Элективный курс «Английский в современном мире» - как эффективный метод повышения мотивации к изучению английского языка
Автор проекта: Аксенова Мария Юрьевна, учитель английского языка.
Образовательная организация: МБОУ Куйбышевская СОШ им. А.А.Гречко.
Аннотация проекта
В связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования общеобразовательная организация должна обеспечить реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения. Формирование учебного плана профиля включает в себя изучение учебных предметов на базовом, или на углубленном уровне и завершается элективными курсами.
Элективные курсы являются важной содержательной частью среднего общего образования и призваны удовлетворять индивидуальные познавательные интересы и образовательные потребности школьников, являясь средством построения индивидуальных образовательных программ.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире.
Инновационный проект элективного курса «Английский в современном мире» предоставит новые возможности для самореализации, позволит учащимся углубить свои знания, расширить кругозор, обогатить словарный запас новыми лексическими единицами, ослабить языковой барьер в общении, а также направлен на повышение мотивации к изучению английского языка. Погружаясь в языковую среду с помощью интересной беседы, диалога или викторины, обучающийся чувствует себя увереннее и комфортнее, а новый материал усваивается быстрее и эффективнее.
Ключевым элементом является социокультурная компетенция, которая знакомит с национально-культурными особенностями страны изучаемого языка, с миром, который не стоит на месте, с миром, в котором стремительно развиваются современные технологии и открываются новые горизонты, перспективы и возможности.
Данный проект разработан с учётом интересов старшеклассников.
Целевая аудитория проекта
Целевой аудиторией данного проекта являются учащиеся 10 классов. Возраст: 15-16 лет. В этот период происходит личностное, социальное и профессиональное самоопределение, возникают потребности в формировании системы знаний об окружающей действительности. В связи с необходимостью самоопределения и развития личности возникает ряд потребностей.
Обоснование актуальности проекта
В современном мире многие учащиеся испытывают огромные трудности в понимании аутентической речи на слух, чтении, говорении, письме. Усложнение познавательной деятельности даёт возможность включать иноязычную коммуникацию в другие виды деятельности, интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки, которые смогли бы внести коррективы в образовательный процесс, раскрыть творческий потенциал учащихся и подготовить к самостоятельному изучению иностранного языка. Эффективным методом повышения мотивации к изучению английского языка является элективный курс. Не стоит забывать о культуре, ведь она является неотъемлемой частью любой страны. У каждой страны она уникальна и хранит в себе множество истин, которые формировались веками. Связь культуры с языком напоминает тесную и неразрывную связь матери со своим ребёнком. Кроме того, язык - это средство общения между людьми, необходимый элемент передачи информации друг другу. Во время обучения иностранному языку очень важно уделять должное внимание языковой культуре. Проблема связи страноведения с обучением иностранному языку стала особенно актуальна. Невозможно и бессмысленно изучать иностранный язык, не зная об особенностях страны изучаемого языка, культуре народов, особенностях быта.
Актуальность элективного курса «Английский в современном мире» заключается в том, что он направлен на развитие коммуникативных навыков и умений учащихся с помощью создания условий для успешного освоения материала в понятной форме с использованием современных информационных технологий, дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных идей, которые позволяют реализовать творческий потенциал как преподавателя, так и учащихся.
Цель и задачи проекта
Цель проекта элективного курса «Английский в современном мире» –сформировать мотивацию учащихся к изучению английского языка, преодолеть языковой барьер в коммуникативном общении со своими сверстниками, расширить культурный кругозор.
Задачи:
- научить использовать, полученные знания английского языка на практике в современном обществе;
- воспитать личность, умеющую адаптироваться ко всем изменениям, происходящим в современном мире;
- научить использовать инновационные компьютерные и цифровые технологии при выполнении того или иного вида деятельности;
- расширить творческий потенциал учащихся и учителя;
- развивать навыки самоконтроля;
- развивать опыт творческой и проектной деятельности;
- развивать умение сопоставлять культурные факты и делать выводы.
Содержание и технологическое обеспечение проекта
На занятиях используются следующие
формы, приемы и методы работы:
Для исследования уровня мотивации актуален метод анкетирования. Анкетирование учащихся необходимо для того, чтобы понимать, что их волнует и с какими проблемами они сталкиваются в процессе обучения. Это помогает учителю спланировать свою деятельность, а также что-то изменить, улучшить. Диагностика - это первый шаг на пути повышения мотивации учащихся к успешному изучению предмета (Приложение 1).
Социологический опрос
Социологический опрос (соцопрос) — метод социологического исследования, заключающийся в сборе и получении первичных эмпирических сведений об определённых мнениях, знаниях и социальных фактах, составляющих предмет исследования (Приложение 2).
Метод проектов
Одной из технологий обеспечивающей личностно – ориентированное обучение является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Она способствует развитию активного самостоятельного мышления у обучающихся, формирует у них коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению. При этом развивается умение находить информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий.
Проектная форма работы является одной из актуальных, позволяющих моим учащимся применить накопленные знания. Это многоуровневый подход, охватывающий чтение, аудирование, говорение, грамматику. Обучающиеся развивают свой кругозор, учатся слушать и слышать англоязычную речь и понимать друг друга при защите проекта. Работа со словарями, справочной литературой, компьютером создает возможность прямого контакта с аутентичным языком. Работа над проектом - процесс творческий. Для этого требуется не только знание языка, но и владение коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе английского языка я использую метод проектов в рамках программного материала практически по любой теме: Проект «Подростки в России» (Приложение 3), Проект «Моё любимое блюдо» (Приложение 4), Проект «Компьютерные или настольные игры» (Приложение 5).
Метод применения ментальных карт
Среди всего многообразия инновационных педагогических технологий, которые успешно применяю на своих уроках, хочу выделить технологию mindmap (технология использования интеллект– карт).
На русский язык термин mindmap может переводиться как «интеллект-карты», «ментальные карты», «мыслительные карты», «карты ума», «концепт-карты», «карты представлений», «карты знания», «карты памяти», «ассоциативные карты».
Ментальная карта — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи, способ, который позволяет эффективно структурировать и обрабатывать информацию, а также мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Тони Бьюзен (английский психолог, писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления) стал популяризировать идеи ментальных карт, как эффективного способа работы с информацией.
Выражение того, как работает мозг ребенка отражена в карте интеллекта, поскольку при её составлении задействованы непосредственная память, ассоциативное и творческое мышление обучающегося.
Одним из важнейших моментов при раскрытии проблемы, темы является поиск идеи, основной мысли, которая затем будет разворачиваться, аргументироваться и иллюстрироваться. Ассоциации идут свободным потоком, превращаются в ключевые слова, намечаются первые взаимосвязи. На этом этапе, исходя из основного слова, в ассоциациях раскрывается тема, история. Только после этого формируется предложение, структурируется текст. При таком подходе к решению проблемы возможно полноценное проявление способностей учеников и их индивидуальности.
Основной принцип данной технологии заключается в том, что мы отказываемся от традиционной формы записи в чётком линейном порядке. В линейной записи обычно используются текст с заголовками, слова, абзацы списки. Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами.
Правила создания интеллект-карт:
• Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
• Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
• Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово (словосочетание). Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию; размещайте ключевые слова над соответствующими линиями;
• Делайте главные линии плавными и более жирными;
• Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты;
• Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове, следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными;
• Разросшиеся ветви желательно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Интеллект-карта имеет ряд отличий от традиционной линейной формы представления информации:
• легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;
• внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;
• четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;
• быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счет ее разноцветного и многомерного представления;
• составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, можно проследить свой индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.
Мыслительная деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся в процессе мыслительной деятельности.
Свойства интеллект-карт:
• Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
• Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
• Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
• Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
• Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
• Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Во время изучения раздела «Вокруг света и обратно», который отличается большим разнообразием информации о Великобритании, мне хотелось заинтересовать учеников и помочь им составить конспект с помощью ментальной карты (mindmap). Ментальные карты «Великолепная Великобритания», «Путешествие в Великобританию» (Приложение 6,7).
Формы проведения занятий
Деятельность основана на индивидуальной, парной, групповой. Ведущей формой организации занятий является групповая работа, а значит, проектная деятельность выходит на первый план. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.С целью достижения качественных результатов учебный процесс должен быть оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности.
К основным формам относятся:
- презентация материала;
- написание письменных творческих работ «Традиционные блюда Великобритании», их презентация, обсуждение (Приложение 8);
- проведение конференции «Загрязнение окружающей среды - пути разрешения» (Приложение 9);
- коммуникативные приемы работы с текстовым материалом;
- парная и групповая работа, обеспечивающая постоянное речевое взаимодействие учащихся;
- взаимоконтроль и самоконтроль посредством использования оценочных листов, шкалы уровней владения английским языком, памяток;
- активные методы обучения с использованием совместных проектов, различных видов наглядности. Например, карточки «Ключевые слова» по темам «Внешность», «Защита окружающей среды», «Питомцы» (Приложение 10).
Практическая часть состоит из составления текстов, диалогов, разного вида творческих заданий.
Технология сотрудничества
Основная идея технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, в построении обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса:
- учитель – ученик (я помогаю, консультирую, являюсь партнером, источником информации; ученик осуществляет учебную деятельность);
- ученик – ученик (парная работа при изучении нового материала, при закреплении изученного);
- ученик – группа (группы учащихся формируются мною до урока с учетом психологической совместимости детей). При этом в группе должны быть сильные, средние и слабые ученики, девочки и мальчики. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Я оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. Оценка ставится одна на всю группу. Далее я сама выбираю учащегося из группы, который должен отчитаться за задание. Иногда это может быть и слабый ученик, так как цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
- ученик – учебный материал (индивидуальная работа учащихся с учебным материалом).
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интересней, но и значительно эффективней.
Я считаю, что через развитие творческих способностей учеников можно добиться желаемых результатов и делаю установку на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность.
Использование инновационных форм и методов организации деятельности обучающихся на уроках английского языка помогают формировать у детей умение добывать знания, умение сохранять в памяти информацию и умение применять полученные знания, способствуют повышению интереса у обучающихся к изучению английского языка, качества обученности учащихся по предмету.
Анализ ресурсов проекта
Кадровые ресурсы:
Учитель английского языка, который имеет навыки работы с компьютерными программами, необходимыми для реализации проекта.
Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации задач проекта:
1. Компьютер, проектор, экран;
2. Компакт-диск аудио;
3. Раздаточные листы с дидактическим материалом;
4. Офисная бумага (белая, цветная) для изготовления карточек;
5. Сеть Интернет, для показа программ, роликов.
Сроки реализации проекта. Поэтапный план реализации проекта
Срок реализации проекта рассчитан на 1 год обучения, 35 учебных часов с частотностью обучения 1 раз в неделю. Обучение приходит по полугодиям. Количество тем в каждом разделе вариативно.
План реализации проекта
Подготовительный этап (мотивация, планирование)
- определение темы;
- выявление и анализ проблемы;
- определение источников информации.
Основной этап (принятие решения, выполнение проекта)
- определение способа представления материала;
- поиск необходимой информации для реализации проекта.
Заключительный этап (защита проектов, проверка и оценивание результатов)
- коллективная защита проектов;
- анализ полученных результатов;
- анализ достижения поставленной цели;
- выявление новых проблем.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Личностные результаты
Освоения курса должны отражать достаточно активную гражданскую позицию патриота своей страны, которая выражается в умении оперировать полученными и приобретёнными самостоятельно знаниями о культуре англоязычных стран. Должны быть развиты умения выразить своё мнение, умения сравнивать, обобщать, отстаивать, критиковать, умения выносить взвешенные решения, быть толерантным по отношению к другой культуре.
Метапредметные результаты
Учащийся должен быть способен ясно изложить свою точку зрения, используя для этого адекватные языковые средства. Если случается ситуация, где языковых знаний всё-таки не достаточно, то учащийся должен приобрести навык умения объяснить то, что он хочет, используя известную ему лексику, а также использовать средства ИКТ для нахождения любой нужной информации в интернете на английском языке, умения определить, насколько валидным является тот или иной сайт, насколько достоверна его информация, умение консолидировать свои знания из разных предметов, изучаемых в школе, для наиболее эффективных действий.
Предметные результаты
Учащиеся должны определиться в выборе профессии, осознать, насколько близки им профессии, предполагающие международный характер деятельности, такие, как переводчик, журналист, гид, дипломат, менеджер совместного предприятия, политик, юрист, которые должны в совершенстве владеть иностранным языком. Учащиеся должны овладеть навыком и умением составить презентацию или защитить индивидуальный или совместный групповой проект в электронном формате на смарт-доске перед публикой, уметь ответить на вопросы и защитить свою точку зрения.
Перспективы развития проекта
Данный проект возможно использовать для распространения опыта, методики и технологии работы в рамках реализации проекта. Материалы данного проекта могут использовать учителя различных школ. Кроме этого интерес в освоении элективного курса может возникнуть у учащихся 11 классов.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока английского языка в 10 классе
Конспект урока английского языка, УМК «Enjoy English» Биболетова М.З., 10 класс
Конспект урока английского языка в 10 классе «Смешанные типы условных придаточных предложений»
Похожие статьи:
Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе
Конспект урока английского языка к УМК «Enjoy English» Биболетова М. З. 10 класс
Конспект урока английского языка в 10 классе по теме «Жизнь в 18 лет»
Конспект урока английского языка в 10 классе «Экскурсия в национальный парк»
Сводная таблица грамматических времен английского языка в активном залоге