Программа для подготовки волонтеров актива школьных служб примирения «Блокнот медиатора»
Возраст: обучающиеся школ и техникума 12-17 лет. Цель программы: подготовка волонтеров- медиаторов школьной службы примирения для образовательных учреждений.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Организовать обучение волонтеров – медиаторов (нейтральных посредников, помогающих разрешить конфликт) ШСП с целью формирования у них навыков решения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях между участниками образовательного процесса в рамках восстановительных технологий.
2. Формировать представления о методе школьной медиации;
3. Развивать навыки медиатора в среде сверстников;
4. Развить коммуникативные навыки подростков, навыков бесконфликтного общения посредствам инновационных технологий;
5. Привлечь субъекты образовательного процесса (руководителей ШСП) с целью обмена опытом работы в медиативном подходе. Оборудование: проектор, ноутбук, экран, карточки для практических упражнений.
Пояснительная записка
В школе и техникуме обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей, из семей с разными стилями воспитания, и другими особенностями, что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники находятся большую часть своего времени.
Люди объединены в одном пространстве и участвуют в различных видах деятельности, таких как учебная деятельность, процесс воспитания, управление школьным коллективом, выстраивание статусов, общение, создание норм поведения. В ходе этого взаимодействия возникает большое количество конфликтных (а порой, и криминальных) ситуаций. Школьники пытаются разрешать конфликты самостоятельно, используя силовые модели.
Задача образовательного учреждения сегодня – воспитать всесторонне развитую личность, а как одна из составляющих - научить детей находить мирные способы урегулирования конфликтов.
Практика разрешения показывает административно-карательный способ – обращение в КДН, ОДН, замалчивание или самостоятельно решают конфликты. В результате ребята не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и поэтому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
Исходя из этого, рекомендовано организовать волонтерскую деятельность школьных служб примирения, целью которых является решение и профилактика конфликтных ситуаций в школах.
Когда ребенок может помочь своему сверстнику, одноклассникам, младшим соученикам, попавшим в трудную ситуацию, разобраться с ней, прояснить истинные причины ее возникновения, мотивы и интересы, нащупать выход из нее, он сам одновременно получает ценный опыт позитивной самореализации.
В настоящее время на территории Краснокамского городского округа созданы 14 служб. Каждая работает и функционирует по-своему. У актива имеется руководитель – социальный педагог или психолог, который является для них наставником, куратором. Руководитель школьной службы примирения должен проявлять активную позицию в своей деятельности, а также вести непосредственную работу с активом: проводить встречи, занятия, обучать медиативным техникам и т.д.
Проанализировав деятельность взаимодействия Муниципальной службы примирения и школьных активов необходимо организовать ежегодное обучение и осуществлять методическую поддержку, давать теоретические и практические навыки работы актива с образовательной средой. Для развития активов ШСП на территории Краснокамского городского округа проводится ежегодный конкурс «Лучшая школьная служба примирения».
Деятельность ШСП это не только непосредственная работа по примирению спорящих сторон медиаторами ровесниками, но и деятельность по формированию в школе культуры общения.
Волонтерам важно научится проводить тематические занятия в младших классах по развитию навыков бесконфликтного поведения у ребят, а также разработать рекламу и методические рекомендации, буклеты, реклам, чек листы.
Служба примирения (медиации) - это новое пространство для развития. Подросткам - медиаторам интересно видеть себя в новом развитии: «проба себя в профессии», получение опыта, самореализация, развитие лидерских качеств, общение, изучение психологии.
Деятельность направлена на обучение и информационное просвещение. Программа включает в себя 2 раздела: Теоретический и практический.
1 - Теоретический раздел предполагает изучение основ медиации, правил, принципов. Важно дать общее представление участникам группы о закономерностях общения и взаимодействия, правилах и принципах, а также барьерах и стереотипах в коммуникации, приводящих к непониманию и возникновению конфликтных ситуаций. «Медиация: развитие навыков медиатора»
2 - Практический раздел предполагает сформировать у волонтеров представления о методе школьной медиации и развивать навыки медиатора в среде сверстников. Задача волонтеров освоить основные техники и использовать их в деятельности школьных служб примирения.
Формы и методы обучения: Основные формы и методы обучения: беседа, тренинг, практикум, игра, тим-билдинг, мастер-класс, интерактив.
Категория участников: волонтеры школьных служб примирения Краснокамского городского округа. 2-7 волонтеров от каждого корпуса.
Возраст: 12-17 лет.
Сроки реализации: программа рассчитана 14 академических часов.
Режим занятий: 1 встреча в месяц, по 2 занятия.
Благодаря прохождению программы «Блокнот медиатора» участники:
- объединятся в сплоченную команду волонтеров ШСП округа;
- получат представления о конфликте как социальном явлении; о стадиях и функциях конфликта;
- овладеют приемами эффективного общения;
- используют практические навыки (игры, техники, упражнения) в школьной среде
- познакомятся с методом школьной медиации;
- освоят базовые навыки медиатора;
- получат опыт проведения процедуры медиации среди сверстников.
Каждый участник, прошедший программу «Блокнот медиатора» получает сертификат, дающий право и возможность вести медиативные (примирительные) программы в школе в отношении ученик-ученик.
Для участия в программе руководителю Школьной службы примирения необходимо отправить заявку.
Тематический план
Тема: Модуль 1 «Школа – территория мира и добра». Формы работы: Презентация программы
Знакомство с аудиторией, посвящение в медиаторы, игры на знакомство. Дата: 9 октября. Кол-во часов: 2. Домашнее задание: Разработать план работы актива ШСП на текущий учебный год.
Тема: Модуль 2 Теория: Формирование представлений о структуре ШСП. Практика. Игры на «командообразование» Формы работы: Беседа на тему: «Понятия конфликт, медиатор, медиация. Принципы и правила медиации; понятие о конфликте. Стороны конфликта в образовательной среде; участники конфликта. Причины конфликта. Роль актива в профилактической работе школы», мастер-класс по разрешению конфликтных ситуаций. Дата: 6 ноября. Кол-во часов: 2. Домашнее задание: Провести игры на «командообразование» на классных часах с обучающимися 2-5 классов.
Тема: Модуль 3 Теория: Стили поведения в конфликте. Практика по разрешению конфликта. Формы работы: Стили поведения в конфликте Методика Томаса. Игровой практикум, тим-билдинг «Вместе мы дружная команда !» Дата: 4 декабря. Кол-во часов: 2. Домашнее задание: Провести новогодний интерактив «Чудеса под Новый год» с весёлыми играми и пожеланиями в параллели 4-х классов.
Тема: Модуль 4 Теория: «Типы восстановительных программ и этапы медиации». Практикум «Круги сообщества». Формы работы: Практикум «круги сообщества». Дата: 15 января.
Кол-во часов: 2. Домашнее задание: Провести программу «кругов сообщества» на тему: «Дружба» в выбранном классе Вашей школы.
Тема: Модуль 5 Теория: Формирование коммуникативных навыков. Активное слушание. Практика: Отработка коммуникативных техник для медиатора.
Формы работы: Тренинг «Работа в тройках» – работа по алгоритмам: этапы медиации». Установление контакта: умение устанавливать контакт при первичном знакомстве и презентации своей позиции медиатора. Навыки активного слушания: умение задавать вопросы; эмпатическое слушание, Я сообщение. Безоценочное общение. Управление эмоциями собеседника. Выявление скрытых интересов собеседника и потребностей собеседника (значимость подхода к каждому: выяснить мотивы, потребности, интересы). Фокусировка на общих интересах. Дата: 5 февраля. Кол-во часов: 2. Домашнее задание: Провести игры на общение в выбранном классе.
Тема: Модуль 6 Теория: Решения конфликтных ситуаций. Практика: отработка навыков проведения восстановительных программ. Формы работы: Тренинг «Приобретение практических навыков решения конфликтных ситуаций в среде сверстников».
Освоение и отработка технологий организации процедуры медиации, проведения этапов медиации:
- Подготовительный этап
-Индивидуальная (предварительная) встреча со стороной
- Совместная встреча сторон - Завершение встречи
- Рефлексия работы медиатора после проведения сессии (возможные фоллы и ошибки) Дата: 5 марта.
Кол-во часов: 2. Домашнее задание: Провести акцию, посвящённую Дню Рождения Детского телефона доверия 88 002000122
Тема: Модуль 7 «А у нас в ШСП» - презентация актива за год. Подведение итогов. Формы работы: Проведение «круга сообщества» на тему: «А у нас в ШСП». Дата: 2 апреля. Кол-во часов: 2. Программа «Блокнот медиатора» предполагает изменения, может быть вариативна.
Список литературы
1. Методическом пособии А.Ю.Коновалова «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений», М: 2012 г.
2. Р. Коэн «Медиация ровесников в школе: школьники разрешают конфликт». Cohen R. Students Resolving Confl ict/ Peer mediation in schools. Good Year Books. Arisona, 1995).
3. Наталья Путинцева «Программа тренинга для учащихся по обучению навыкам поведения восстановительных программ в рамках создания школьной службы примирения.».
4. «Медиация как способ разрешения конфликтов в образовательном процессе» Кузичкина Л.А.
5. «Организация деятельности школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пензенской области» О.В.Коновалова, Пенза,2013г.
6. «Школьная служба примирения – способ позитивной самореализации подростков», Халабузарь А.Б.,2013г
7. «Школьные службы примирения. Методы. Исследования. Процедуры. Сборник материалов.» Москва 2012г.
8. «Тренинговые занятия «Я - медиатор» для ведущих школьных служб примирения.» О.В.Фурина.
9. «Программа тренинговых занятий для подростков «Служба примирения» в рамках проекта волонтёрского движения «Достань до радуги». Еременко Р.Г., Мельникова И.В., Громова М.Р. Рыбинск, 2010г.
10. «В помощь школьным службам примирения» Сборник методических материалов. Сост. Макурина Ю.В., Грихутик Н.Н.Добрянка,2008Г.
11. Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. / под общей ред. Карнозовой Л.М. – М.:МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012