Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеурочное занятие по биологии с презентацией, 9 класс. Влияние пищевых добавок на организм человека

Конспект внеклассного занятия для учащихся 8-9 классов «Влияние пищевых добавок на организм человека»
Тема занятия: «Влияние пищевых добавок на организм человека».
Цель: формировать культуру здоровья на основе грамотного питания.
Задачи:
• Образовательные: познакомить детей с пищевыми добавками, показать метапредметные связи на основе материала занятия (биология, химия, медицина), обогатить словарный запас биологических и химических слов и выражений.
• Развивающие: развивать представление о многообразии форм существования веществ, развивать познавательный интерес, интеллектуальные умения: выделять главное, умения вести диалог, сравнивать и обобщать, отстаивать свою точку зрения.
• Воспитательные: формировать социально значимые умения беречь собственное здоровье, воспитывать культуру общения.

Актуальность выбранной темы: Здоровье людей, в наши дни, не всегда связано с генетической наследственностью. Все большее воздействие на здоровье оказывают продукты питания, входящие в ежедневный рацион потребления, а точнее их состав, с различными пищевыми добавками, с индексом Е. Потребитель сегодня должен быть очень бдителен в выборе продуктов питания, учитывать результаты последних исследований в этой области.

Оборудование: ноутбук, экран, мультимедиа проектор.

Человек – существо странное.
Сначала он вопреки здравому смыслу
разрушает собственное здоровье, а затем, прилагая неимоверные усилия,
стремится его поправить.

Ход занятия
(СЛАЙД 1) Педагог: Проблема загрязнения продуктов питания является одной из самых главных проблем для человечества в настоящее время. Современный рынок питания характеризуется весьма широким диапазоном выбора, как в ассортименте, так и в ценовых категориях. Яркие упаковки, аппетитные рисунки на коробках и банках, в глаза бьющая телевизионная реклама, где часто выступают дети – ну как тут не удержаться! Пока внимательно не присмотришься, ни за что не поймешь, где добротный натуральный продукт, а где подозрительный и возможно опасный для здоровья.
Причина появления некачественных продуктов питания на рынке, заключается в том, что пока еще низкий уровень контроля продукции.
Также в страну постоянно попадает большое количество низкокачественных продуктов из-за рубежа. А способствует этому плохое оборудование отечественных таможенных пунктов проверки качества ввозимых товаров. В сумме все факторы создают довольно неблагоприятную ситуацию для потребителя.
(СЛАЙД 2) Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г.Гейне: «Человек есть то, что он ест», тем самым, подчеркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения человека. Характер питания влияет на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. На сегодняшний день все фабричные продукты питания содержат пищевые добавки. Что же такое пищевые добавки?

Цель занятия: Сегодня на занятии мы познакомимся с пищевыми добавками и их влиянием на организм человека.

(СЛАЙД 3) Педагог: Пищевые добавки – это природные соединения или химические вещества, добавляемые к пищевым продуктам с целью улучшения вкуса, повышения питательной ценности или предотвращения порчи продукта.
Обратимся к ведущему специалисту научной лаборатории по созданию пищевых добавок за исторической справкой.
Ведущий специалист научной лаборатории: Широкое использование пищевых добавок началось в конце 19 века, с развитием международной торговли. Нужно было сохранить продукты в течение перевозки и процесса реализации. Здесь на помощь пришла Химия.
Между тем пищевые добавки вовсе не новое изобретение. Еще в далекой древности человек использовал такие пищевые добавки как соль, сахар, в качестве пряностей: семена горчицы, мускатного ореха, плоды перца, тмина, лавровый лист, корицу, хрен, петрушку - все они повышают сохранность пищи и стимулируют пищеварение. С расширением наших знаний о пище и совершенствованием технологии производства продуктов питания росло и использование пищевых добавок, с индексом Е.
(СЛАЙД 4) Педагог: Что такое индекс Е?
«Е» - это сокращение от слова «Европа», означает систему кодировки, которая была разработана в европейских странах. Теперь у каждой пищевой добавки есть индекс «Е» и порядковый номер.
Зачем нужны пищевые добавки? Многие люди считают, что буквально все пищевые добавки — это «химия», а потому они, безусловно, вредны, однако на самом деле пищевые добавки используются с целью соответствия определённым санитарно-гигиеническим нормативам в пищевой промышленности, утверждаемым регулирующими органами.
Часть добавок действительно вредна (нитрит натрия для колбас), но на практике их не запрещают, так как это «наименьшее зло», обеспечивающее товарный вид продукта и, следовательно, объём продаж (достаточно сравнить красный цвет магазинной колбасы с тёмно-коричневым цветом домашней колбасы).
Другие добавки можно считать вполне безопасными (лимонная кислота, молочная кислота, сахароза и др.). Однако следует понимать, что способ синтеза тех или иных добавок в разных странах различен, поэтому их опасность может сильно различаться. Например, синтетическая уксусная кислота или лимонная кислота могут иметь примеси тяжёлых металлов, содержание которых в разных странах нормируется по-разному. Со временем государственные нормативы на содержание примесей в пищевых добавках могут пересматриваться.
В настоящее время в маркетинговых целях многие производители не указывают ингредиенты с буквенным кодом E. Они заменяют их на название добавки, например «глутамат натрия», что вводит в заблуждение несведущего покупателя.
О классификации пищевых добавок нам расскажет диетолог.
(СЛАЙД 5) Диетолог: В зависимости от целевого назначения пищевые добавки классифицируют на:
-консерванты и антиоксиданты: увеличивают срок годности продуктов;
-красители: придают продуктам привлекательный цвет;
-стабилизаторы: сохраняют заданную консистенцию продукта;
-эмульгаторы: поддерживают структуру продуктов;
-усилители вкуса и аромата: придают вкус и запах.
Педагог: Почему же за последнее время пищевые добавки стали опасными?
Проблема заключается в том, что пищевая промышленность стала использовать добавки синтетического происхождения. Это выгодно, так как требуется меньше материальных затрат, и нет необходимости расширять сельскохозяйственное производство.
Например, был синтезирован Е 951 аспартам, который в 200 раз слаще сахарозы. Глутамат натрия Е 621 полюбилось производителям в связи с тем, что имеет вкус и аромат удивительно похожий на вкус и аромат мяса. Это вещество используется практически во всех мясных концентратах, бульонных кубиках, пакетных супах.
Хотим мы или нет, но сотни различных искусственных пищевых добавок входят в наш завтрак, обед и ужин. Человек в среднем, в течение одного года съедает с пищей 5 кг различных пищевых добавок.
Ребята провели анкетирование среди детей, посещающих объединения Центра о наиболее часто употребляемых продуктах питания, содержащих пищевые добавки. Они познакомят нас с результатами исследования.
(СЛАЙДЫ 6 – 14) Юные исследователи: (работа с диаграммами).
Педагог: Как же влияют пищевые добавки на наше здоровье?
Для большинства людей они безвредны, но у некоторых могут вызвать: аллергию, расстройство желудка, ЖКТ, ожирение, депрессию, астму.
Многие родители безмерно пичкают своих детей жевательными резинками: чтобы они не плакали, не приставали, в качестве поощрения. Люди любят жевать, особенно дети. Именно на этом построен бизнес производителей жевательной резинки. То, что несут нам и нашим детям эти пластиночки из синтетического каучука напичканные всякими добавками.
(СЛАЙД 15) В качестве примера рассмотрим: жевательную резинку «Дирол» или «Орбит». В своем составе она содержит загуститель Е414, провоцирующий заболевание желудочно-кишечного тракта, антиоксидант Е320, вызывающий злокачественные опухоли, краситель Е171, эмульгатор Е 222, 321, которые вызывают заболевания почек и печени. Возникает вопрос «Стоит ли вообще это употреблять?»
(СЛАЙД 16) Давайте немного поговорим о том, что мы пьем? В любом случае, важно знать, что именно в газированных напитках может реально принести вред. Во-первых, это углеводы. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для уменьшения калорийности добавляют различные подсластители. Самый опасный из них - аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды - они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит.
Сладкая газированная вода содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная кислота (Е338). Чаще всего в газировках используется именно она.
Также газировки содержат углекислый газ, который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки: беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.
Пожалуй, самое коварное в газированной воде - это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии-возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.
Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.
Педагог: По электронной почте нам пришли письма со следующей информацией. Прочитайте письма, очерёдность указана на конверте.

Электронные письма:
•Во многих штатах (в США) дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 бутылки Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.
•Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и... не смывайте в течение часа. Лимонная кислота в Коле удалит пятна с фаянса.
•Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в Коле.
•Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку Колой и обмотайте ею болт на несколько минут.
•Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку Колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Она также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.
•Активный ингредиент Колы - фосфорная кислота за 4 дня он может растворить ваши ногти.
•Дистрибьюторы Колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков.

(СЛАЙД 17) Педагог: И что же произойдет с нами, если мы выпьем этот напиток? Страшно подумать! Все еще хотите бутылочку Колы?
Кто же контролирует использование пищевых добавок?
Обратимся в юридическую консультацию.

(СЛАЙД 18) Юрист: Для того чтобы добавка была разрешена к применению в России, она должна быть одобрена «Ростестом» и лабораторией по качеству продуктов при НИИ питания.
На территории России использование пищевых добавок контролируется национальными органами Госсанэпиднадзора и нормативными актами и санитарными правилами Минздрава России.

Основными документами являются:
• Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от18.07.2011 г. N 248-ФЗ
• Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000, N 29-ФЗ (редакция от 28.12.2010)
• Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 (ред. от 18.07.2011)
• СанПиН 2.3.2.2795 – 10. «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» — от 23 декабря 2010 г.
(СЛАЙД 19) Запрещённые добавки— это добавки, по которым доказано, что их действие приносит вред организму.
• E121 — Цитрусовый красный 2 (краситель)
• E123 — Красный амарант (краситель)
• E128— Красный 2G (краситель)
• E216— Пара-гидроксибензойной кислоты пропиловый эфир, группа парабенов (консервант)
• E217 — Пара-гидроксибензойной кислоты пропилового эфира натриевая соль(консервант)
• E240 — Формальдегид (консервант)

Педагог: Современный человек больше всего ценит время и всячески стремится его сэкономить. Наш век - индустриальный. Возросла численность населения Земли. В связи с этим возросла потребность в пищевых добавках, продуктах быстрого приготовления. Люди используют различные полуфабрикаты, особенно их, любят дети, которые можно приготовить по принципу «просто добавь воды» и это представляется удачным выходом.
Теперь поговорим о чипсах и сухариках.
(СЛАЙД 20) Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».
Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже же самое относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквы «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.

Практическая работа
«Выявление пищевых добавок в продуктах питания»

Цель: выявить пищевые добавки в представленных продуктах питания, по таблице определить их воздействие на организм человека.
(СЛАЙДЫ 21 – 24)
Ход работы:
1. Изучить состав продукта на упаковке.
2. Определить наличие пищевых добавок «Е».
3. Сделать вывод о наличии веществ опасных для здоровья.

Педагог: Какие продукты не содержат пищевые добавки?
Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровыми: фрукты, овощи, рыбу, бобовые и т.д. Сейчас я буду читать вам загадки, а вы должны отгадать, о каком овоще или фрукте идет речь.

(СЛАЙД 25)
Укроп
Это растение признано замечательным мочегонным и желчегонным средством, понижает давление, улучшает работоспособность сердечно-сосудистой системы. В его зелени содержится витамин С, каротин, витамин В, никотиновая и фолиевая кислоты, а также многие ценные микроэлементы, такие как железо, фосфор, соли кальция, калий.

Выросла травка –
К пище приправка;
Ее пожитки –
Душистые нитки. (Укроп)
Зелень – хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно влияет при малокровии, авитаминозе.
Морковь
Из истории известно, что ещё «отец научной медицины» великий греческий врач Гиппократ рекомендовал своим пациентам употреблять этот овощ как эффективное противокашлевое и даже противовоспалительное средство. Целитель также полагал, что этот овощ способен лечить почечнокаменные болезни и повышать остроту зрения.
Капуста
Название этого овоща произошло от древнего римского «капутум», что в переводе на русский означает «голова». Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергеном.

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)

Свекла
А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает ее ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ... (Свекла)

Яблоко
Этот фрукт - предмет славянских сказок, делающий молодым того, кто его съест, христианский символ греха, в геральдике является символом мира. В эпоху Возрождения этот фрукт был самым популярным фруктом в Европе. Тогдашние красавицы использовали его мякоть для косметических масок. Обладает общеукрепляющим действием, хорош для почек, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ.
В древних мифах яблоки – символ знания, мудрости и солнечного тепла. Недаром яблоня считается священным деревом бога солнца Аполлона, имя которого происходит от того же корня, что и современное английское слово apple.

Груша
В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, —
Он под самой ножкой
Вытянут немножко. (Груша)

Повышает прочность капиллярных сосудов, оказывает противосклеротическое действие, способствует выведению из организма воды и поваренной соли.

Педагог: На столе стоят две корзины с продуктами. Сейчас мы с вами, как в модном приговоре проголосуем за одну или другую корзину.
Кто за корзину с овощами и фруктами?
Кто за корзину с продуктами, в состав которых входят пищевые добавки?
(Голосуют светофорчиками).

Человечество создало мощную отрасль промышленности, которая призвана сохранить продукты питания, переработать и значительно видоизменить все то, что человек вырастил сам и взял у природы. Люди, пытаясь заработать как можно больше денег, создают совершенно несъедобные, вредные для организма продукты. Взамен мы получаем болезни.
Ваше право, что есть, что не есть.
Но обезопасить себя вам помогут следующие рекомендации, представленные на стендах.

Чтобы уменьшить вред от любой газировки, следуйте простым правилам
1. Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировки пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше.
2. Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой.
3. Ограничьтесь одним стаканом 1-2 раза в неделю.
4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой.
5. Не давайте газировку детям до 3 лет.

Рекомендации по здоровому питанию
1. Не покупайте продукты с неестественно яркой окраской.
2. Не доверяйте продуктам с чересчур длительным сроком хранения.
3. Чем меньше список ингредиентов, тем меньше добавок.
4. Откажитесь от чипсов, супов из пакетов, хот-догов и других продуктов быстрого питания – они наполовину состоят из вредных пищевых добавок.
5. Не увлекайтесь магазинными консервами, копченостями, газированными и концентрированными напитками.

(СЛАЙД 26) Рекомендации по здоровому питанию
1.Нужно внимательно читать этикетки на продуктах питания, интересоваться современными исследованиями в области разработки пищевых добавок.
2. Нельзя рисковать и брать незнакомые продукты, особенно если в этикетке указано много разных Е.
3. Нужно избегать таких пищевых добавок: красители, консерванты, загустители, усилители аромата, заменители сахара.
4. Помните!!! Официально запрещенные на территории России: красители Е121,123 и консерванты Е 216,217,240.
5. Ешьте больше овощей, фруктов, рыбы, молока. Меньше мучного, сладкого, чипсов, газированных напитков и будьте здоровы!!!
Питайтесь здоровой и полезной пищей!
Презентация на тему: Влияние пищевых добавок на организм человека

Рекомендуем посмотреть:

Игра по биологии для 6-7 классов "Эти замечательные животные" Внеклассное мероприятие по биологии ко Дню птиц, 5-7 класс Брейн-ринг по биологии для старшеклассников Дидактическая игра по биологии своими руками. Биологическое лото

Похожие статьи:

Игра по биологии 8 класс с ответами

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Игра путешествие по биологии для 8 класса

Внеклассное мероприятие по биологии в колледже на тему «Угадай растение»

Игра по биологии, 6 класс

Опубликовано: 926 дней назад (12 октября 2021)
Просмотров: 883
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!