Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Стихи военных лет как социокультурный пласт русской поэзии XX века

Исследовательские проекты и работы. Направление: литературоведение. Стихи военных лет как социокультурный пласт русской поэзии XX века (на примере произведений поэтов Алтайского края)
Данную работу выполнила Патлатая Анастасия, ученица 11 класса.
Этот проект был подсказан юбилеем Великой Победы, литературная тема близка автору, но в работе был сделан акцент на поэтов Алтайского края, которые прошли войну и не были на ней, но данная тема также является ключевой в их творчестве.
Визитная карточка проекта
Тип доклада: исследовательско - реферативный
Заказчик: Министерство образования РФ, Министерство Алтайского края по образованию и делам молодежи, Управление образования города Бийска, администрация КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа – интернат №3»
Цель исследования: знакомство с поэзией о войне и изучение стихотворений алтайских поэтов - участников Великой Отечественной войны
Задачи:
• рассмотреть особенности стихотворений о войне, написанных по личным впечатлениям авторов;
• изучить изобразительные и эмоциональные черты поэтических текстов через переживания лирического героя;
• сопоставить содержание стихотворений с реалиями военного времени;
• проанализировать стихотворения поэтов – участников войны, выявить их авторские особенности
Методы исследования:
• Изучение литературы и других источников информации
• анализ стихотворений алтайских поэтов
• изучение теории по теме проекта (изобразительно – выразительные средства речи, особенности военной тематики в российской поэзии)
• работа с интернет ресурсами
• систематизация и обработка информации
• посещение школьной городской библиотеки
• описание полученных результатов
• интервью с участником ВОв
• сравнение стилистики, представления темы войны у разных авторов
Предмет исследования: особенности поэзии военных лет и послевоенного периода, написанной участниками событий
Объекты исследования:
• творчество Александра Гусева, Михаила Борисова, Василия Волоха и других авторов;
• поэтическая антология «Обратный отсчет»
• библиографический сборник «Литературный Алтай»
• история Великой Отечественной войны
• изобразительно – выразительные средства речи
Гипотезы:
• Поможет ли проект и анализ поэтических текстов алтайских авторов ближе познакомиться с темой войны в их творчестве?
• Выпущенные в Алтайских издательствах сборники и антологии стихов о войне являются уникальными изданиями последнего времени.
• Стихи поэтов - участников Великой Отечественной войны являются их личным взглядом на события военного времени.
• Отсутствие систематического знакомства в курсе изучения литературы XX века поэзии алтайских авторов формирует недостаточный историко - литературный кругозор обучающихся Бийской общеобразовательной школы – интерната №3
Проблемные вопросы:
1. Насколько качественными и информационно насыщенными для читателей журнала являются представленные в проекте литературные сборники?
2. Насколько полезна и актуальна поднятая в проекте тема войны в творчестве алтайских поэтов?
3. Отражает ли содержание авторских поэтических текстов реальные события военного времени?
4. Будут ли включены тексты поэтов Алтайского края о войне в школьную программу литературного образования?
Предполагаемые результаты:
привлечение внимания к творчеству алтайских поэтов;
создание собственных интерпретаций стихотворений о войне понравившихся поэтов;
помощь в расширении литературного кругозора жителей Алтайского края;
формирования опыта комплексного анализа поэтического текста военной тематики;
осознание важности выбранной темы проекта в рамках празднования 75-летия великой Победы и года Памяти и Славы в России
Основополагающий вопрос проекта: может ли изучение биографий и творчества профессиональных поэтов и поэтов – любителей участников Великой Отечественной войны помочь современному подрастающему поколею осознать трагизм тех лет, личные драмы людей, переживших войну и сформировать стойкое негативное отношение к войне как способу решения проблем.

Введение
Помните!
Через века,
через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,—
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Роберт Рождественский

2020 год объявлен годом Памяти и Славы в России. Это связано с самым народным и любимым праздником всей страны – Днем Победы в Великой Отечественной войне, поэтому военную тему мы не могли обойти стороной. Возникла идея написать небольшую исследовательскую работу, связанную с темой войны. Мы обратили внимание, что обучающиеся нашей школы очень плохо знакомы с творчеством поэтов Алтайского края, совсем не знают тех, кто из них был на фронте и не знакомы с творчеством поэтов – фронтовиков. Мы решили, что литературно – историческая тема будет актуальна как никогда и обратили внимание на творчество алтайских поэтов, которые о той войне знают не понаслышке. Новизна проекта, на наш взгляд, заключается в том, что мы не встречали работ аналогичной направленности, некоторые стихи малоизвестны, но благодаря подробному анализу, раскроются с новой силой и привлекут к себе внимание читателей. Одна часть проекта будет посвящена комплексному анализу темы войны в творчестве алтайских поэтов.

В годы войны из Алтайского края на фронт ушли около 600 тыс. человек, 240 тыс. погибли на полях сражений. Сейчас в регионе проживает около 2 тыс. инвалидов и участников Великой Отечественной войны, 272 человека, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», 400 бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.

Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Поэты – воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед. Среди профессиональных литераторов были и самоучки, и таланты из народа, которые благодаря своему последующему творчеству стали профессиональными поэтами. Среди наших земляков таких оказалось немало. Сейчас выпущено достаточное количество сборников с их работами, душевными, правдивыми, эмоциональными. Мы по праву гордимся ими. Считаем, что тема проекта имеет практическую значимость, поскольку поможет расширить образовательные горизонты подростков, да и взрослых, увлеченных литературой и поэзией военных лет. Мы познакомим всех читателей с новыми именами и прекрасными стихами, покажем образцы анализа лирического стихотворения. Материал работы можно будет использовать для различных мероприятий военной тематики в урочное и внеурочное время.

Основной целью нашего исследования стало знакомство с поэзией о войне и изучение стихотворений алтайских поэтов - участников Великой Отечественной войны. В проекте мы поставили перед собой следующие конкретные задачи:
- рассмотреть особенности стихотворений о войне, написанных по личным впечатлениям авторов;
- изучить изобразительные и эмоциональные черты поэтических текстов через переживания лирического героя;
- сопоставить содержание стихотворений с реалиями военного времени;
- проанализировать стихотворения поэтов – участников войны, выявить их авторские особенности.

Для реализации поставленных задач мы использовали подходящие в данном случае методы исследования: изучение литературы и других источников информации, анализ стихотворений алтайских поэтов, изучение теории по теме проекта (изобразительно – выразительные средства речи, особенности военной тематики в российской поэзии), работа с интернет - ресурсами, систематизация и обработка информации, посещение школьной и городской библиотек, описание полученных результатов, интервью с участником ВОВ, сравнение стилистики, представления темы войны у разных авторов.

Наши земляки прошли тяжелыми дорогами войны, стали свидетелями тех исторических событий, но никто из них не пожалел о случившемся. Они, как многие участники тех сражений писали о войне по – своему. Именно стихи стали той формой, через которую мы знаем об их чувствах и воспоминаниях. Разящие, гневные и мужественные строки стихов можно было видеть всюду: на плакатах, на ящиках со снарядами, на пакетах черных солдатских сухарей. Несмотря на то, что войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным, самым оперативным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Многие из поэтов не вернулись с войны, но остались талантливые стихи, память о тех кровавых днях.

Глава I. Анализ стихотворений: что знали и думали наши земляки о той войне
Эту главу мы решили посвятить анализу стихотворений трех поэтов, талант которых в полной мере смог раскрыться только на войне. Эти стихи были выбраны совершенно произвольно, потому, что произвели впечатление, потому, что запали в душу, потому, что показались невероятно правдивыми. Мы не претендуем на идеальный анализ поэтического текста, просто так чувствовали, так поняли, так захотели объяснить всем, кто интересуется поэзией о войне.
Александр Гусев
Высотка

Майским солнцем комната нагрета,
Теплый ветер штору приподнял.
Вынул из потертого планшета
Карту, по которой воевал.

Кажется, она меня старее,
В двух местах ее пробил металл.
Вспомнил, как в захваченной траншее
Взятую высотку отмечал.

Кровью показалась точка эта
Тех погибших в том бою бойцов…
Вижу: стелет пулеметчик строчки,
Побелело у него лицо,

Вздрагивают губы восковые,
Близко рвется вражеский снаряд.
И ползем мы, как полуживые,
А вокруг кипит кромешный ад.

Добрались до огневой высотки.
Снова заработал пулемет…
И сквозь грохот, надрывая глотку,
Я опять командую: «Вперед!..»

Тема войны не может оставаться незамеченной, ей посвящено множество рассказов, песен и стихов. Война влечет за собой смерть и разруху, оставляет после себя бесконечно кровавые рубцы в сердцах людей. Никто не может так точно прочувствовать тему войны, как участвовавшие в ней люди. Таким человеком является автор стихотворения «Высотка» Александр Васильевич Гусев. О поэте известно, что в период с июля 1941 года по апрель 1945 года он находился в рядах действующей армии. Во время боевых действий получил ранение и контузию. Был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, а также десятью медалями. После войны работал зубным врачом, затем закончил Литературный институт им. Горького и с 2000 года стал членом Союза писателей России. Александр Васильевич является не только автором стихов, но и прозы.

Будучи участником Великой Отечественной войны, он создает проникновенное стихотворение «Высотка», в котором ярко воплощена тема войны. Перед поэтом стояла главная задача: донести до читателя, что нет ничего страшнее войны, что нет предела человеческому героизму. Это стихотворение является личным воспоминанием поэта об атаке на одну из высоток. А сколько их было еще? Стихотворение строится на контрасте: в мирное послевоенное время автор достал «потертый планшет», в котором лежала карта боевых действий. Уже прошел ни один год, но для поэта штурм высотки был как вчера. Поэтические картины зримы: «Вижу: стелет пулеметчик строчки….» и слышимы «Близко рвется вражеский снаряд…». Эмоции героя очень яркие: вокруг идет бой, гибнут товарищи, люди уставшие «полуживые», но приходится преодолевать себя, свой страх, помнить, что ты отвечаешь за товарищей: «И сквозь грохот, надрывая глотку, Я опять командую: «Вперед!..»

Стихотворение состоит из 5 черверостиший. Во всех строфах автор использует перекрестную рифму по схеме а-в, б-г, то есть рифмуются строки 1 и 3, 2 и 4. Во всех строфах, кроме третьей рифма точная, чередуется мужская рифма (строки 1, 3) с женской (строки 2,4). Произведение отличается четким ритмом, который задает военная атмосфера.

Для придания произведению ярких красок, создания колорита войны автор использует различные средства выразительности. Так например, в 4 строфе появляется эмоциональное сравнение «и ползем мы, как полуживые», которое придает строкам понимание состояния солдат, выполняющих свой долг. Штурм людей вымотал, чувствуется коллективная усталость, многие уже погибли, но несмотря ни на что, начинается новая атака.

Есть в тексте одна очень красивая, но одновременно пугающая метафора: «Кровью показалась точка эта…», которую автор использовал в третьей строфе. В голове у поэта точка на карте ассоциировалась с кровью погибших товарищей.

Чаще всего в тексте встречаются эпитеты. В первой строфе они показывают спокойное послевоенное время: «майское солнце», «теплый ветер». Далее по тексту их выразительность усиливается, отражая боевое напряжение участников штурма: «губы восковые», «вражеский снаряд», «кромешный ад», «огневая высотка».

С точки зрения синтаксических особенностей текста, хотелось бы обратить внимание на инверсию (нарушения порядка слов в предложении), которая придает тексту динамизм и особую выразительность. Например, первые две строчки третьего четверостишия или предложение «Вынул из потертого планшета карту, по которой воевал». В тексте автор часто использует сложные предложения, они есть в каждой строфе, кроме последней, причем это не только сложноподчиненные предложения, но и бессоюзные. В пятой строфе все предложения простые, но в последнем автор использует прямую речь – призыв к атаке: «Вперед!..», причем ставит восклицательный знак и многоточие одновременно, что дает читателю возможность понять эмоции участников атаки и попытаться догадаться, чем этот бой может закончится.

В целом, стихотворение оставляет хорошее впечатление, начинаешь лучше понимать особенности военного времени, желание людей выжить во что бы то ни стало, их переживания друг за друга и ценность воспоминаний о войне.

Василий Волох
Лишь час назад был шквал огня,
Лавина яростной атаки,
А счет смертям вела броня
И гусениц стальные траки!..

Еще стеной дымы встают.
Еще пожары полыхают.
А здесь, у рощи на краю,
Разгоряченные в бою,
Как боги, танки отдыхают.

На косогоре близ села
У догорающей машины
Лежат эсэсовцев тела,
Живьем впрессованные в глину.

А мы, едва окончив бой
И матерясь напропалую,
Болотной рыжею водой
С брони смываем кровь чужую.
Еще один алтайский поэт, участник Великой Отечественной войны – Волох Василий Трофимович. Его стихотворение «Лишь час назад был шквал огня…» погружает читателя в то страшное время, где гибли люди, взрывались снаряды и стонала от боли земля. Здесь немного по – другому звучит тема войны. Автор создает динамично – напряженный образ яростной атаки, в которой принимают участие танки, ведь Великая Отечественная война - это не только сражения живой силы, но и активное использование разнообразной военной техники. Идея стихотворения заключается в том, что читателю показывают всю правду военного времени через восприятия автора, который все видел своими глазами и что война рано или поздно закончится.

Стихотворение состоит из 17 строк, которые поделены на 3 четверостишия и одно пятистишие (2 строфа). Из-за этого стихотворение своеобразно звучит, оно очень ритмично, так ситуация эмоционально напряжена: с каждым последующим шагом солдатам все тяжелее и сложнее переживать происходящее. В 1,3 и 4 строфах использована перекрестная рифма, точная, с чередованием мужских и женских окончаний. Особенная вторая строфа включает в себя рифму параллельную (строки 1-2, 3-4), а последняя строчка сочетается со второй по принципу кольцевой рифмы. Стихотворение написано двустопным ямбом с чередованием в строке четырех ударных звуков.

В первой строфе возникает образ атаки, которую автор описывает, используя эпитет «яростная», а также образную метафору «шквал огня», то есть его было настолько много, что этот огонь все сметал на своем пути, как сильный ураганный ветер. Людей гибло очень много, поэтому «счет смертям вела броня», то есть читатель представляет ужасающую картину боя, когда действительно под гусеницы танков попадали сотни солдат – врагов. И эта метафора близка по значению к олицетворению. Эмоциональный фон строфы создается восклицательным предложением, что усиливает восприятие военной действительности.

Вторая строфа начинается повтором слов в начале первых двух строк. Этот прием называется анафора. Строфа строится на противопоставлении пылающих от массированного огня окрестностей с уже отдыхающими после боя танками, которых поэт сравнил с богами «как боги, танки отдыхают». В этой части стихотворения поэт используем метафору «стеной дымы встают», а также эпитет «разгоряченные» танки.

Главный образ третьей строфы – тела погибших эсэсовцев «живьем впрессованные в глину». На фоне рядом находящегося села и догорающего танка картина перед глазами предстает не самая приятная, но тем и сильно стихотворение Василия Волоха, что оно не романтизирует войну, а дает самое что ни на есть правдивое описание тех страшных событий.

По звучанию и спаду накала в четвертой строфе становится понятно, что очередной бой закончился. Но танкисты еще на взводе своих эмоций, поэтому «и матерясь напропалую» они очищают от крови броню любимого танка.
Это стихотворение вызывает неподдельно сильные эмоции. Ты сопереживаешь участникам событий, переживаешь за них, пропускаешь через себя и боль потерь, и страх смерти, и конечно, гордишься нашими героями.

Михаил Борисов
Сорок третий

Горечью полынной
На меня пахнул издалека –
Черною,
Обугленной равниной
Видится мне Курская дуга.

«Тигры» прут,
По – дикому упрямы,
Но почти воочью
В трудный миг
Прямо к окуляру панорамы
Сам народ
Со мной уже приник.
Громыхнуло
Сразу на полсвета.
Танки,
Словно факелы, горят…

Нет, не зря живет во мне
Все это
Три десятилетия подряд!
Те бои –
Как мера нашей силы,
Потому
Она и дорога,
Насмерть прикипевшая
К России
Курская великая дуга…

Это стихотворение о войне вызывает особую гордость и сильные эмоции, так как оно написано Героем Советского Союза, артиллеристом Борисовым Михаилом Федоровичем, из биографии которого мы узнали, что родившись 22 марта 1924 года в пос. Михайловском Алтайского края, впоследствии с семьей он переехал в город Камень – на – Оби, где прошли его детские и юношеские годы. Свои первые стихи он опубликовал, будучи учеником 5 класса. В самом начале войны ушел на фронт. С морским десантом высаживался под Керчью, всю Сталинградскую эпопею отвоевал наводчиком знаменитой «сорокопятки». В Курской битве участвовал в качестве комсорга. 11 мая 1943 года под Прохоровкой продолжил неравный поединок, в котором за 7-10 минут уничтожил 7 тяжелых танков противника. Этот подвиг высоко оценило правительство СССР. Далее участвовал в освобождении Харькова, Киева, Белоруссии, Варшавы. Был трижды ранен, дважды контужен, позже работал военным журналистом. В Алма – Ате закончил юридический институт, работал следователем, потом строил шахты Кузбасса. Стал членом Союза писателей в 1975 году. В последние годы жил в Москве, где и умер.

Все стихотворения нашего земляка проникнуты духом настоящей войны. В них отражена поистине народная война, но, несмотря на тяжесть прожитых военных лет, работы Борисова отличаются душевностью и оптимизмом, лиричностью и выразительностью, правдивостью и уважением к участникам тех сражений.

Мы решили проанализировать небольшое стихотворение «Сорок третий…», поскольку это был переломный год в ходе всей Второй мировой войны. Это стихотворение было написано по воспоминаниям автора спустя 30 лет после окончания Курской битвы, участником которой был Михаил Борисов. Произведение имеет сложную структуру. Оно состоит из трех частей. Первая строфа – 6 строк, вторая – 11 строк, третья – 10. Всего в стихотворении 27 строк. Болью отдаются воспоминания тех событий, много было пережито и понято, поэтому ритмический рисунок произведения необычен. Разберем на примере 1 строфы. Эти шесть строк написаны двусложным размером стиха – хореем, но чередование ударных и безударных слогов представляют сложный рисунок. Так первая строчка – 2 стопы, вторая строка – 3 стопы, третья строка – 5 стоп, четвертая – 2 ритмических ударения в слове (неполных две стопы), пятая строка – 3 стопы и шестая – снова 5 стоп. При этом рифма встречается точная и неточная в чередовании строк 1-4, 2-5, 3-6, это пример женской разновидности рифмы, а по опорному согласному звуку ее можно оценить как бедную, так как не все согласные звуки совпадают.

В стихотворении встречаются эпитеты, например, «горечь полынная», «обугленная равнина», «трудный миг», «великая дуга». В русской поэзии это одно из самых распространенных средств выразительности. Используя яркие определения, автор привлекает внимание читателей к созданным образам. В тексте есть сравнения. Курская дуга представляется поэту обугленной равниной, а танки «словно факелы» горят. Весь стихотворный текст построен на переносе слов с одной строки в другую. Происходит разрыв предложений, что усиливает выразительность, внутренний ритм, создает дополнительный эмоциональный фон, благодаря которому читатель погружается в атмосферу войны, начинает ее по – другому чувствовать, он сопереживает вместе с автором и еще раз вспоминает всю тяжесть тех дней:
Нет, не зря живет во мне
Все это
Три десятилетия подряд!

Перенос в строке усиливается инверсией, то есть нарушением порядка слов в предложении, например в самом начале стихотворения.

Танки в годы войны были самыми распространенными боевыми машинами, поэтому они появились в этом стихотворении, тем более, что за уничтожение немецких «Тигров» поэт получил звание Героя СССР. Здесь это не просто железная махина, а нечто живое, так как «прут, по – дикому упрямы» - это прием олицетворения.

Определяя величие событий военного времени, автор гиперболизировал количество людей, которые вместе с ним вспоминают боевые дни «прямо к окуляру панорамы сам народ со мной уже приник». Далее мощный залп огня сотряс всю землю «громыхнуло сразу на полсвета», благодаря чему можно оценить масштаб событий, силу удара, которая соизмерима с силой духа русского солдата.

Победа досталась ценой невероятных усилий, полегло на Курской дуге огромное количество солдат и офицеров, этим подвигом страна по праву гордится:
Потому
Она и дорога,
Насмерть прикипевшая
К России
Курская великая дуга…

Это замечательное стихотворение автора – фронтовика занимает достойное место в лирике военных лет. Оно понятное, родное, эмоциональное, такое близкое и такое далекое одновременно. Стихотворение легко учится наизусть и останется в памяти на долгие годы.

Итак, это было три взгляда на Великую войну в интерпретации поэтов – фронтовиков из Алтайского края. Все они видели то, о чем написали, в 1945 году война для них не закончилась, она будет оставаться в их памяти до самых последних дней, так как это событие стало ключевым в их жизни. Эти люди пережили боль потерь боевых товарищей, они смотрели смерти в глаза, они видели страшного и сильного врага на расстоянии вытянутой руки, видели, как он воюет и умирает. Наше поколение не перестает удивляться, как то поколение почти наших ровесников смогло пережить все эти ужасы и не обозлиться на мир, власть, собственную судьбу. Это удивительные люди. Даже о войне они писали деликатно, но при этом правдиво, с болью, но при этом оптимистично, с надрывом, но при этом с любовью в своей родной земле и стране. Такие стихи нужно подрастающему поколению читать, знать, помнить и передать своим будущим детям.

Глава II. Тема и образ войны в творчестве поэтов Алтайского края. 75 - летию Великой Победы посвящается…
Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в книге "Россия в войне 1941 –1945 гг." свидетельствовал: "Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый".

Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Булат Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Петрусь Бровка и многие другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало. Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы – нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.

Но память вновь и вновь будет листать страницы с творчеством наших поэтов-земляков, и сердца наполняются гордостью за наш народ, нашу Россию, где никогда не иссякнет вечное животворное слово правды. Это история, это память, которую можно листать, читать и представлять, как в минуту затишья на фронте боец пишет карандашом стих о любимой, о доме, о санитарке, вытащившей из-под огня, о родине, о мире, о будущей победе.

Какой представили войну в своем творчестве поэты Алтайского края, мы постараемся изложить в этой главе проекта. За основу исследования мы взяли опубликованную в нашем регионе в Барнауле в 2010 году к 65 – летнему юбилею Великой Победы поэтическую антологию стихов поэтов Алтайского края «Обратный отсчет». Мы прочитали всю книгу, от корки и до корки. В ней каждое произведение достойно нашего внимания. В сборнике представлены и работы фронтовиков, и профессиональных литераторов, и любителей. Здесь над темой трудилось и молодое поколение алтайских поэтов и уже опытные профессионалы. У кого – то получилось одно прекрасное стихотворение, а кто – то представил целый цикл произведений о войне. Итак, какая она, Великая Отечественная, в поэзии алтайских авторов?

Вообще – то в сборнике более 50-ти имен. Проанализировать каждого автора нереально, поэтому мы решили создать такой своеобразный микс, похожий на обобщающую критическую статью. Что из этого получилось судить нашим читателям.

Победа во Второй мировой войне, а для нас Великой Отечественной, добыта беспримерными подвигами на фронте и неимоверным трудом в тылу. Авторы, чьи стихи объединены одной темой – ужасы и страдания, поражения и победы в великой войне. Из воспоминаний фронтовиков, из школьных уроков истории и литературы, из кинофильмов мы знаем о гибели людей, о колоссальных разрушениях, о невероятных проявлениях стойкости и мужества. Отображение войны в художественной литературе и мемуарах, в скульптуре и мемориалах уже почти 75 лет являются частью нашей жизни. Соратниками по войне и собратьями по перу являются известные и малоизвестные поэты Алтайского края, часть которых по праву гордится званием участника Великой Отечественной войны. Среди них и Михаил Борисов и Александр Гусев, и Василий Волох, и Борис Кауров, и Николай Михеев, и Григорий Чариков, и Виталий Шевченко, и Марк Юдалевич. У них не просто стихи, а глубоко осмысленные и непосредственно прочувствованные поэтические произведения о военной поре, память о которой неизбывна и свята. Не зря мы взяли эпиграфом к нашей работе потрясающие строки еще одного нашего земляка Роберта Ивановича Рождественского из его проникновенного «Реквиема».
Как писал Михаил Борисов, Герой СССР,
Годы,
проведенные на фронте,
Были академией моей.
Михаил Федорович всегда понимал, какую роль эта война сыграла в судьбе русских людей, и знал, что о ней должны помнить представители всех последующих поколений:
Для юности этой
Звучат в тишине
Присягой
на верность
Стихи о войне.

Главным героем войны 1941- 1945 годов стал простой солдат: русский, украинец, белорус, татарин, казах, азербайджанец, грузин – всей огромной страной он отстоял независимость и победил фашизм. Какой он, солдат в стихотворениях наших земляков? Разный: молодой безусый парень и опытный капитан, убеленный сединами ветеран и работник тыла, девушка медсестра и военнопленный, комбат и генерал армии.

Надежда Балакирева
Он был безымянный, солдат – пехотинец,
Как тысячи павших на этой земле.

Михаил Борисов
А где они, товарищи по школе,
Отчаянные сверстники мои?!
Мальчишеская шумная ватага…

Имена многих солдат мы не узнаем никогда, но это были и простые рабочие с предприятий, и представители интеллигенции, и крестьяне, и профессиональные военные. Некоторые ребята приписывали себе возраст, чтобы попасть на фронт, и это в основном молодежь возраста 18-25 лет, самый цвет нации.

Алексей Власов
Еще расскажет, как неравный бой
Вел муж ее с фашистом – супостатом
Под Сталинградом или под Москвой,
Оставшись в вечной памяти солдатом.

Николай Гайдук
Там, в седых полях под Старой Руссой,
В мясорубку танковых атак
Кто с гранатой шел, кто с матом русским,
Ну а кто бежал и просто так…

Александр Гусев
И ползем мы, как полуживые,
А вокруг кипит кромешный ад.

Солдаты должны выполнять приказы, а война – это не только ожидание очередного наступления или контратаки, это смерть, грязь, ужас, страх, ожидание чуда жизни, поэтому эмоции в стихах очень сильные, авторы как будто чувствуют, что переживали люди, сидя в окопах, поэтому часто звучат строки о русском мате, неравных боях, враге – супостате, физической усталости как в строках Алексея Власова, Николая Гайдука и Александра Гусева.

Трудные военные будни ярко отражены в отрывках из стихотворений Александра Гусева, участника ВОВ.

Будь проклята разведка боем!
Земля вставала на дыбы,
А мы являли там собою
Мишень для яростной стрельбы.

Или в этом четверостишии:
Солдат к земле припал щекой.
Застряли в золотистых прядях
Комочки ссохшейся земли.
В кармане, в согнутой тетради,
Мы к девушке письмо нашли.

Особое уважение возникает к людям, которые пережили все эти военные годы, уже неоднократно праздновали день победы, у них родились и выросли дети, но война тяжелым грузом продолжала лежать на их крепких, но уже уставших плечах. Особенно сильны по эмоциям произведения женщин – поэтов, причем ни одна из них не была на войне, но те трагические события не обошли их семьи стороной (кто – то из близких так и не вернулся с фронта):

Ольга Заева
Отец пришел живым.
И в день Победы
он пил из кружки водку за обедом
и пел, и плакал,
тихо матерясь.
И кроме всех заслуженных наград
носил в себе осколки до кончины,
считал себя виновным без причины
за то, что жив
и что пришел назад.

Людмила Козлова
Он кашлял каждую весну
и все курил свою махорку;
пришел домой не в гимнастерке –
он был в плену.

Людмила Короткина
Бежал солдат в атаку по траве.
Он знал, что ждут его дочурки дома две,
Сын без него тихонько подрастал…
А он в траву подкошенный упал.

Ветераны… их уже почти не осталось, поэтому к этим людям рождается какое – то особое трепетное отношение. Уйдут последние участники войны, и не у кого будет спросить, а как там было на самом деле? Мы читаем проникновенные строки:
Николай Бажан
А он, задумавшись,
вздохнет:
- Да, было,
воевал когда – то…
Израненный,
совсем седой,
коснется моих плеч рукою.

Анатолий Краснослободцев
Худые старческие руки,
глаза незрячи,
нос крючком…
или
Мария Воробьева
Танцуют вдовы и солдатки,
А кавалер - один на всех.

И им было страшно, и очень хотелось выжить, поэтому родились строки у Николая Михеева:
Страх
На войне боялись все.
И страх
Покидал нас лишь перед атакой…
А потом – хоть голова в кустах,
И никто из раненых не плакал.
Страх…
Перешагнув через него,
Мы уже не думали о смерти,
Погибая через одного…

Тем, кто не боялся там, не верьте.

А женщины. Это особая страница той далекой истории. Они теперь были всем для нашего огромного государства: и главной рабочей силой на военных предприятиях, где вместе с ними боевую трудовую вахту несли и старики, и дети; и кормилицами для собственных детей, которые голодали, мерзли, болели, оказывались в далекой эвакуации, дети, которые и свои, и чужие стали как родные. И на фронте не уступали храбростью опытным мужикам: разведчицы, летчицы, зенитчицы, переводчицы, медсестры, слесари – техники, партизанки. И ожидание хоть какой – нибудь весточки с фронта, где отцы, братья, мужья, сыновья исполняли свой долг перед страной, и это страшное слово «похоронка»…

Владимир Леонтьев
Письма горя
С фронта письма,
письма,
письма…
Часто в них одно – «…убит…».
Ходит горе тропкой лисьей,
Ходит – память ворошит.
В дом один зайдет, а вскоре
Из него
в другой ползет…
Трижды к нам стучало горе,
Потолкавшись у ворот.

Фронтовых известий строчки
Приносили в дом печаль.
Мама
в ситцевом платочке
Лила слезы по ночам.
Но, поплакав дома вволю,
Отложив свои дела,
Мама шла работать в поле,-
Чтоб Россия
жить могла.

И, конечно, гимн солдату, который мы нашли в замечательном стихотворении Александра Гусева:
Он лежал, зажимая раны,
Собирая остаток сил.
Танк со свастикой шел упрямо,
По окопам из пушки бил.

Бой еще не стихал с рассвета,
Резал душу снарядов свист.
Весь израненный у лафета
Приподнялся артиллерист.

И, казалось, остатком жизни
Грянул пушки горячий ствол.
Дрогнул танк и огнями брызнул,
Дым густой, как смола, пошел.

Лег солдат, словно стал глядеться
В голубой между туч клочок…
Все мне кажется: своим сердцем
Этот танк он тогда поджег.

Вот такой представлена Великая Отечественная война в творчестве поэтов Алтайского края, моих земляков. Она разная, у каждого автора своя. Конечно, такой обзор нельзя назвать исчерпывающим, но мы открыли новые поэтические горизонты и для себя, и помогли ребятам и преподавателям нашей школы стать литературно более подкованными. Надеемся, что с нашим участием они открыли для себя много новых интересных имен среди местных поэтов, как участников Великой войны, так и тех, кто ее никогда не видел своими глазами. Но память будет жива в наших сердцах вечно.

Мы помним все.
И память о войне
Глубокой болью сердце задевает. – как писал участник войны Александр Гусев.

А его земляк Игорь Пантюхов уточнял:
…А нам не довелось играть в войну,-
не мы в нее – она играла с нами…

Глава IV. Заключение
Работа закончена. Немного личного. Мне было очень интересно и приятно работать по теме проекта, так как война не обошла стороной и мою семью. А еще я являюсь уже несколько лет активным членом школьного клуба боевой и трудовой славы, подробно изучала и занималась вопросом жителей блокадного Ленинграда, в том числе и эвакуированных к нам, в город Бийск. Наш совет боевой и трудовой славы выиграл грант депутата ГД Прокопьева, благодаря которому ребята нашей школы смогли побывать в Санкт – Петербурге и встретиться с жителями блокадного Ленинграда. Поездка оставила неизгладимое впечатление. Для страны, которая прошла четырехлетний путь той страшной войны и победила в ней, и живущих сейчас граждан, эта тема всегда будет актуальной и самой патриотичной. А еще я люблю поэзию, поэтому выбор темы был не случайным. Мне очень хотелось соединить знание истории с умениями понимать и чувствовать, а также анализировать поэтические тексты. Думаю, что основной цели проекта удалось достичь.

Поставленные в начале работы задачи были полностью реализованы. Мы рассмотрели особенности стихотворений о войне, изучили и проанализировали поэтические тексты, поняли, что поэты - фронтовики как никто знают, в чем заключается трагизм тех лет и где нужно искать правду.

Мы нашли ответ на основополагающий вопрос проекта: может ли изучение биографий и творчества профессиональных поэтов и поэтов – любителей участников Великой Отечественной войны помочь современному подрастающему поколею осознать трагизм тех лет, личные драмы людей, переживших войну и сформировать стойкое негативное отношение к войне как способу решения проблем? Ответ на него помогли дать сами ребята, которых мы познакомили с текстом работы. Все единодушно согласились, что такие исследовательские работы действительно помогают лучше узнать историю Великой отечественной войны, знакомят их с неизвестной поэзией о войне алтайских авторов и, конечно, все прекрасно понимают, что война – это не самый лучший способ решать возникшие между странами разногласия.
Выдвинутые в начале проекта гипотезы полностью себя оправдали. Сейчас мы точно знаем, что проект и анализ поэтических текстов поможет ребятам ближе познакомиться с темой войны в творчестве алтайских авторов, выпущенные в Алтайских издательствах сборники и антологии стихов о войне являются уникальными изданиями последнего времени, стихи поэтов - участников Великой Отечественной войны являются их личным взглядом на события военного времени, а отсутствие систематического знакомства в курсе изучения литературы XX века поэзии алтайских авторов формирует недостаточный историко - литературный кругозор обучающихся Бийской общеобразовательной школы – интерната №3. Этот пробел помог бы реализовать, например, синтетический элективный курс по литературе и истории Алтайского края XX века.

Проблемные вопросы, озвученные нами в визитной карточке проекта, требуют дальнейшей проработки и частично могут стать продолжением нашего проекта или отдельной работой. Сейчас логика исследования подталкивает к созданию презентации по теме проекта, что будет сделано в ближайшее время, а также к созданию информационного пособия или буклета о поэтах Алтайского края, которые прошли Великую отечественную войну и создали прекрасные лирические произведения о тех днях.

Начиная исследование, мы предположили следующие результаты: привлечение внимания к творчеству алтайских поэтов; создание собственных интерпретаций стихотворений о войне понравившихся поэтов; помощь в расширении литературного кругозора жителей Алтайского края и обучающихся в нашей школе – интернате ребят; формирования опыта комплексного анализа поэтического текста военной тематики; осознание важности выбранной темы проекта в рамках празднования 75-летия великой Победы и года Памяти и Славы в России. Считаем, что результаты были достигнуты. Были проанализированы стихи о войне и вообще мы сделали попытку в комплексе представить тему войны в творчестве поэтов Алтайского края. Содержание проекта имеет практическую значимость и может быть использовано для уроков литературы, истории, для проведения классных часов и воспитательных мероприятий. Изучая поэзию местных авторов, мы помогли нашим ребятам и всем увлеченным поэзией людям расширить литературный кругозор, получить опыт комплексного анализа поэтического текста, а самое главное – мы все ближе к празднованию 75 годовщины Победы в Великой Отечественной войне, которая унесла жизни почти 27 млн. жителей Советского Союза.

И в самом заключении еще одно стихотворение, автором которого стал бийский поэт Дмитрий Шарабарин. Автор никогда не был на войне (род. В 1937 году), но тему прочувствовал очень глубоко. Дмитрий Иванович член Союза писателей России с 1995 года. Это стихотворение «Ветеран».
Жива Россия!
Нет награды
Святей и выше для меня,
Солдата, что под Сталинградом
Стоял на линии огня.

«…Шли «юнкерсы» за стаей стая
Вздымая черные столбы,
И пушки, землю сотрясая,
Захлебывались от стрельбы.

Пожарища – до горизонта!
Мамаев плавился курган.
Сквозь дым не пробивалось солнце,
И выдыхалась спесь врага.

Пока в отставку жизнь не вышла –
Мне видеть в снах, что было там.
Из тех немногих я, кто выжил.
Плесните сто окопных грамм.

За батальоны. Не вернуть их!
Душа по – прежнему болит.
Пусть вечной памяти минута,
Как всполох, время озарит.

Моя судьба – свинцом навылет.
Храни, Господь, родную даль!»
…Где боль вошла, теперь не выйдет! –
Прикрыла старая медаль.

Информационные ресурсы
1. Литературный Алтай. Библиографический справочник. Барнаул, 2006
2. Обратный отсчет. Поэтическая антология. Барнаул, 2010
3. Сборник стихов поэтов-фронтовиков Алтайского края «Это память листает страницы», Барнаул, 2014-2015 гг.

Рекомендуем посмотреть:

Цели применения ИКТ на уроках истории Конспект урока по обществознанию "Идеал и ценности" 6 класс Правовые задачи по теме «Правонарушения» 9 класс Конспект урока по обществознанию на тему: Потребитель и его права, 9 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Конспект дистанционного урока обществознания, 6 класс. Что такое экономика и бизнес

Зачётный тест по обществознанию для 7 класса по теме «Личность подростка»

КВН по истории Казахстана

Интеллектуальная игра с ответами ко Дню Знаний в школе, 7-9 класс | Турнир знатоков истории Великой Отечественной войны с ответами для старшеклассников
Опубликовано: 1425 дней назад (26 мая 2020)
Просмотров: 1576
0
Голосов: 0
Наталья Анатольевна Тертычная # 7 июня 2020 в 13:39 0
Материал интересен,разнообразен,лаконичен.Смогу применить в своей практике.Спасибо.