«Система развития учащихся», которые не ощущают себя состоятельными в деятельности учения, не уверены в себе, в своих способностях в рисовании на уроках ИЗО, как средство достижения образовательных результатов
Автор статьи: Лещёва Ирина Анатольевна, учитель ИЗО, высшая квалификационная категория МБОУ «Лицей №48» г.Калуги.
В данной статье рассматривается «Система развития учащихся» в предметной области «Искусство», которая может быть применена любым учителем в своей работе, так как данная «Система» нацеливает учащихся на ситуацию успеха, развивает творческие способности учащихся, играет важную роль в духовном становлении личности, закладывает правильное отношение к себе, учит самоодобрению, способствует адаптации и социализации детей.
Каждый педагог хорошо знает, что от умения пробудить интерес к знаниям, к своему предмету зависит успех обучения. Но это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по формированию правил, различных форм и методов, глубокого интереса к знаниям, которое должно осуществляться учителем с опорой на психолого-педагогические основы данного процесса. Необходимо помнить о триединой задаче обучения – научить, развить, вдохновить каждого ученика на повседневный труд, систему личного самообразования. При обучении изобразительному искусству необходимо учитывать, что это предмет, где ведущим компонентом является эмоциональное отношение к миру, средство подготовки творческой личности. ИЗО играет важную роль в духовном обогащении школьников, способствует закладке этических и эстетических чувств. Рисование во многом зависит от вдохновения и настроя на сам процесс. Эйфория и разочарование могут чередоваться, это абсолютно нормально, ведь у ребенка не всегда может получаться «на отлично». А если нет сильного желания рисовать, но необходимо? Есть ученики, которые не верят в свои возможности и способности, обладают страхами неудач, боятся разочарования от результата своего рисунка. Подобный комплекс практически целиком охватывает сознание ребенка и зачастую весьма неэффективно определяет его деятельность в процессе рисования, так как тревожность и страх - наиболее опасные эмоции и мешают заниматься творчеством. Дети со страхами неудач могут вообще отказываться рисовать что-либо. Хотя они достаточно активно участвуют в дискуссиях, отвечают устно. Сталкиваясь с подобными проблемами за годы работы, я разработала «Систему развития учащихся», которые ощущают себя несостоятельными в деятельности обучения, не уверены в себе, в своих способностях в рисовании. Применительно к уроку ИЗО эта «Система» является средством развития личности учащегося и достижения им образовательных результатов, то о чем говорится в государственных документах нацеленных на развитие образования и воспитания подрастающего поколения.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений и определяется широкой распространенностью эмоциональных комплексов среди учащихся. Люди сейчас духовно бедны, а процесс рисования – завораживающий, захватывающий, открывающий новые грани себя и мира. Это процесс самопознания. Та часть мира, которая была закрыта ранее, и без которой миропонимание и мироощущение неполное, начинают раскрываться в процессе рисования, при этом эффективно обогащая внутренний мир ребенка. Рисование помогает раскрыться многогранной личности, способной воспринимать красоту окружающего мира, поднимает самооценку учащихся, трансформирует личность в позитивном направлении, вводит в мир прекрасного. Правильное отношение к себе и к рисованию дает возможность привить интерес и любовь к предмету. Рисование – это не только механическое упражнение для руки, оно является гимнастикой для ума, причем упражняется наблюдательность, общее чувство формы, фантазии. Художественный навык – это как домашний цветок. За ним нужен постоянный уход. Талант, каким бы он ни был, требует постоянной тренировки и совершенствования. Если этого не делать, все наработки сведутся к нулю. А чтобы научиться рисовать, должно быть большое желание и цель – научиться. И мысли о том, что «не получится», что «это невозможно» - уйдут. На их место придет осознание того, что «я могу», «у меня все получится».
Главная роль в этой «Системе развития» отводится учителю, который, используя разные методики, должен: вселить в ребенка уверенность; помочь осознать себя состоятельным в деятельности учения, как ведущей деятельности школьников; помочь направить и начать; помочь раскрыться; найти свой стиль; фокусировать внимание на успехе; поднять самооценку ученика, что является одним из условий успешного ученичества; научить самоодобрению – радоваться тому, что цель ставится, достигается и ребенок сам может говорить о своем достижении; уменьшить риск разочарования и апатии; развить творческую дисциплину.
Значимость «Системы развития» не уверенных в себе учащихся в рисовании заключается в систематическом воздействии на ученика в процессе обучения, на его мысли, чувства, мотивы поведения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. В процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера, система познавательных ценностей, заинтересованность и самостоятельная работа ученика. Все это в совокупности дает нужный педагогический эффект для развития личности ребенка и является эффективным средством достижения образовательных результатов. Моя задача как учителя - выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям жизни. Поэтому в своей работе я создаю условия для максимального раскрытия творческого потенциала детей, используя и реализуя в учебно-воспитательном процессе «Систему развития» не уверенных в себе учащихся, которая появилась в результате моей многолетней работы в предметной области «Искусство», включающая следующие элементы:
1. Наблюдение и установление контакта с учеником (учащимися).
2. Изучение личности ученика (учащихся) с использованием психологической диагностики, его интересов.
3. Применение стратегии педагогического воздействия:
- мотивация к учебной деятельности;
- заинтересовать и привить любовь к предмету;
- интересная подача учебного материала;
- обучение и отработка практических навыков;
- усвоить правила и законы изобразительного искусства;
- обучение в один момент времени чему-то одному;
- поддерживать обратную связь ученик (учащиеся) – учитель;
- вовлекать ученика (учеников) в активный творческий процесс, познавательную деятельность;
- не оказать вредного влияния в обучении грамоте искусства на развитие ученика (учащихся);
- не критиковать;
- формировать личность, помогая раскрыться творческим, интеллектуальным, нравственным потенциалам ученика (учащимся);
- не ограничивать ученика (учащихся) определенными рамками;
- прививать навыки самостоятельной творческой деятельности;
- приобщение ученика (учащихся) к пониманию изобразительного опыта;
- научить смотреть и оценивать произведения искусства, понимать художественные достоинства;
4.Психологическая поддержка:
- устранение «комплекса страхов»;
- настрой на позитивный рассказ о себе и своей деятельности;
- формирование веры в успех, в собственные способности;
- повышение самооценки;
- научить умению признавать трудности и ошибки;
- признание достижений;
- выставка достижений.
Теоретическое значение «Системы развития учащихся» заключается в направленности работы педагога на достижение положительного образовательного результата, устранении комплекса «страхов неудач», поддержке и развитию творческих способностей учащихся. Основные акценты в работе сделаны на различных исследованиях, диагностиках, педагогических методах и психологических техниках. С помощью проведенных экспериментов видны положительные результаты работы «Системы развития учащихся», ее эффективность: она помогает социализироваться личности в детском коллективе, формирует уверенность в себе у этих детей, закладывает ситуацию успеха, развивает творческие способности учащихся, является эффективным средством достижения положительного образовательного результата, внеурочной деятельности учащихся. Практическое значение «Системы развития» учащихся состоит в том, что ее можно применять не только преподавателям ИЗО, но и другим учителям предметникам.
Как правильно работать, используя «Систему развития учащихся»
Необходимо выстроить последовательность взаимодействий с учеником (учащимися). Для этого желательно:
- наблюдение за поведением и психоэмоциональным фоном во время урока (при объяснении материала, при выполнении задания (рисунка). При выполнении заданий учащиеся часто испытывают неуверенность, при этом у них проявляется ряд комплексов: боязнь начать (страх «чистого листа»), боязнь испортить будущий шедевр, боязнь ошибиться, боязнь критики, боязнь разочарования; у некоторых нет веры в себя, собственные способности, веры в успех, что все получится, считают себя неспособными. В такие моменты учащихся могут захлестывать негативные эмоции, ярко проявляться психоэмоциональный фон. Учащиеся могут заявлять: «Что подобное нарисовать нереально», «Я не могу», «У меня не получится».
- установление контакта с ребенком: проводить индивидуальные беседы и диагностические методы исследования совместно с психологической службой образовательного учреждения. Необходимо искать индивидуальный подход к таким детям, как дополнительный метод обучения.
- творческо-психологический тест: «Выбери свое место на дереве», автор психолог Джон Ломпен - нацелен на понятие уровня самооценки, выявление причины проблем в общении, насколько ребенок воспринимает себя в обществе. Тест представляет из себя рисунок-раскраску: на котором 21 человечек и дерево. У каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное настроение. Картинку необходимо раскрасить: коричневым – ствол и ветки, за это время можно успеть рассмотреть всех человечков, красным – человечка, которые напоминает самого себя, собственное настроение, положение в школе, среди друзей, зеленым – того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться. Результат теста: с расположением какого человечка ребенок отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
- работа с психологом: необходимое условие, так как школьный психолог предоставляет учителю специальные диагностики конкретного учащегося: 14-факторный личностный опросник Кеттела (подростковый вариант – тест 14 PF) – цель: определение личностных особенностей; личностный опросник Г.Айзенка (модификация Резапкиной Г.В.) – цель: определение особенностей темперамента; методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (А.Д. Андреевой) – цель: определение мотивации учения и эмоционального отношения к учению; школьный тест умственного развития – ШТУР-2 – цель: : диагностика умственного развития учащихся; тест М. Амтхауэра - цель: определение структуры интеллекта; методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса – цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой), которые помогут изучить личность ребенка более полно, найти слабые стороны и методы воздействия.
- коррекция требований заключается в стратегии педагогического воздействия, помогает чувствовать себя состоятельным в обучении; в обучении и отработке практических навыков, для достижения определенного мастерства, чтобы потом испытывать радость от выполненной работы; в обучении в один момент только чему-то одному; в психологической поддержке по устранению комплекса страхов; в формировании веры в успех.
- поддержка ребенка должна проводиться в определенных техниках, уместных и эффективных в работе с детьми, избегающими неудач в обучении. Поддержка универсальна потому, что все ученики нуждаются в поддержке как мотивирующей к учебе силе, в распознании сильных сторон ученика в учебной деятельности – это мощное орудие в руках учителя, которое помогает поднять самоуважение, мотивирует на учебную деятельность – рисование. Чтобы составить план действий на ученика, относящегося к разряду избегающих неудач, необходимо учитывать возраст учащегося, его индивидуальные особенности, свои индивидуальные особенности (что больше всего подходит стилю преподавания и собственной личности учителя).
- устранение «комплекса страхов»: самое сложное в любом деле – это именно начать, дети часто боялся приступить к работе, так как боятся испортить будущий рисунок. Это абсолютно нормальное явление. Здесь необходимо объяснять: «как можно испортить то, что еще не нарисовал?», «если испортишь, что будет?», «в любом случае это будет опыт». Людям свойственно ошибаться, и все мы учимся на ошибках. Даже художники профессионалы не делают все свои работы сразу и до конца. Необходимо вселить уверенность, поднять самооценку, подтолкнуть, помочь начать, настраивать ученика на положительный лад. Предлагать работать на его восприятием: рисовать так, как видишь сам. А если не начать, шедевр не получится. Дети в своей работе боятся ошибиться. Но если не ошибаться, невозможно двигаться вперед. Необходимо предлагать пробовать, не бояться испортить, может быть, не один лист. Убедить ребенка в том, что он рисует не ответственную картину. Можно даже сразу не оценивать данную работу. Психологически это проще, даже если в рисунке допускаются ошибки.
Учащиеся боятся разочароваться. Любой человек заранее представляет, как будет выглядеть рисунок (работа). Если он добивается успеха в желаемом, то у него наступает момент радости и эйфории: его тянет рисовать, что-либо еще и еще, особенно если человеку нравится рисовать. Ну а если не получается, наступает момент разочарования и опускаются руки. Уменьшить риск разочарования и апатии можно следующим образом: успокоить ученика, предложить выполнить работу дома, либо отложить на время. Ведь рисование во многом зависит от вдохновения и настроя на сам процесс. Когда мысли, психика встанут на место, видны ошибки, их можно исправить и добиться желаемого результата. Ошибки – это ступени, шагая по которым, мы идем вперед. Необходимо следовать совету: поднимайся выше и выше, даже если испортишь много листов.
Когда задается тема рисунка для ученика важно: вдохновение, настрой, «поймать сюжет», продумать с чего начать – это уже гарантия того, что работа получится на 60%, остальное – это предварительный опыт, навык, умения. Поэтому очень важно создать психологический настрой на учебную деятельность и на самого ученика. Это имеет важное значение, так как от рисования нужно получать удовольствие. Для этого ребенку нужно помочь раскрыться. В рисовании каждый ищет свой стиль, выражает свою душу. В рисовании нельзя навредить ученику: направить, не критиковать, не навязывать свое мнение, необходимо сохранить детскую непосредственность восприятия мира. В результате такого воздействия, ученик (учащиеся) постепенно научатся самостоятельно решать поставленные задачи, постепенно подойдут к правильному пониманию формы, сюжета, у них будет формироваться круг познавательных интересов в изобразительном искусстве. И самый первый шаг, который должен сделать учитель для ученика (учащихся) в этом направлении, помочь осознать себя состоятельным в предметной области «Искусство». Ощущение успеха должно быть не только формальным по оценкам, но и эмоциональным.
Чтобы дети комфортно чувствовали себя на уроке, ощущали себя успешными, учителю необходимо применять для этого важные различные поддерживающие техники (психологические):
- настрой на позитивный рассказ о себе и своих работах: необходимо обучать детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают. Если ученики часто демонстрируют поведение, направленное на избегание неудачи, внушают себе: «Я не смогу это сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда так не нарисую», то им необходимо помочь изменить внутреннюю речь, говорить им: «Вы сможете, если будете думать, что сможете! Повторяйте это каждый раз, особенно в отношении того, когда вы боитесь, что у вас не получится», «Вы сможете это нарисовать, поверьте в себя!», «Пробуйте и результат будет обязательно!», «Когда я говорю себе, что я могу, я действительно могу!». Учитель должен ввести для себя правило: когда он слышит, что ученик негативно высказывается о себе и своей работе, говорить вслух не мене двух позитивных утверждений, предельно конкретных. Это поможет трансформировать ребенку негативный образ себя в позитивный. Поначалу дети могут смущаться, чувствовать неловкость, когда слышат от учителя позитивные утверждения о своем творчестве, но к хорошему быстро привыкаешь. И когда в голове избегающего неуспеха подростка будет звучать, как заезженная пластинка: «Не могу, не получится!», помочь ему поменять фразу на: «Ты достаточно способен, чтобы нарисовать рисунок!» Эти фразы необходимо повторять учащимся перед выполнением любого сложного задания или, когда они начинают ощущать признаки подступающей неуверенности.
- формирование веры в успех: ученик должен поверить, что успех возможен. Работая в этом направлении, учителю необходимо придавать большое значение не только результату работы (рисунка учащегося), но и процессу ее выполнения, подмечать каждый маленький шаг вперед, подчеркивать и анализировать любые улучшения, поддерживать в попытках добиться новых результатов в учебной деятельности, помогать материализовывать процесс его развития, отмечать продвижение ученика, фокусировать его внимание на успехе в конкретном рисунке, его деталях, не сравнивать его результаты с чьими-то еще или с нормами и требованиями. Каждая маленькая ошибка должна исправляться с легкостью. Никогда не стоит критиковать, не говорить: «Для тебя это неплохой результат», даже если это было правдой. Никогда не навязывать учащимся свое мнение. Нельзя говорить о том, что именно неправильно нарисовал ребенок. Психологи утверждают, что единственный безопасный путь, который мотивирует к достижению успеха – это подчеркивание того, что ребенок на верном пути и делает все правильно. Раскрывать сильные стороны ученика, искать хорошее, ценное в нем, повышать самооценку ученика, подчеркивая для других учеников и педагогов, его активность на уроке во время обсуждений, дискуссий. Говорить об этом самому ученику. Учителю необходимо демонстрировать высокую веру в ученика, его способности, конечно, если они реалистичны. Комментарии: «Ты сможешь это нарисовать!», «Ты из тех, кто это сможет сделать!», «Я знаю, ты сможешь это сделать, несмотря на трудности!», «С твоими способностями ты сможешь лучше нарисовать!» - отражают веру учителя в своего подопечного. Это придает большие силы, нежели любая оценка. Ученик должен поверить в то, что он способен изобразить данный рисунок, но и выполнить более сложное задание, что тоже повышает самооценку. Успех рождает успех, поэтому рекомендуется подчеркивать прошлые достижения, чтобы содействовать продолжению успеха. Психологи утверждают, что успех определяется 5 факторами: вера в собственные способности, количество приложенных усилий, помощь других, сложность задачи, удачей. Учитель должен помочь понять, что те 2 фактора, которые могут контролировать дети – вера, число попыток – самые главные составляющие успеха. Одна из причин, из-за которой ученик не верит в свои способности, является то, что он не ощущает прогресса. Оценка за работу не всегда дает ему необходимую информацию о развитии. Успех в любой сфере, неважно, что она может быть для ученика не значимой, должен быть замечен. Получая признание своего достижения от других, особенно от учителя, ученики «с комплексом страхов», начинают чувствовать, что могут добиться успеха, успешно взаимодействия с педагогом.
Для подчеркивания личного роста любого ученика учитель может лучшие или удачные, по его мнению, работы размещать на организованных школьных выставках, выставлять в кабинете, размещать работы в школьной картинной галерее.
- научить умению признавать трудности и ошибки: страх совершить ошибку «заталкивает» иногда учеников в рамки поведения, избегающего неудач. Поэтому необходимым условием для учителя является формирование у учащихся отношения к ошибкам как к нормальным явлениям. Учащиеся зачастую интерпретируют каждую ошибку как доказательство того, что все равно не получится, будет неправильно. Необходимо учить рассматривать ошибки как необходимую часть процесса обучения: знакомить с возможными типичными ошибками, показывать ценность ошибки, как попытку выполнить задание (отрицательный результат – тоже результат), дать понять, что в рисовании это не самое страшное. Даже из ошибок можно извлекать выгоду: на одном рисунке одно получилось хорошо, на другом – другое, а если совместить результаты, получится отличная работа. Минимизировать последствия допущенных ошибок. Тут можно использовать прием «анализ прошлого успеха», найти такой пример необходимо, так как воспоминание о своем переживании опыта успеха, может стать фундаментом для ребенка в достижениях в его изобразительной деятельности.
-признание достижений: поддерживать и принимать любые работы учащихся, подталкивать их к улучшению результата. Работая в этом направлении, учитель может применять приемы признания достижений любого ученика. Говорить им: «Здорово! Вы это смогли нарисовать, сделать!», «Твоя работа великолепна! Изыскана!» Для ученика это как аплодисменты. Можно проводить индивидуальные беседы на тему успехов и достижений, давать консультации. Необходимо учить детей самоодобрению – радоваться тому, что цель ставится, достигается и человек сам вправе говорить о своих достижениях. Как правило, ученики ждут, что их успехи признают окружающие, вместо того, чтобы самим посмотреть на себя и принять собственное решение о своих достижениях. Признание достижения заставляет любого ученика по-другому думать о себе и своих способностях.
- выставка достижений: лучшие творческие работы учащихся направлять на различные конкурсы.
Конечно, нельзя сказать о том, что в любой работе могут быть риски. Я бы хотела представить процедуры и методы по снижению отрицательных последствий рисковых ситуаций:
- возможность выхода отрицательной энергии обучающегося во время урока: здесь можно провести индивидуальную беседу, дать индивидуальное задание, не ставить оценку сразу, а просто оценить работу учащегося;
- страх «чистого листа» - боязнь испортить будущий рисунок, боязнь начать выполнять рисунок: поднять самооценку, вселить уверенность в обучающегося, помочь начать, предложить помощь одноклассников – «школьное репетиторство», объяснить, что не надо бояться того, что ничего не получится., настроить на положительный лад, предложить нарисовать то, как видит и понимает обучающийся, настроить обучающегося на ситуацию успеха, сконцентрировать внимание обучающегося на прошлых успехах, на своем примере показать, делиться своими умениями и знаниями, пусть в нем говорит любовь к искусству, а не страх;
- боязнь ошибиться в выборе художественного материала, цветовой гаммы, персонажа, сюжета, композиции и др.: предложить пробовать рисовать, даже допуская ошибки, оценка действий обучающегося без отметок, не критиковать, нельзя говорить о том, что именно неправильно нарисовал обучающийся, не навязывать свои взгляды, вкусы к искусству, предоставить самостоятельный выбор, пусть обучающийся самовыражается, найдет свой стиль, настроить и мотивировать на ситуацию успеха, настроить на получение наслаждения от процесса рисования, помочь раскрыться, давать восторженные комментарии, не бояться быть оцененным;
- боязнь разочарования, пропадает желание посещать уроки: уменьшить риск разочарования и апатии, успокоить обучающегося, предложить выполнить работу дома, либо отложить на время, сфокусировать внимание на успех в конкретной работе, не сравнивать результаты с нормами и требованиями, ни с чьими-то ни было, не выставлять работу обучающегося на всеобщее обозрение, объяснить, к чему надо стремиться, настроить на получение наслаждения от процесса рисования, помочь раскрыться, давать восторженные комментарии, не бояться быть оцененным, отмечать продвижение обучающегося, раскрывать сильные стороны обучающегося, искать хорошее в каждом рисунке обучающегося и ценное в самом ученике, демонстрировать веру в своих учеников;
- нет вдохновения и желания рисовать: выяснить причину, индивидуальная беседа, иметь дар объяснить и заразить желанием рисовать, показать на своем примере, предложить выполнить работу дома, либо отложить на время, либо нарисовать то, к чему лежит душа, настроить на ситуацию успеха, желание хотеть, поддерживать ученика, заставить поверить в себя, свои способности, признавать достижения обучающегося;
- боязнь выполнения рисунка на сложную тему: признать трудность задания, вселить уверенность, настроить на успех, поднять самооценку, дифференцировать задание, не ограничивать время выполнения задания, предложить доделать дома.
Список используемой литературы:
- Возрастная психология. Под ред. Романенко В.А.,Калуга. 1999.
- «Проблемы психического развития ребенка», - В кн.: Избранные психологические исследования. Выготский Л.С. М., 1956
- Педагогическая психология. Выготский Л.С. М.: «Владос», 2009.
- Профилактика школьных трудностей. Степанова О.А. М.: ТЦ «Сфера», 2003.
- Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. Ясюкова Л.А. СПб.:«Речь», 2003.
- Жизнь в полете. Пособие по развитию уверенности в себе. Власова Н.
- Особенные дети. Ингерлейб М.Б. М.:«Эксмо», 2010.
- Настольная книга практического психолога в образовании. Рогов Е.И.. М.: «Владос», 1995.
- Справочник психолога начальной школы. ЭксакустоО.Н., Ростов: «Феникс», 2009.
- Справочник психолога средней школы. Эстратова О.Н., Эксакусто О.Н. Ростов:«Феникс», 2009.
- Методика «Самооценка личности». Мотков О.И., М.: «Просвещение», 1973, с.87-91.
- Новая педагогика массовой школы. Ежеленко В.Б. СПб.:Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.
- Шпаргалка по педагогике.
- Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на избегание неудачи, с.12-15
- Мотивация к обучению. Новокузнецк, 2012.
- Технология обучения. Талызина Н.Ф.
- Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Ксензова Г.Ю. М.: «Педобщество Россия», 2005.
- 1001 идея нестандартного занятия с детьми (Всероссийский интернет-педсовет). М.:«Образ-Центр», 2011.
- Воспитываем гениев: творческие методики развития личности. Кутнякова Н.П., Ростов: «Феникс», 2006.
- Живопись. Загузина Д.И.
- Живопись и ее средства. Вибер Ж.,
- Пособие по техникам рисования. Справочник художника. СтаньерПитер.
- Мудрости начала. 50 уроков о добрых качествах. Лопатина А. Скребцова М. М.:«Амрита-Русь», 2007.
- Методы обучения рисунку. Учимся рисовать.
- Обучение детей технике рисования. Комарова Т.С. М.:«Просвещение», 1976.
- Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. М.:«Просвещение», 1989.
- Я учусь рисовать цветным карандашом. Шаг за шагом. «Белфакс», 2006.
- Искусное рисование. Эндрю Лумис. М.:«Колибри».2015.
- Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров. Кудейко М.В. Мозырь:«Содействие», 2007.
- Лучшие уроки. Цветы в разных техниках. Школа Натальи Котовой. М.:«Издательство АСТ», 2016.
- Рисуем акварелью. От азов мастерства к тончайшим нюансам. ТеодорикоБатталини. М.:«Эксмо», 2007.
- Акварельные технологии. РирдонМихаель.NorthLightBooks.
- Вы можете писать животных акварелью. ВаухТревор. М.:«Астрель – Аст», 2004.
- Основы учебного академического рисунка. Ли Н. М.: 2017.
- Рисование фигуры. ХэмптонМайкл.
- Синий и желтый не дают зеленый. Уилкокс М. М.:«Астрель», 2004.
- Живопись и ее средства. ВиберЖ.
- Русская природа в стихах поэтов серебряного века и картинах русских художников. Григорьева Н. М., Издательство «Арда» 2009.
Цвет. Четвертое измерение. КоссЖан-Габриель.М.:«Синдбад», 2018.
Презентация на тему: Система развития учащихся, как средство достижения образовательных результатов