Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологическая игра в начальной школе, 3-4 класс

Занятие на экологической тропе для младших школьников "Экологическая тропа: наблюдая, изучаем"
Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры у учащихся не возможно в кабинетных условиях. Важная составляющая такого воспитания – это соприкосновение ребят с природными объектами, изучение растений и животных непосредственно в природе, наблюдение за их жизнью. В условиях городской среды – это тоже возможно. В каждом городе есть парки, скверы, у каждой школы есть пришкольный участок с определенным набором природных объектов – деревьев, кустарников, трав и лиан. На начальном этапе воспитания экологической культуры не обязательно вести ребят в настоящий лес, а можно наблюдать и изучать растения «у себя под носом».
Цель: сформировать у учащихся умения работать с инструкционными картами для описания, наблюдения и изучения растений.
Задачи:
1. закрепить в ходе занятия умение использовать методы научного познания при выполнении практических заданий;
2. развить у учащихся умения планировать свою деятельность, умения действовать по инструкции;
3. развить познавательный интерес учащихся через исследовательскую деятельность;
4. способствовать развитию коммуникативных качеств личности через групповую работ;
5. воспитать экологической культуры через тесное общение с природными объектами на экологической тропе.
Тип и форма проведения: сюжетно-ролевая игра.
Возраст учащихся: 3-4 класс (9-10 лет) и старше.

Предварительная работа с учащимися.
Среди учащихся 3А класса было проведено тестирование по методике, разработанной В.А. Ясвиным, С.Д. Дерябо – вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП», которая предназначена для исследования типа доминирующей установки учащихся в отношении природы. Таким образом, все ребята были поделены на 4 группы, каждая из которых будет играть на занятии определенную роль:
1 группа – «Эстеты природы» (природа воспринимается ими как объект красоты);
2 группа – «Исследователи природы» (природа воспринимается ими как объект изучения);
3 группа – «Хранители природы» (природа воспринимается ими как объект охраны);
4 группа – «Потребители природы» (природа воспринимается ими как объект пользы).
Каждая группа придумала для себя эмблему.





В течение 2015-2016 учебного года по ФГОС у данной группы проходил кружок во вне урочное время «Я – исследователь», где ребята изучали эмпирические методы научного познания – наблюдение, эксперимент, сравнение и теоретические методы научного познания – анализ, синтез, обобщение и метод аналогии.

Приоритетные образовательные области: коммуникативно-личностная, познавательно-речевая, направленные на приобретение опыта в следующих видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской.

Оборудование: эмблемы для команд, инструкции для команд, фотоаппарат, ноутбук, увеличительные стекла, бумага, линейки, карандаши, гербарные папки, газеты, садовые ножницы, веревки, пластилин, семена растений.

По ходу занятия были использованы элементы следующих технологий:
- личностно-ориентированный подход (каждому ребенку дана роль согласно его личностному отношению к природе);
- проблемное обучение (метод «мозгового штурма» и др.);
- использование игровых методов обучения (ролевая игра);
- обучение в сотрудничестве (групповая работа);
- использование исследовательских методов в обучении;
- здоровьесберегающие методы (занятие проходит на свежем воздухе, дети активно двигаются, выполняя практические задания);
- ИКТ (работа с фотоаппаратом и компьютером).

Методические рекомендации
Данный тип занятия можно провести на любой экологической тропе (на пришкольном участке, в заповеднике, в парке или в сквере). Это может быть экологическая тропа с небольшим количеством видов растений, так как для занятия понадобится лишь 3-4 вида растения, но желательно, чтобы на тропе были разные типы растений - кустарники, хвойные и лиственные деревья, травы.
Для наилучшего результата необходимо провести предварительную работу с учащимися - распределить ребят на четыре группы, согласно проведенной методике «ЭЗОП». Кроме того, самому педагогу необходимо хорошо знать информацию по растениям на экологической тропе.
Для того, чтобы учащиеся наиболее полно освоили работу по инструкциям, вспомнили простейшие методы научного познания необходимо дать им описать одно лиственное дерево, одно хвойное дерево, один кустарник. Если вы хотите, чтобы учащиеся описали, например, травы, то советуем организовать для этой цели другое подобное занятие на экологической тропе.
Сама структура занятия может быть построена следующим образом: педагог после приветственного слова и рефлексии начинает проводить экскурсию по экологической тропе. Желательно рассказывать ребятам не «сухую» информацию о растениях, а, что-нибудь интересное, живое и познавательное. Дойдя до растения, которое учащиеся будут описывать по инструкциям, педагог объявляет учащимся о времени работы и ребята начинают работать. По опыту, для описания одного растения группам требуется не менее 7 минут. Затем защита растения занимает тоже не менее 7-8 минут (2 минуты на каждую группу). Таким образом, за один урок ребята могут описать не более двух растений. Поэтому данное занятие можно провести несколько раз подряд. Хорошее время для данного типа занятия – сентябрь и начало октября, когда нет гнуса и не жарко.
В конце системы таких занятий можно провести итоговое занятие, где обобщаются результаты.
Ход занятия
Вводная часть.
Педагог: здравствуйте участники экологической тропы «Загадочный мир природы», которая находится на территории эколого-биологического центра. Сегодняшнее наше занятие пройдет именно здесь. Как люди всё узнают об окружающем мире? (наблюдают, изучают, исследуют, анализируют, делают открытия и выводы) (метод «мозговой штурм»). Все, что вы мне сейчас перечислили – это и есть методы научного познания природы. И сегодня основная цель нашего занятия – это изучить природные объекты на экологической тропе с помощью простых методов научного познания.
Рефлексия. Встаем в круг, и каждый говорит, какого цвета у него сегодня настроение и почему.
Педагог: ребята, у нас с вами сегодня не обычное занятие, а ролевая игра. На прошлом занятии мы выяснили, кто, как относится к природе, и разделились на четыре группы. Каждая группа будет сегодня играть свою роль.
Группы выходят, представляются и читают свой девиз.
Мы «Эстеты природы». Наш девиз «Природы родной красота дарит радость нам всегда».
Мы «Исследователи природы». Наш девиз «Изучаем мы природу везде и в любую погоду».
Мы «Хранители природы». Наш девиз «Защитим и сбережем мы природу на потом».
Мы «Потребители природы». Наш девиз «Природа делится с нами своими дарами».
Педагог: давайте с вами осмотримся. Вы видите, что у некоторых древесных растений стоят таблички и написаны названия растений – это и есть оборудованная экологическая тропа, на которой вы будете сегодня играть свои роли. На экологической тропе более 20 видов древесных растений – деревьев и кустарников. По ходу нашего занятия мы будем останавливаться у некоторых деревьев и кустарников, где вы будете выполнять задания по данным инструкциям (см. ниже).

Каждая группа получает инструкцию и знакомится с ней. По ходу знакомства педагог отвечает на вопросы ребят.

«Эстеты природы».
Материалы и оборудование: инструкция, твердая папка (2 шт.), листы чистой бумаги, карандаш или ручка, фотоаппарат с проводом, ноутбук.
Инструкция «Эстетов природы».
1. Рассмотрите растение.
2. Какие эмоции у вас вызывает это растение?
3. Назовите цветовую гамму растения (листья, ствол, ветки, плоды или семена).
4. Вспомните песни или стихи, в которых поэты рассказывают об этом растении или сами сочините стих или небольшой рассказ, сказку.
5. Сфотографируйте растение с разных сторон, скиньте фотографии на компьютер и выберите самую красивую фотографию.
6. Поместите эту фотографию в презентацию экологическая тропа «Загадочный мир природы» на компьютере.

«Исследователи природы»
Материалы и оборудование»: инструкция, твердая папка (2 шт.), листы чистой бумаги, карандаш или ручка, лупы, линейки.
Инструкция
1. Рассмотрите растение.
2. Определите, что это – дерево или кустарник? Почему?
3. Исследуйте ствол кору растения: размеры, цвет коры, форма коры.
4. Исследуйте лист лиственного растения. Если растение хвойное переходите к пункту 5): простой или сложный, определите среднюю длину листьев (измерьте длину 10 листьев, сложите эти цифры и разделите на 10), какого цвета лист и почему, есть ли прожилки, зачем на листьях есть прожилки.
5. Исследуйте лист хвойного растения: измерьте длину хвои, посчитайте, сколько хвоинок находится в одном пучке у хвойного дерева.
6. Исследуйте плоды или семена растения. Подумайте, как распространяются семена растения.

«Хранители природы»
Материалы и оборудование: инструкция, твердая папка (2 шт.), листы чистой бумаги, карандаш или ручка, веревочки, садовые ножницы, пластилин.
Инструкция
1. Рассмотрите растение.
2. Определите зрительно, нет ли повреждений коры, листьев или корней растения.
3. Определите экологическое состояние растения по таблице.
Таблица. Шкала визуальной оценки деревьев и кустарников по внешним признакам
Балл Характеристика состояния
1 Здоровое дерево или кустарник, без внешних признаков повреждения
2 Ослабленное дерево или кустарник. Крона слабоажурная, отдельные ветви усох¬ли. Листья и хвоя часто с желтым оттенком. У хвойных деревьев на стволе сильное смолотечение и отмирание коры на отдельных уча¬стках.
3 Сильно ослабленное дерево или кустарник. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, сухая вершина. Листья светло-зеленые, хвоя с бурым оттенком и держится 1—2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличены. Смолотечение сильное. Значительные участки коры отмерли.
4 Усыхающие дерево или кустарник. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие, недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком, отмечается ран¬ний листопад. Хвоя повреждена на 60 % от общего количества. На стволах признаки заселения короедами, усачами, златками (буровая муха, отверстие на коре и древесине)
5 Сухое дерево или кустарник. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая, осыпается или осыпалась. Кора на стволах отслаивается или пол¬ностью опала. Стволы заселены потребителями древе¬сины.

4. Сравните это растение с таким же растением на участке МОУ ДОД ЭБЦ.
5. Подумайте, что можно сделать для улучшения экологического состояния растения.
6. Практическая помощь растению: подвязать, залепить пластилином повреждения в коре, обстричь сухие ветки и т.п.

«Потребители природы»
Материалы и оборудование: инструкция, твердая папка (2 шт.), листы чистой бумаги, карандаш или ручка, информация о растениях, газеты, гербарная папка, пакеты-клипсы (для семян и плодов).
Инструкция
1. Рассмотрите растение.
2. Как это растение человек может использовать в своей жизни.
3. Прочитайте информацию о растении и выберите (подчеркните) наиболее интересную информацию об использовании человеком этого растения.
4. Расскажите, как лично вы использовали это растение в своей жизни.
5. Соберите в гербарную папку листья растения, плоды и семена, чтобы на следующем занятии, вы смогли сделать красивую аппликацию из осенних даров природы.

Основная часть.
После того, как ребята познакомились с инструкциями, педагог начинает знакомство с растениями на экологической тропе. Ребята читаю название растений на табличках, педагог задает учащимся про очередное растение вопросы, рассказывает интересные факты (приложение 3). По ходу экскурсии среди растений выбираются те, у которых группы работают по инструкциям – береза, орех маньчжурский, рябина амурская, сосна (сравниваем с сосной корейской).
Когда группы проделали свою работу у природного объекта, то каждая группа рассказывает свой результат. В итоге группы выполняют разные, но работающие на общий результат задания. А результат – это изучение данного природного объекта с разных позиций.
При обсуждении каждого объекта, важно обращать внимание какие методы ребята использовали при описании дерева или кустарника, выполняя инструкцию.

Подведение итогов.
Педагог: мы заканчиваем нашу экскурсию по экологической тропе «Загадочный мир природы». Каждая группа сегодня изучала деревья и кустарники со своей позиции, у каждой группы было свое мнение, но основная наша цель была одна – изучить природные объекты на экологической тропе с помощью методов научного познания. Перечислите их мне (наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение).
Рефлексия: группа встает в круг, и педагог задает ребятам вопросы, например: какое растение вам запомнилось больше всего? получалось ли у вас работать в команде? Изменилось ли у вас отношение к природе? Как вы оцениваете свою работу сегодня на занятии? Достигли ли мы с вами цели? Какого цвета в конце занятия у вас настроение?
На следующем занятии мы продолжим с вами изучать древесные растения через игру по ролям.
Использованная литература
1. Куликова А. Е. Эстетика природы и ее роль в формировании личности [Текст] / А. Е. Куликова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 209-212.
2. Дж. Корнелл. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. - Владивосток: ИСАР - Дальний Восток. - 1999.
3. Усенко, Н.В. Деревья, кустарники, лианы Дальнего Востока / Н.В. Усенко. - Хабаровск: Хаб. кн. из-во. - 1969.
Фотографии участников экологической тропы за работой.












Рекомендуем посмотреть:

Экологическая игра для 4 класса Экологическая игра для 2-3 класса. Конспект Игра для детей 3-4 класса. Природа вокруг нас Экологическая игра для 3-4 класса
Участник №129 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2016 года по 20 января 2017 года
Экологическая игра по станциям для школьников 3-4 класса | Внеурочное занятия для младших школьников на тему: Насекомые
Опубликовано: 2899 дней назад (14 января 2017)
Просмотров: 10198
+6
Голосов: 6
Ирина Ивановна Шумейко # 14 января 2017 в 20:43 0
Елена Валерьевна спасибо за исследовательскую деятельность.Это всегда интересно детям: они любят исследовать,экспериментировать,делать опыты.В игровой форме занятия проходят интересно и увлекательно.Дети приобщаются к прекрасному,учатся любить и охранять природу.Голос вам!
Елена Валерьевна Горелова # 15 января 2017 в 16:06 +1
Ирина Ивановна. Спасибо. Действительно для детей очень важно - играть. Через игру можно достичь много.
Альбина Васильевна Максимова # 15 января 2017 в 21:42 0
Интересный, познавательный материал.Оформлен грамотно, цели и задачи раскрываются в ходе работы. Материал преподносится через игровую деятельность-это очень важно. Голос.
Ирина Вячеславовна Некрасова # 19 января 2017 в 09:53 0
Елена Валерьевна, доброе утро! Спасибо за приглашение! Вам удалось заинтересовать ребят, ведь исследовательская деятельность одно из самых любимых занятий детей. А здесь не просто исследуем, но многое и познаем. Ваш материал оформлен грамотно, в нем видна проделанная не только вами работа, но и ребят. А значит, вложенный Вами труд пошел во благо! Уверена, что такой материал заинтересует многих педагогов. Примите голос. желаю Вам удачи и благополучия!
С уважением. Ирина
Елена Валерьевна Горелова # 19 января 2017 в 17:42 +1
Ирина, спасибо большое за такой хороший комментарий!
Екатерина Степановна Голубева # 19 января 2017 в 12:09 0
Экология - не самая простая наука. И проблемы, которые она поднимает, не так легко даются для понимания детей младшего возраста. Но вы с этим справились
Римма Ахатовна Афанасьева # 23 января 2017 в 10:01 0
Елена Валерьевна! Ваше мероприятие очень актуальное, 2017 год-год Экологии. Много интересного в ходе этого мероприятия узнают дети. Оформление материала грамотное, фотографии просто супер!!!Думаю, что Ваш материал оценят обязательно и многие возьмут его в копилочку. Я забираю. Голо мой, правда запоздавший...
Вера Васильевна Лазукова # 27 июля 2017 в 22:39 +1
Работа очень интересна и актуальна, а главное ребятам нравится, глазки светятся.Спасибо за разработку, творческих идей!