Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная группа: старшая
Тема занятия: «Ох, уж эти птицы!»
1. Цель: создать условия для систематизации знаний о птицах у детей старшего дошкольного возраста.
2.Программные задачи:
Обучающие:
- расширять представления детей о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии;
- способствовать умению классифицировать птиц (перелётные и зимующие) с использованием цветовой модели и находить взаимосвязи между характером корма и способом его добывания;
- активизировать в речи слова: зимующие, перелётные, насекомоядные, зерноядные;
Развивающие:
- развивать целенаправленное внимание, восприятие, память;
- развивать умение принимать игровую воображаемую ситуацию;
Воспитательные:
- воспитывать сострадание и любовь к живой природе, вызывать желание заботиться о птицах зимой.
3. Оборудование:
Иллюстрации, картинки с изображением птиц, дидактическая игра «Рассели птицу» (картинки «Солнце», «Снежинка»), гуашь, кисточка, салфетка, альбомный лист бумаги с шаблоном птицы.
Организационный момент, начало занятия включающие:
1.
2. Проблемной ситуацией для мотивированного участия детей является сюрпризный момент с появлением перышка.
(слайд)
Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.
Дети встают в круг с воспитателем
Дети: Да, хотим
Дети смотрят на экран.
Дети выражают внимание к новому заданию, выдвигают своё предположение.
Дети свободно выбирают свои рабочие места
Дети выражают желание помочь.
Дети:
- Поможем!
Дети отправляются на поиски первого задания.
Дети:
- Птицы.
Дети высказывают свои предположения и мысли.
Педагог проводит игровое упражнение для организации внимания детей, на установление эмоционального контакта.
Здравствуйте! Сегодня на улице пасмурно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Педагог использует различные методы, стимулирующие интерес детей к предстоящей деятельности:
Ребята, а вы любите сказки?
Волшебная музыка из сказки.
Вы хотите попасть со мной в сказочную страну?
Воспитатель:
- Тогда давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова:
«Топ, топ, хлоп, хлоп,
Вокруг себя повернись,
И в сказке очутись».
На экране слайд «плачущей» Каркуши.
Педагог выясняет, знают ли дети кто
это.
-Ребята кто это?
Как вы думаете, что могло произойти с Каркушей.
А вы хотите помочь Каркуше? Как мы можем ей помочь?
Педагог эмоционально настроен на предлагаемое дело. Включается в деятельность как партнер.
- Ребята, посмотрите, у Каркуши есть к нам письмо. На экране появляется письмо. (Воспитатель читает письмо детям)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Каркуша. У меня случилась беда, все мои друзья улетели на юг, а мне одной зимовать трудно и грустно. Помогите мне обрести друзей, но для этого вам нужно справиться с трудными заданиями. Сможете?.. Я очень надеюсь на вас, ребята!»
Ребята посмотрите на экран? (На экране появляется карта - схема).
Воспитатель объясняет детям, что нужно сделать. Нам в испытании будет помогать особый знак - «Смайлик». Если на пути он нам встретится значит, мы пришли к заданию.
(Воспитатель достает первое задание)
Загадка:
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнём,
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите!
Правильно это птицы.
Ребята, каких птиц вы знаете?
Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? А, которые прилетают и улетают от нас? Назовите перелетных, (зимующих) птиц.
Ребят, почему птицы улетают в тёплые края.
А хотите больше узнать про птиц?
2. Основная часть занятия.
В основной части предполагается исследование свойств соли путем экспериментирования:
• Рассматривание пера под лупой, определение вида, формы, размера пера.
Основные методы в этой части:
• Сюрпризный момент «Каркуша».
• Просмотр видеофильма «Птицы красота полёта».
• Беседа.
• Рисунок способом (тычки) «Ох, уж эти птицы»
Способ снижения утомления и напряжения детей:
• Дидактическая игра «Рассели птиц»
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети проявляют интерес к новым предметам (явлениям), обследуют их, задают вопросы.
Дети садятся на свои рабочие места.
Дети:
- Перья разные по форме, размеру, лёгкие.
Дети:
- Для полёта.
Дети свободно выражают свои мысли, чувства, желания, аргументируют свою точку зрения
Дети проявляют заинтересованность к процессу и результату деятельности.
Дети:
- Погибнут.
Дети свободно выражают свои мысли, чувства, желания, аргументируют свою точку зрения.
Дети:
- Прикармливать птиц зимой.
Дети:
- Водоплавающих.
Дети выходят из-за своих рабочих мест.
Дети:
- Да.
Дети проявляют заинтересованность к процессу и результату своей деятельности.
Воспитатель предлагает возможные способы реализации намеченной цели. Отталкиваясь от события – задает вопросы, побуждающие детей при ответе использовать свой опыт.
- Тогда проходите, и присаживайтесь на свои места.
На столе лежит лупа и перья.
- Как вы думаете, что это? Ребята, посмотрите, внимательно на них. Что вы можете мне рассказать о перьях, какие они?
Опыт 1 «Как же устроено перо?»
Рассмотреть перо через лупу и обнаружили, что на бороздках пера есть выступы и крючки.
Которые, прочно и легко совмещаются между собой, как бы застегивая поверхность пера.
Ребята, а с помощью специального предмета микроскопа можно еще больше узнать о перьях.
На столе, лежит «Жидкое масло» и перья.
- Ребят, зачем птицам крылья?
Опыт 2 «Птицы и нефть»
Цель: помочь детям понять, как загрязнение водоемов влияет на водоплавающих птиц.
Материал: пуховые птичьи перья, любое жидкое масло (растительное)
Ход:
Подбросим перышко и проследим за его полетом. Обмокнем перышко в растительное масло (избытки масла снять) и еще раз подбросим вверх. Обратите внимание, как оно быстро «камнем» падает вниз.
Когда водоплавающие птицы (утка, чайка) садятся на загрязненную воду, у них перья слипаются, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.
Педагог использует различные варианты получения детьми новой информации: просмотр видеофильма, исследование, экспериментирование и др.
-Ребят, а вы хотите узнать, почему птицы летают. Тогда давай те посмотрим видеофильм.
Видеофильм «Птицы красота полёта»
А еще секрет умения летать – в питании птиц. Птицы едят часто, но по малу. Не зря говорят, «ест как птичка». Такое питание делает тело птиц – лёгким, поэтому птица может подниматься в воздух.
- Ребята, а что будет, если у птиц не будет пищи?
- А как вы думаете, чем мы можем помочь птицам?
Педагог предупреждает переутомление детей, используя игру:
- Ребята, посмотрите, что нам еще одно испытание.
Игра «Рассели птиц»
На столе два дома жёлтый «Солнце» (перелётные) и голубого цвета «Снежинка» (зимующие). Которые зимует у нас в домик со снежинкой, а которые перелетают в домик с солнцем.
- Молодцы, ребята вы справились с заданием, но посмотрите Каркуша все равно грустная. Как вы думаете почему? Что можно сделать, чтобы Каркуше стало весело? (нарисовать друзей)
Педагог достает последнее испытание:
- Здесь есть шаблоны давайте их раскрасим и у Каркуши появится много друзей.
- Ребята, попытаемся помочь Каркуше?
Закрашивание птиц с помощью тычка «Наши птицы»
Ход работы:
1. Тычок окунуть в воду набрать гуашевую краску.
2. Наносить аккуратно на трафарет птицы.
3. Стараться наносить краску равномерно.
Педагог учитывает возможности и способности детей: предлагает им варианты выполнения заданий.
3. Заключительная часть занятия:
Формы и методы по закреплению полученных знаний:
- Рефлексия «Выставка «Ох, уж эти птицы»
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети высказывания свои мысли, чувства по поводу пройденного занятия.
Готовые рисунки выставляют на стенд, звучит музыка и на экране появляется картинка радостной Каркуши педагог говорит детям, что Каркуше понравился подарок, хвалит детей и благодарит.
Педагог творчески использует традиционные способы оценивания, обеспечивает «открытый конец» занятия: дает косвенную оценку деятельности детей.
Обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что они поняли (не поняли), что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось. Уточняет для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться.
- Ребята. Какие мы с вами молодцы, что помогли Каркуше. А что вам больше всего понравилось в нашем приключении?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку»
Конспект занятия по математике для детей старшей ортопедической группы
Конспект учебно-игровой деятельности в старшей группе по разделу программы «Детство»
Конспект зимней прогулки - наблюдение в детском саду
Похожие статьи:
Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы
Конспекты занятий по математике в старшей группе
Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе