Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Спецкурс по химии, 9 класс. Выполнение заданий №23, №24 ОГЭ

Подготовка и проведение экспериментальной части экзамена по химии
Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия спецкурса по химии «Подготовка к основному государственному экзамену» для учащихся 9 классов по теме: «Подготовка и проведение экспериментальной части экзамена по химии». Данный материал будет полезен учителям и учащимся для подготовки к выполнению заданий основного государственного экзамена, связанных с подготовкой и проведением экспериментальной части экзамена по химии (задания №23 и №24).
Разработка занятия спецкурса по подготовке учащихся к основному государственному экзамену
Занятия: Подготовка и проведение экспериментальной части экзамена по химии.
Цель: подготовка к выполнению задания №23, №24 ОГЭ;
Задачи:
1. Развить у учащихся способность к логическому мышлению при решении экспериментальных задач и к аналитической деятельности.
2. Совершенствовать навыки в проведении химического эксперимента.
3. Возбудить интерес у учащихся к дальнейшей учебной деятельности и показать ценность и значимость химических знаний при их профессиональной ориентации.
4. Отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Оборудование: Реактивы: сульфат натрия, хлорид бария, серная кислота, нитрат бария, гидроксид натрия, нитрат серебра, сульфат магния и металлический цинк.
Приборы: пробирки, спиртовка, шпатель, держатель для пробирок, штатив лабораторный, прибор для получения и собирания газов, воронка коническая, воронка делительная, весы технические, весы электронные, цилиндр измерительный, с носиком, сетка асбестовая, чаша для выпаривания, газоотводная трубка.
Ход занятия
В экзаменационный вариант основного государственного экзамена по химии добавлена обязательная для выполнения практическая часть, которая включает в себя два задания: 23 и 24.

В задании 23 из предложенного перечня необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с которыми отражает химические свойства указанного в условии задания вещества, и составить с ними два уравнения реакций. Выполнение задания 23 предполагает развернутый ответ, который участник экзамена записывает в листы (бланки) ответов № 2.

В задании 24 предполагается проведение двух реакций, соответствующих уравнениям реакций, составленным при выполнении задания 23.

К выполнению задания 24 следует приступать после выполнения участником экзамена задания 23 и не ранее чем через 30 минут после начала экзамена. При выполнении задания 24 участник экзамена может делать записи в листах бумаги для черновиков, которые впоследствии вправе использовать при выполнении других заданий экзаменационной работы. После выполнения задания 24 участник экзамена имеет право продолжить выполнение других заданий экзаменационной работы до окончания экзамена.
Проведение химического эксперимента при выполнении задания 24 осуществляется в условиях химической лаборатории, оборудование которой должно отвечать требованиям СанПиН к кабинетам химии.

Перед началом выполнения заданий экзаменационной работы специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ в аудитории проводит инструктаж участников экзамена по технике безопасности при обращении с лабораторным оборудованием и реактивами под подпись каждого участника экзамена в специально предусмотренной ведомости.

К выполнению задания 24 не допускаются участники экзамена, не прошедшие инструктаж по технике безопасности.

Комплекты реактивов для выполнения химического эксперимента (задания 23 и 24) формируются заблаговременно, до дня проведения экзамена.

Подготовку и выдачу лабораторного оборудования и реактивов осуществляют специалисты по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, прошедшие соответствующую подготовку.

Проверка выполнения задания 23 осуществляется предметной комиссией в соответствии с критериями оценивания выполнения развернутых ответов одновременно с проверкой развернутых ответов на задания 20-22.

При выполнении участниками экзамена задания 24 в каждой аудитории присутствуют два эксперта, оценивающие выполнение лабораторных работ. Указанные эксперты оценивают выполнение лабораторных работ участников экзамена независимо друг от друга и непосредственно при выполнении участником экзамена задания 24. Указанные эксперты вносят результаты оценивания в Ведомость оценивания выполнения задания 24 (лабораторной работы) в аудитории, не допуская информирования участников ГИА, организаторов и других лиц о выставляемых баллах, а также, исключая какое-либо взаимодействие с любыми лицами по вопросу оценивания работы участника (жесты, мимика, вербальные оценочные суждения). После окончания экзамена в аудитории, информация о результатах оценивания выполнения участниками экзамена задания 24 направляется вместе с листами (бланками) участников экзамена на дальнейшую обработку в соответствии с требованиями к упаковке ЭМ, а также в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

При выполнении заданий контрольно измерительных заданий основного государстенного экзамена по химии участникам экзамена разрешается пользоваться непрограммируемыми калькуляторами, обеспечивающими выполнение арифметических вычислений (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arccos, arctg), а также не осуществляющими функции средства связи, хранилища базы данных и не имеющими доступа к сетям передачи данных (в том числе к сети «Интернет»); периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева; таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимическим рядом напряжений металлов; лабораторным оборудованием для проведения химических опытов и комплектом химических реактивов, предусмотренным заданиями 23 и 24.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут)


В ходе выполнения эксперимента обучающиеся должны уметь:
- Читать и анализировать инструкцию по выполнению химического эксперимента;
- Подготовить лабораторное оборудование для проведения эксперимента;
- Составить схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество;
- Проводить реакции в соответствии с составленной схемой превращений для получения указанного вещества;
- Наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
- Делать вывод о химических свойствах веществ, участвующих в реакции, и признаках классификации реакций.

Выполнение задания 23 оценивается по двум критериям:
К1 Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Оформление результатов выполнения эксперимента:
Описаны изменения, происходящие с веществами в ходе эксперимента
с веществами:
1) для 1-й реакции 1
2) для 2-й реакции 1
Сформулирован вывод о химических свойствах участвующих в реакции 1
веществ (кислотно-основных, окислительно-восстановительных),
подтвержденных в ходе опытов, и/или химической сути проведенных
реакций (классификационных признаках реакций)
Максимальный балл 3

Параметры оценивания выполнения экспериментального задания
К2 Указания по оцениванию Баллы
Оценка техники выполнения химического эксперимента:
• соблюдение общепринятых правил при отборе нужного количества реактива;
соблюдение правил безопасного обращения с веществами
и оборудованием при проведении химических реакций
При проведении эксперимента полностью соблюдались все правила 2
отбора реактивов и проведения химических реакций
При проведении эксперимента были нарушены требования правил 1
отбора реактивов или проведения химических реакций
При проведении эксперимента были нарушены правила отбора 0
реактивов и проведения химических реакций
Максимальный балл 2

Максимальный суммарный балл за выполнение задания 23-24 по двум критериям – 5 Выставленный экспертом участнику ОГЭ по химии (модель 2) балл по критерию 2 оценивания задания 24 фиксируется в протоколе.

Фронтальная работа по выполнению задания №23 и №24
23. Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы:
цинк, сульфат натрия и растворы хлорида бария и серной кислоты. Вам также предоставлен комплект лабораторного оборудования, необходимого для проведения химических реакций. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате проведения двух последовательных реакций хлорид цинка. Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для реакции ионного обмена составьте сокращённое ионное уравнение.

24. Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите реакции в соответствии с составленной схемой превращений. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведенных реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-оснвных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакций.
Решение (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла):

23. Составлена схема превращений, в результате которых можно получить хлорид цинка: Zn ZnSO4 ZnCl2
Составлены уравнения двух проведенных реакций: Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 ZnSO4 + BaCl2 = BaSO4 + ZnCl2
Составлено сокращенное ионное уравнение: Ba2+ + SO42- = BaSO4

24. Проведены реакции в соответствии с составленной схемой и описаны изменения, происходящие с веществами в ходе проведения реакций:
1. для первой реакции: растворение металла и выделение бесцветного газа;
2. для второй реакции: образование белого кристаллического осадка;
3. сформулирован вывод о свойствах веществ и классификационных признаках проведенных реакций: в основе проведенного эксперимента лежат окислительно-восстановительная реакция (реакция замещения) и реакция обмена, протекающая за счет образования осадка.

Самостоятельная работа по выполнению задания №23
23. Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства хлорида алюминия, и укажите признаки их протекания.

Дан раствор хлорида алюминия, а также набор следующих реактивов: водные растворы нитрата бария, гидроксида натрия, нитрата серебра, сульфата магния и металлический цинк.

Инструкция по технике безопасности при выполнении химического эксперимента (зачитываю перед выполнением задания)
Уважаемые участники экзамена!
Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания организатора в аудитории.
Не приступайте к выполнению работы без разрешения организатора в аудитории.
Во время работы необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок.
Категорически запрещается в лаборатории принимать пищу, пить воду и пробовать вещества на вкус.
Нельзя приступать к работе, пока не пройден инструктаж по технике безопасности.
При проведении работы можно пользоваться только теми склянками, банками, на которых имеются четкие надписи
на этикетках.
Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой – поддерживать снизу за дно.
При переливании реактивов не наклоняйтесь над сосудами во избежание попадания капель жидкостей на кожу, глаза или одежду.
Для переноса жидкости из одной емкости в другую рекомендуется использовать склянки с пипеткой.
Сосуды с реактивами после использования необходимо закрывать пробками и ставить на соответствующие места.
Запрещается брать твердые вещества руками: используйте для этого шпатель.
Для определения запаха вещества следует осторожно, не наклоняясь над сосудом и не вдыхая глубоко, направлять на себя пары
или газы легким движением руки.
Перемешивая содержимое пробирки, запрещается закрывать ее отверстие пальцем руки: используйте для этого пробку
или перемешайте, слегка постукивая пальцем по нижней части пробки.
В случае разлива жидкости или рассыпания твердого вещества сообщите об этом эксперту или организатору в аудитории.
В случае ухудшения самочувствия сообщите об этом эксперту или организатору в аудитории.

Самостоятельная работа по выполнению задания №24.
У каждого ученика на столах лотки с набором необходимых реактивов и оборудования, а также инструкция по выполнению эксперимента: Вспоминаем название и назначение приборов.
Приступайте к выполнению задания после выполнения всех предыдущих заданий. Прочитайте текст и выполните задание. Задание выполняйте только под наблюдением эксперта-экзаменатора.
Ознакомьтесь с инструкцией по выполнению задания, прилагаемой к заданиям КИМ.
Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента.
Проведите химические реакции между сульфатом магния и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций.

Инструкция по выполнению задания
Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.
1. Вы приступаете к выполнению эксперимента. Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в аудитории.
2. Прочтите ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданию, и убедитесь, что на выданном лотке находится пять перечисленных в перечне реактивов.
3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и определите способ работы с ними. При этом обратите внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.
• В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.
• Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку — в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см).
• Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.
4. При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.
5. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.
6. При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.
7. Для определения запаха вещества взмахом руки над горлышком сосуда с веществом направляют пары этого вещества на себя.
8. Для проведения нагревания пробирки с реактивами на пламени спиртовке необходимо:
• снять колпачок спиртовки и поднести зажжённую спичку к её фитилю;
• закрепить пробирку в пробиркодержателе на расстоянии 1–2 см от горлышка пробирки;
• внести пробирку в пламя спиртовки и передвигать её в пламени вверх и вниз так, чтобы пробирка с жидкостью равномерно прогрелась;
• далее следует нагревать только ту часть пробирки, где находятся вещества, при этом пробирку удерживать в слегка наклонном положении;
• открытый конец пробирки следует отводить от себя и других лиц;
• после нагревания жидкости пробиркодержатель с пробиркой поместить в штатив для пробирок;
• фитиль спиртовки закрыть колпачком.
9. Если реактивы попали на рабочий стол, их удаляют с поверхности стола с помощью салфетки.
10. Если реактив попал на кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.
11. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и пригласите организатора в аудитории, который пригласит экспертов предметной комиссии для оценивания проводимого Вами эксперимента.
12. Начинайте выполнять опыт. Записывайте в черновике свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами в ходе реакций.
13. Вы завершили эксперимент. На листе подробно опишите наблюдаемые изменения, которые происходили с веществами в каждой из двух проведённых Вами реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-основных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакций.
24. Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между хлоридом алюминия и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций.
Дан раствор хлорида алюминия, а также набор следующих реактивов: водные растворы нитрата бария, гидроксида натрия, нитрата серебра, сульфата магния и металлический цинк.
Решение (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла):

23. Элементы ответа:
Составлены уравнения двух реакций, характеризующих химические свойства хлорида алюминия, и указаны признаки их протекания:
выпадение белого студенистого осадка, растворимого в избытке щёлочи;
— выпадение белого творожистого осадка.

24. Проведены реакции в соответствии с составленной схемой и описаны изменения, происходящие с веществами в ходе проведения реакций: для первой реакции: выпадение белого студенистого осадка, растворимого в избытке щёлочи; для второй реакции: выпадение белого творожистого осадка; сформулирован вывод о свойствах веществ и классификационных признаках проведенных реакций: в основе проведенного эксперимента лежат реакция ионного обмена между солью и щелочью, солью и солью протекающая за счет образования осадка

Домашнее задание:
Решить задачи:
1. Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства металлического цинка, и укажите признаки их протекания. Дан металлический цинк, а также набор следующих реактивов: водные растворы аммиака, гидроксида натрия, сульфата магния, соляной кислоты и нитрата калия.

2. Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата железа(III), и укажите признаки их протекания. Дан раствор сульфата железа(III) и набор следующих реактивов: водные растворы гидроксида натрия, нитрата натрия, бромида магния, хлорида цинка, а также спиртовая горелка
Скачать Подготовка и проведение экспериментальной части экзамена по химии задания №23, №24 ОГЭ


Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока химии 9 класс. Кислородные соединения углерода Конспект урока химии для 9 класса. Серная кислота Конспект урока химии для 9 класса Тестовые задания по химии, 9 класс. Галогены и их свойства

Похожие статьи:

Методическая разработка урока химии 9 класс

Конспект урока химии для 9 класса

Практические работы по химии 9 класс

Игра - соревнование по химии в 9 классе

Викторина по химии с ответами для 9 класса

Конспект занятия спецкурса по химии «Подготовка к ЕГЭ» | Конспект урока химии, 11 класс. Определение формулы вещества по химическим свойствам
Опубликовано: 1773 дня назад (15 февраля 2020)
Просмотров: 9444
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!