Статья "ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Автор: Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ «Савинский детский сад», д.Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала:Данная статья будет полезна воспитателям, психологам, работающих с детьми дошкольного возраста, создающих условия для полноценной социализации детей.
Статья "Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"
Проблема социализации остается одной из актуальных и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. С другой стороны, процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др.), что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Если в дошкольном возрасте не созданы условия для полноценной социализации, отсутствует целенаправленное социальное развитие, велика вероятность проявления у ребенка социальной дезадаптации.
Государственный стандарт дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.
Ещё совсем недавно словосочетания «трудный ребёнок», «отклоняющееся поведение» относили в основном к подросткам. В последнее время всё чаще стали говорить и писать об асоциальном поведении младших школьников и детей дошкольного возраста. У дошкольников чаще всего встречаются такие формы социально не одобряемого поведения, как ложь, воровство, сквернословие, прямая физическая агрессия (дерутся, толкаются, кусаются, плюются).
Мне бы хотелось поделиться опытом своей работы по профилактике и коррекции детской агрессии.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными и проявляться уже в детстве.
усвоение эталонов агрессивного поведения в семье (физические наказания, драки, скандалы). Именно у детей, которые постоянно видят, как агрессивно ведут себя самые близкие люди, агрессивность чаще всего и становится устойчивой чертой;
дефицит родительского внимания, ласки, любви, который приводит к неуверенности в себе, вызывает проявления аутоагрессии;
стремление к лидерству в группе;
недостаток двигательной активности;
низкий уровень развития коммуникативных навыков и навыков совместной игры;
тревожность, впечатлительность, эмоциональная нестабильность;
косвенная стимуляция агрессии средствами массовой информации, компьютерными играми, игрушками агрессивного характера (разного рода монстры, трансформеры и т. п.).
Причинами частных случаев проявления детской агрессии могут быть:
желание завладеть игрушкой, в которую играет другой ребёнок;
ревность;
замечание воспитателя или наказание;
голод;
утомление;
скука и др.
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому основной задачей педагогов, специалистов и родителей является оказание посильной и своевременной помощи ребенку-дошкольнику. Именно поэтому так важно способствовать оказанию психолого-педагогической помощи детям по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения.
Нужно помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Сначала мы выясняем причины агрессивного поведения
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).
Критерии агрессивности у ребенка (анкета)
На основе анализа результатов психологического мониторинга определяем пути решения проблемы, проектируется просветительская, развивающая, коррекционная работа с дошкольниками, родителями и педагогами.
Модель взаимодействия участников образовательного процесса по преодолению асоциальных форм поведения:
Для воспитателя:
- семинары, практические занятия по обучению методам и приемам развития социально - коммукативных навыков, сплочение коллектива группы, повышению мотивации и адресной помощи в отношении конкретных детей - агрессивных, и др.
- психологическое просвещение педагогов по развитию социально - коммуникативных навыков детей.
Для родителей:
- Организация практикумов, в рамках родительского клуба.
- Психологическое просвещение родителей по вопросам организации воспитательного процесса (стиль воспитания, организация деятельности детей дома, психологические индивидуально-возрастные особенности дошкольника и др.)
Для детей:
- развивающие групповые занятия;
- коррекционно-развивающие подгрупповые занятия;
- индивидуальные коррекционные занятия;
- проведение игр и упражнений в процессе режимных моментов.
Работа, по коррекции, с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в нескольких направлениях, в зависимости от возраста, уровня развития. В группе, во время режимных моментов, можно использовать:
Творческие, художественные, эмоциональные методы.
Упражнение «Делаем мозаику»
Рвем бумагу и делаем аппликацию
«Добрые – злые кошки»
Рисуем синим цветом
Игра «Тух-тиби-дух»
Физические упражнения
Топаем ногами
Колотим воздух
«Два барана»
«Курицы и петух»
Использование психогимнастики - «проигрывание» этюдов на выражение гнева
«Сердитый дедушка»
«Король Боровик не в духе» Самое правильное «Возьми себя в руки». «Врасти в землю» «Сбрось усталость».
В специальной литературе можно найти немало упражнений и программ, направленных на коррекцию агрессивности. Обучение коммуникативным навыкам, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Эффективной работа по профилактике и коррекции асоциального поведения будет, если педагоги ДОУ и родители станут единомышленниками и союзниками в борьбе с проблемой ребёнка.
Литература
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие – Спб.: Речь, 2008.
2. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
3. Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е.Н. Волковой. - Спб.: Питер, 2007.Клюева Н. В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5 – 7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5- 7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000.
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционнная работа с гиперактивными, анрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.
6. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под редакцией М. И. Буянова. – М.: «Просвещение» «владос», 1995
Рекомендуем посмотреть:
Психологическая викторина для детей 10-14 лет
Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников
Что делать, когда ребенок проявляет агрессию
Похожие статьи:
Агрессивный ребёнок
Конспект коррекционного занятия со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивности
Возрастные проявления агрессии у детей
Девиантное поведение в педагогике. Определение
Родительское собрание в детском саду. Агрессивность детей