Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе детского сада на тему: Народы России

Конспект НОД в подготовительной группе ДОУ. Тема "Народы России"
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Цель: Расширение знаний детей о Родине.
Задачи:
1. Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.
2. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов через знакомство с национальными костюмами и музыкальными инструментами некоторых народов (русских, казахов и народов севера).
3. Дать представление о значении слова «традиция», познакомить с новым словарным словом «этнос» и его лексическим значением.
4. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства у дошкольников, уважительное отношение к Родине.
Оборудование: столы, стулья – по числу детей; три куклы (30-45см) в национальных костюмах (русская, казашка, чукча); видеопрезентация по теме; плоскостные бумажные куклы с комплектом национальных костюмов по числу детей; магнитофон; аудиозапись русской мелодии «Калинка», казахской мелодии «Камажай»; музыкальные инструменты: балалайка, домбра, варган, ложки деревянные; лэпбук «Народы России», Гимн РФ
Содержание занятия
1. Организационный момент. Мотивация
Воспитатель встречает детей, держа в руках 3 куклы разных национальностей (русская, казашка, чукча).
Воспитатель: Здравствуйте! Меня зовут Замзамгуль Тлеулесовна.
Пришла я к вам не с пустыми руками. Чтобы нам было удобно общаться, встаньте полукругом
Что у меня в руках? (ответы детей)
Верно, куклы.
Чем они похожи? (возможные ответы: все девочки/ все в разных нарядах и т.п.)
А чем отличаются? (возможные ответы: разные платья, цвет волос, головные уборы...)
Да, действительно, они в разных одеждах.
А вам интересно узнать, почему?
Приглашаю вас на увлекательное занятие, где мы с вами найдем ответ на вопрос: «Почему куклы в разных одеждах?»

2. Беседа с использованием ИКТ
Воспитатель: Приглашаю вас в кинозал. Присаживайтесь.(дети садятся на стульчики в 2,5м от экрана, на экране слайд с изображением Красной площади, триколора РФ)
Гостей я тоже усажу. (Посадить кукол на столик)
1 слайд Моя Родина Россия.
Изображение на экране поможет вам ответить на вопрос: знаете ли вы название страны, в которой мы с вами живем? (ответы детей).
2 слайд (видеоролик)
Да, действительно мы живем в России.
Наша страна Великая, сильная и красивая
Но, страна - это не только леса, поля, горы, реки и города.
3 слайд (люди разных наций)
Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут.
У них может отличаться цвет кожи, разрез глаз, потому что они разных национальностей.
4 слайд (рисунок кукол разных национальностей)
Открою вам секрет, что в России проживает более 190 народов. Это даже больше, чем все люди в вашем детском саду.
5 слайд (изображение русских людей на фоне природы)
Больше всего страну населяют русские. Их более 112 миллионов человек. Русские относятся к коренным жителям страны.
6 слайд (традиции)
У каждого народа есть свои традиции.
Как вы думаете, что такое традиция? (ответы детей)
Давайте проверим ваши предположения, внимание на экран!
7 слайд (видеоролик с озвучкой: «Традиция – это какой-либо праздник, то, что вся семья делает вместе, отмечается в семье каждый год, каждую неделю или каждый выходной)
Воспитатель: А у вас в семье есть традиции? (ответы детей)
Правильно! Готовиться к празднику и отмечать его вместе, ходить в походы, даже ужин всей семьей каждый день – это традиция.
Кроме русских в России проживают люди других национальностей. Как вы думаете, каких? (ответы детей)
Молодцы! Продолжим знакомиться с народами России. Внимание на экран!
8 слайд (видеоролик «народы России» с озвучкой)
Воспитатель: А вы знаете, что у каждого народа есть свой родной язык, своя национальная кухня, традиции, свои песни и танцы, свои сказки и легенды. И это все называется ЭТНОС.
9 слайд. (Слово ЭТНОС. Заставка остается)
Воспитатель: Интересное слово - повторите его со мной. (повторяют слово ЭТНОС)
Этнос - это люди разных национальностей, проживающие на одной территории и говорящие на одном языке.
Мы с вами на каком языке разговариваем? (на русском)
Воспитатель: Мне интересно, вы догадались, какой национальности наши куклы? (обратить внимание на куклы) Ответы детей.
Открою вам секрет, что догадаться о национальности можно по костюму.
(Воспитатель берет в руки со столика русскую куклу)
Воспитатель: На этой кукле надет сарафан. Какого он цвета? Подскажите, как называется ее головной убор? (Кокошник). Молодцы. Такие наряды носят русские красавицы. Значит эта кукла по национальности – русская. (воспитатель ставит куклу на место)
(Воспитатель берет в руки со столика куклу казашку)
Воспитатель: Следующая гостья одета в белое платье и камзол (похож на халат). Камзол какого цвета? (зеленого). И головной убор называется барик – шапочка с меховой опушкой. Эта кукла по национальности казашка (воспитатель ставит куклу на место).
(Воспитатель берет в руки со столика куклу чукчу)
Воспитатель: И третья красавица одета в просторную белую рубашку с вышитыми узорами. На голове повязка с помпонами. Эта кукла по национальности чукча. Чукчи - очень выносливый народ, поскольку проживают в условиях Крайнего Севера, где лютуют суровые морозы и не каждый человек сможет выдержать такие условия (воспитатель ставит куклу на место).
Понравились куклы? Да, действительно как же они хороши.
А вы бы хотели сделать себе одну из красавиц?

3. Продуктивная деятельность
Воспитатель: Приглашаю вас в дизайнерскую мастерскую.
Дизайнеры – это люди, которые создают наряды. Мы с вами будем наряжать куклу.
Проходите в мастерскую, располагайтесь вокруг стола, чтобы всем было удобно. И внимательно слушайте.
На столе перед вами куклы.
1. Выберите любое платье, положите на куклу и загните клапаны для закрепления платья.
2. И теперь подберите подходящий к этому платью головной убор. Он прикрепляется на магнит.
3. Одной из кукол понадобится теплая обувь. Кто она по национальности? (чукча) Обуйте свою куколку-чукчу. Молодцы!
У кого получилась кукла в русском национальном костюме, поднимите, покажите нам (дети демонстрируют кукол в русском наряде)
Чьи куклы в казахском национальном костюме. (дети демонстрируют кукол в казахском наряде) Отлично! Спасибо!
Кто нарядил куклу в чукотский национальный костюм. (дети демонстрируют кукол в чукотском наряде) Замечательно!
Как быстро вы нарядили кукол! Вы настоящие дизайнеры!
Как вы думаете, мы нашли ответ на вопрос: «Почему куклы в разных одеждах?» Ответы детей (Потому что они разных национальностей)

4. Физминутка (казахский танец «Камажай»)
Но, не только национальные костюмы отличают народы России. У каждого народа есть свои песни, игры, танцы…
Приглашаю вас потанцевать под казахскую народную мелодию «Камажай». Кладите кукол на стол (воспитатель включает музыкальную колонку с записью мелодии «Камажай»)
Проходите в центр зала, сделайте круг, присаживайтесь на коленки (смена статического положения).
(Во время танца проговаривать движения: вправо-вверх; влево-вверх плавные движения руками; «плетение косы»; «ткание ковра»; повороты вокруг себя)
Аплодисменты! (воспитатель побуждает детей аплодировать и тем самым создает эмоциональный подъем и чувство успешности)

5. Практическая часть (беседа о музыкальных инструментах, исполнение русской народно мелодии «Калинка»)
Воспитатель: Какая замечательная звучала музыка! А на чем нужно играть, чтобы зазвучала музыка? (на музыкальных инструментах).
Оказывается, у каждого народа есть свои любимые инструменты и они разные.
Поспешите за мной в музыкальную студию! (рассматривают инструменты)
Какие инструменты вы узнали и сможете назвать. Что вам знакомо?
Какой народ любит исполнять свои мелодии на балалайке?
Балалайка - чей национальный инструмент?
Верно! Балалайка – русский национальный инструмент.
Среди предметов есть казахский национальный инструмент, догадались, какой? Как называется? (Правильно! Домбра – музыкальный инструмент казахского народа.)
А это варган. На варгане играет чукотский народ. Мне было самой интересно познакомится с этим инструментом. Я даже научилась играть на нем. А вам интересно услышать его звучание? (воспитатель издает звуки на варгане).
Предлагаю и вам сыграть, но на ложках. Берите в одну руку ложки, другую подставьте ладонью вверх. Исполним русскую народную мелодию «Калинка»
(Воспитатель задает темп: и…. раз, два. Дети выполняют ритмичные удары в такт мелодии)
Воспитатель: Молодцы! С вами можно идти и на сцену выступать! Кладем ложки на стол.

6. Итог занятия (используя лепбук, воспитатель мотивирует детей перечислить полученные знания)
Ребята, я сегодня пришла к вам не только с куклами, но и подарок вам принесла! Проходите на стульчики.
(Воспитатель и дети садятся на стульчики. Воспитатель берет в руки лепбук «Народы РФ»)
Воспитатель: Я принесла вам в подарок лэпбук
Это большая книга, но необычная.
Этот лепбук - о народах России. Внутри в кармашках поместилось все, что вы узнали на занятии.
Раскрываю…. Ой, беда! Кармашки закрыты! Мне понадобится ваша помощь: если вы назовете ВСЁ, о чем мы говорили на занятии – кармашки откроются.
Для начала вспомним, как называют людей разных национальностей, проживающие на одной территории, и говорящих на одном языке? (Этнос.)
А национальности какие вы запомнили? (русские, казахи, чукчи, осетины….)
Открывается карман с народами разных национальности.
Если вы посмотрите на кукол, точно вспомните, что у каждого народа, есть своя …….. национальная одежда.
Открывается карман с куклами и их одеждой.
А под какую мелодию мы танцевали танец? (под казахскую)
Верно! И узнали, что у каждого народа есть свои танцы, песни, игры…
Открывается карман с играми.
Есть еще неоткрытые кармашки! Вспоминайте, помогайте!
Мы говорили о музыкальных инструментах.
Названия запомнили? (балалайка, домбра, ложки, варган)
Открывается кармашек с музыкальными инструментами
Как называются события, которые происходят в каждой семье, у каждого народа? Когда вы ходите всей семьей в поход, готовитесь к праздникам, отмечаете вместе. Как можно это назвать одним словом? Традиция.
Открывается карман с традициями.
Спасибо, все вспомнили!
Но Лэпбук - это не законченная книга, ее можно пополнять. Я оставила для вас пустые кармашки. И вы можете вместе с воспитателем наполнить их стихами, загадками народов России и рецептами национальных блюд.
В этом лэпбуке есть еще один секрет. На обратной стороне QR-код.
Вечером, когда родители придут забирать вас, они могут навести свой телефон на QR-код и вы вместе посмотрите фотографии с нашего занятия.
Такой же QR-код есть и на обложке лепбука. Давайте проверим, что он хранит.
Звучит главная песня страны – гимн Российской Федерации.
Прошу всех встать!
Спасибо ребята, я благодарю вас за сегодняшнее занятие. Мне было приятно познакомиться. Этот лэпбук я дарю вашей группе.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Картины художников» Сказка о дружбе для детей подготовительной группы. Приключения Звёздочки и Дракоши День героев Отечества. Беседа с детьми подготовительной группы Сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе «Поликлиника»

Похожие статьи:

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ по теме: Богатыри земли русской

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для подготовительной к школе логопедической группы

Опубликовано: 14 дней назад (2 сентября 2024)
Просмотров: 620
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!