Исследовательский проект на тему "Психологические особенности проявления агрессии дошкольниками"
Актуальность
Как показывает опыт психолого – педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и воспитателей. Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям.
В детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Воспитателям приходится нелегко с такими детьми: они не знают, как поступить с агрессивным ребенком.
Диагностика проявлений детской агрессивности в настоящее время представляет определенную сложность. С одной стороны, возрастная импульсивность детей, характерные для них эмоциональная возбудимость и чувствительность часто трактуются взрослыми как агрессивность. С другой – психологическая практика не может похвастаться большим количеством средств выявления индивидуальных качественных характеристик агрессивности и их возможных причин у детей.
На наш взгляд, актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, а также необходимостью профилактики и коррекции.
Объект исследования – проявление агрессивного поведения детьми в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – коррекционная программа, направленная на снижение агрессивного поведения дошкольников в условиях МДОУ.
Гипотезой нашего исследования, является предположение о том, что под воздействием коррекционной программы направленной на повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, эмпатии и игровой деятельности, преодоление внутренней изоляции, формирование способности видеть и понимать других, снизится уровень разных типов агрессивного поведения.
Целью данной работы является описание феномена агрессивного поведения дошкольников, составление диагностической и коррекционной программы для оказания психолого-педагогической помощи детям с агрессивным поведением.
В задачи входит:
1. Изучение феномена детской агрессивности по источникам психологической литературы.
2. Составление программы диагностики с целью выявления детей с агрессивным поведением и определения типа агрессивности.
3. Подбор коррекционных методик для проведения с детьми. Составление коррекционной программы.
4. Составление рекомендаций для педагогов.
5. Составление рекомендаций для родителей.
Практическая ценность работы заключается в том, что будет создан диагностика - коррекционный комплекс по проблеме агрессивного поведения детей в условиях детского сада.
1.Теоритический анализ литературы по проблеме проявления агрессии у детей дошкольного возраста.
1.1. Агрессия и агрессивность: виды, основные концепции.
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.Агрессивность – это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном, враждебном отношении человека к человеку, животным, предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и не спровоцированным агрессивным действиям.
Выдающийся психолог и философ Э. Фромм, подразделяет агрессию на «злокачественную» - «страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать» и «доброкачественную» - «поведение, связанное с самообороной и с ответной реакцией на угрозу». Обще принятым считается, что у детей дошкольного возраста отмечается в основном доброкачественная агрессия, которая представлена псевдоагрессией и оборонительной агрессией. К псевдоагрессии относятся такие виды, как непреднамеренная агрессия и агрессия как самоутверждение.
Непреднамеренная агрессия – случайное нанесение вредя человеку. В детском коллективе достаточно распространена. Не проходит и недели, чтобы кто-нибудь кого-нибудь не толкнул и не ударил случайно. И каковы бы ни были последствия этих случаев, их наличие говорит лишь о том, что ребенок расторможен, чрезмерно возбудим. Он не чувствует «тормозов» в игре или шалости и в результате сносит все на своем пути. Агрессия как попытка самоутвердиться проявляется у дошкольников и в игре и в общении с родственниками. В игре ребенок как бы «отрабатывает» нарождающиеся лидерские тенденции, становясь ситуационным лидером, у которого имеются подчиненные, слушающие его распоряжения . В общении с родными ребенок проявляет замашки диктатора, «тестирующего» своих родных на устойчивость нервной системы и уровень дозволенного.
Оборонительная агрессия - очень типична для детей дошкольного возраста. Ее специфическая особенность в том, что она сопровождается гневом . А гнев- это реакция ребенка на нарушение значимой для него системы витальных ценностей (которая для каждого может иметь свои специфические черты). Для одного значимым может быть лишь факт физического оскорбления, для другого - отнятая игрушка, для третьего - оскорбительное слово. В результате ребенок начинает протестовать. Но и эти реакции имеют четкую связь с типом высшей нервной деятельности. Слабый застенчивый ребенок, заплачет, побежит жаловаться, сильный застенчивый, по своему психотипу ребенок даст сдачи.
Известен еще один вид детской агрессивности – инструментальная агрессия, которая преследует определенную цель: обеспечить, достать то, что необходимо и желательно. Огромные сложности появляются у родителей с избалованными детьми, каждое «хочу» должно быть выполнено любой ценой.
Взгляды относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявления.
Рассмотрим агрессию как инстинктивное поведение: психоаналитический подход З. Фрейда.
В своих ранних работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни. Фрейд постепенно пришел к более мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил существование второго основного инстинкта, танатоса – влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни, (то есть эросом) и его разрушением (танатосом). Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума.
В контексте наших исследований рассмотрим теорию фрустрации – агрессии. Доллардом и его коллегами были сформированы
два положения теории фрустрации-агрессии:
Фрустрация всегда приводит к агрессии, в какой либо форме.
Агрессия всегда является результатом фрустрации.
При этом не предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения, вызывает агрессию напрямую; считается, что она провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает проявление или поддерживает агрессивное поведение.
Рассмотрим агрессию как приобретенное социальное поведение.
Теория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения.
Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление и 3) условий, при которых они закрепляются.
Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения». Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а так же нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно. Хотя в теории социального научения особо подчеркивается роль научения путем наблюдения и непосредственного опыта в усвоении агрессии, вклад биологических факторов не отрицается. Как в случае любой двигательной активности, совершение агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов. Проще говоря, нервная система участвует в осуществлении любого действия, включая и агрессивное. Однако влияние этих основных структур и процессов ограничено.
Рассмотрим, как влияет на проявление агрессии непосредственный опыт.
Один из важных способов усвоения человеком широкого диапазона агрессивных реакций – прямое поощрение такого поведения. Получения подкрепления за агрессивные действия. Повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Положение о том, что люди научаются агрессии, по крайней мере, некоторым ее формам, в настоящее время принимается очень многими (например, Бандура, Зильманн) [9, с.48]
Рассмотрим научение посредством наблюдения. В то время как непосредственный опыт, видимо, играет важную роль в усвоении агрессивных реакций, по мнению Бандуры, научение посредством наблюдения оказывает большое воздействие. [9, с.49]
В исследованиях дети и взрослые легко перенимают новые для них агрессивные реакции, к которым ранее не были предрасположены, просто в процессе наблюдения за поведением других людей. Дальнейшие исследования показали: нет необходимости демонстрировать вживую на сцене социальные образцы подобного поведения – их символического изображения в кинофильмах, телепередачах и даже в литературе вполне достаточно для формирования эффекта научения у наблюдателей. Таким образом, мы рассмотрели в теоретических обоснованиях взгляды относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление.
В данной работе мы будем акцентировать внимание на теории социального научения, предложенной А. Бандурой.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. В теории инстинктов, рассматривается агрессивное поведение, как врожденное.
2. Теория фрустрации – агрессии, предложенная Доллардом, согласно которой, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии.
3. Теоретическое направление, сформированное А.Бандурой, рассматривает агрессию, прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения.
1.2. Формирование агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемыхмасс-медиа. В этом аспекте мы рассмотрим действие каждого из трех источников.
Влияние семейных взаимоотношений на проявление агрессии.
Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий, вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Именно в лоне семьи, ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами – вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.
Прежде чем обратится непосредственно к семейным взаимоотношениям, следует отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифицирует как раз те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности, - один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей, и каков характер отношений между ними. К неполным семьям предъявляются особые требования. Можно выделить три типа таких семей: первый тип — это когда один родитель ушел, а оставшийся не вступил в повторный брак; второй тип — одинокий человек официально усыновил ребенка; третий — незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна.Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и ее детей. Проблема состоит в том: сможет ли семья, состоящая только из одного взрослого, создать условия для личностного роста детей и взрослого?
Проблема неполной семьи в том, что ребенку трудно создать целостное представление о мужчинах и женщинах. Оставшемуся же родителю нетрудно создать у него негативное представление об отсутствующем родителе, особенно если расставание было связано с разводом, уходом или чем-то, причиняющим сильную боль. Женщина, остающаяся с детьми без мужа, должна очень постараться, чтобы ее ребенок не подумал, что «все мужчины плохие». Мальчик, который это слышит, с трудом поверит, что быть мужчиной хорошо. А если он не чувствует, что это хорошо, то , как же он может почувствовать, что он сам хороший?
Женщина может иметь весьма одностороннее представление о том, что из себя , представляют мужчины. И это усложняет ее взаимоотношения с ними. В то же время мать невольно может взвалить на старшего сына роль мужа, лишая его , таким образом , сыновней позиции.
Другой тип семей, где отцы являются единственными родителями, становится все более распространенным. Если отец чувствует, что не может полностью удовлетворить все потребности своих детей, он может пригласить домашнюю работницу для помощи по дому и присмотру за детьми. Но может ли она удовлетворить потребность ребенка в материнской ласке? Многое зависит от ее личных качеств, от отношения отца к детям и от них самих.
Подобная ситуация очень непроста, она требует большого тер пения и понимания со стороны каждого ее участника.
Наконец, поскольку дети в неполной семье не могут наблюдать отношения между мужчинами и женщинами, то они вырастают, не имея целостной модели этих отношений.
Однако все эти проблемы разрешимы. Женщина-мать вполне может иметь адекватную, принимающую установку по отношению к мужчинам и быть достаточно зрелой, чтобы не создавать у детей негативного представления о них. Она может помочь своим детям установить добрые и близкие отношения со взрослыми муж чинами, которых она знает и уважает. Это могут быть ее родители, друзья ее мужа или ее собственные друзья. Прежде чем предложить ребенку роль помощника в семье, мать объяснит ему, что быть ответственным за какую-то важную часть семейной жизни совсем не значит отказаться от своей сыновней роли. Например, естественно, что, если мальчику семнадцать лет, ему легче, чем матери, повесить шторы на окна, ведь он уже достаточно высокий, чтобы выполнить эту работу. Вешание штор или выполнение любого другого дела, в котором матери требуется помощь, не озна чает, что сын должен взять на себя постоянную роль равноправного помощника.
Мальчики в неполной семье сталкиваются с серьезнейшей проблемой: заласканные матерью или убедившиеся в том, что в обществе главенствуют женщины, они начинают чувствовать, что мужчины — ничтожество. Очень часто мужское стремление оберегать беспомощную мать вынуждает их отказаться от собственной, независимой жизни. В итоге многие мальчики остаются со своими матерями и просто не представляют своих собственных гетеросексуальных влечений; или же они восстают против матери и убегают из дома с чувством, что все женщины — враги. Мучимые чувством вины, они или плохо обращаются с женщинами, или поклоняются им, часто портя себе всю оставшуюся жизнь.
Девочка в неполной семье тоже может получить искаженное представление об отношениях между мужчинами и женщинами. Ее собственная половая идентификация может быть очень изменчивой: она или готова на роль прислуги — дает все и ничего не получает, или чувствует, что может все делать самостоятельно и быть совершенно независимой.
Конечно, существуют специфические моменты, связанные с наличием только одного из родителей в семье. Во-первых, это особое положение остающегося родите ля, которому будет недоставать моральной, социальной и материальной поддержки, обычно предоставляемой супругом. Когда дела идут плохо, родитель-одиночка вынужден искать совета и помощи вне семьи. Общество в свою очередь оказывает давление на незамужнюю мать и на ушедшего из семьи родителя. Во-вторых, сам ребенок подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца или матери. В-третьих, ребенок оказывается лишенным возможности наблюдать близкие и гармоничные отношения между двумя взрослыми людьми. Это может сказаться в более позднем периоде его жизни на его собственных брачных отношениях. В-четвертых, если в семье остается родитель противоположного пола, у ребенка будет отсутствовать возможность половой идентификации. Чтобы лучше понять, почему возможно говорить о корреляции между детской агрессивностью в полных – неполных семьях, ниже мы рассмотрим более специфические аспекты семейных отношений, которые могут объяснить эту взаимосвязь.
Несколько исследований, которые проводились Лефковитцем, Хьюсманом и др. продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре «родители – ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям. Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающим для научения агрессивному поведению.
Исследователи подчеркивают важность взаимоотношений между братьями и сестрами для развития агрессии: «…исходя из этих данных, представляется, что наличие насилия во взаимоотношениях между детьми в одной семье… оказывает большее, чем все прочие семейные взаимоотношения, влияние на социализацию индивида, результатом которой становится усвоение силовых моделей поведения». Паттерсон сообщает, что «…братья и сестры – это учителя… в том самом процессе, который разрушает им жизнь». Он обнаружил, что братья и сестры агрессивных детей более склонны отвечать на нападение контратакой, чем братья и сестры обычных детей – что повышает вероятность продолжения и эскалации силового противостояния. Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольшей интерес социологов, – это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства – позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.
Выделяют три стиля родительского общения с детьми: авторитетный, авторитарный и снисходительный.
Авторитетный родитель – предпочитает не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, и не ленясь, лишний раз похвалить своего ребенка. Такие родители требуют от детей осмысленного поведения, стараются помочь им, чутко относятся к их запросам, но вместе с тем, такие родители могут проявлять жесткость, столкнувшись с капризами своих детей. Дети таких родителей любознательны, общительны, стараются обосновать свою точку зрения, а не навязать, они ответственно относятся к своим обязанностям.
Авторитарный родитель – раздражительный, склонный к конфликтам с детьми. Авторитарный родитель считает, что детям не следует предоставлять слишком много свободы и прав, и что они во всем должны подчиняться их воле и авторитету. Наиболее частый способ общения с детьми это запугивания и угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалу, поэтому редко между этими родителями и детьми возникают чувства привязанности. Такие дети с трудом устанавливают контакты с другими детьми из-за своей постоянной подозрительности, настороженности и выраженной враждебности к окружающим. Такие дети угрюмы, тревожны, агрессивны и вследствие –несчастны.
Снисходительный родитель – такие родители не склонны контролировать своих детей, позволяют им поступать так, как они хотят. Они не требуют от них ответственности и самоконтроля. Такие дети импульсивны, раздражительны, агрессивны и несдержанны.
Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В общем и целом выявлено, что жесткие наказания связанны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем ассоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.
В некоторых экспериментах изучался эффект от вмешательства родителей при агрессии между братьями – сестрами. Фельсон и Руссо утверждают, что подобный шаг со стороны родителей может на самом деле потворствовать развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут их сторону, они не колеблясь вступают в конфликт с более сильными противниками. Подобное вмешательство родителей приводит к тому, что младшие дети первыми выходят на тропу войны. Отсюда несколько неожиданный вывод – «без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между их детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте». Свыше трехсот учащихся начальной школы (у которых был, по крайней мере, один брат или сестра) и их родители были опрошены на предмет того, каким образом родители наказывают детей за драку, как часты в их семье случаи вербальной и физической агрессии и кто из детей бывает зачинщиком. Исследователи обнаружили, что младшие братья или сестры чаще начинают драку. Кроме того дети редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают никого из детей, и часто проявляют агрессию, если наказывают старших. Это свидетельствует о том, что наказание увеличивает вероятность возникновения агрессии. Таким образом, можно сделать вывод, что агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются детьми, где отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Дети, выбирая методы выяснения в отношениях братьями и сестрами, бездумно копируют их с методов разрешения семейных конфликтов, используемых их родителями. Дети, наблюдавшие агрессию у взрослых, склонны вести себя во взаимоотношениях с окружающими агрессивно.
Рассмотрим взаимодействие со сверстниками.
Дети усваивают различные модели поведения (как приемлемые, так и неприемлемые социально) в ходе взаимодействия с другими детьми. И различные формы агрессивного поведения также возникают при общении со сверстниками. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Шумные игры – в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются причинить друг другу какой то вред – фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Дети говорят, что им нравится их партнеры по шумным играм, и они редко получают травмы во время таких игр.
Существуют также свидетельства, полученные при изучении детей, посе ш авших дошкольные учреждения, что частое общение со сверстниками может быть связано с последующей агрессивностью. Хакинс сообщает, что дети, которые в течение пяти лет перед школой регулярно посещали детский сад, оценивались учителями как более агрессивные, чем посещавшие детский сад менее регулярно. Можно предположить, что дети, которые чаще «практиковались» в агрессивном поведении со сверстниками ( например, в детском саду), успешнее усвоили подобные реакции и скорее способны применить их в других условиях (например, в школе).
Рассматривая влияние средств массовой информации, вероятно, наибольшую озабоченность у родителей, и в обществе вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь и вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. Так, Уильямс, Забрак и Джой сообщают, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вешания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, даже ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, многие люди выражают озабоченность в связи с тем, что подобная «видео- диета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. И не случайно эта тема, представляющая особый интерес для психологической науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.
Как предполагает Хьюсманн, зависимость между наблюдением насилия и агрессивностью нельзя назвать однозначной. Неверно, что, посмотрев свою любимую остросюжетную программу, где герои иногда совершают агрессивные поступки, дети готовы сорваться и накинуться на любого, кого угораздило встретиться у них на пути. Судя по проценту положительных результатов в большинстве исследований, вероятность более яркого проявления агрессивных наклонностей после просмотра подобных материалов, скорее всего, невелика. Так как существует огромное количество факторов, влияющих на количество осуществленных агрессивных действий, так что воздействие любого из них по отдельности, видимо, очень мало. В итоге, в то время как имеющиеся свидетельства дают реальное подтверждение гипотезе, что высокий уровень насилия характерный для современной кино- и телепродукции, предположительно, оказывает, наряду с другими факторами, свое влияние на осуществление некоторых видов агрессивного поведения, не следует переоценивать важность этой зависимости.
Таким образом,
можно сделать следующие выводы:
1. Агрессивные проявления детей обнаруживаются на этапе первичной социализации – в семье, если реакция родителей на неправильное (нежелательное) поведение ребёнка предопределяет такое поведение.
2. Развитие или предупреждение агрессивного поведения зависит от стиля родительского общения.
3. Дети обучаются агрессивному поведению при взаимодействии со сверстниками, именно там они узнают о преимуществах агрессивного поведения во время игры.
4. Современные средства массовой информации способствуют агрессивному поведению личности.
2. Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
2.1. Диагностика разных форм агрессивного поведения.
Исследование проводилось на базе МДОУ № 170 «Золушка» г. Донецка с 19. 01. 2019 по 25.04.2020 г. Было продиагностировано 78 детей из средних и старших групп в возрасте 5-6 лет. В исследовании приняли участие 78 родителей и 8 воспитателей.
Исследование проводилось в 5 этапов.
На первом этапе воспитателям и родителям было предложено заполнять карту наблюдений за поведенческими проявлениями составленную по симптомам О. В. Хухлаевой. Карта наблюдений за поведенческими проявлениями предложена в приложении 2.
На втором этапе была проведена индивидуальная диагностика агрессивного поведения детей с помощью проективных методик («Рисунок семьи», « Дом, дерево, человек», « Свободный рисунок».) Затем полученные рисунки, а также комментарии и высказывания детей соотносились с картами определения типа агрессивности по проективным и вербальным методикам составленные О. В. Хухлаевой. Карты определения типа агрессивности по проективным и вербальным методикам представлены в приложении 3.
На третьем этапе проводился анализ результатов наблюдений родителей и воспитателей за поведенческими проявлениями детей, а также обработка результатов исследования по проективным методикам.
На четвертом этапе была проведена коррекционная программа направленная на снижение разных типов агрессивного поведения.
На пятом этапе был проведен сравнительный анализ результатов исследования до и после коррекционной программы, сделаны выводы, а также разработаны рекомендации для воспитателей и родителей.
Было продиагностированно 78 детей, получены следующие результаты:
Защитная агрессия: Низкий уровень у 54 детей (69,23%),средний уровень у 22 детей (28,20%), и высокий уровень у 2 ребят (9%).
Деструктивная агрессия: Низкий уровень у 48 детей (61,53%), средний уровень у 21 ребёнка (26,92%), и высокий уровень показали 9 ребят 11,53%).
Демонстративная агрессия: Низкий уровень 19 детей (24%), средний 49 детей (62%), и 10 детей (12,82%) показали высокий уровень демонстративной агрессии.
Проведя анализ карт наблюдений и результатов исследования типа агрессивности по проективным и вербальным методикам можно сделать вывод: необходимо разработать коррекционную программу по снижению типов агрессии. Коррекционная программа будет разделена на блоки для детей с высоким уровнем защитной, деструктивной, демонстративной агрессии.
2.2. Коррекция агрессивного поведения.
Коррекция защитной агрессивности
На первом этапе коррекции ребенку дают возможность проявлять чувство гнева, но при этом постепенно вытесняют стереотипное восприятие традиционных агрессивных объектов (вампира, монстра и т. п.), например, при рисовании «злого» персонажа ребенку предлагают добавлять симпатичные детали: бантики, брошки, книжки и т.п.
Одновременно его учат размышлять о причинах и последствиях своего агрессивного поведения, а также контролировать себя в ситуациях, вызывающих соответствующие реакции: ссоры, конкуренция и т. п.
Агрессивные дети, как правило, претендуют на лидирующие «сильные» роли и категорически отрицают собственные страхи. Поэтому нужно предоставить ребенку возможность не скрывать, а проявлять чувство страха, для того чтобы ребенок приучался не прятать от самого себя свои истинные чувства и не стеснялся выражать их.
На втором, собственно коррекционном этапе агрессивность из деструктивного фактора развития переводится в конструктивный. У ребенка формируют умение использовать агрессивные импульсы в социально желательных целях (например, для защиты придуманного им самим сказочного персонажа, совершения «подвигов», связанных с опасностью, и т.д.).
На заключительном этапе у ребенка стремятся пробудить доверие к окружающему миру, который представляется ему небезопасным, а значит, требует защитной реакции; развивают позитивный образ Я.
Детей учат также анализировать причины и следствия агрессивного поведения.
Говоря об особенностях поведения на коррекционных занятиях, еще раз подчеркнем, что дети, склонные к защитной агрессивности, подвержены перевозбуждению, рисуют или фантазируют на агрессивные темы, с удовольствием выполняют роли агрессивных героев и отрицают у себя чувство страха.
На каждом этапе работы дети выполняют определенный комплекс заданий.
Упражнения, предлагаемые детям по коррекции защитной агрессивности
На первом этапе коррекции (направленные на проявление чувства гнева, разрушения стереотипного восприятия агрессивных персонажей, развитие способностей анализировать причины и следствия агрессивного поведения).
«Конкурс художников»
Ведущий заранее готовит два одинаковых черно-белых изображения «злого» персонажа и предлагает ребенку поиграть в художников, которые сумеют сделать его «добрым». Выигрывает тот, чей персонаж окажется «добрее». Ведущий и ребенок берут по рисунку, затем по очереди, проговаривая свои действия вслух, дорисовывают своему персонажу пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т.п.
«Страшная рука»
С помощью пластилина ребенок изображает на бумаге руку страшного персонажа. Сначала он обводит карандашом свою руку, затем обмазывает её пластилином, чтобы она стала очень-очень страшной.
Шура, 6 лет.
- Ух, какая страшная рука получилась. Когти какие. Надо еще красным пластилином, чтобы кровь было видно.
«Почему подрались дети»
Ребенку предлагают рассмотреть рисунок дерущихся детей и придумать, почему они подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть, что подрались, и почему, как можно было поступить по-другому. На последующих занятиях можно рассматривать другие рисунки с аналогичной тематикой.
На
втором этапе коррекции (направленные на формирование способности использовать агрессивные действия в социально желательных целях).
«Я могу защитить»
Ребенок и ведущий перебрасываются мячом и по очереди по-разному заканчивают фразу «Я могу защитить». Если ребенок достаточно взрослый, можно использовать фразу «Я могу защитить, потому что…».
«Три подвига Андрея»
Ведущий рассказывает о мальчике Андрее, который часто дрался. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком и побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. О н рассердился на Андрея и забросил его на фантастическую планету. Вернуться домой Андрей мог, совершив три опасных подвига. Далее ребенок вместе с ведущим разыгрывает эти подвиги. Каждому подвигу можно посвятить отдельное занятие.
На
заключительном этапе коррекции (направленные на формирование доверия к людям, окружающему миру и развития позитивного образа «Я»).
«Я не упаду»
На полу ведущий раскладывает канат (толстую веревку около 2 метров) так, чтобы получилась какая-либо замысловатая фигура. Ребенок снимает обувь и становится на один край каната двумя ногами (пяточка одной касается пальцев другой). Ему завязывают глаза. Затем взрослый, страхуя ребенка, дает команды, помогающие ему идти по канату, например: «шаг вперед», «шаг влево», «шаг вправо» и т.п. Ребенок должен, не сходя с каната, дойти до его конца. Упражнение можно повторять несколько раз, начиная с простых фигур из каната, постепенно усложнять их.
«Мышарик»
Ведущий, предлагает ребенку послушать очень страшную сказку. Ребенок ложится на матрасик, а взрослый рассказывает сказку, изображая движения ее персонажей своими руками на спинке ребенка.
«Жил-был маленький мышарик, вот как-то раз решил он поселиться на спине у ... около шейки (ведущий бегает своими пальцами по спине ребенка, затем «ложится спать» около его шеи). Но хитрый заяц решил съесть мышарика, он прискакал на спину к ... (ведущий скачет пальцами по спине ребенка). Нашел мышарика и давай его зубами хватать (ведущий пощипывает спину ребенка). Но мышарик рассердился и съел зайца».
Далее на спину ребенка приходят олень, волк, медведь, слон. Ведущий соответственно разыгрывает на спине ребенка бои этих животных с мышариком и его победы. После этого у мышарика болит живот, он идет в туалет, а затем снова весело гуляет по спине ребенка.
Ваня (6 лет) ложится на коврик с некоторой опаской. Потом громко хохочет и соглашается вместе с ведущим рассказать эту сказку большому игрушечному медведю.
«Мячик»
Ребенок садится на корточки, прижимая голову к коленям. Взрослый «лепит» из него «мячик» поглаживая его с разных сторон. Если ребенок легкий, «мячик» можно поднять несколько раз вверх. Если присутствуют двое взрослых «мячик» можно покатать друг другу.
Тема (6 лет) держится очень напряженно, никак не может прижать голову к коленям, все время пытается «раскрыть» мячик, но через некоторое время успокаивается и просит поиграть ещё.
Коррекция деструктивной агрессивности
Дети, которым свойственна деструктивная агрессивность, отрицают наличие у себя чувства гнева по отношению к родителям и проявляют агрессию к более слабым.
На первом этапе работы нужно предоставить ребенку возможность проявить чувство гнева вообще, а затем - в отношении членов своей семьи. При этом ребенок должен понять, что гнев - нормальное чувство и его периодически испытывает каждый человек.
У ребенка гнев может сопровождаться желанием что-нибудь разрушить.
В этом случае можно использовать задания с разрезанием ножницами бумаги, ткани, разрыванием, комканием бумаги, разрушением крепости из кубиков и т. п.
Задача второго этапа - содействие усилению Я ребенка. Для этого необходимо использовать задания, развивающие чувство контроля за ситуацией.
На третьем этапе формируется чувство взрослости, осознание возможности самостоятельного выбора.
Гиперопекающие родители часто стимулируют проявление ребенком инфантильных форм поведения, поэтому необходимо акцентировать наличие у него «взрослых» качеств, включая умение самостоятельно принимать решения.
На коррекционных занятиях дети с большим удовольствием совершают разнообразные агрессивные действия, им нравится проигрывать семейную тематику, направляя свой гнев на близких людей.
Упражнения предлагаемые детям по коррекции деструктивной агрессивности
На первом этапе коррекции (направленные на проявление чувства гнева, проявление агрессии).
«Кораблики»
Для игры нужны формочки из конфетной коробки. Ребенку предлагают сначала вырезать кораблики, затем пустить их плавать, устроить бой и потопить кораблики.
Миша, 6 лет. Мальчик с восторгом вырезает кораблики, но с еще большей радостью топит их, забрасывая в ванночку с водой целые горсти игрушек.
- Я люблю топить. Я обожаю топить. А можно мне порвать или по-мять потом кораблики?
- Можешь это сделать. А хочешь, я тебе дам порвать еще бумажную скатерть.
- Хочу.
- Давай играть: кто мельче порвет?
- О, хочу, тогда я еще побольше кусок оторву.
С удовольствием рвет бумагу и бросает в урну.
«Рисование кусочками»
Ребенку предлагают сначала нарезать из цветной бумаги маленькие геометрические фигуры, а затем составить из них картинку-аппликацию.
Миша, 6 лет (обычно отказывается рисовать и вообще создавать что--либо), с удовольствием вырезает, потом вдруг сообщает:
- А я как хочу, так и делаю. А можно мне скомкать бумагу, я наклеивать не хочу?
После этого энергично комкает лист бумаги, долго рвет его на мелкие кусочки и бросает в урну.
На втором этапе коррекции (направленные на усиление «Я» ребенка, развитие чувства контроля над ситуацией).
«Проведи слепого»
Ребенок закрывает глаза и становится у стены, взрослый расставляет на полу небольшие игрушки. Затем он дает ребенку команды: «шаг вперед», «шаг вправо», «шаг влево» и т. п., ребенок при этом не должен сбить игрушки. Потом они меняются ролями, т. е. командует ребенок, и в этом самый важный момент игры.
«Лабиринт»
Вместо игрушек на полу раскладывается канат или толстая веревка в виде какой-либо фигуры. Взрослый командует, а ребенок передвигается по канату, стараясь не сойти с него. Затем они меняются ролями. При повторении игры фигуру из каната можно усложнять.
«Я горжусь тем, что я…»
Взрослый пишет слова на листе бумаги и кладет перед ребенком. Далее идет обсуждение того, какими качествами и поступками человек может гордиться. Взрослый помогает ребенку увидеть в себе как можно больше таких качеств.
На третьем этапе коррекции (направленные на формирование чувства взрослости, укрепление самостоятельности, развитие рефлексии).
«Я - ребенок. Я - взрослый»
Ребенку предлагают походить как маленький и как взрослый (по возможности описать словами отличия в походке), продолжить заданные фразы («Я хочу сделать это», «Я не хочу сделать это»).
«Мой будущий дом»
Дети придумывают, в каком доме они хотели бы жить и с кем. Какие животные были бы в этом доме? Какие растения? Какая изгородь у дома? Прослушав два-три рассказа, ребята должны его нарисовать.
«Я сам»
Ведущий и ребенок перебрасываются мячиком и заканчивают по-разному предложения «Я сам делаю…» - для младших детей или «Я сам решаю» - для более старших.
«Заставляют – делаю сам»
Взрослый вместе с ребенком рисуют на ватмане «линию времени», отмечая на ней возраст от 1 до 6-7 лет. Вверху слева делают надпись «Заставляют», справа – «Делаю сам». Затем они заполняют колонки слева и справа и приходят к выводу, чем старше становится ребенок, тем больше он может сделать сам.
«Кто ты?»
Ребенок и ассистент становятся около стены. Ведущий кидает мячик по очереди ребенку и ассистенту и задает вопрос: «Кто ты?» или «Какой ты?» Тот, кто получил мячик, должен быстро ответить на вопрос и сделать шаг вперед. Например, я - ребенок, сыночек или умный, добрый и т.п. Если быстро ответить не удается, нужно остаться на месте. В конце игры определяется, кому - ребенку или ассистенту - удалось продвинуться дальше. (Для упражнения необходим ассистент.)
Коррекция демонстративной агрессивности
Демонстративную агрессивность проявляют дети, привыкшие добиваться и получать преимущественно негативное внимание: они, как правило, имеют низкий уровень самоуважения, поэтому на первом этапе работы с ними необходимо содействовать повышению самоуважения ребенка. Это станет содержанием первого этапа работы.
На втором этапе им предоставляют возможность проявлять истинные чувства: гнев по отношению к родителям, страх потери любви и т.д.
Как уже говорилось, такие дети видят мир только с позиции своих интересов. На третьем этапе следует формировать у них эмоциональную децентрацию - умение вставать на позицию другого человека.
И, наконец, на четвертом этапе им помогают осознать и укрепить в себе чувство взрослости, которое исключает инфантильное демонстративное реагирование.
На коррекционных занятиях эти дети с удовольствием проявляют инфантильное поведение (иногда картавят, как маленькие), играют только в интересные для них игры, избегают заданий, требующих размышлений.
Упражнения предлагаемые детям по коррекции демонстративной агрессивности
На первом этапе коррекции (направленные на повышение самоуважения, уверенности в себе).
«Я могу, умею»
Ребенок и ведущий перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать.
«Скульптура из хороших качеств»
Ребенок совместно с взрослым вспоминает свои хорошие качества, подбирая к каждому пластилин определенного цвета. Затем определяет свое главное хорошее качество, размышляет о том, на что оно похоже, как его можно слепить. После этого добавляет в скульптуру все свои хорошие качества.
«Волшебный попугай»
Для игры ведущий готовит «билетики» с ободряющими высказываниями для данного ребенка и несколько высказываний для взрослого, например: «Твои движения стали более плавными и сдержанными», «Заметно, как ты взрослеешь и умнеешь», «Дети скоро будут уважать тебя еще больше» и т. п. Хорошо, если найдется игрушечный попугай. Ребенок вытягивает у попугая билетики и решает, кому подходит то, что там написано, - ему самому или взрослому.
На втором этапе коррекции (направленные на проявление истинных чувств по отношению к членам семьи, предоставление ребенку проявить желаемое регрессивное поведение).
На третьем этапе коррекции (направленные на формирование эмоциональной децентрации, умение стать на позицию другого человека).
«Что чувствует мама, если…»
Ребенку предлагают ситуации, близкие его жизненному опыту. Он должен придумать, что будут чувствовать в данных условиях герой, его мама, отец, брат и т.п.
На четвертом этапе коррекции (направленные на осознание процесса взросления, укрепление чувства взрослости).
«Раньше - сейчас»
Ребенку предлагают вспомнить что он не умел, не любил, не хотел, не знал раньше, а затем предлагают ответить что он умеет, любит, хочет, знает сейчас.
Раньше ........ Сейчас
Не умел......... Умею…….
Не любил..... Люблю…..
Не хотел....... Хочу…….
Не знал.......... Знаю……
Делается вывод, что человек постоянно меняется.
«Каким я буду, когда вырасту»
Дети получают инструкцию: «Закройте глаза. Постарайтесь увидеть себя взрослым. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди окружают вас. Эти люди вас очень-очень любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость или искренность, за честность? Может быть, за что-нибудь еще? Откроем глаза , и расскажем друг другу, какими мы станем, когда вырастем, какие наши качества будут нравиться окружающим».
«Умел раньше, умею сейчас, буду уметь, когда вырасту»
Детям предлагают рассказать, что они умели делать раньше, что умеют сейчас и что будут уметь, когда станут взрослыми.
«Интервью»
Ребенок стоит на стуле в роли взрослого. Ведущий помогает ему принять «взрослую» позу, соответствующее выражение лица. Затем , ведущий из роли корреспондента газеты или журнала берет у ребенка интервью, расспрашивает о работе, семье, детях и т. п.
2.3. Анализ результатов исследования типа агрессивности после коррекции.
Проведя коррекционную программу направленную на снижение уровня агрессии всех типов, на повышение самооценки, на развитие коммуникативных навыков, эмпатии и игровой деятельности, преодоление внутренней изоляции, формирование способности видеть и понимать других при повторной диагностике типа агрессивности были получены следующие результаты которые представлены в табл. 2.3.2
Табл.2.3.2
Вторичные результаты исследования типа агрессивности по проективным и вербальным методикам.
Результаты повторного исследования показали, что показатели по всем типам агрессивного поведения заметно снизились. Значит можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что под воздействием коррекционной программы направленной на повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, эмпатии и игровой деятельности, преодоление внутренней изоляции, формирование способности видеть и понимать других, снизится уровень разных типов агрессивного поведения, подтвердилась.
2.4. Рекомендации по работе с агрессивными детьми для педагогов.
Р.В. Овчарова предлагает использовать в целях профилактике агрессивного поведения детей:
1. Занятия с психогимнастики;
2. Этюды и игры на развитие навыков регуляции поведения в коллективе;
3. Этюды и игры на релаксацию;
4. Игры и упражнения на развитие осознания детьми негативных черт характера;
5. Игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.
Во время работы с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми, большую эффективность имеют использование элементов изотерапии.
Детям нравиться играться с водой, с глиной. В работе с ними можно использовать разные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями. С целью коррекции агрессии можно ставить с детьми выставки, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли, которые имеют позитивную силовую характеристику (богатыри, рыцари).
Е. Лютова, Г. Монина предлагают использовать в работе с такими детьми подвижные игры, которые содействуют нейтрализации агрессии, снятию накопленного напряжения, обучению эффективным способам общения.
Правила работы с агрессивными детьми:
1. Установите доверительные отношения с ребенком; будьте открытым, честным и последовательным; уважайте личность ребенка.
2. Общаясь с ребенком, привлекайте его к такой деятельности, которая снижала бы внутренние напряжение и тревожность (прогулки, подвижные игры, связанные с физическими нагрузками, танцы и.т.п.).
3. Постоянно наблюдайте за поведением ребенка, склонного к агрессии, особенно во время обычной деятельности, когда могут возникать конфликты, устраните опасные предметы с поля деятельности ребенка; если необходима, будьте готовы продемонстрировать силу. Сила (но не жестокость) это для ребенка доказательство того, что взрослый контролирует ситуацию и гарантирует безопасность другим детям.
4. Предлагайте быструю позитивную обратную связь для принятых форм поведения:
- узнавайте и поддерживайте основные позитивные черты ребенка, привлекайте повторять желаемые поступки;
- ставьте перед ребенком небольшие конкретные задания и способствуйте их выполнению.
- большой успех состоит из маленьких, и даже небольшой успех поднимает самооценку.
5. Предлагайте быструю реальную не угрожающую обратную связь для не принятых форм поведения у агрессивного ребенка почти всегда есть желание произвести впечатление на ровесников и воспитателей. Время у него не хватает знаний про то, как его воспринимают другие, значит успокоивши его, можно помочь ребенку устранить нежелательное в поведении.
6. Отрабатывайте возможные конфликтные ситуации, демонстрируя с помощью ролевых игр , используйте эпизоды из популярных сказок. Во время игр ,спросите ребенка: «Как еще могла поступить эта деловая особа». Дайте возможность ему и другим детям через выбранную роль оценить поступки главных героев.
7. Разделяйте оценку поведения ребенка и оценку его личности: «Я не считаю тебя плохим, но поступок твой – не правильный». Не обращайте внимание , на поступки ребенка , если видите , что он хочет манипулировать вами.
Специфическое воздействие педагогов определяется конкретным типом агрессивности.
Защитная агрессивность. Ребенок не рождается агрессивным, хотя биологические предпосылки агрессивности возможны. Чаще она формируется на фоне негативных взаимоотношений в семье ребенка. Отчужденность, холодность, безразличие к его интересам — вот основные причины агрессивности, которые, правда, не всегда вы- являются.
Зная это, педагог должен попытаться ослабить негативное влияние семьи на ребенка, по возможности дать ему то, чего он не смог по каким-либо причинам получить дома.
Первое и главное условие успешной работы — ребенок должен чувствовать интерес и внимание к себе воспитателя.
Далее нужно научить ребенка следовать определенным правилам поведения и адекватно реагировать на ситуации принуждения. Таких ситуаций не должно быть очень много, и они должны быть посильны ребенку. Конечно, за каждой ситуацией принуждения следует похвала педагога. К примеру, агрессивные дети не умеют сдерживать удовлетворение своих потребностей.
Как реагировать на агрессивное поведение ребенка? Строгие наказания или попустительство приводят к закреплению агрессивности. Кроме того, строгость может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии педагога, но зато они бурно выплес киваются в ситуации свободы. Перед педагогом стоит трудная задача — найти способ разумного подавления агрессивности. При этом нужно обязательно разъяснить ему справедливость наказания, чтобы у ребенка появилось чувство вины, но не страх и враждебность к учителю. Следует помнить, что наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка, чтобы акт наказания осуществлялся по возможности сразу после агрессивного поступка. Это необходимо для того, чтобы подчеркнуть неприемлемость данного поведения. Немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель сможет осознать удовольствие от совершенного поступка.
Недопустимо угрожать наказанием, но потом не наказывать, поскольку это будет ассоциироваться у ребенка с непоследователь-ностью взрослых. Иногда эффективным наказанием может стать временная изоляция, она не воспринимается ребенком как демонстрация к нему неприязненного отношения. И наконец, по возможности нужно предлагать ребенку альтернативу поведения, за которое он наказан, чтобы заложить фундамент будущих поощрений. Важно также специально обучать агрессивных детей самоконтролю и рефлексии своего поведения (необязательно агрессивного).
Чаще всего агрессивные дети не уверены в себе, поэтому им необходимы ситуации успеха и другие средства, направленные на усиление собственного Я. Ребенок должен научиться верить, что у него хватит сил для достижения успеха без применения агрессивного поведения. Эти дети отличаются честолюбием и стремлением к общественному признанию. Их можно ставить в условия соревновательности, а для направления активности в позитивное русло давать ответственные, но посильные поручения. Нужно учитывать их стремление к лидерству и возможность негативного проявления этого чувства. Стремление к лидерству содержит в себе большой развивающий потенциал, если педагог сумеет подобрать ребенку конкретную область лидерства и поможет ему осуществить свои устремления.
Деструктивная агрессивность. Истоки деструктивной агрессивности кроются в семейном воспитании. Как уже говорилось, родите ли такого ребенка склонны к гиперопеке и излишнему контролю. Трудность заключается в том, что часто они делают это от огромной любви к ребенку, сверхпоглощенности им, преувеличения его слабости и беззащитности.
Следует иметь в виду, что у таких детей, как правило, амбивалентное отношение к родителям. Внешне они проявляют привязанность и зависимость от них. Однако при выполнении диагностических методик и на коррекционных занятиях показывают сильное чувство гнева по отношению к родителям, вызванное ограничениями своей свободы. У них формируется стереотип сдерживания истинных чувств , в присутствии значимых лиц и выплескивания их в других ситуациях. Агрессию они проявляют в отношении людей, которых считают малозначимыми, например , более слабых сверстников или педагогов дополнительных предметов.
Невозможность открытого проявления гнева заставляет искать доступные косвенные формы. Например, некоторые дети любят разбрасывать свои вещи, теряют ручки, варежки и т.д., или при лю бой возможности долго хохочут, или принимают на себя роль классного шута.
Сложность позиции педагога состоит в том, что он не может жестко требовать выполнения от ребенка определенных правил, иначе сам окажется в положении деспотичных родителей. Лучше объяснить ребенку недопустимость агрессии, безудержного смеха и т. п. и ни в коем случае не жаловаться родителям, чтобы не спровоцировать усиления деструктивной агрессивности.
На занятиях для укрепления Я ребенка ему важно «предоставить возможность самоопределения, т. е. почаще разрешать делать то, что он хорошо умеет и что доставляет ему удовольствие» 1, подчеркивая при этом свободный выбор самого ребенка: это ты сам выбрал. К примеру, можно позволить решить одну задачу на выбор из нескольких одинаковых по уровню сложности.
Демонстративная агрессивность. Нарушение поведения — способ привлечь к себе внимание, хотя бы негативное. Происходит потому, что ребенок переносит на педагога стереотип отношений с родителями. Здесь важно довести до сознания ребенка, что учитель видит и понимает его, но в отличие от матери должен думать обо всех детях, однако ребенок ей не менее симпатичен даже тогда, когда она не стоит около него 1. Отсюда вытекает основная, хотя и трудновыполнимая рекомендация — не реагировать открыто на негативное поведение ребенка, поскольку это означает закреплять выбранный им способ получения внимания. По возможности нужно отвечать безразличием, при этом активно поощряя нормативное поведение. Это бывает тем более сложно, если в классе несколько детей с таким нарушением. Здесь может «спасти» только создание игровой соревновательной ситуации, направленной на соблюдение определенных правил. Только переориентация ребенка на позитивное внимание приведет к кардинальному изменению его поведения.
Важно учить ребенка оценивать причины и возможные последствия своих поступков. В результате он должен понять, что позитивное внимание гораздо приятнее.
Здесь следует вспомнить о формировании лидерства как о создании условий для целенаправленного личностного развития ребенка. Хорошо, если он сможет реализовать свое желание быть в центре внимания позитивными способами, например , участвуя в самодеятельности и т. п.
Многие ребята склонны к проявлению регрессивного поведения: кривляются, сюсюкают, используют интонации маленьких детей. Это чаще свойственно тем, у кого есть младшие братья или сестры, к которым они испытывают ревность. Хорошо, если в классе будет подчеркиваться взрослость такого ребенка, его выдержанность и внутренняя сила.
Часто такие дети не доверяют взрослым и не проявляют своих истинных чувств. Однако доверительная атмосфера в классе способствует некоторому снижению их агрессивности. Поскольку детям нередко недостает умения ставить себя на место другого человека, на уроках чтения можно специально обучать их пониманию эмоционального состояния литературных героев, причин и последствий их поведения.
Дети этой группы, как правило, обладают довольно слабым Я, поэтому очень полезно применять так называемые воодушевляющие высказывания, описанные нами ранее.
2.5. Рекомендации по работе с агрессивными детьми для родителей.
В зависимости от выявленных причин работу с родителями, необходима сосредоточить на: изменении негативной установки по отношению к ребенку на позитивную, а также стиля взаимодействия с ребенком; расширению поведенческого репертуара родителей через развитие их коммуникативных умений.
Правила общения с агрессивным ребенком:
1. Быть внимательным к потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель не агрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Научить приемлемым способам выражения гнева.
6. Предоставить ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
7. Научить распознавать свое эмоциональное состояние и состояние людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Увеличивать поведенческий репертуар ребенка.
10. Отрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учите брать ответственность на себя.
Выводы
1. В теории инстинктов, рассматривается агрессивное поведение, как врожденное.
2. Теория фрустрации – агрессии, предложенная Доллардом, согласно которой, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии.
3. Теоретическое направление, сформированное А.Бандурой, рассматривает агрессию, прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения.
4. Агрессивные проявления детей обнаруживаются на этапе первичной социализации – в семье, если реакция родителей на неправильное (нежелательное) поведение ребёнка предопределяет такое поведение.
5. Развитие или предупреждение агрессивного поведения зависит от стиля родительского общения.
6. Дети обучаются агрессивному поведению при взаимодействии со сверстниками, именно там они узнают о преимуществах агрессивного поведения во время игры.
7. Современные средства массовой информации способствуют агрессивному поведению личности.
8. Наша гипотеза о том, что под воздействием коррекционной программы направленной на повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, эмпатии и игровой деятельности, преодоление внутренней изоляции, формирование способности видеть и понимать других, снизится уровень разных типов агрессивного поведения, подтвердилась.
Рекомендуем посмотреть:
Как бороться с агрессивным поведением детей дошкольного возраста
Конспект родительского собрания в младшей группе. Детская агрессия
Детская агрессивность. Причины и пути преодоления
Агрессивный ребенок. Рекомендации родителям
Похожие статьи:
Агрессивный ребёнок
Психологические игры для детей дошкольного возраста
Возрастные проявления агрессии у детей
Конспект коррекционного занятия со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивности
Девиантное поведение в педагогике. Определение