Орф педагогика в детском саду. Мастер-класс. Презентация
Сценарий мастер-класса для воспитателей детского сада "Орф педагогика в детском саду"
Составитель: Рудая Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ комбинированного типа №5 "Янтарный" Донецкой Народной Республики. Цель: обмен опытом педагогической музыкальной деятельности по формированию практических навыков и знаний в области орф–педагогики. Задачи: развивающие:
- продемонстрировать коллегам приемы формирования у воспитанников основных принципов орф-педагогики;
- прокомментировать эффективность применения приемов;
- отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.
- развивать логическое, образное мышление и память;
- развивать тонкость и чуткость тембрового слуха и изобретательность в звукотворчестве;
- развивать ассоциативное мышление и воображение. образовательные:
- учить фантазировать, импровизировать;
- расширять и систематизировать элементарные музыкальные знания;
- познакомить с способами соединения игры на музыкальных инструментах, ритмических движений, пения художественным образом; воспитательные:
- учить слушать и следовать инструкции педагога;
- формировать умение работать в коллективе, играя на музыкальных инструментах;
- воспитывать умение внимательно слушать музыку, свою игру и товарищей; Оборудование: Презентация, музыкальные инструменты, бросовый материал для изготовления музыкальных инструментов.
- Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я вас пригласила на свой мастер-класс, что бы поделиться своим опытом и продемонстрировать Вам эффективные приемы формирования у воспитанников принципов орф-педагогики – учимся делая и творя.
Карл Орф – немецкий композитор. В результате его экспериментальной музыкально-педагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию «Шульверк», (это пятитомная антология музыки для детей.) Она собрана и обработана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля орфовских инструментов. Каждая небольшая пьеса из Шульверка представляет собой простейшую партитуру, доступную в исполнении даже маленьким детям. В ней он обучал детей навыкам коллективного музицирования, пения, импровизации и игре на простейших ударных инструментах.
Прогрессивные идеи К. Орфа:
• всеобщее музыкально-творческое развитие;
• детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;
• связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования.
Следуя этим идеям в современной педагогике образовалось такое понятие, как Орф педагогика.
Орф–педагогика.
Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи.
В настоящее время орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.
Приобщение к музыке по мнению К. Орфа должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. В настоящее время орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.
Для достижения своих целей Орф внедряет новые формы работы.
Развитие чувства ритма.
- речевые игры с музыкальным сопровождением; развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.
Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки – одна из очень удачных находок Орфа.
Пример (Маленькой елочке)
- ритмические игры со звучащими жестами. это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяет организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра – это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки.
Пример (Апельсин, мандарин)
Ну и конечно игре на элементарных музыкальных инструментах
- игры с музыкальными инструментами; Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.
Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.
Пример (Бег, марш, прыжки)
- импровизационное музицирование в движении. У ребенка развивается интерес к миру звуков, развивается комплекс музыкально-творческих способностей.
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок», – говорил Орф, – «задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка»
Пример
Ну и как же дети без игры? Еще одна из форм работы танцевально- игровое творчество.
- коммуникативные игры; Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.
У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.
В детском саду обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в работе педагога – двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружение, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое. Повторяемые во множестве вариантов простые движения и должны составлять главную заботу педагога-музыканта, работающего с дошкольниками.
Пример
- Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.
Самое первое представление о выразительности различных тембров они получают, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку.
Пример (Лошадка)
Эта система обладает необходимой гибкостью, универсальностью, которые обеспечивают ей удивительную жизненность на протяжении десятилетий. Современное прочтение этой системы позволяет увидеть в ней глубокие корни и связи, а также сочетать её идеи с другими педагогическими концепциями, лучшими методиками отечественных и зарубежных педагогов, что даёт возможность оптимально и комплексно подходить к решению задач музыкального воспитания, обучения, образования.
В своей методики К. Орф использует доступный для детей репертуар: народный и детский фольклор, а также старинную и современную музыку композиторов разных стран.
При изложении идей и принципов музыкальной педагогики и музыкотерапии Карла Орфа огромное значение, помимо теоретических знаний , имеют навыки изготовления различных музыкальных инструментов.
Сейчас я предлагаю вам заняться созданием музыкальных инструментов.
Заключение.
Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно развивают свою речи, учатся чётко проговаривать звуки. Все упражнения проводятся по подражанию. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движение, воспитатель или логопед продолжает работу на занятиях. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения и способствует развитию личности в целом.
- Спасибо за внимание!
Презентация на тему: Мастер-класс «Орф педагогика в детском саду»