Семинар-практикум для педагогов-психологов ДОУ на тему "Развитие коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста"
Тема: "Развитие коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста"
Цель: повышение профессионального уровня специалистов психологической службы по развитию коммуникативной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты по вопросу формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста.
2. Познакомить практических психологов с методами диагностики по данному направлению.
3. Систематизировать и усовершенствовать практические умения по проведению коррекционно-развивающей работы с применением средств игротерапии.
4. Создать благоприятную атмосферу для творческой работы и общения.
1. Теоретические аспекты развития коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками становиться ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. Развитие сферы общения является необходимым условием, как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.
Особую важность эта проблема сформированности коммуникативной сферы приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу.
В дошкольном возрасте традиционно выделяются два пространства взаимодействия ребёнка с социумом. Это взаимодействие со взрослым и взаимодействия со сверстником.
Рассмотрим взаимоотношения ребенка со взрослым.
В период от рождения до семи лет последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым:
- ситуативно-личностная, в основе лежит потребность ребёнка в доброжелательном отношении взрослых (2-3 месяца);
- ситуативно-деловая, (от 6 мец. до 3-х лет) где основой выступает потребность сотрудничества, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства - предметно-манипулятивной деятельности;
- внеситуативно-познавательная форма общения которая существует в младшем и среднем дошкольном детстве от 3-х до 5 лет и в её основе лежит потребность в уважительном отношении взрослого;
- и к концу дошкольного детства ( от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения - внеситуативно-личностная, возникающая на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании.
Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей коммуникативного общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого развитие коммуникативного общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается.
Исследования Е.О. Смирновой, Р.И. Терещук, В.М. Холмогоровой показали, что примерно к четырем годам для ребенка сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Развитие коммуникативного общения ребенка 4-7 лет со сверстником также проходит ряд этапов.
На первом этапе (4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое проявляется в параллельных действиях детей.
На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность - потребность в уважении и признании сверстника.
На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности - содержание общения отвлекается от наглядных ситуаций, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. В коммуникативном общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми. Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей.
Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.
Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
Столь широкий диапазон детских контактов определяется больший разнообразием коммуникативных задач которые решаются в этом общении. Если взрослый остается для ребенка до конца дошкольного возраста в основном источником оценки, новой информации и образцом действия, то по отношению к сверстнику уже с трех-четырехлетнего возраста ребенок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач: здесь и управление действиями партнера, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра соответствующих действий.
Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.
Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения, которая выражает степень напряженности потребности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, не заданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т.д. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако не регламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста. Еще одна особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.
Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.
Одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в детском саду является формирование коммуникативной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками.
Коммуникативная компетентность – умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях (В.Н. Куницына).
Компетентность в современной психологии понимается как сочетание знаний, опыта и способностей человека (Г.А. Цукерман).
То есть, коммуникативная компетентность, в отличие от коммуникативных умений и навыков (те качества, которым можно научить, упражняя в использовании существующих в культуре средств и способов достижения целей), предполагает наличие качеств, которые позволяют человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения.
Коммуникативная компетентность в процессе реального общения, проявляется в способности ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности и др.), направленности на другого, чувствительности к сверстнику.
Данное свойство может проявляться в активности, инициативности, желании помочь, поделиться, возможности учитывать и понимать точку зрения другого, способности оценить деятельность сверстника в процессе общения.
В основе коммуникативной компетентности лежит сформированность адекватного образа сверстника, который включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты.
Условно
можно выделить три составляющие образа сверстника:
Познавательный аспект образа сверстника включает:
1) знание норм и правил общения и взаимодействия со сверстниками;
2) дифференцированный образ сверстника (знание внешних особенностей, желаний, потребностей, мотивов поведения, особенностей деятельности и поведения другого);
3) знание и понимание эмоций другого человека;
4) знание способов конструктивного выхода из конфликтной ситуации.
Эмоциональный аспект образа сверстника включает:
1) положительное отношение к сверстнику;
2) сформированность личностного типа отношения к сверстнику (то есть преобладание чувства «общности», «сопричастности» (понятие Е.О. Смирновой) над обособленным, конкурентным отношением к сверстнику).
Поведенческий аспект образа сверстника включает:
1) умение регулировать процесс общения и взаимодействия с помощью правил и норм поведения;
2) умение выражать и достигать собственных целей общения с учетом интересов сверстника;
3) способность конструктивного сотрудничества;
4) способность к просоциальным действиям в процессе общения со сверстниками;
5) умение разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами.
Безусловно, выделенные компоненты коммуникативной компетентности неразрывно связаны между собой и в реальном процессе общения их трудно разделить.
Познавательный, эмоциональный и поведенческий компонент адекватного образа сверстника образуют центральное качество, определяющее коммуникативную компетентность – чувствительность к воздействиям сверстника.
В дошкольном возрасте детям доступны три варианта проявления коммуникативной компетентности:
• в ситуации достижения собственных целей общения, взаимодействия с учетом особенностей партнера по общению (что-то попросить, договориться о принятии в игру, что-то узнать, уточнить и т. д., при этом не вызывая отрицательного отношения со стороны партнера по общению);
• в ситуации достижения цели совместными усилиями (организация и проведение игр, совместные задания, упражнения, подвижные игры, выполнение поручений и т. д.);
• в ситуации форм поведения проявляются просоциальные поступки (содействие, сочувствие, бескорыстная помощь, взаимовыручка).
Все эти ситуации проявления коммуникативной компетентности связаны с чувствительностью к сверстнику, способности ориентироваться на другого, сформированность познавательного, эмоционального и поведенческого компонента образа сверстника.
Педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение всего образовательного процесса и поэтому должен проводить целенаправленную спланированную работу направленную на развитие социально-коммуникативной сферы.
Первым этапом в данном направлении должна быть диагностика.
Диагностика развития коммуникативной сферы направлена на:
- изучение представлений о сверстнике (его социальных и личностных качествах), степень дифференцированности и эмоциональное отношение к сверстнику (Методика «Я и мой друг в детском саду»);
- оценка уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации совместной деятельности и осуществления сотрудничества. (Методика «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной; экспериментальная проблемная ситуация «Горошина»);
- оценка уровня знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми ( на основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой);
- определение социометрического статуса в группе сверстников (Методики вербального выбора "День рождение", аналогичные методики "Секрет", "Капитан корабля", "Два дома").
Вторым этапом является коррекционно-развивающяя работа с детьми направленная на формирование навыков эффективной коммуникации средствами игротерапии.
Работа осуществляется по двум направлениям:
1. Первое направление реализуется по линии развития у ребёнка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. То есть, проводится работа по формированию восприятия сверстника на положительном эмоциональном уровне, развитию общих игровых интересов, делового сотрудничества, партнёрства а так же развитию вербальных навыков. Приведу
варианты игр:
Игра «Небоскреб»
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде. Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка. Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
Упражнение "Совместный рисунок"
Цель: которого отработка навыков сотрудничества, развитие коммуникативной компетенции, умений согласовывать свои действия с партнером. Детям предлагается нарисовать общий рисунок на заданную тему. Для выполнения данного задания я использую прозрачный мольберт из оргстекла.
Игра «Секрет»
Цель: умение находить общий язык со сверстниками, развивать добрые, тёплые отношения между детьми. В ходе игры ведущий всем участникам раздаёт «по секрету» из красивого сундучка «пуговицу, брошку, бусинку и т. п. » кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Дети ходят по группе, ищут способы уговорить каждого показать свой секрет.
Упражнение «Сиамские близнецы»
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия.
Дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мел¬ки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
Игра «Заводные игрушки»
Цель: Снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости. С помощью считалки выбирается «продавец» и «покупатель». Остальные дети «заводные игрушки», они смирно сидят на полках. «Покупатель «входит в магазин, здоровается с «продавцом», выбирает себе «игрушку». «Продавец» дает ему ключик, «покупатель» заводит ее. «Игрушка» выполняет характерные движения (петушок – кукарекает, кошка, собака, поросенок, медведь и т. д.).
Игры-ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
4. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
5. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
2. Второе направление состоит в развитии у ребёнка способности воспринимать и использовать различные невербальные коммуникативные средства (визуальные, жестовые, эмоционально-мимические, пантомимические).
Игра «Разговор через стекло»
Цель: развить умение мимику и жесты.
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.
Упражнение «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый даёт задания:
- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
- снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
"Зеркало"
Детям предлагается игра: "Ребята, вы любите смотреться в зеркало? Оно всегда "повторяет" то, что делаете вы. Давайте попробуем поиграть в зеркало. Один из вас будет показывать какие-то движения, а остальные будут зеркалом, которое будет повторять все показанные движения".
"Садовник" (Е.О. Смирнова)
Дети разбиваются на пары (пару можно выбрать по цвету глаз, одежды и т. д.). Один из детей изображает садовника, другой – "цветок" (ребенок сам выбирает, каким цветком, он будет). Садовник изображает, как он сажает семечко, ходит за водой, поливает его, окучивает, восхищается своим цветком. "Цветок" изображает как он растет, раскрывает бутоны, улыбается садовнику и солнышку.
Таким образом, игра как ведущий вид деятельности дошкольника, является основным методом формирования коммуникативных умений ребенка. Она способствует пониманию ребёнком себя, борьбе с закрепощенностью и замкнутостью, обучению вербальным и невербальным способам общения, выражению эмоций, взаимодействию и сотрудничеству с окружающими, развитию умения слушать и слышать, обмениваться информацией с другими людьми.
Тренинг для педагогов психологов "Искусство общаться"
Цель тренинга: развитие коммуникативной компетентности педагогов-психологов.
Задачи:
• развить умение находить подход к людям;
• развитие умения невербального средства общения;
• обучить эффективным способам общения.
Актуальность тренинга:
Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.
В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Очень важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.
Существует китайская поговорка:
“Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”
Тренинг – это тренировка души, разума и тела, это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах, и, конечно же, это увлекательное и живое общение интересных людей.
Вывод: Мы с вами понимаем, что, выступая перед своими коллегами, выполняя какое-либо задание, мы с вами попадаем поневоле в ситуацию стресса, когда наша память и восприятие ухудшаются. И тогда у нас появляется возможность обратиться за помощью к окружающим и получить ее. И это возможно сделать безопасно для себя в рамках тренинга.
Правила работы в тренинге
- Называть друг друга по имени
- Говорить от своего имени: «Я думаю», «Я чувствую».
- Уважать говорящего, уметь слушать
- Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы.
- Подходить к заданием с юмором.
Упражнение "Согласованные действия"
Цель: развитие мимики, пантомимики, пластики, выразительности движений.
Сначала участники становятся в круг затем делятся на пары.
1. Передать по кругу:
- стакан с горячим чаем;
- тарелку с супом;
- таз с мокрым бельем;
- пушинку;
- котёнка;
- старинную бабушкину вазу.
- мешок с картошкой.
2. Изобразить в парах:
- перетягивание каната;
- перестановка мебели;
- внести бревно и распилить его;
- внести ковер и выбить его;
- утешение обиженного;
- встреча друзей после долгой разлуки;
- помочь друг другу перейти через лужу;
- идете по лесу, где много комаров;
- болеете на стадионе во время хоккейного матча;
- играете в снежки;
- уступаете свое место в транспорте кому-то другому;
- растапливаете печь;
- поднимаете гирю;
- ищите что-либо в темной комнате;
- перед зеркалом любуетесь на себя в новом платье;
- гребля в лодке.
Упражнение "Зарисуй пословицу"
Участникам необходимо зарисовать пословицу или поговорку на листе так, чтобы был передан смысл. Затем участник демонстрирует нарисованное, а другие угадывают.
Варианты пословиц:
1. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
2. Одна голова хорошо а две ещё лучше.
3. У медали две стороны.
4. У семи нянек дитя без глазу.
5. Работа не волк в лес не убежит.
6. Комар носа не подточит.
Упражнение «Семь богатырей»
Цель: в упражнении отрабатываются коммуникативные навыки, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.
Психолог. Предлагаю Вам, потренировать умение своё умение убеждать, вспомнить и разыграть сказку А. С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. Просмотр эпизода. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.
Группа делится на команды по 3–4 человека, кроме одной участницы, которая будет играть роль царевны. Группам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.
После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какое выступление ей понравилось больше всего, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.
Упражнение "Герой мультфильма"
Цель: упражнение тренирует коммуникативные навыки, умение задавать вопросы, невербальную коммуникацию, умение разрешать проблемы.
Психолог. У вас на голове надета маска с нарисованным героем мульфильма. В течении 3 минут Вам нужно, не снимая маску, угадать героем какого мультфильма вы являетесь. Вы должны задавать остальным участникам вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», например «Это животное?», «Оно доброе?», "Оно может летать?" и т. д. Нельзя задавать никаких других вопросов, кроме вопросов, на которые можно ответить «да» и «нет»".
Упражнение «Контрабандисты»
Цель: направлено на повышение коммуникативной компетенции.
Психолог вызывает несколько добровольцев (от трех до пяти). Выводит их за двери тренингового зала. Там одному из этой группки вручается какой-то небольшой предмет, который можно спрятать в кармане: ручку, колпачок от ручки, маленький степлер, свернутую бумажку (записку), маленький пакетик с приправой, фишку для покера и т.п. Данный участник прячет эту вещь в карман и обещает не вытаскивать ее, пока не получит разрешение от ведущего.
Все возвращаются в тренинговый зал. Объясняется, что эти несколько человек - "контрабандисты", якобы они незаконно провозят что-то (шариковые ручки, степлеры, приправы и т.д.). В данный момент лишь у одного из "команды контрабандистов" есть незаконный товар. Другие "контрабандисты" это знают, но ни за что не скажут. Они могут всячески врать, выкручиваться, сваливать вину друг на друга, говорить даже что это они сами обладают запрещенным товаром. Среди лжи "контрабандисты" могут сказать и правду, у них на это полное право.
Задача остальных участников - "расколоть" контрабандистов, выяснить путем опроса, кто же на самом деле "с товаром". В конце опроса каждый из опрашиваемых должен четко проговорить свою позицию, назвав предполагаемого нарушителя. После этого ведущий подает знак обладателю "товара", тот его достает и демонстрирует.
В конце проводится обсуждение:
• Какой тактики лучше было придерживаться "контрабандистам"?
• Какой тактики лучше было придерживаться наблюдателям?
• Какие внешние признаки проявляют ложь человека?
• По каким признакам можно определить искренность?
• Кто из "контрабандистов" особенно хорошо играл?
Рефлексия. Упражнение «Дело в шляпе».
В основу упражнения направленного на рефлексию был положен метод шести шляп — разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, различных мероприятий, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.
Описание
Педагоги передают шляпы друг другу под музыку, когда заканчивается музыка те, у кого в руках остались шляпы, дают оценку проведенному мероприятию согласно той роли которая написана у них на шляпе.
"Белая шляпа" (реалист): Основная отличительная черта этого участника — беспристрастность, а его задача заключается в том, чтобы просто регистрировать факты, избегая их оценки. Его высказывания информативны, но эмоционально не нагружены, напротив, он ориентирован на то, чтобы при необходимости переводить эмоции на язык фактов, цифр и логики.
«Жёлтая шляпа» (оптимист, позитивщик): отвечает за активизацию позитивного мышления, участник находит достоинства, положительные моменты семинара.
«Чёрная шляпа» (критик): участник берет на себя роль главного критика и скептика, оперируя исключительно предоставленной объективной информацией, озвучивает что не понравилось, что необходимо усовершенствовать.
«Красная шляпа» (актёр): эта роль уже не так жестко привязана к фактам и разумным суждениям, она позволяет говорить о чувствах, эмоциях, ожиданиях. Участнику необходимо дать оценку психологической атмосфере во время работы, поделится какие чувства и эмоции испытывал он сам, оправдались ли его ожидания.
«Зелёная шляпа» (творец, генератор идей, изобретатель): ориентирована на творческий подход к проблеме, на поиск всевозможных путей ее решения — и традиционных, и оригинальных, инновационных. Какие новые знания получены, что из предложенного материала заинтересовало? Что будет применяться на практике?
«Синяя шляпа» (идеолог, стратег, философ): его задача подвести итог, обобщить полученный опыт, сделать вывод, обозначить перспективы, в целом дать оценку мероприятию.
Рекомендуем посмотреть:
Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Учимся, играя»
Семинар для педагогов ДОУ
Практикум для педагогов ДОУ. Организация мини-музея
Семинар - практикум для воспитателей ДОУ. Мои эмоции
Похожие статьи:
Семинар практикум для педагогов по теме: Снежинка своими руками
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей