Конспект занятия по ФЭМП в средней группе детского сада. Геометрические фигуры
Конспект совместной деятельности по ФЭМП в средней группе ДОУ с презентацией
Автор: Буркова Анна Вячеславовна, воспитатель МБДОУ №215 г. Ижевска Удмуртской Республики
Конспект совместной деятельности по ФЭМП в средней группе с использованием методов ТРИЗ «В гостях у геометрических фигур"
Цель: Развитие у детей интереса к математике. Закрепление математических представлений при помощи игровых методов ТРИЗ. Задачи: Образовательные: закреплять представления детей о геометрических фигурах, умение сравнивать длину предметов; закреплять умение выстраивать логические цепочки, анализировать, сравнивать и обобщать предметы по общим и косвенным признакам. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта. Активизировать и развивать речь детей, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитательные: воспитывать умение работать в группе и парах, договариваться об этапах работы друг с другом, вызвать интерес к решению математических задач. Материал: футболки для воспитателей с кругом и квадратом, рюкзак (сумка) желательно квадратной формы, три веревки разной длины, картинки для игры «Поезд времени», экран, интерактивная игра, дорожка из ткани для игры «Веселая дорожка».
Ход занятия
(Детей в зал приводит сотрудник детского сада. в зале их встречают два воспитателя, одетые в футболки с геометрическими фигурами: у первого воспитателя круг, у второго – квадрат.) Воспитатель 1: Здравствуйте, друзья! Воспитатель 2: Мы очень рады видеть вас и всех гостей! Вы нас узнали? Верно! Мы ваши воспитатели, но сегодня мы решили с вами поиграть и переоделись в геометрические фигуры. Я сегодня не Анна Вячеславовна, я - Квадрат! Воспитатель 1: А я - Круг! А вы хотите поиграть с нами?
Игра «Мой подарок»
Цель: учить переносить функцию математических понятий на объекты и с достаточной степенью достоверности объяснять, как она ими используется. Квадрат: Я – квадрат, у меня есть четыре угла, я дарю их тебе. Чем будешь ты и что у тебя есть квадратное? Ребенок: - Спасибо. Я буду домом. У меня квадратные стены, пол, потолок. Квадрат: - Теперь свои углы я дарю тебе (обращается к следующему)… Круг: Я – круг. У меня нет углов, я умею катить предметы. Я дарю своё умение быть круглым тебе (имя ребёнка). Чем будешь ты, и что у тебя есть круглое? Ребенок: - Спасибо. Я- машина. У меня есть круглые колеса, руль. (Итак, воспитатель - Квадрат дарит углы половине детей, а другой половине дарит свои свойства воспитатель-Круг.) Воспитатель-Квадрат: Замечательно! Всем впору пришлись наши подарки. Теперь вы тоже кружочки и квадратики. Круг: Квадрат, а что это у тебя в твоем квадратном рюкзаке? Квадрат: Ой! Совсем забыл! Смотрите, что у меня есть (достает веревку – канат). Это – квадрат! Круг: А по-моему, это круг! Ребята, а вы как думаете, что это: круг или квадрат? Дети: Это веревка!
Игра «Превращение веревки»
Цель: развитие умения детей преображать линию в разные фигуры. Квадрат: Давайте мы превратим ее в квадрат. Возьмитесь, пожалуйста, руками за веревку и встаньте так, чтобы получился квадрат. (Воспитатели помогают. Затем дети делают из веревки круг) Круг: Здорово у нас получилось!
Ребята, а как вы считаете, эта веревка длинная или короткая? Дети: Длинная! Квадрат: А может она быть короткой? (думают, размышляют)
В моем рюкзаке есть еще веревки. Давайте их сравним (Одна веревка короче, другая длиннее, чем первая). Ребята, может веревка быть одновременно и короткой и длинной? (Вывод: может, смотря, с чем сравнивать) Круг: Что ещё, может быть длинным? (ответы детей) А какой транспорт самый длинный? Верно. Поезд. Вот с ним и поиграем.
Игра «Поезд»
Цель: учить выстраивать логические цепочки, развивать внимание память, мышление, закрепить знания о преобразовании предмета во времени. Правила игры:
Ведущий готовит варианты изображения одного объекта в разные временные периоды: строительство дома от кирпича до конечного результата. Карточки раздаются играющим.
Выстраивается "поезд времени": воспитатели с детьми с картинками в руках встают по мере преобразования объекта. (Воспитатели помогают вопросами, акцентируя внимание на последовательность изменений). Квадрат: Справились просто на отлично! Давайте сосчитаем, сколько вагонов у нас получилось? Дети: Десять! Круг: При помощи чего мы сосчитали вагончики? Дети: При помощи цифр. Круг: Где живут цифры? Дети: На доме, в книге, на номерах машин и т.д. Квадрат: А еще цифры живут на этом экране. Вот они! Ой, а где же цифры? Ребята, помогите нам найти их.
Интерактивная игра «Заколдованные цифры»
(игра в программе Power Point) Цель: закрепление знаний графического изображения цифр и умения их выделить из окружающего мира. Круг: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием. Нам с вами пора возвращаться в группу. Возвращаться мы будем по веселой дорожке.
Игра "Веселая дорожка"
Цель: учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах.
Ход игры: дорожка разделена на четыре сектора. В середине каждого сектора – геометрическая фигура. Одна или много, большая или маленькая. Нужно назвать, что бывает, например, круглым маленьким красным в большом количестве. Допустим, ягоды (пуговицы, бусинки). (Проходят всю дорожку.) Квадрат: Ребята, вы- большие молодцы, нам очень понравилось с вами играть. Круг: А вам понравилось играть? Какая игра запомнилась вам больше всего? Квадрат: Что вам показалось необычным и неожиданным в нашей сегодняшней встрече? Круг и Квадрат: Мы очень будем ждать наших новых встреч!
Презентация на тему: В гостях у геометрических фигур
Добрый) Анна Вячеславовна, перечитала конспект несколько раз. Немного сложновато для восприятия, таак как не используем в своей рабоТе методику ТРИЗ. Но, интересно!Беру на заметку для работы со своими воспитанниками игру "Превращение веревки", интересна интерактивная игра на закрепление знаний графического изображения цифр и умения их выделить из окружающего мира "Заколдованные цифры" Примите голос! Приглашаю Вас на свою страничку, правда я еще "новичок"))