Конспект занятия №1 "Правила эффективного общения"
Автор:Добровольская Елена Ивановна, педагог-психолог МОУ "Гимназия №37", г.Петрозаводск.
Описание материала:Предлагаю конспект первого занятия по внеурочному курсу "Психология общения" для 4 класса по теме "Правила эффективного общения". Данный материал будет полезен психологам, классным руководителям.
Цель: развитие коммуникативных навыков. Установление и поддержание эффективного контакта. Снятия скованности и замкнутости, снятие эмоционального напряжения. Развитие связной речи. Формирование у детей самоконтроля за речью. Привитие навыка общения со сверстниками и взрослыми.
Вводная часть
Разминка-игра «Знакомство»
Дети знакомятся с психологом с помощью разных фраз.
«Я хочу с Вами познакомиться, меня зовут…»
«Давайте познакомимся. Как тебя зовут?»
«Хочешь, будем играть вместе? Как тебя зовут?»
«Здравствуй, Меня зовут Елена Ивановна…А как тебя зовут?»
Основная часть
Эпиграф
Единственная известная мне роскошь- это роскошь человеческого общения.
А.С. Экзюпери.
«Человек может обойтись без многого – но не без человека!» Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся.
- Что же такое общение? На первый взгляд смешной вопрос, но только на первый. Общение - это и вчерашний разговор по телефону, и беседа на уроке с учителем или одноклассником, и ссора с родителями из-за позднего возвращения домой. Каждого человека в течение жизни окружают множество людей. Давайте посмотрим на это только начатое солнышко, и попробуем назвать всех тех, кто вас окружает. (На доске круг с изображением детей. Учащиеся называют: знакомые, родители, одноклассники, другие взрослые, родственники, друзья, соседи, учителя…Психолог каждый раз добавляет по лучику - получается солнце.)
Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с ними какое-то общее дело, занимаемся спортом и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми.
Что же объединяет нас с вами и всех людей вокруг? Действительно, это общение.
Ребята, а что же такое общение? Это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее.
Что же происходит в процессе общения? Чем обмениваются люди в процессе общения? Информацией и эмоциями. Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? (Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.) Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.
Для того чтобы знать, как правильно общаться, необходимо разбираться в том, что представляет собой общение. Давайте обратимся к определению. Общение – это связь между людьми, в ходе которой происходит обмен информацией и эмоциями, и проявляющаяся во взаимодействии, взаимопонимании, взаимовлиянии
Упражнение 1 «Список качеств, важных для общения»
Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые крайне необходимы и важны для эффективного общения людей.
Необходимо составить по группам список качеств, важных для общения, а затем вместе с детьми прописать на доске
Список качеств, важных для общения (пример):
умение слушать;
тактичность;
умение убеждать;
интуиция;
наблюдательность;
душевность;
энергичность;
открытость.
Давайте разработаем правила эффективного общения (дети работают вместе с психологом)
При встрече – вежливость, улыбку;
При выслушивании – интерес;
При обмене мнениями и споре – любезность.
Во время критики – сочувствие и такт.
Упражнение 2 «Лимончики»
Психолог предлагает детям устроится поудобнее на стульчиках. Стопы ног стоят на полу, руки лежат на коленях ладонями вверх. Затем ребята представляют, что у них на ладонях лимоны. Постепенно они начинают сжимать лимоны в ладонях, сначала медленно, затем все сильнее и сильнее. (Можно под счет от 1 до 10) Затем ладони резко разжимаются.
Затем беседа о способах снятия эмоционального напряжения.
Беседа о том, что важно во время извиниться перед человеком. Многие порой чувствуют свою неправоту, но не каждый способен признать это. Некоторые просто не могут произнести это слово «Извини». А есть и такие, кто извиняется на каждом шагу, за любую мелочь и неловкость
Упражнение 3 «Извини меня»
Предлагается детям по очереди по желанию сказать однокласснику «Извини меня за то, что …»
Заключительная часть
Упражнение на дом «Хорошее настроение»
Для того чтобы общение приносило радость, дарило тепло и понимание, необходимы положительный тон, внимание и, конечно, хорошее настроение. (Домашнее задание -нарисовать хорошее настроение)
ПРИТЧА.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал:
«Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И спросил у того: « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно очень умным человеком, сказал : «Все в твоих руках…»
В
от и подошло к концу наше занятие! ВАША жизнь, взаимоотношения с людьми, которые окружают вас- все находится В ВАШИХ РУКАХ. Вы хозяева своей жизни и будет ли ваша жизнь яркой, красивой, позитивной одним словом, ГАРМОНИЧНОЙ – ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ВАС САМИХ.
Литература:
Учебно-методическое обеспечение предмета
1. Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. Классные часы с психологом (1-4 классы). М.: Издательство «Глобус», 2009. – 332 с.
2. Микляева А.В. Программа уроков психологии. СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 336 с.
3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.
4. Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.
5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Начальная школа (1-4 классы). М.: Генезис, 2004. – 303 с.
6. Преподавание психологии в школе (3-11 классы)/Под редакцией И.В. Дубровиной. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373/.
Дополнительная литература
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М., 2003
2. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., 2001
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 2005
4. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости. М., 2000
5. Рогов Е.И. Психология человека. М., 2001
6. Сакович Н.А. Игры в тигры. СПб., 2007
Рекомендуем посмотреть:
Игра - путешествие 1 класс. Конспект
Конспект занятия по внеурочной деятельности на экологическую тематику для 2 класса
Конспект занятия по внеурочной деятельности в начальной школе на тему: Вежливость
Конспект занятия в 4 классе. Виды общения
Похожие статьи:
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка», 3 класс
Проектная внеурочная деятельность в начальной школе
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир