Опыт работы учителя начальных классов. Речевое развитие учащихся посредством использования предметов народных промыслов
Описание: материалы этой статьи будут полезны для педагогов начальных классов в работе по речевому развитию младших школьников.
Цель: составить методические и психолого-педагогические рекомендации по подготовке и проведению упражнений по развитию речи учащихся посредством использования предметов народных промыслов.
Задачи: вести специальную работу по развитию речи, связывая ее с уроками русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства изучаемым на них материалом.
К.Г.Паустовский сказал: «Искусство создаёт хороших людей, формирует душу». Большой проблемой сегодняшнего дня современной школы является недостаточность воспитания нового поколения именно в эстетически – нравственном, духовном направлении. И декоративно – прикладное искусство поможет в решении этой проблемы. Знакомство детей младшего школьного возраста с народными промыслами способствует воспитанию патриотических чувств, приобщение к миру прекрасного происходит у ребенка через ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства и побуждает в учениках первые яркие представления о Родине; декоративно-прикладное искусство обладает познавательной, нравственной и эстетической ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений, способствует глубокому воздействию на мир ребенка.
Не обязательно отводить целые уроки народным промыслам, достаточно включать отдельные элементы ознакомления с ними, начиная с младшего школьного возраста. Уроки русского языка и литературного чтения, которые включают знакомство с элементами народно-прикладного искусства — это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. Именно поэтому родная культура, в том числе и декоративно-прикладное искусство, должны стать началом, порождающим личность гражданина нашей страны, что соответствует требованием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Произведения декоративно-прикладного искусства, вызывая эстетические эмоции, убеждают, доносят до сознания детей необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, повышают общую эстетическую и художественную культуру, познавательный интерес к народному творчеству, утверждают чувство гордости за народное искусство земляков.
На мой взгляд, целесообразно построить отдельные уроки по развитию речи с использованием таких изделий народного промысла, как русская матрёшка, золотая хохлома, балахнинское и вологодское кружево, гжель, палеховские шкатулки, жёстовские подносы, русские шали, дымковские, семёновские, федосеевские, филимоновские игрушки, городецкая живопись, русские народные костюмы и другие.
Например, урок русского языка во 2 классе "Описание игрушки" (тип игрушки выбирает учитель в зависимости от подготовки класса), урок литературного чтения во 2 классе "Рисование словесной картины зимней природы" (гжель), "Особенности художественного слова"(расширение лексического запаса учащихся на примере кожлянской игрушки), а также вместо картин можно использовать сюжетное описание изображения на палеховской шкатулке, урок литературного чтения в 3 классе "Урок - путешествие в прошлое" (игрушка рассказывает о себе).
В 1 классе на уроках русского языка при изучении строчных и заглавных букв в качестве иллюстративного материала возможно использование слов и словосочетаний: село Саморядово, традиции Курского края, кожлянская игрушка, матрёшка, береста, народные промыслы, рушники, палех, павлопосадские платки, хохлома, гжель и зрительного ряда (демонстрация самого предмета или его изображения на слайде).
Во 2 классе предметы декоративно-прикладного искусства и слова, с ними связанные, включаются в уроки по следующим темам: "Тема и главная мысль текста"(филимоновские свистульки), "Прямое и переносное значение слов"(городецкие узоры), "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Наши проекты" (виды декоративно-прикладного искусства); в 3 классе "Слово и его лексическое значение" (гжель), "Части речи"(Палех),"Составление пригласительного письма"(Сергиев Посад); в 4 классе "Упражнение в распознавании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах" (народная игрушка "Петрушка").
Большой интерес проявляют младшие школьники к внеурочным занятиям, на которых они знакомятся с историей своего края, народа, страны с помощью игрушек и предметов народного быта. Так в 1 классе проводилось внеурочное занятие "Русская матрёшка", на котором во время разных видов деятельности (рассматривание, сравнение, игра, творчество, соревнование) дети погружались в мир народной игрушки.
Иногда слово может быть не менее эффективным, чем зрительный образ. Более того, динамика сочетаний слова и зрительного образа способна поднять эффективность педагогически организованного воздействия. Но в связи с этим необходимо указать, что слово должно быть организованно по законам искусства. Словесные тексты должны быть доступными по содержанию и форме, давать пищу для размышления, воображения, нести яркий образ. Также народное декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается симметрия, ритм, соразмерность отдельных элементов и счёт в исполнении орнамента. Это, в свою очередь, дает материал для развития математических представлений. При рассматривании школьниками подлинных предметов декоративно – прикладного искусства, как правило, формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. И вместе с тем школьник овладевает такими понятиями, как форма, размер, цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение детей к народному искусству на всю жизнь оставит отпечаток прекрасного в душе человека, научит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Народное искусство всегда является воплощением представления народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Таким образом, можно сделать вывод, что декоративно – прикладное искусство помогает развивать в детях эстетическое и духовно - нравственное отношение к действительности, прививает любовь к родному краю, а также развивает мышление, воображение, речь.
Список литературы:
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991.
3. Денисова Л.И. Произведения народного декоративно-прикладного искусства как средство речевого развития обучающихся I ступени образования в свете реализации ФГОС НОО. Методические рекомендации составлены по материалам семинара, проведённого на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 города Курска.- Курск; МБУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2012.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен
Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"
Художественный мир произведения. Содержание понятия
Похожие статьи:
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Воспитание в начальной школе по ФГОС