»). Перед вами лежат карточки.
- Какое задание вы должны выполнить?
- Вы правильно ответили. Молодцы!
Самостоятельная работа по карточкам. Вставить пропущенные буквы в слова: ужи, чижи, камыши, часы, пища, внучата.
Учитель проверяет работу. Вспоминают и проговаривают вслух правило «Правописание сочетаний жи - ши, ча – ща».
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос:
Деятельность учащихся:
- Вставить пропущенные буквы.
Выполняют задание на карточках.
Планируемый результат:учащиеся должны применять правило написания сочетаний жи – ши, ча – ща; уметь анализировать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, сравнивать произношение гласного звука в них с его обозначением на письме; применять правило написания слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща.
3.Физкультминутка.
Цель: снять умственную нагрузку, дать работу различным группам мышц.
Деятельность учителя. Деятельность учеников. Планируемый результат
Учитель проводит физкультминутку.
- Ребята поиграем в игру. Правила игры: «Если услышите в слове звук, всегда обозначающий мягкий согласный звук, то хлопните в ладоши и присядьте». Слушайте слова внимательно.
Учитель читает следующие слова: чулок, сапог, мешок, йод, песок, молоток, щенок, щука, круг, куча.
- Молодцы! Теперь я уверена, что вы знаете согласные звуки, которые бывают только мягкими.
Внимательно слушают правило игры.
Выполняют движения в соответствии с правилом игры.
Снятие умственной нагрузки.
4. Словарная работа.
Цель:
- познакомить с новым словарным словом «класс» (презентация: отгадывание загадки, лексическое значение слова);
- формировать орфографическую зоркость.
Деятельность учителя. Деятельность учеников. Планируемый результат
Учитель загадывает загадку: «Помещение для занятий в школе».
- Назовите отгадку.
- Посмотрите в орфографическом словаре правописание слова «класс».
- Объясните лексическое значение слова. Посмотрите на диапроектор и прочитайте лексическое значение слова.
- Сколько слово «класс» имеет лексических значений.
Запишите слово в тетрадь, подчеркните буквы, написание которых надо запомнить. Отгадывают загадку.
Учащиеся: Называют отгадку: «Класс».
Находят словарное слово «класс» в орфографическом словаре.
С помощью учителя (презентация) объясняют лексическое значение слова.
Отвечают на вопрос учителя.
- Слово «класс» имеет пять лексических значений.
Учащиеся записывают словарное слово «класс» в тетради, подчеркивают буквы написание, которых надо запомнить. Планируемый результат учащихся: запомнить написание словарного слова «класс», уметь пользоваться орфографическим словарем, участвовать в диалоге; слушать и понимать других.
5. Совместное «открытие» новых знаний.
Цель:
- формировать орфографическую зоркость,
- развивать умение распознавать и правильно писать слова с сочетаниями чу - щу;
- учить умению принимать учебную задачу, планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей, искать средства её осуществления, вносить коррективы в выполнение действий, проявлять инициативу и самостоятельность;
- способствовать развитию умений сотрудничать с учителем при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Изучение новой темы.
1.Учитель :
- Ребята посмотрите на экран диапроектора. Прочитайте слова: чюмазый, чючело, чудесный, ищю, тащю, свищу.
- Скажите, правильно ли написаны слова?
- Кто догадался, какое правило, мы будет изучать сегодня на уроке? Самостоятельно составляют правило: «чу – щу пиши с буквой «у».
- Как нужно правильно писать сочетания чу – щу?
- Напишите слова правильно: чумазый, чучело, чудесный, ищу, тащу, свищу.
-Подчеркните в словах сочетания чу – щу.
- Проверьте свою работу по образцу на экране диапроектора. Исправьте ошибки.
Учащиеся: читают на экране диапроектора слова: чюмазый, чючело, чудесный, ищю, тащю, свищу.
Отвечают на вопрос учителя.
- Слова написаны с ошибками.
- Сегодня мы будем изучать правило правописания сочетаний чу – щу.
- Сочетания чу – щу пишем только с буквой у.
Исправляют ошибки в словах.
Записываю слова в тетрадь.
Подчеркивают в словах сочетания чу – щу.
Проверят работу по образцу на экране диапроектора.
Планируемые результаты учащихся: исправляют ошибки в тетради. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; формулировать выводы по результатом наблюдений; знать и применять правило написания слов с сочетаниями чу – щу; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивать результаты своей деятельности.
2.Чтение сказки.
Учитель:
– Я прочитаю вам сказку. Вы меня внимательно послушаете. На экране диапроектора написаны правила «Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу». Повторите правила еще раз. Учитель читает сказку: «Сказка о том, как поссорились буквы».
Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я.
Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ.
- Как вы думаете почему буквы поссорились?
- Почему вести так как вели себя буквы Ы, Ю, Я нельзя?
Отвечают на вопрос учителя.
- Потому что гласные Ы, Ю, Я обманули шипящих Ж, Ш, Ч, Щ. Они не соблюдали правила игры.
- Вести себя так нельзя. Людей нельзя подводить и обманывать, потому что следующий раз тебе никто не поверит и не будет никто с тобой играть.
Планируемые результаты учащихся: учащиеся должны усвоить знать правило написания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
3.Работа по карточкам.
Учитель:
- Прочитайте стихотворение на экране диапроектора.
- На парте у вас лежит карточка с этим же стихотворением и заданием.
- Что нужно сделать в этом упражнении?
- Какое слово северные народы часто употребляют в быту?
- Что обозначает слово «чум»?
- Придумайте со словом предложение и запишите его в тетрадь.
Деятельность учащихся: Читают стихотворение на экране диапроектора.
Читают задание в карточке или на экране.
- Подчеркнуть карандашом в карточке сочетания чу - щу; найти слово, которое часто употребляют в речи северные народы, составить с ним предложение, записать предложение в тетрадь.
Отвечают на вопрос учителя.
- Это слово «чум»!
- Это слово для северных народов обозначает «Жилище».
Дети придумывают предложение со словом «чум».
Записывают предложение в тетрадь.
Планируемые результаты учащихся: применять правило написания слов с сочетаниями чу – щу;
уважать и любить свой народ;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой. Проведение зрительного диктанта.
Учитель:
- Сейчас мы проведем зрительный диктант. Зрительный диктант вы будете выбирать сами, то есть можно написать первый диктант, состоящий из двух строк, а можно написать зрительный диктант, состоящий из четырех строк. Выберите зрительный диктант самостоятельно.
Подчеркните изученные правила.
Дети выбирают зрительный диктант в зависимости от уровня своих возможностей.
Внимательно несколько раз читают и запоминают выбранный зрительный диктант. Записывают зрительный диктант в тетради по памяти. Проверят зрительный диктант по образцу. Уметь соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Планируемые результаты учащихся:уметь применять правило написания слов с сочетаниями чу – щу;
оценивать результаты своей деятельности.
5. Работа по учебнику (закрепление нового материала).
5.1.Выполнение упражнения 177 на странице 121.
Учитель:
- Ребята, откройте учебник на странице 121. Найдите упражнение 177. Прочитайте задание. Выполним упражнение устно.
Работают по учебнику «Русский язык 2 класса» Л.М.Зелениной, Т.Е. Хохловой.
Находят в учебнике упражнение 121 на странице 177.
Планируемые результаты учащихся:ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; уметь выделять в словах всегда мягкие согласные звуки; анализировать слова с сочетаниями чу – щу и сравнивать произношение гласного звука в них с его обозначением на письме; знать и уметь применять правило написания слов с сочетаниями чу – щу.
Учитель: прочитайте и ответьте на вопросы в рамочке:
- Какой звук слышится в начале слова «щука»?
- Что вы знаете об этом звуке? Если забыли правило повторите его на странице 119.
- Приведите примеры слов, в которых слышится звук «щ».
5.2. Выполнение упражнения 178 на странице 122.
Учитель: - Следующее упражнение 178 находиться на странице 122. Упражнение выполняется устно. Прочитайте задание к упражнению:
- Прочитайте слова. Произнесите только мягкие согласные в словах (звуки «ч» и «щ»).
5.3.Прочитайте правило на странице 122. Выучите правило наизусть.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы:
- В начале слова слышится звук «щ».
- Звук «щ» всегда мягкий.
Читают правила на странице 119.
Придумывают слова со звуком «щ».
Находят в учебнике упражнение 122 на странице 178.
Читают задание, вопросы к упражнению. Выполняют упражнение устно.
Отвечают на вопросы.
Читают и рассказывают наизусть правило на странице 122: «Сочетания чу и щу пишутся с буквой у».
6.Подготовка к объяснению домашнего задания. Проведение игры: «Лото».
Цель:
- объяснить правила игры;
- проверить практическое использование учащимися правил, изученных на уроке;
- вспомнить правило правописания слов с сочетаниями чу – щу.
6.Подготовка к объяснению домашнего задания. Проведение игры: «Лото».
Учитель объясняет правила игры «Лото»: составить слова из слогов (щу, чу, ща, ро, щи, до, ка, кле, ка)»; проверяет правильность составленных слов: щука, роща, клещи, чудо (устный опрос),
Дети самостоятельно составляют слова.
Дети устно называют составленные слова.
Планируемые результаты учащихся:знать правила игры; уметь применять правила игры в выполнении задания.
7. Итог урока (рефлексия и оценивание).
Цель: выяснить у учащихся, что нового на уроке они узнали, что было интересным на уроке, а что было трудным, как дети оценивают свою работу на данном уроке.
Учитель: Чем мы с вами сегодня занимались на уроке?
Учитель: Какие задания вам больше всего понравились? Показались трудными?
Учитель: Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?
- Оцените свою работу на уроке. В тетради нарисуйте флажок:
Красный – оценка «пять»;
Синий – оценка «четыре»;
Зеленная – оценка «три» .

Ученики делятся впечатлениями о выполнении заданий.
Ученики работают в тетради. Ставят себе оценку. Оценки сообщают учителю., приводят свои доводы оценивания своей работы на уроке. Формулировать выводы по результатам наблюдений; оценивать результаты своей деятельности.
8. Домашнее задание.
Цель:
- запланировать и проконтролировать выполнение домашнего задания;
- определить наиболее быстрое и эффективное объяснение выполнения домашнего задания.
Учитель:
- Откройте страницу 120, упражнение 174. Прочитайте задания: Образуйте и запишите слова с сочетаниями ча, ща. Подчеркните ча, ща.
- Ребята, на что похожи задания упражнения 174. Дети читают задания к упражнению вслух.
- Задание в упражнении 174 похоже на игру «Лото».
Мы уже выполняли и умеем выполнять это задание. Уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Скачать Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему "Правописание сочетаний чу – щу"

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова» Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс Анализ заданий учебников русского языка 2 класса Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Похожие статьи:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса

Программа профессионального самообразования учителя начальных классов | Конспект урока по учебному курсу "Социокультурные истоки" с презентацией, 1 класс. Образ Родины
Опубликовано: 1905 дней назад (11 января 2019)
Просмотров: 1539
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!