В музее кукол
Заочная экскурсия в музей кукол г. Кашира, Московская область
Автор: Багрова Елена Викторовна, воспитатель ГПД I категории, учитель начальных классов I категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Назначение материала: предлагаю вашему вниманию познавательный материал, который могут использовать воспитатели ДОУ, классные руководители, родители, для расширения кругозора детей.
Цель: приобщение к художественному творчеству, развитие познавательного интереса.
Задачи: расширять кругозор детей, прививать любовь к творчеству, развивать познавательный интерес, воспитывать желание сохранить культурное прошлое своего края, своего народа.
В городской детской библиотеке г.Кашира действует Музей Кукол. Здесь собраны и хранятся удивительные экземпляры кукол, созданные несколько десятков лет назад и переданные в дар музея жителями нашего славного города. Мы с классом побывали на экскурсии в храме детства, ведь кукла – неизменный и самый любимый ее символ. Для ребенка неважно, какая она: большая или маленькая, дорогая или не очень. Важно, что она есть и всегда рядом. Ее кормят, переодевают, берут на прогулку и в детский сад, ей доверяют свои тайны и укладывают рядом, когда ложатся спать. Кукла – это целый мир, который хранит свою историю.
Сегодня я предлагаю Вам вместе с нами побывать в музее и совершить экскурсии по его залам. Давайте вместе вспомним, какими куклами играли мы, и как изменился мир кукол.
История куклы началась несколько тысячелетий назад. Первые куклы носили ритуальный характер, они считались вместилищем человеческой души, представляли человека в его разговорах с богами. С незапамятных времен женская половина человечества играла в куклы. Эти игрушки мастерили из глины, гипса, меха, дерева или кости. Первые куклы были довольно примитивными, но всё равно их старались сделать похожими на людей. У доисторических кукол двигались руки и ноги, для них шились разные наряды.
Вплоть до XIX века игрушечные фабрики могли порадовать девочек только деревянными или восковыми куклами, а тряпичные им шили или вязали мамы. В середине XIX столетия приобрел популярность фарфор, из него стали делать и кукол. Именно тогда во Франции появилась первая фарфоровая кукла-младенец: до этого все куклы были “взрослыми”. А резиновые и пластиковые куклы, в которые сейчас играют дети во всем мире, стали продаваться только в 40-х годах XX века.
У славян кукла часто была оберегом, отвлекая на себя злых духов или присматривая и оберегая своих хозяек. Куклу дарили невесте на свадьбы, чтобы она защищала семейный очаг новобрачных. Кроме того, подарить невесте куклу означало, пожелать ей детей. Этот обычай жив и поныне, хотя его смысл теперь вспоминают редко.
Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка».
Особую роль, как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение. И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп - переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.
Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды.
Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.
Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно. Но так как это была кустарная работа и каждая кукла была уникальна, можно сделать вывод, что далеко не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу.
В конце XIX века в Россию в дом Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов - кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она имела две части. Внутри одной спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).
В середине XIX века, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой.
Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий.
В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций.
В XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская художественная кукла. Двадцатый век - век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности. В результате этого приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для "игры", эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов.
Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. И можно с большой степенью вероятности утверждать, что этот вид искусства получит в России интересное и неординарное развитие. Как правило, в авторской кукле каждый художник отдает предпочтение какому-то одному, своему, виду материалов. Классический материал, используемых для создания кукол - фарфор. Он дорог в изготовлении и требует высокого мастерства художника на всех стадиях работы с ним.
В 1970 г. в Советском Союзе был налажен выпуск пластмассы. И появляются куклы малыши, изготовлением которых занимались около 900 предприятий.
У производителей современных кукол главенствующая задача - приворожить маленьких покупателей и их родителей новизной, оригинальностью, технологичностью и многофункциональностью. В связи с резким техническим скачком игрушки стали более «роботизированы».
Вершиной в этом направлении можно назвать куклу «My Real Baby». Она любопытна тем, что изобретена в лаборатории искусственного интеллекта и очень похожа на настоящего младенца. На ее маленьком личике может воспроизводиться около 15 различных эмоций, которые меняются в зависимости оттого, что вы с ней делаете, как прикасаетесь, как с ней говорите. Но что особо поражает - ее можно научить говорить!
Кукла Барби. стала верным спутником не одного поколения девочек. Сейчас становится все больше и больше «гламурных» барышень, которые хотят себе розовую машинку, модные наряды, белоснежную улыбку и безукоризненного и богатого Кена.
Популярнее Барби сегодня только кукла Братц. Если Барби представляла собой куклу-женщину, то Братц - это непропорциональный подросток с утрированными чертами лица.
Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Не секрет, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют.
Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.
Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Кукла — зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства.
Источники: Каширская городская детская библиотека, интернет ресурсы.
Похожие записи:
Аппликация из сухих цветов в начальной школе. Ваза с цветами
По родному краю с любовью
Виртуальная экскурсия в школьном музее с дошкольниками
Мини-музеи в моей в группе детского сада
Похожие статьи:
Экскурсия с младшими школьниками в осенний парк
Экскурсия с учащимися 1-2 класса в районную библиотеку
Конспект экскурсии в мае для 1-2 класса
Методика подготовки и проведения экскурсии по изучению окружающего мира