Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Родственные слова и словоформы. Слабая и сильная позиция гласных в корне слов
Урок русского языка на тему «Родственные слова и словоформы. Слабая и сильная позиция гласных в корне слов». 2 класс. Программа Л.В.Занкова
Цели урока: учить различать родственные слова и словоформы, определять сильную и слабую позицию гласного в корне слов. Задачи: образовательные: создание условий для развития умения определять сильную и слабую позицию гласного в корне слова. Развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, наблюдательности, мышления, умения сравнивать и анализировать, навыков самоконтроля; творческих способностей учащихся через осуществление ими исследовательских действий: постановку учебной проблемы (т.е. формулирование темы) и открытие новых знаний. Воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно, формированию познавательного интереса к русскому языку. Планируемые результаты: Предметные результаты:
• Развитие орфографической зоркости;
• Формулирование ввода о проверке безударных гласных в корне слова;
• Наблюдение и изучение сильной и слабой позиции. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание – постановка учебной задачи;
• прогнозирование – предвосхищение результата;
• оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что уже нужно усвоить;
• саморегуляция – способность к мобилизации сил, к волевому усилию и преодолению препятствий. Познавательные универсальные учебные действия:
• поиск и выделение необходимой информации;
• структурирование знаний»;
• моделирование (преобразование научного текста в модель);
• анализ объектов с целью выделения признаков. Оборудование: учебник Н.В. Нечаевой, рабочая тетрадь №2 С.Г. Яковлевой, презентация к уроку.
Содержание урока
I. Организационный момент. 1. Эмоциональный настрой на урок.(Слайд 1)
- Какой сегодня день? (30 ноября)
А вы знаете, с 30 ноября во многих странах отмечается Всемирный день домашних животных. Идея об учреждении данного праздника была озвучена в 1931 году на Международном конгрессе, проходившем во Флоренции (Италия). С тех пор праздник проводится ежегодно и посвящается всем одомашненным человеком животным, чтобы еще раз напомнить всему человечеству об ответственности за «братьев наших меньших». Мероприятия, посвященные Дню, весьма разнообразны и в каждой стране проходят по-своему. Где-то проводятся пикеты в защиту животных от жестокого обращения, где-то флешмобы в поддержку создания приюта или клиник для животных, где-то выставки кошек и собак. Кто-то в этот день позволяет своим домашним питомцам делать все, что было запрещено ранее (рвать обои, грызть мебель и тапки, лазать по шторам, есть со стола…), или покупает своему любимцу огромное количество вкусностей.
Девизом этого дня стали слова Маленького принца из произведения Антуана де Сент Экзюпери «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». (Слайд 2)
Мы многому можем научиться у животных – зоркости, вниманию, реакции. Думаю, эти качества помогут нам сегодня на уроке.
Запись числа в тетради.
2. Минутка чистописания
– Выпишите из алфавита строчные буквы, в написании которых есть элемент овала. (о,а,в,б,ф,ю,ь,я д,) Какие буквы гласных записали? Буквы согласных?
II. Актуализация знаний. Разминка «Шкатулка правил»
Нам необходимо повторить нужный материал к уроку.
• Что такое корень?
• Приставка - это…
• Суффикс - это…
• Как по-другому можно назвать родственные слова?
• Какие слова можно назвать родственными или однокоренными?
• Что такое форма слова? (Учитель проходит по классу, ученик вытягивают карточку с вопросом и отвечают)
ФИЗМИНУТКА «Собираем энергию» - упражнение для глаз.
III. Постановка учебной задачи. 1. Словарная работа. (Слайд 3)
- Угадайте, какое слово спрятано в ребусе? (собака)
Назовите словосочетания со словом «собака».
Служебная собака. Комнатная собака. Охотничья собака. Сторожевая собака.
- Подберите родственные слова со словом «собака»
СОБАКА, СОБАЧКА, СОБАЧОНКА, СОБАЧНИК, СОБАЧИЙ.
- Это новое словарное слово. Посмотрите в словаре с. 110.
Запись слова «собака» в словарь.
- Промаркируйте его по всем правилам словарной работы.
Проверка (это трехсложное слово, ударный второй слог, запоминаем гласную «о»)
- В какой позиции гласная О? Как слышится звук (А)
2. Прочитайте загадку(Слайд 4)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Снежинка, снежок, снег, снеговик, снежный. (Слайд 5)
- Докажите, что эти слова родственные (у них один корень, одно лексическое значение).
- А я хочу добавить к этой группе слов слово «снеговики». Можно? (форма слова слова «снеговик»)
- Назовите корень, поставьте ударение.
В каких словах гласная корня в сильной позиции? В каких словах гласная корня в слабой позиции?
Итак, вы выполняли грамматическое задание. Может, кто то из вас догадался, чему будем учиться на уроке? Какова цель нашего урока? (находить слабые и сильные позиции в словах, различать родственные слова и формы слова). (Слайд 6)
IV. Первичное закрепление/
1. Работа в парах.
Повторим правила работы в парах:
1. Говорим шёпотом.
2. Работаем вместе.
3. Договариваемся, кто какое задание выполняет.
4. В выступлении говорить от двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили»
5. Оцениваем работу, благодарим друг друга.
- Соедини с выделенными словами родственные слова.
- Отметь сильные и слабые позиции гласного в корне. Взаимопроверка.
- Одинаково ли пишется гласная в корне слова? (да) А как пишется? (по-разному)
- Какой вывод можно сделать? (гласная в корне слова в сильной и слабой позиции пишется одинаково)
- Как думаете, для чего нужно определять сильную и слабую позицию в словах? (чтобы правильно писать гласную в корне слова)
Поблагодарим друг друга за работу.
ФИЗМИНУТКА
1. Упражнение «кошечка» (спина вогнута, выгнута)
2. Собачка
3. «Жираф»
4. Работа с ушками: - покажите зайчиков, слоников, обезьян. Разотрите ушки до красноты.
Этап закрепления знаний и способов действий.
1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Р.т. №41.
- Прочитайте задание.
- Можем сразу записать? (нет, пропущены буквы)
- Как узнать какую букву вставить? (смотрим на гласную в сильной позиции, на ударную гласную).
Задания для мальчиков и девочек отдельно.
ЧАС – (часики, часок, часовой)
ЧАСТЬ – (частица, частичка, частично)
- В Р.т. поставьте простым карандашом буквы.
- Не забудьте выделить корень.
У доски мальчик и девочка выполняют задание на обратной стороне доски.
Проверка по эталону.
Ученики открывают доску, показывают выполненное задание.
- Что помогло определить пропущенную гласную?
Звук в сильной позиции, т.е. под ударением помогает проверить букву безударного гласного в корне.
Давайте найдём подтверждение на с. 66 учебника, прочитаем сведения о языке.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 1. Работа по учебнику. Упр. 133 (по рядам)
- Чтобы выполнить это упражнение нам понадобятся определенные знания. Какие? 2. Самостоятельная работа учащихся.
ПРОВЕРКА
Вывод учащихся. Чтение сведений в учебнике на с.66.
- Совпадают ли наш вывод со сведениями, которые вы прочитали в учебнике?
VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности
Вспомним начало урока. Мы поставили перед собой цель научиться различать родственные слова и формы слова. Определять сильную и слабую позицию. Для чего это нужно уметь? (чтобы правильно писать гласную в корне слова)
Достаньте свои конверты. В них листочки разных цветов. Посмотрите на слайд. Оцените свою работу на уроке. (Слайд 7)
- Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята! Вы хорошо потрудились.
Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глазки. В сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери мне очень нравятся слова: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». (Слайд 8)
Я желаю вам, чтобы было зорким ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие «ошибкоопасные места» не только на уроке, но и в жизни!
Презентация к уроку русского языка на тему «Родственные слова и словоформы
Здравствуйте, Галина Анатольевна. Меня заинтересовало название Вашей публикации и то, в каком классе Вы обучаете детей родственным словам и словоформам. Очень удивил факт, что у Вас такие маленькие дети занимаются таким сложным языковым анализом слов. Интересно, могут ли они справиться с этой задачей? Если да, то Вы - превосходный учитель, а Ваши ребята - большие молодцы!
Конспект интересный, урок проходит динамично, со сменой активностей, с интересным началом, разминкой, постановкой задачи, с упражнениями и проверкой. Есть познавательная, игровая, проверочная части урока.
Примите мой голос и пожелание успехов!