Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование дидактических пособий в учебно-воспитательном процессе младших дошкольников в ДОУ

Нестандартные дидактические пособия, как развивающее средство в воспитательно-образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста»
Автор: Попова Ольга Алексеевна
Актуальность проблемы:
Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда – среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Одна из наиболее важных задач каждого родителя и педагога – формирование творческой личности. Поэтому мы должны создать для детей развивающую предметно-пространственную среду для активизации всех видов его деятельности. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Именно в игре усвоение новых знаний происходит на 90% успешнее, поэтому особое место в построении развивающей предметно-пространственной образовательной среды отводится наглядно-игровым пособиям, дидактическим играм и игрушкам.
Грамотно подобранные и используемые дидактические пособия развивают ребенка разносторонне и решают задачи всех образовательных областей, а значит развивают целевые ориентиры к которым мы должны стремиться на этапе завершения дошкольного образования. Мы живем в удивительное время, когда есть все, чтобы развивать ребенка правильно быстро и интересно. В магазине можно купить любую развивающую игру. Но особенную ценность для всестороннего развития представляют игрушки, пособия, созданные своими руками. Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста показал, что никакие промышленные игры не могут заменить игрушек, изготовленных вручную. Ведь в них заложена доброта и тепло, поэтому малыши очень любят заниматься с такими игрушками, и процесс усвоения материала идёт значительно быстрее.

Цель:
- разностороннее развитие детей младшего возраста посредством использования нестандартных дидактических пособий, игр и оборудования.

Исходя из потребностей, возрастных особенностей детей младшего возраста в необходимости новизны дидактического оборудования, я решила пополнить развивающую предметно-пространственную среду через изготовление таких пособий и поставила перед собой следующие задачи:

Задачи:
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду дидактическими пособиями, играми и игрушками для развития сенсорных способностей, мелкой моторики пальцев рук, для развития эмоциональной сферы ребёнка, социализации ребёнка, познавательного, речевого, физического развития.
- Вовлечь родителей в процесс создания пособий на разные сферы развития детей.

Целевое назначение развивающих пособий очень обширно и обхватывает все стороны развития ребёнка. Это развитие речи; познавательное развитие; развитие мелкой моторики; развитие психических процессов; социализация ребёнка; развитие эмоциональной сферы; физическое развитие.

Представляю вашему вниманию игровые развивающие пособия, способствующие накоплению сенсорно-моторных знаний и умений:
«Слонишки-обжорки»
Это развивающие игрушки - которые помогают малышу развивать ловкость, координацию движений, помогают усваивать представления о колличественных отношениях, закрепить знания о размере, форме, цвете, дети учатся группировать предметы по определённому признаку.

«Солнышко»
Это пособие помогает детям ориентироваться в цветах спектра и их оттенках, учит подбирать предметы одинакового цвета, нацелено на развитие мелкой моторики, координации движений, тактильных ощущений, помогает детям различать основные эмоции ( эмоции радости и грусти).


Панно-тренажёр «Полянка»
Это развивающее панно которое помогает детям усваивать знания по сенсортке, учит различать основные цвета, их оттенки, совершенствует умение различать предметы по величине (корзинки – большая, поменьше, маленькая; и деревья – высокое и низкое). Играя, дети познают и закрепляют количественные и пространственные отношения. Действуя с панно дети могут придумывать и обыгрывают сказки.

«Солнышко, тучка»
Развивающие пособия знакомят детей с природными явлениями и событиями, направлены на развитие тактильных ощущений, и могут быть использованы для проведения подвижных игр и обыгрывания сказок.

«Грибная полянка»
Пособие дидактической направленности помогает детям ориентироваться в пространственных и количественных отношениях, закрепляет знания об основных цветах спектра, совершенствуется мелкая моторика и координация движений.

«Занимательный кубик»
Это пособие нацелено на развитие координации движения, тактильных ощущений, развитие мелкой моторики, дети учатся счёту, закрепляют знания о геометрических фигурах, а также о времени года.


«Осминожка»
Дидактическая игрушка помогает детям развивать тактильные ощущения, так как в каждой ножке осминожки находится разный материал, и нажимая на ножку дети ощущают что же там спрятано ( шелестящий пакетик, игрушка с музыкой, шарик с бубенчиком, деревянный шарик, мягкий шарик-помпон, ножка с бусами , колечко.)

«Весёлые прищепки»
Эти разнообразные игры с прищепками, направлены на развитие мелкой моторики, на развитие коммуникативной функции речи, развитие творческих и конструктивных способностей ,а также фантазии, воображения, логического мышления; на формирование математических и пространственных представлений. Вот некоторые из них:
- простые игры и упражнения основанные на распределение прищепок по цвету



Игры «Дополни картинку» и «Весёлые человечки»
Собрав таких человечков, дети могут поиграть с ними – сходить в гости, погулять, придумать и обыграть сказку.


Игра «Чей хвостик?»
Знакомятся со строением животных, учатся подбирать хвостики для каждого, развивается логика, внимание, координация движений

Игры с прищепками по кругу на разную тематику:
- «Кто что ест?»
- «Чья тень?»
- «Времена года»
- «Кому что нужно»
- «Кто где живёт?»
- «Подбери по цвету»

Универсальность таких игр в том, что их можно разработать на любую тему и использовать для решения любых, поставленных пред детьми задач.







Так как я работаю с детьми раннего и младшего возраста, по утрам некоторым детям бывает трудно расстаться с родителями. Чтобы отвлечь их я предлагаю поиграть с
«сенсорными коробками», наполненными разными наполнителями (цветной рис, в котором дети ищут спрятанные игрушки; манка на ней дети рисуют; шарики из воздушного пластилина – рассматривают и выбирают по цвету; камушки; киндеры; спилы фанеры, пенопласт – зимняя коробка. Таким образом дети успокаиваются, одновременно развиваются тактильные ощущения и моторика, сенсорика, творческие способности.

«Разложи по цвету», «Накорми голодного котёнка, лягушонка».
Используя те же шарики из воздушного пластилина и самодельный пинцет их прищепки и шпателей можно поиграть в игры «Разложи по цвету», «Накорми голодного котёнка, лягушонка».


«Уголок настроения», «Эмоциональные шарики», кукла мирилка «Мирушка»
Задачи этих пособий : способствовать развитию эмоциональной сферы детей, развивать умение определять эмоциональное состояние другого человека, содействовать проявлению своих чувств, умение разрешать конфликтные ситуации с помощью куклы-мирилки



Бизиборды.
Развивающие игрушки которые дают малышу не только новые представления об окружающем мире, но и развивают: мелкую моторику, координацию движений, логику, цветовосприятие, воображение.


Мягкий планшет «Дорога»
Цель этого пособия заключается в формировании у детей знаний о правилах безопасности дорожного движения, дети знакомятся со значением дорожных знаков, учатся понимать их схематическое изображение.

«Развивающие книжки и игры из фетра»
Развивающие пособия, направлены на развитие мелкой моторики пальцев, любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности, на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, обогащение и активизацию словарного запаса детей.


В театрализованной деятельности также использую разные виды театра изготовленные из разнообразных материалов- театр на прищепках, перчаточный, на ложках и др.





Игровые поля и макеты использую как средство развития социально-коммуникативных навыков. Цели: развитие игровой и познавательной активности детей, воспитание у них эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу игры, создание условий для игр различной направленности.




Игровое пособие «Гусеница» направлено на развитие умения описывать предмет по нескольким признакам, представленным в виде зрительных символов, учит составлять описательные рассказы.

Игровое пособие «Радужная тучка» направлена на развитие речевого дыхания, цветовосприятия

Куклы помощники Задачи «Кукол помощников» - создание условий для организации образовательной деятельности. Занятия с помощью куклы помощника оказывают : благотворное влияние на общее развитие детей, на развитие речи, помогают стать им более самостоятельными, уверенными в себе.


Коврик – пазл это пособие мобильно, его можно перемещать куда угодно и играть в любом уголке группы, выполняет несколько задач: способствует развитию координации движений, воспитывает дружеские взаимоотношения, желание играть вместе, умение договариваться в ходе игры,

Пособия для развития физического развития
Физкультурное оборудование сделанное своими руками, симулирует положительное отношение детей к движениям.

Вывод
Таким образом, правильно оформленная среда становится для ребенка третьим педагогам (после родителей и воспитателей). Ведь ребенок учится, исследует. Его образование не прекращается ни на минуту, и в нем задействовано всё, что его окружает, всё, с чем он может взаимодействовать, на чем задержать взгляд. Поэтому перед нами, стоит задача организации развивающего пространства для формирования всесторонне развитой личности ребёнка. Для этого необходимо иметь разнообразные пособия, в том числе и нестандартные. Действуя с пособиями сделанными своими руками дети стали лучше усваивать знания и умения по сенсорному воспитанию, заметно улучшилась мелкая моторика, точность движений. Игры и пособия вызывают эмоционально-положительный настрой на совместную деятельность, особенно во время адаптации малышей к условиям ДОУ.

Рекомендуем посмотреть:

Развивающие игрушки своими руками «Шарики – смешарики» Ширма для сюжетно-ролевых игр в детском саду своими руками Театральная ширма для детского сада из бросового материала своими руками Дидактическое оборудование для обучение дошкольников шахматам

Похожие статьи:

Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»

Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны

Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»

Дидактическая игра для дошкольников своими руками

Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»

Опубликовано: 21 день назад (8 декабря 2024)
Просмотров: 209
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!