Как бороться с детской агрессией
Различия в проявлении агрессивности у мальчиков и девочек.
Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это совсем не так. Просто агрессия у девочек выглядит несколько иначе. Мальчишеская агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема, и контролировать ее ребята начинают позже, чем девочки. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, это выглядит мягче, зато бьёт сильнее. Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес более конкретного человека, причём точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики же контролируют свою агрессию хуже, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора. Особенно заметна разница между агрессивностью полов между 10 и 14 годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Эти же отличия характерны для проявления девочками агрессии в группе. В случае групповых «разборок» девочки чаще бывают заводилами и подстрекательницами, чем исполнительницами. Они предпочитают «завести» мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще и подтрунивать.
Как работать с агрессивными детьми.
В зависимости от выявленных причин агрессии необходимо делать несколько акцентов:
- изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
- изменения стиля взаимодействия с детьми;
- расширение поведенческого репертуара педагогов через развитие их коммуникативных умений.
Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников:
1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии;
• Полное игнорирование реакций ребенка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения)
• Выражение понимание чувств ребенка ( «конечно, тебе обидно, но…»)
• Переключение внимания, предложение какого –либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты же выше меня»)
• Позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что устал»)
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
После того, как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как оно вёл себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить своё поведение. Вместо распространённого, но неэффективного «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способов поведения в конфликтной ситуации.
Одним из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приёмы:
-констатация факта (ты ведешь себя агрессивно)
- констатирующий вопрос ( ты злишься?)
- раскрытие мотивов агрессивного поведения (ты хочешь меня обидеть?, ты хочешь продемонстрировать силу? )
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ( мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне; я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит)
-апелляция к правилам ( мы же с тобой договорились)
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Педагогам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско – подростковой агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
• Повышение голоса, изменения тона на угрожающий;
• Демонстрация власти (Учитель здесь пока ещё я; Будет так, как я скажу;)
• Крик, негодование;
• Агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти. Перекрещенные или сцепленные руки. разговор «сквозь зубы»)
• Сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
• Негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
• Использование физической силы;
• Втягивание в конфликт посторонних людей;
• Непреклонное настаивание на своей правоте;
• Нотации, проповеди, «чтение морали»
• Наказание или угрозы наказания;
• Сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу)
• Команды, жесткие требования, давление;
• Оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
Рекомендуем посмотреть:
Агрессивный ребенок. Рекомендации родителям
Как бороться с агрессивным поведением детей дошкольного возраста
Детская агрессия. Причины и корреция
Агрессивный ребенок. Рекомендации для родителей
Похожие статьи:
Агрессивный ребёнок
Конспект коррекционного занятия со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивности
Возрастные проявления агрессии у детей
Девиантное поведение в педагогике. Определение
Родительское собрание в детском саду. Агрессивность детей