Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Особенности организации продуктивной деятельности дошкольников

Особенности организации различных видов продуктивной деятельности для детей с нарушением зрения
Содержание:
1. Особенности организации различных видов продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация – для детей с нарушением зрения с целью развития зрительного восприятия
а) Изобразительная деятельность детей с нарушениями зрения
б) лепка для детей с нарушением зрения
в) аппликация для детей с нарушением зрения
2. А) Конспект занятия по аппликации «Цветик-семицветик» в подготовительной группе для детей с нарушением зрения
Б) Конспект занятия по лепке в старшей группе для детей с нарушением зрения «Зимний еловый лес»
В) Конспект по рисованию для детей с нарушением зрения в средней группе «Как хорошо гулять по зебре»

1. Особенности организации различных видов продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация – для детей с нарушением зрения с целью развития зрительного восприятия.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для художественно – продуктивной деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование – основные виды изобразительной деятельности, по средствам которой дети образно отражают окружающую деятельность. Ни для кого не секрет, что детям свойственно естественное стремление к прекрасному и вообще к творчеству.Одной из важнейших задач педагогов является приобщение детей к миру прекрасного, развитие у них творческих способностей. Где, как ни на занятиях по конструированию, аппликации, лепке дошкольники могут заняться творчеством, пофантазировать, сделать что – то своими руками

У каждого человека есть потребности в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможность реализовать свой творческий потенциал. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрываться как личность. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Она отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. «Творчество, - пишет В.В. Давыдов, - является уделом всех, ... оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческие задатки у детей разные. Они зависят от нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяется наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом деятельности является художественно – продуктивная деятельность.

Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развития ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, по своему характеру она наиболее приближена к игре, являясь доступной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т.п. В тоже время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат. «Творчество и игра выступает здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку... у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения». (Л.С. Выготский). Б.М. Теплов пишет, что «...задача изображения необходимо требует острого восприятия... Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по – новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».

У детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие, астигматизм и др.) снижена острота зрения, зрительное восприятие носит фрагментарный характер, у многих наблюдается недоразвитие мелкой моторики, навыков ориентировки в окружающем пространстве.

Специфической закономерностью развития дошкольников с нарушением зрения, является трудности формирования образа окружающего мира, который характеризуется отсутствием целостности, нечеткостью, фрагментарностью, вербализмом знаний. Особенности зрительного дефекта и вторичных отклонений накладывают свой отпечаток на изобразительную деятельность детей с нарушением зрения. Из-за отсутствия понимания полноты и глубины окружающего мира снижается возможность самостоятельного и наиболее точного отображения предметов. Бедность практического опыта, слабое развитие моторики, несогласованность действия руки и глаза накладывают свой отпечаток на овладение ручными навыками и творческую деятельность детей. Максимально бедный моторный компонент сосуществует с гораздо более сложной и по существу вербальной продукцией. В отличие от нормально развивающихся детей, дошкольники с нарушением зрения ограничены в возможностях практического опыта, вследствие его неверного понимания. Они испытывают трудности в создании и реализации замысла, наблюдается поверхностное и схематическое отражение всех составляющих.

Художественно - продуктивная деятельность, с одной стороны в определенной степени способствует развитию зрительного восприятия, коррекции произвольного мышления, эмоционально-волевой сферы, мышления, с другой – позволяет ребенку с нарушением зрения соприкоснуться с декоративным искусством, совершенствовать свои ручные умения, получать эстетическое удовольствие и радость от творчества. Изготовление поделок из бумаги так же является одним из средств развития творческой инициативы. Эта работа увлекает дошкольников, развивает воображение, конструктивное мышление. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявлять волю, терпение. Дети испытывают радость от самостоятельно выполненной работы, чувствуют веру свои силы и возможности. Из бумаги и картона делаем игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, игр – драматизаций, игрушки – забавы, подарки и сувениры.Своими поделками, дети украшают интерьер группы, дарят малышам и родителям.
В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию у детей с нарушениями зрения реальных образов предметов окружающего мира, овладение ручными умениями, самореализации в творческой деятельности.

а) Изобразительная деятельность детей с нарушениями зрения.
В процессе обучения изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию реальных образов мира. Овладение умениями изображать предметы невозможно без целенаправленного развития зрительного и других видов восприятия. Для того, чтобы успешно рисовать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление, поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки.

Накопление зрительного опыта у детей с нарушением зрения происходит медленно, поэтому сюжетное рисование начинает активно формироваться на 3-4-м году обучения. Взаимосвязь всех видов занятий по изобразительной деятельности прослеживается на занятии по лепке, аппликации, рисованию, это позволяет стандартизировать зрительный образ, уточнять детали, закреплять изобразительные умения. Так, в процессе лепки дети учатся изменять положение частей фигуры и ее форму.

Умения, приобретаемые на занятии по аппликации (составление предмета из нескольких частей) помогают ребенку в процессе рисования ориентироваться на плоскости листа, в чем особенно нуждаются дети с нарушением зрения. Значительное место занимают задания по формированию пространственной ориентировки в самом процессе изображения, а также при изображении пространственных характеристик изображаемых объектов.

На отдельных этапах обучения рисованию и аппликации при очень низкой остроте зрения и сложности зрительной ориентации, возможно применение шаблонов и трафаретов для обводки. Занятия по изобразительной деятельности и конструированию тесно связаны с игрой, ознакомлением с окружающим миром и формированием элементарных математических представлений.

При обучении детей изображению, надо учить детей обследовать и рассматривать объект.

Исследования тифлопедагогов показали, что дети лучше запоминают предметы, когда знакомство с ними начинается с осязания. Игра «Чудесный мешочек». Воспитатель должен постоянно нацеливать детей на сравнение своего рисунка с натурой, он учит приемам сличения натуры с изображением, умению вносить необходимые поправки в свой рисунок. Большая роль при этом отводится слову как регулятору. Важно точно и конкретно называть все признаки предмета. Хорошо использовать для описания явлений и свойств окружающего мира художественное слово, которое дополняет и уточняет представление детей, обогащает эмоциональное переживание. На занятиях идет значительная работа по обогащению зрительных представлений детей. Необходима работа по обогащению сенсорного опыта детей. Через отображение окружающей действительности дети уточняют свои знания о предметах и свойствах (форма, цвет, величина и расположение). В процессе отображения дети учатся пользоваться карандашами, красками, глиной, пластилином, все это требует у детей определенных навыков и умений. Необходимо, чтобы натура находилась на расстоянии доступном для зрительного восприятия. Для этого на каждый стол нужно поставить изображение предметов, так как у дошкольников с нарушением зрения есть особенность - при изображении больше опираться на имеющиеся представления – по сложившемуся уже представлению, чем смотреть на образец. Во время показа приемов рисования, например, красками, воспитатель должен пользоваться кисточкой большего размера, чем у детей, чтобы были видны линии. Вместо карандаша лучше использовать фломастер, уголь, чтобы дать более яркие линии.

При фронтальном показе приемов рисования, лепки, аппликации, воспитатель должен пригласить детей по ближе к себе, чтобы они смогли рассмотреть как надо выполнять задание, у этих детей вызывает затруднение изображение предметов в пространстве с учетом их величины. Воспитатель должен развивать восприятие величины через наблюдение объектов вблизи и вдали. Дети учатся сопоставлять величину предметов в зависимости от их положения в пространстве. Для этого следует подбирать различные картины, где можно показывать изображение перспективы. Например, на картине вдалеке лес – деревья очень маленькие, а на переднем плане – зайцы намного больше деревьев. Тематика рисунков, лепки, аппликаций отображена в программе «Специального дошкольного образования детей с нарушением зрения».

Содержание рисунков, лепки, аппликации, должно соответствовать предметам и явлениям, с которыми дети сталкивались в играх, на занятиях, в повседневной жизни. Для формирования интереса у детей к изобразительной деятельности, важно чтобы дети знали конечную цель задания (для чего делают и т.д.).

Кроме специалиста по изобразительной деятельности занятия могут проводиться воспитателем и тифлопедагогом. При этом тифлопедагог занимается способами обследования предмета, а воспитатель проводит занятия по закреплению изобразительных навыков.

К оценке результатов изобразительной деятельности следует подходить индивидуально, дифференцированно с учетом состояния зрения детей, уровня общего развития, имеющихся умений и навыков.

Б) Лепка для детей с нарушением зрения.
У детей с нарушением зрения 5-7 лет взаимодействие двух операций - зрение, осязание затруднено. Даже при нормальном зрении сформировать этот навык у дошкольников трудно. Именно зрение играет главную функцию в процессе познания окружающего мира и развитии познавательных психических процессов.

Работу по развитию осязания и мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением зрения необходимо начинать с обследования ребёнка, прежде всего с его диагноза.

Это особенно необходимо, так как знание состояния зрения, режима зрительных и физических нагрузок необходимо для организации деятельности. Зрительное и психофизическое развитие детей с нарушением зрения позволяет применять в их обучении методы для обучения нормально видящих сверстников, но для детей со зрительной депривацией необходимо больше времени и на включение в работу, и на её выполнение.

Далее проводили обследование моторных навыков у детей. Анализ результатов показал:
- дети не умеют обследовать предметы при помощи рук (игра «Чудесный мешочек»);
возникают трудности в выполнении игр с пальчиками;
- не все дети умеют держать ножницы, кисть и пользоваться ими;
- при выполнении мелких движений у всех детей наблюдаются неточность,
торопливость, некоторая скованность в движениях;
- при некотором увеличении времени работы (8 – 10 минут) дети утомлялись,
некоторые отказывались выполнять задания. Дети со зрительной патологией часто испытывают затруднения при работе с пластилином, глиной, вызывают трудности любые задания, где необходимы мелкие движения пальцев рук. Из-за этого дети часто стараются переключиться на другую, более подходящую для них, деятельность, отказываются от выполнения трудной для них работы.

Основной формой работы с детьми мы выбрали индивидуальные и подгрупповые занятия по рисованию, лепке, аппликации, а также дидактические игры и упражнения на развитие осязания и мелкой моторики.

Занятия, игры с детьми с нарушением зрения проводились по 10 – 15 минут, в середине занятия обязательно проводилась физкультминутка или игры с пальчиками.

На занятиях по рисованию детям предлагалось выполнить рисунок с помощью различных предметов: простой графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, кисти с красками. Вначале проведения данной работы дети очень затруднялись быстро переключаться с одного предмета для рисования на другое, детям требовалось на это много времени. На занятиях лепкой мы с детьми лепили из разных материалов: пластилина, глины, теста. В ходе лепки вместе с развитием мелкой моторики дети также знакомились с качествами того или иного материала, а также с его свойствами с помощью осязания. На занятиях по аппликации дети учились правильно держать ножницы, так как дети их держат не правильно, и из-за слабых пальцев ножницы часто выпадали из рук. Учились на осязание (после большой предварительной работы) определять бумагу, из которой сегодня будем делать аппликацию: писчая, картон или какая-то другая; также на данных занятиях ребята учились действовать с бумагой: складывать определённым образом, разрезать по сгибам, обрывать бумагу, чтобы получались предметы, животные или какие-то образы.

Однообразная и монотонная работа утомляет детей, и они быстро начинают терять интерес к ней. Поэтому мы использовали разнообразные игровые приёмы на занятии: экскурсии, воображаемые ситуации, а также к детям на занятия приходили герои из сказок, разные животные которым дети помогали в «трудных ситуациях». В играх на осязание детям очень нравилось заниматься с разнообразным природным и бросовым материалом: шишки, камушки, жёлуди, палочки, гербарий; разнообразные кусочки материала, коробочки разной величины и так далее.

Кроме этой работы проводились графические упражнения: рисование элементов на доске, в тетради, в воздухе. Использовалась игра «На что похоже»: детям необходимо назвать ассоциацию на нарисованный элемент буквы или недорисованное изображение. Также вызывало большой интерес у детей упражнение, когда необходимо было найти ошибки, которые допустил художник и постараться их исправить.

После проведения серии занятий и комплекса игр и упражнений по теме исследования, нами было проведено повторное обследование состояния развития мелкой моторики и осязания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Оно показало, что у некоторых детей, с которыми проводилась данная работа, мелкие движения стали более чёткими, координированными, правильными, стало меньше ненужных действий, дети реже ошибались в определении предметов по осязанию.

Таким образом, на любых занятиях в детском саду можно осуществлять работу по развитию мелкой моторики рук и по развитию осязания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, включая определённые игры, упражнения. Можно использовать отдельно взятые игры для объединения их в игровой сюжет занятия. При этом на данных занятиях в совокупности решаются сразу несколько задач. Формирование у детей практических умений обращения с различным оборудованием: ножницы, клей, бумага, кисть и т. д. (общепедагогическая задача, но и важнейшая задача развития моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

В) Аппликация для детей с нарушением зрения.
Обучение аппликации, как и другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире поможет работе мысли и воображения во время занятий. Выделяют три вида аппликации: предметная, сюжетная и декоративная.

Рассмотрим специфические особенности применения разных приемов обучения детей с нарушением зрения в непосредственной образовательной деятельности предметной аппликации в различных возрастных группах детского сада.

Вторая младшая группа.
Задачами обучения аппликации в этой возрастной группе являются:
* знакомство с геометрическими формами, входящими в состав многих предметов,— с кругом, квадратом, треугольником;
* знание цветов — красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный;
знание понятий «количество» (один, два, три, много), «величина» (большой, маленький, больше, меньше);
* развитие композиционных умений в расположении форм в узоре (в ряд, по краю, по углам) и частей предметов;
* освоение навыка наклеивания форм.

Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще несовершенно, поэтому им недоступно пользование ножницами. Правда, ребенка можно обучать этому навыку в условиях семьи. В связи с этим решение поставленных программой задач проходит на занятиях с готовыми формами.

Как известно, в обучении педагог должен опираться, прежде всего, на непосредственное восприятие детей. Рассматривание предмета на занятиях аппликацией будет использоваться для оживления представлений дошкольников об особенностях формы, цвета предмета и т. п. Поскольку изображение в аппликации связано с большой обобщенностью форм, рассматривание натуры следует сопровождать показом образцов, выполненных воспитателем, особенно на первых занятиях. В процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности. Обучение детей составлению предметных изображений следует начинать с простых, состоящих из 2-3 частей, постепенно подводя к более сложным. Например, после знакомства с формой круга и приемами наклеивания его на полоске можно предложить самим выбрать кружочки любого цвета для наклеивания бус. Тематика предметной аппликации такова: «Грибок», «Воздушные шары», «Мяч», «Разноцветные флажки» и т. д. Затем темы усложняются: «Погремушка», «Цветок», «Снеговик», «Неваляшка», «Домик» и т. д. Показывая последовательность выполнения аппликации, педагог объясняет: какую форму он берет, как кладет ее на бумагу, объясняет, на каком расстоянии от нее следует положить другую форму, и т. д. После раскладывания он показывает и объясняет процесс наклеивания, если дети еще не освоили его. Каждое свое действие воспитатель сопровождает объяснением. Показ не проводится в тех случаях, когда детям понятен процесс раскладывания и наклеивания. Воспитатель, пользуясь образцом, объясняет задание и напоминает некоторые приемы работы. Детям, которым трудно выполнить задание, он показывает эти приемы индивидуально.

В средней группе дошкольники составляют аппликацию, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными.
В этой группе ставятся следующие учебные задачи по аппликации:
* развивать умение составлять предмет из нескольких частей;
научить располагать в узоре несколько форм (10 — 12);
* развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по контрасту;
* развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы; познакомить с формой овала и треугольника;
* освоить навыки вырезывания по прямой и округлой линиям.

У детей 5-го года жизни значительно обогатился запас впечатлений, знаний и умений. Мышцы руки окрепли, движения стали более уверенные, произвольные, и появился более целенаправленный контроль за действиями. Дети учатся составлять предметные изображения более сложного строения. Основное усложнение заданий заключается в развитии умения ориентироваться на листе бумаги и освоении навыка пользования ножницами.Отбирая предметные изображения, нужно учитывать посильность объема работы. Дети могут вырезать снеговика, неваляшку, фрукты, самолет, пирамидку, забавную игрушку. Одним из ведущих методов обучения является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета, который предстоит изобразить. Воспитатель активизирует детей, давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезать форму, передавать строение предмета, сохраняя при этом величинные соотношения (из большой бумажной заготовки вырезают большую часть, из маленькой – маленькую).Так, в процессе анализа натуры — неваляшки — дошкольники отмечают, что эта форма состоит из шаров — большого, среднего и двух маленьких. В соответствии с этим дети и подбирают необходимые для выполнения аппликации круги разных размеров из находящихся на общем подносе. Для проверки знаний детей используют формы для выбора разных цветов, чтобы дошкольники могли найти нужный. Иногда можно предложить ребятам самостоятельно продумать и подобрать цвет неваляшки.В средней группе рассматривание натуры не всегда сопровождают показом образцов. Так, при выполнении аппликации неваляшки бывает достаточно анализа самой игрушки. Бумажная форма круга легко ассоциируется детьми этого возраста с воспринимаемыми формами шара.Образец необходим в том случае, когда нет возможности использовать натуру (например, при наклеивании лодки с парусом). В средней группе возможны задания, где образец не точно повторяется детьми. При этом самостоятельность проявится в решении вопросов, не связанных с основной учебной задачей. Так, если основными на занятии являются композиционные задачи, то выбор цвета можно предоставить детям.При анализе образца воспитатель вопросами привлекает их внимание к рассматриванию: из каких форм состоит предмет? Как он называется? Какого он цвета? Самостоятельно определить пространственное расположение форм в узоре или частей в предмете они не могут, поэтому воспитатель разъясняет им, показывает, в какой последовательности следует наклеивать формы.В средней группе нередко используют частичный показ приемов выполнения задания. Например, при вырезывании и наклеивании дома новым для детей является умение срезать уголки у полоски, изображающей крышу. Педагог, разобрав образец, показывает только, как следует вырезывать крышу. Остальные детали дети выполняют по образцу. Показ всего процесса изображения проводят в случае особо сложных изображений (например, при наклеивании грузовика из отдельных частей). Во всех случаях, когда приемы работы знакомы детям, воспитатель дает или частичный показ или только объясняет задание, предоставляя возможность самостоятельно выбрать приемы изображения.Особого внимания в этой группе требует обучение правильному пользованию ножницами. Это первый сложный инструмент, который попадает в руки детей. Воспитатель несколько раз показывает, в каком положении должны находиться пальцы правой руки, держащей ножницы, и левой, в которой находится бумага; как следует двигать рычагами ножниц, чтобы бумага резалась, а не мялась. Чтобы облегчить первые попытки, детям дают бумагу в виде узких полосок (шириной 3—4 см), которая разрезается двумя движениями ножниц. Овладев навыком резания по прямой линии, дошкольники учатся вырезывать округлые формы. Педагог показывает прием закругления углов квадрата или прямоугольника, который дает возможность сохранить нужные размеры и правильную форму.Вырезывание округлых форм сложнее, так как, помимо умения действовать ножницами одной рукой, нужно плавно поворачивать бумагу другой. Из полученных округлых форм составляют предметы — гриб, самолет, башенку, снеговика.Первые упражнения с ножницами лучше проводить с подгруппой ребят в 8—10 человек, чтобы можно было легко проследить за действиями каждого ребенка и вовремя помочь. В конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похожа на предмет или нет), аккуратно ли наклеены формы (чистый фон, не видно следов клея). Дети всегда принимают активное участие в обсуждении работ. Педагог обобщает оценки детей, подводит итоги занятия, привлекая внимание к удачным работам.

Старшая группа
У детей шестого года жизни под влиянием наблюдений, игр и сенсорного воспитания продолжают формироваться знания и представления о форме, цвете, величине и других качествах предметов. Дети имеют довольно обширный запас знаний об окружающем, владеют многими изобразительными умениями и техническими приемами вырезывания. В старшей группе у дошкольников совершенствуется навык ориентировки в микроплоскости. Количество непосредственной образовательной деятельности по аппликации в старшей группе увеличивается до 1 раза в неделю.

Задачами обучения аппликации являются:
- развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;
- развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;
- использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.

Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания. Вначале вырезывание прямоугольных и округлых форм продолжается на тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос; самолет со звездами на крыльях и т. п.). Затем вводятся предметы с более мелкими частями (цыплята, кролики и др.).В этой группе дети учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое, что требуется при изображении, например, ветки с листьями, ушей у зайца, бабочки. Использование этого приема экономит время и позволяет создать интересные и выразительные композиции. Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя. Освоение приема вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.Пользуясь этим приемом, дошкольники вырезывают простые формы — вазы, листья, овощи и фрукты. В старшей группе дети знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры — пушистость снега, меха. Развитию навыков вырезывания способствует постоянно совершенствующаяся способность дошкольников к целенаправленным наблюдениям, выделению характерных качеств предметов.Основное содержание детских работ в этой возрастной группе – предметное изображение, основанное на принципе плоскостного конструирования, например, «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Пароход», «Наша новая кукла» и.т. д. На занятиях важное место отводится восприятию и анализу предметов: сравнение признаков и качеств предметов, умение видеть различие в величине, пропорциях. Продолжается работа по совершенствованию формообразующих движений.

Дети седьмого года жизни способны замечать характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира. Они отличаются наблюдательностью, умением сравнивать и сознательно запоминать главное. В процессе различной деятельности развиваются более тонкие движения кисти руки, пальцев. Это позволяет вырезать и наклеивать мелкие детали, совершенствовать технику создания аппликации. На данном возрастном этапе детей необходимо учить дифференцировать оттенки основных спектральных цветов, продолжать различать холодные и теплые, светлые и темные тона, продолжать обучать ориентировке на листе, превратить ножницы из технического инструмента в изобразительный.

В подготовительной к школе группе НОД по аппликации проводится 1 раз в две недели. Программой предусмотрено усложнение учебных задач по всем разделам:
- осваивать новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное вырезывание;
- развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации;
- использовать все цвета спектра и их оттенков.

Основная задача в обучении детей 6—7 лет по всем видам изобразительной деятельности — развитие умения создавать изображения, близкие к реалистическим. Поэтому на занятиях аппликацией так важно познакомить детей со всеми основными приемами вырезывания силуэтных симметричных и асимметричных форм. Силуэтное вырезывание — один из самых сложных приемов, которому учатся дети. Силуэт образуется выделением у предмета линейного контура, который представляет собой границу объемной формы со срезом. При этом линия контура определяет насколько правильно переданы форма, пропорции объекта. Однако при воспроизведении предмета ребенок идет по пути вычленения отдельных его частей и последовательного их изображения, а не схематичного наброска контуров. При силуэтном вырезывании ему надо все время держать в памяти весь образ предмета, следить за правильностью пропорций и конструкции, согласовывать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе старшим дошкольникам помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания (контур). Поэтому освоение силуэтного вырезывания начинается с простых форм (фрукты, овощи, рыбки).Выполняя аппликации предметного содержания, дети учатся передавать несложные движения. Они вырезают и наклеивают различные игрушки, предметы быта, фигурки животных. Используя прием вырезывания по частям, дети могут изображать машины, самолеты, корабли, Снегурочку, Деда Мороза. Для дополнения предметных изображений мелкими деталями дети могут использовать прием вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой. При анализе натуры воспитатель обращает внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезывание.Следует показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного листа бумаги соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезывают детали. В некоторых случаях силуэтное вырезывание проводят по заранее нарисованному контуру. Это требуется в тех случаях, когда форма настолько точно определена, что должна быть изображена без изменений.В качестве заданий предлагают более сложные симметричные формы — елку, животных, людей. При подготовке формы елки для аппликации следует показать, как сохранить ее конусообразное строение: согнутый пополам прямоугольник разрезают по диагонали, а затем у полученного треугольника, также согнутого пополам, по краю вырезывают ветки. Такой прием можно применять лишь в подготовительной группе, так как шестилетние дети могут идти в построении изображения от общего к частному и от частного снова к общему. Более сложный прием вырезывания — из бумаги, сложенной в несколько раз, применяют при выполнении салфеточек, снежинок, цветов. Образец в этой группе используют не для копирования, а для выяснения поставленной задачи. Поэтому он может не давать законченное изображение, а иметь вид схемы. На отдельных этапах обучения при очень низкой остроте зрения и сложности зрительной ориентации возможно применение шаблонов, трафаретов для обводки.Изобразительная деятельность, в частности аппликация, используется как средство коррекции всей личности, в том числе недостатков зрительного образа, предметной деятельности и т. д. На всем протяжении обучения аппликации идет уточнение, конкретизация и обобщение предметных представлений, формирование способов обследования и пространственной ориентировки, закрепление сенсорных эталонов, развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

2. А) Конспект занятия по аппликации «Цветик-семицветик» в подготовительной группе для детей с нарушением зрения.
Цель: закреплять умение работать с бумагой и клеем; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, мелкую моторику рук, осязание, мышление, воображение; воспитывать такие нравственные качества, как доброта, желание оказать помощь другим.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- организация рабочего места;
- эмоциональный настрой
2. Беседа.
Предлагаю детям отгадать загадку:
Ровно семь лепестков,
Нет пестрее цветков.
Оторвешь лепесток –
Полетит он на восток,
И на север, и на юг,
И вернется, сделав круг.
Ты желанье загадай,
Исполненье ожидай.
Что же это за цветок?
Лютик? Ландыш? Огонек?
(цветик-семицветик)
- Как вы догадались, что это цветик-семицветик? Где вы встречали этот
цветок? (в сказке «Цветик-семицветик»).
- Кто написал эту сказку и кто является главным героем?
(Валентин Катаев, девочка Женя)
- Почему волшебный цветок назвали «Цветиком-семицветиком».
(у цветка было семь лепестков и каждый другого цвета: желтый, красный,
зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой)
- Чтение отрывка из сказки.
- Какие чудеса происходят в сказке?
(«Цветик-семицветик» исполняет желания)
- Какие желания загадывала девочка? Какое из желаний было самым ценным
и важным? Почему? (рассуждения детей)
- Какие слова произносила девочка, чтобы сбылось ее желание? (Лети, лети
лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав
круг. Лишь коснешься ты земли - быть по моемувели.)
3. Постановка целей и задач занятия.
В сказке цветик-семицветик девочке подарила старушка. А мы сегодня
сделаем волшебный цветок своими руками.
4. Анализ образца.
- Какой материал мы будем использовать для изготовления цветка?
(бумага)
- Обследование образца и запоминание расположения деталей.
- Повторение правил техники безопасности работы с клеем.
(брать клей в нужном количестве; остатки клея убирать салфеткой; после
работы вымыть руки с мылом)
5. Физкультминутка.
В поле мы с тобой пошли
(шаг на месте)
И цветочки там нашли.
(остановиться)
Наклонились за одним,
(наклон вперед)
А потом и за вторым,
(наклон вперед)
Третий быстро мы сорвали
(наклон вперед)
И с букетом побежали.
(бег на месте)
6. Выполнение работы.
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь воспитателя.
(В ходе работы проводится соотнесение цвета с предметами окружающего
мира)
7. Итог занятия.
- Какую работу мы выполняли?
- Какой материал использовали?
- Какое бы желание вы загадали, если бы у вас остался один лепесток?

Б) Конспект занятия по лепке в старшей группе для детей с нарушением зрения «Зимний еловый лес»
Цель:
- закреплять с детьми технику барельефной лепке, создавать изображение сосен, работать стекой, нанося насечки для придания ощущения «колючести» сосен;
- приемы прямого раскатывания, «размазывание из столбика».
- Продолжать развивать эстетическое восприятие у детей.
Коррекционные цели:
- Развивать прослеживающую функцию глаз, ориентировку на плоскости.
- Развивать мелкую моторику рук, глазодвигательную функцию.
Подготовка фона:
Фон поделен горизонтально на 2 части: голубую (небо, и белую(снег, изображение стволов сосен.
Оборудование:
Образец, тарелка с пластилинами трех цветов: белый, коричневый, зеленый. Салфетки, стеки, магнитофон, музыка из цикла: «Вдохновение» «Изумительная благодать» доска для лепки, картины «Зимний пейзаж».
Ход занятия
В лесу росли красивые елки. Однажды художник увидел этот лес. Кругом белым бело, даже на елях лежит снег, как будто они оделись в белые шубки.
Давайте, все сейчас закроем глазки (включается музыка) и представим еловый лес. Как там красиво, высокие сугробы, под ногами скрепит снег, высокие ели покрыты белым снегом, а маленькие елочки выглядывают из-под сугробов. Снег идет, морозно. Какой прекрасный и загадочный зимний лес. А теперь потихоньку открываем глазки.
Вы умеете рисовать и вырезать из бумаги ели, а сегодня мы будем лепить из пластилина. Вот такие ели как на этой картине (показываю образец).
Скажите мне, из каких цветов пластилина сделан этот лес? (белый цвет- снег, зеленый цвет – ели, и коричневый цвет - ствол .)
Мы с вами заранее подготовили фон из синего и белого цвета на картонном листе. Как вы и сказали , белый это снег, синим карандашом мы за тушевали часть листа –это небо. А сегодня мы с вами вспомним, как лепить ели.
Чтобы получилась пушистая елочка, мы с вами сначала раскатываем ладошками столбик –это ствол ели и крепим его на картон слегка придавливаем пальцами.
Что мы раскатываем? (столбик).
Теперь раскатываем столбик из зеленого пластилина и этот столбик мы прикладываем к стволу елочки, слегка его прижимаем ,слегка размазываем. Скажите у елки ветви куда растут ?(вниз).
Итак мы будем лепить все веточки ели , а когда закончим, будем наносить насечки при помощи стеки. Кто мне скажет, для чего мы возьмем стеку ? (чтобы елки были пушистыми мы стекой нарисуем колючие иголки).
Молодцы ребята.
А теперь перед тем как приступим к работе, давайте немного отдохнем.

«Елка» (пальчиковая гимнастика)
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
(Ладони от себя, пальцы пропускаются между собой, затем пальцы выставляются впереди).
А теперь давайте пройдем на свои рабочие места. Дети начинают работать на фоне. Если кто то затрудняется в работе то я помогаю ему советами.
Ребята наши глазки устали , давайте снимем очки и выйдем из за стола.

Физминутка с элементами зрительной гимнастики.
«Прогулка в зимнем лесу»
Мы пришли в зимний лес (Ходьба по комнате)
Сколько здесь вокруг чудес? (Разводят руками)
Справа- березка в шубке стоит, (руку отводят в указанную сторону и смотрят)
Слева елка на нас глядит. (отводят руки и прослеживают взглядом)
Снежинки в небе кружатся, (движение «фонарики» и смотрим вверх)
На землю красиво ложатся. (опускаем глазки в низ).
Вот и зайка проскакал, (прыжки)
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет! (руки на поясе, наклоны в стороны)
Все мы спрячемся сейчас (приседают прячась)
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит, (имитируют сон)
Так всю зиму и проспим.
Пролетают снегири, (поднимаем глаза вверх)
Как красивы они!
В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)
А нам пора уже домой. (садятся на свои места)

Ну, вот наши глазки отдохнули, а теперь давайте продолжим нашу работу.
Детям, быстрее других выполнивших всю работу предлагаю изобразить падающий снег.
Ребята, из маленьких кусочков белого пластилина делают снежки. Снежки не следуют прикреплять близко друг к другу. Можно прикрепить снежинки и на елочки. В природе во время снегопада все покрывается белыми снежками.
А теперь ребята , кто закончил свою работу предлагаю сложить свои композиции на стол. Посмотрите на эти замечательные композиции. Посмотрев на них, пробуждается ощущение как будто бы мы в большом красивом зимнем еловом лесу.

В) Конспект по рисованию для детей с нарушением зрения в средней группе «Как хорошо гулять по зебре»
Основные цели и задачи:
- Дать детям первоначальное знание о «зебре» - пешеходном переходе.
- Воспитывать дисциплинированность, внимательность, формировать умение слушать и запоминать дорожную информацию, культуру поведения в роли пешехода.
- Продолжать знакомить детей с техникой «пальчиковая живопись» и рисование ватными палочками.
- Воспитывать самостоятельность, уверенность и желание заниматься изобразительной деятельностью.
- Воспитывать позитивное отношение к результату своего творчества.
Коррекционная работа:
- развитие координации движений, мелкой моторики рук;
- развитие ориентировки на листе бумаги;
- развитие логического мышления, ориентации в окружающей детей обстановке.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал:
• макет «улицы города»
Раздаточный материал: (по количеству детей)
• ватные палочки,
• бумажные салфетки
• платочки
• большая розетка для чистых ватных палочек
• коробочка для использованных ватных палочек и салфеток (по 1 на стол)
• краски
Дополнительный материал:
• заготовки «зебры» вырезанных по контуру детских ладошек.
Содержание занятия
Организационный момент.
Создание положительного эмоционального настроя, развитие общей моторики.
- Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по улицам нашего города.
ребята, давайте встанем по парам, возьмёмся за руки и представим себе, что мы отправились на прогулку.
Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут. (Тротуар)

Развитие слухо-моторных координаций, слухового внимания
Давайте мы поиграем с Вами в игру, которая называется «Наш город». В нашем городе много улиц, они прямые и ровные, вот такие:
По улицам едут машины: вперед-назад, вперед-назад. Они шуршат своими шинами: «Ш-ш-ш…»
По рельсам гремят трамваи: «Ту-тук, ту-тук…», а когда трамвай останавливается, вагоновожатый дает звонок: «Дзинь!»
В трамваях едут люди. Куда они спешат?
Вдоль улиц стоят дома: высокие и низкие, высокие и низкие:
Между домов стоят деревья: тополя, каштаны, грецкие орехи, акации… Активизация словарного запаса.
- А какое время года сейчас в нашем городе?
- По каким признакам можно «узнать» золотую осень? (ответы детей)
- Но на нашем рисунке осень какая-то грустная, унылая…
- Давайте добавим красок в наш рисунок!

Практическая часть 1.
Повторим правило превращения наших пальчиков в кисточки:
- подняли правую ладошку вверх;
- нашли указательный пальчик и погрозили им.
(дети самостоятельно выбирают краску для изображения осенних листьев и ритмично наносят отпечатки).

Игра «Угадай животное»
- Но гулять в такую прекрасную погоду скучно одному. Давайте позовем наших друзей-зверей!
Педагог предлагает детям выбрать животное, которое они будут искать.
- Слона, тигра и зебру нам надо найти!
- Как ты догадался, что это Слон? Тигр? Зебра?
- Ты кого будешь искать в волшебном мешочке? Обведи изображение этого животного пальцем, опиши его.
После описания ребенок в «Чудесном мешочке» ищет животное. Педагог напоминает, что искать животное нужно не глазами, а руками.
Дети находят и достают из волшебной коробки всех животных.
- А я хочу пригласить с собой на прогулку…
Отгадайте, как зовут мою подругу.
Лошадка в Африке живёт. С неё срисован переход.
Через дорогу просто идти по тем полоскам.
Согласны?
- Конечно! Ведь «зебра» - это лучший друг для пешеходов.
- А на нашей улице есть пешеходный переход?
- Нужно срочно исправить положение.
- Вы поможете ребята?

Практическая часть 2.
Я раздам вам ваших зебр. (Раздать заранее подготовленные макеты)
Берем ватную палочку, аккуратно макаем в гуашь и рисуем полосочки. (Дети рисуют)
(музыкальное сопровождение «А у зебры есть полоски, есть полосочки везде»).
Практическая работа детей.
Воспитатель помогает индивидуальными советами. В случае необходимости еще раз показывает данную технику.

Итог занятия
В конце занятия воспитатель читает стихотворение.
(Дети повторяют движения за воспитателем).
Все идут по тротуару
С правой стороны по парам.
Ищем, ищем. Где же? Вот!
Пешеходный переход!
Переход со светофором:
Красный загорится скоро.
Глазки ждут зелёный свет,
На другой прохода нет!
И 3 раза – раз, 2, 3:
Влево, вправо посмотри!
Нет автомобилей вроде,
Быстрым шагом переходим.
Быстрым шагом – не бегом,
Строго под прямым углом!

Рекомендуем посмотреть:

Эссе воспитателя детского сада. Моя педагогическая философия. Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философия Конспект совместной деятельности с детьми младшей группе Требования к качеству речи педагога детского сада

Похожие статьи:

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников

Как написать характеристику на ребёнка в детском саду

Особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Конспект НОД по ПДД в средней группе «Дорожные знаки» | Конспект занятия по математике во второй младшей группе. Смешение красок основных цветов с белой
Опубликовано: 1541 день назад (6 сентября 2020)
Просмотров: 7186
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!