Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема: «Письма – разговор сердец»
Самоопределение в жизни ребенка начинается уже в подростковый период, поэтому очень важно, чтобы основные ценности, ориентиры были выбраны ими правильно, особенно, с позиции православного человека. Подростки подвержены влиянию авторитета, поэтому очень важно понять, кто им является для ребенка, чтобы затем суметь сориентировать его на другого лидера, если в духовно-нравственном выборе школьника есть опасность, или же, наоборот, способствовать укреплению в нем выбранной позиции, если она будет способствовать его духовному росту. Таким образом, на данном уроке, решая важные коммуникативные задачи, мы, в первую очередь, осуществляем диагностику духовно-нравственного пути ребенка.
Конспект урока по русскому языку в 6 классе.
Тема: «Письма – разговор сердец»
Цель урока: через работу с эпистолярным жанром показать возможности языка для передачи мыслей, чувств, своего отношения к миру.
Задачи:
образовательная и развивающая: развитие коммуникативного навыка при создании текста; актуализация лингвистических и литературоведческих знаний учащихся, необходимых для данной работы.
воспитательная: способствовать самоопределению ребенка при выборе жизненного пути.
Ход урока
1. Актуализация учебной деятельности учащихся. Форма работы: анализ, беседа
На уроке литературы , анализируя образ главного героя, повести А.С. Пушкина «Дубровский» мы обратили внимание на отрывок, в котором, как нам видится, автор передаёт состояние «семейственного счастья», утраченное Дубровским. Давайте его перечитаем.
«Между ими попался ему пакет с надписью: письма моей жены. С сильным движением чувства, Владимир принялся за них: они
писаны были во время Турецкого похода и были адресованы в армию из
Кистеневки. Она описывала ему свою пустынную жизнь, хозяйственные занятия, с
нежностию сетовала на разлуку и призывала его домой, в объятия доброй
подруги, в одном из них она изъявляла ему свое беспокойство на счет здоровья
маленького Владимира; в другом она радовалась его ранним способностям и
предвидела для него счастливую и блестящую будущность. Владимир зачитался, и
позабыл всё на свете, погрузись душою в мир семейственного счастия, и не
заметил, как прошло время, стенные часы пробили 11. Владимир положил письма
в карман, взял свечу и вышел из кабинета.»
А.С. Пушкин «Дубровский»
- Как вы думаете, почему «сильное чувство» охватило Дубровского, когда он взял письма матери?
-Можно ли говорить о характере этих писем? А о взаимоотношениях между теми, кто вел переписку?
-Как вы думаете, почему люди хранят письма?
-А в ваших семьях сохранились письма?
-Писали ли вы сами когда-нибудь письма, не электронные или в форме смс, а на чистом белом листе бумаги, чтобы потом, сложив его в подписанный конверт, пойти и отправить по почте, а потом ждать ответа, с волнением заглядывая в почтовый ящик?
- Хотелось бы вам научиться писать настоящие письма, те, которые как память о дружбе с вами кто-то сохранит, а, может быть, и вы сами сохраните часть дружеской переписки?
2 . Погружение в тему
Форма работы: эвристическая беседа
Предлагаю вам начать работу.
Итак, сначала нам нужно определить, кому мы будем писать, то есть, кто будет адресатом письма.
Предлагаю вам очень интересный вариант:
давайте напишем письмо самому себе, но в будущее, чтобы по истечении школьных лет вы могли бы его не просто прочесть, а вспомнить, каким вы были тогда, в пору отрочества (то есть сейчас).
Письма принято начинать с приветствия и обращения к адресату. Тот человек, которому вы пишите, старше вас и, может быть, даже мало вам знаком, поэтому вы можете выбрать обращение к нему по имени и отчеству и общаться с ним на «Вы». Конечно, можно выбрать и дружеское обращение на «ты» и обойтись без отчества, подумайте над выбором, когда приступите к написанию письма.
-Теперь мы должны определить: что мы будем писать и зачем. Задумайтесь, в наше время для чего служит письмо? (Мы не просто передаем какую-то информацию, нам важно, чтобы она сохранилась, сохранилось человеческое тепло, запечатленное в словах и, что немало важно, в почерке).
-Таким образом, мы должны будем поделиться частичкой своего тепла.
Давайте попробуем рассказать об учителе, и каждый из вас расскажет о своём. Я вижу, что некоторые из вас растерялись, наверное, это потому, что вам кажется, что учителя у вас одни и те же. Вот над этим мы с вами сейчас и подумаем, так это или нет.
-Давайте попробуем подобрать синонимы к слову учитель. (Педагог, преподаватель, наставник, тренер, хормейстер, хореограф и т.д.)
-Какое общее лексическое значение у этих слов? (Они обозначают человека, который чему-то учит, передает свои знания, умения, мастерство)
-А кого он учит? (Ученика, будущего спортсмена, художника, мастера своего дела, специалиста в какой-либо области). Кто-то из вас так же ходит в художественную или музыкальную школу, в спортивные секции, а кто-то обучается ремеслу.
- Посмотрите внимательно на эту картину., Кого вы узнали? (Христа)
-А какое отношение он имеет к слову учитель? (Христос- учитель для всех людей, он учит спасению, достижению Царствия Небесного, обретению вечной жизни в общении с Богом в Духе Святом - Духе Любви и понимания.)
- А какое отношение к слову учитель имеют следующие иллюстрации?
-Кто и кого здесь учит?
3.Направление коммуникативной деятельности учащихся
Форма работы: объяснение учителя.
-А теперь, ребята, задумайтесь, каков ваш личный ориентир в жизни, чему бы вы хотели научиться в жизни, какими умениями бы хотели обладать, какими качествами души? И расскажите о том человеке, который учит вас, направляет, чьё мастерство вы перенимаете. Расскажите в своём письме, почему вам так дорог тот человек, который «ведет» вас сейчас, расскажите, чему бы вы еще хотели от него научиться. Расскажите, как мы договорились, обращаясь к самому себе, но в далеком будущем. Это сложно, но очень интересно.
Когда вы будете заканчивать письмо, обязательно его подпишите и поставьте дату, так принято оформлять письма. Это важно еще и потому, что вашему посланию нужно будет преодолеть расстояния длинною не в километры, а в годы. Постарайтесь написать такое письмо, чтобы спустя годы, у человека, который его получит, возникло желание написать ответ – назад, в прошлое.
Текст письма, написанный ученицей 6 класса Никифоровой Анной
Здравствуйте, Анна!
Пишет Вам Ваша тезка, пока я только гимназистка 6 класса, но, когда я вырасту, я тоже постараюсь как Вы стать студенткой МГИМО.
Анна, пишу я Вам не только потому, что не могу позвонить, мне хочется поделиться с вами маленькой, но очень важной для меня тайной. Мы с Вами очень похожи, я чувствую это, и Вы, я надеюсь, поймете меня.
Бабушка когда-то говорила мне, что нужно присматриваться к людям, ведь именно он, один из людей, может помочь мне в этом большом мире… Раньше я не понимала этого. И не думала, что в мире можно найти человека, неродного тебе по крови, но самого родного и близкого по душе и жизни. А вот сейчас я понимаю, какая я была маленькая и непонятливая! Вы знаете, Анна, этот человек, в котором я увидела того наставника, о котором мне говорили – это директор нашей гимназии. Мария Александровна, как учитель русского языка и литературы, меня научила не только грамотно писать сочинения, размышлять над судьбами героев, она научила видеть этот мир, наше Отечество, чувствовать его. Однажды на уроке она задала нам очень интересный вопрос: чем отличаются небеса от неба? (Может быть, Вам покажется это даже глупым, ведь Вы о мире знаете намного больше, чем я.) Но я никогда не разделяла эти привычные синонимы. А Мария Александровна открыла нам истину. Оказывается, всё очень просто и понятно. Небо - это то, что над нашей головой синего или голубого цвета. А небеса – это место, где нет бесов, то есть «не (нет) беса (бесов)», место, где живет Бог и ангелы. Ведь как правильно всё сказано! А ещё мы узнали от неё, что у каждого из нас есть талант, который нужно найти в себе и, раскрыв его, служить им другим людям. Зачем?.. я долго не понимала. Но всё – таки поняла, вспомнив золотое правило нравственности - «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». А мне так хочется научиться ещё многому!
Мне все чаще кажется, что я уже выросла и перестала быть ребёнком! Сама могу найти ответы на многие вопросы! В мире нет ничего случайного!- поняла я. И мне хочется поделиться с Вами своим открытием. Мария Александровна промыслом Божиим стала директором нашей гимназии. Мария переводится с древнееврейского как «возвышенная, госпожа», и поэтому она директор. Отчество её – Александровна, а Покровитель нашей гимназии – святой Александр Невский. По фамилии тоже всё сходится – монастырь у нас Федоровской иконы Божией матери, а фамилия директора -Федоровская! Правда, чудо? Как здорово, что детство уходит, а чудеса остаются.
Я сейчас понимаю, сколько бед мы пережили, сколько раз ощущали вкус победы, сколько песен мы спели – во все моменты, в моменты грусти и радости с нами была наша вторая и незаменимая Мама – Мария Александровна. Но один случай останется навсегда в наших сердцах. Случай этот произошел с нашим классом в конце этой зимы. Около гимназии, место которой при монастыре, есть небольшой, но достаточно глубокий ров. Все наши одноклассники очень любят скидывать девчонок в него. Сначала были не против этой игры и сами девчонки, но скоро варежки и перчатки не помогали сохранить тепло. Тогда мы, девочки, сказали, что мы больше не хотим играть в эту жестокую игру. Но мальчики нас не услышали и продолжали бросать девочек в ров. Некоторые пытались убежать к учителю, но всё было тщетно. Мальчишки заигрались совсем. Некоторые плакали, и вот одной из нас сильно ударили по шее. Она легла, заплакала. Её шапка и варежки лежали во рву, и никто не осмелился полезть за ними. Но я почему – то решила помочь Насте и сама прыгнула вниз. Все мои одноклассники смотрели вниз и ждали, что будет. А я спокойно взяла Настины вещи, подошла к пожарной лестнице и выбралась наружу. Но как он только мы прочитали молитву перед учением, к нам в класс вошла Мария Александровна. Её глаза были полны слёз, губы едва говорили, что игумен монастыря видел позорное зрелище. Она сказала, что ей позвонили из монастыря и передали, что гимназии больше не место с монастырем. Наши глаза тоже наполнились слезами, в горле стоял горький ком. После того, как учитель отпустила нас просить прощения у того, «к кому идти сердце подскажет», мы долго бродили по монастырской зоне и искали игумена, но не нашли. Мы сидели у дверей монашеского скита в ожидании. Решили идти к директору «стоять на горохе», то есть отчитываться и нести наказание. Как только мы вошли в наш класс, где сидела Мария Александровна, мы сразу упали на колени и все заплакали. Она тоже упала с нами на колени и, утешая нас, говорила, «повинной головы меч не сечёт». Мы обещали, что это было в последний раз. А на следующий день мы устроили чаепитие, на котором пели песни и убеждались, как хорошо играет на гитаре наша лучшая и неповторимая Мама.
Вот, дорогая Анна (Вы позволите мне так Вас называть), и всё моё письмо. Вы, наверное, сами понимаете, что Мария Александровна – настоящий наставник и помощник, и навеки останется им, может быть, не только для меня.
10.03.2012.
С уважением, Ваша давняя знакомая Аня.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида
Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и
Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку
Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы