Конспект интегрированного занятия с презентацией, 1 класс. Нравственные истоки
Конспект интегрированного занятия по предмету «Нравственные истоки» 1 класс.
Автор: Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры "Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Описание: Публикация содержит подробный конспект интегрированного занятия, которое включает в себя приемы, направленные на раскрытие сути определенной темы, посредством приложения к ней нескольких видов деятельности. Образовательные задачи: расширить знания детей о родном крае, систематизировать знания детей о природе нашего края, лесе, животном и растительном мире, его богатстве. Развивающие задачи: развивать интерес к познанию природы, обогащать словарный запас, мелкую моторику. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, коренным жителям, заботливое отношение к природе, доброжелательность. Оборудование: кегли, кольца, карандаши, ветки сосны, презентация, картинки с символами, картон, нитки, глазки, сенильная проволока, салфетки.
Ход занятия
1. Орг. момент.
- Давайте поздороваемся, ребята, друг с другом и нашими гостями. Скажем: Здравствуйте друг другу, (Вместе)
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
- Ребята, чего мы желаем, когда здороваемся?
+ Здоровья.
-Здороваясь, мы желаем здоровья друг другу. Поэтому, чтобы не отпугнуть это желание, здороваться нужно как - …?
+ Вежливо, не кричать. Со взрослыми дети здороваются первыми, подойдя ближе, улыбаясь, заглядывая в глаза, с хорошим приветливым настроением кивнуть головой.
2. Актуализация знаний.
- У каждого из нас есть на земле место, где он родился и впервые увидел мамины глаза и ласковое солнце, голубое небо, белые снега, зеленые деревья и травы. Это место называют Родиной. Для многих из нас это наш Ханты Мансийский автономный округ, сокращенно ХМАО.
Есть древнее название округа – Югра, которое используют в настоящее время. Коренные жители округа- ханты и манси.
(Чтение стихотворения подготовленным учеником) Всех людей мы называем – ханты.
Ханты – русский, ненец и узбек
Потомучто слово – ханты
В переводе значит человек.
Это очень дорогое слово!
Ты не выпускай его из рук.
Не развей по ветру бестолково
На него откликнется твой друг.
- Действительно, слово ханты, манси в переводе означает человек или люди.
- На этой земле они появились очень давно. Но сам округ образовался сравнительно недавно. В этом году 10 декабря нашему округу ХМАО – Югре исполнится 89 лет.
(Чтение стихотворения подготовленным учеником) Югорский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
И север есть у нас, и юг,
Сады цветут на юге,
На севере снега вокруг –
Тут холода и вьюги…
- Соединив тайгу и горы,
Озера, реки и поля
Раскинула свои просторы
Ханты - Мансийская земля!
3. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня будем говорить о нашем округе – Югре. 4. Реализация знаний обучающихся.
- Самый главный город округа или столица – Ханты Мансийск.
2) Флаг округа.
- У каждой страны, округа, района и даже города есть флаг.
- Покажите на слайде флаг округа.
- Что и о чем может рассказать нам флаг?
+ Флаг Югры сине-зеленого цвета прямоугольной формы.
- Синий цвет символизирует водные ресурсы нашего региона. Это множество рек и озер нашего края.
- Зеленый цвет означает множество густых зеленых хвойных лесов.
Лес, в котором много хвойных деревьев называется – тайга.
- Белый цвет напоминает о суровой зиме, северных снегах, покрывающих территорию округа на 6-7 месяцев.
- Орнамент изображенный на флаге – оленьи рога. В Югре северный олень считается домашним животным, т.к. народы ханты и манси занимаются оленеводством.
3) Растительность округа.
- Наш Югорский край богат лесами. Много деревьев растет в них. Но больше всего хвойных.
- Какие хвойные деревья вы знаете?(кедр, ель, сосна).
- Почему они так называются?
+ Вместо листьев у них хвоя.
- Хвойные леса в нашем крае разные. В одних лесах растут ели и пихты. В других сосны и кедры
- Ребята, почему в наших лесах растут в основном хвойные деревья?
+ Потому что хвоя надежно защищена от суровых морозов оболочкой.
Леса в нашем крае называются тайгой.
Игра «Название леса»
- Любители быть на природе, должны уметь не только ориентироваться в лесу, но и правильно называть лес.
- Например, как называется лес, состоящий из одних елей? (ельник)
- Как называется лес, в котором растут только сосны? (сосняк, сосновый бор)
- Как называется лес, где растет больше берез? (березняк)
- Как называется лес, где растут кедры? (кедрач).
- Все деревья в наших лесах похожи. Они имеют конусообразную форму кроны. В природе нет ничего случайного. Такая форма деревьям нужна для того, чтобы снег сползал по веткам вниз и своей тяжестью не ломал их.
4) Ягоды и грибы округа.
- В лесах растет много ягод и грибов.
+ Черника, брусника, клюква, морошка.
+ Подберезовик, подосиновик, белый гриб, опята.
5) Животный мир округа.
- Еще, в наших лесах живут сильные, выносливые птицы и звери, которые приспособились к суровым холодным зимам.
- Назовите птиц, обитающих в наших краях (утка, лебедь, тетерев, ворона)
- Назовите животных нашего края (медведь, белка, лиса, заяц, лось)
Игра «Кто я? Угадай?»
А сейчас отгадайте загадки о животных.
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать. (белка)
По полю скачет - ушки прячет,
Встанет столбом - ушки торчком.
Зимой — белый, летом — серый. Днём и ночью дрожит, всего боится. (заяц).
Хозяин леснойПросыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,Спит в избушке снеговой.
Летом гуляет, зимой отдыхает (медведь).
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый …
Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это... (лось)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (еж).
Долго дерево долбил,всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил, длинноклювый пестрый ... (дятел)
Она, как снег, от солнца прячется. А мышки - от неё (сова)
Я вчера гулял в пургу, видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик. Кто же он, живой фонарик? (снегирь).
Как на речку прилетает, сразу в воду залезает.
«Кря» - нырнула на минутку. Вы узнали? Это … (утка)
6) Народы ханты и манси.
- Не только птицы и животные приспособились к суровым и лютым морозам.
Также и люди, живущие здесь с древних времен, ханты и манси крепки и выносливы.
- Народи ханты и манси кочевой. Что это значит?
+ Они часто переезжают с места на место, так как пасут большие стада северных оленей, которые поедая мох, движутся дальше в поисках пропитания.
- Почему именно северных оленей содержат люди?
+ Они дают мясо, шкуры для одежды и обуви. Служат транспортным средством.
- Из шкуры оленей делают дом, который легко установить и собрать.Он называется чум Разведя по середине очаг. В нем становится очень тепло и уютно.
- Установив и обустроив чум ханты останавливаются для того чтобы пасти оленей. Эта деятельность называется оленеводство (повторим хором).
- Как они пасут оленей узнаем, поиграв в игру «Олени и пастухи».
5. Физминутка.Игра «Олени и пастух»
- Но сначала потренируем руки. Ведь пастух оленей ловит при помощи длинной крепкой веревки - аркана или маута. Руки должны быть ловкие. «Летающие палочки»
Карандаш кладут на внешнюю поверхность кисти. Затем делается легкий взмах, как-бы попытка подбросить палочки вверх. И нужно рукой поймать палочки. Если палочка поймана, то добавляется еще одна. Выявляется победитель- кто больше разместил палочек на руке и сумел их все поймать. «Поймай оленя»
Кегли - рога оленя, картонные кольца, петли из веревки- аркан. Участники накидывают петли, кольца на кегли с определенного расстояния, кто больше, тот и самый ловкий.
6. Реализация знаний обучающихся.
- Олень- первый помощник в хозяйстве.
Предлагаю поиграть в игру«Угадай оленя».
-Правила такие: внимательно слушайте и хлопайте в ладоши, если услышите слова, подходящие к описанию северного оленя.
- Он неуклюжий, быстрый, выносливый, слабый, косолапый, рыжий, лохматый, серый, быстроногий. У него мощные рога, крылья, копыта. Он охотится на зайцев. Он питается ягелем.
- Ягель-это мох, которым питаются северные олени. Он так и называется – олений мох. Ягель сохраняется зимой под толстым слоем снега. Поэтому у оленей мощные копыта, которыми он разгребая снег, добирается до мха –ягеля.
(Чтение стихотворения подготовленным учеником)
Вот он – северный олень, белый, словно снег.
Пусть сугробы до колен, лёгок его бег.
Словно царскую корону носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.
(Разместить оленя на полотне).
7. Практическая работа. Изготовление оленя из картона и ниток.
- Одного оленя на картине не достаточно. Ведь северные олени пасутся огромными стадами. Поэтому с вами изготовим вот такого красивого оленя.
Изготовление оленя из бумаги.
а) Организация рабочего места.
б) ТБ
в) Анализ образца
г) План работы.
- Подготовим необходимые материалы. Картон, пушистая проволока, нитки, прищепки.
Закрепив начало нити наматываем на заготовку в произвольном порядке. Конец нити закрепляем капелькой клея.
Симметрично крепим две прищепки - основание рожек.
Красиво,закругляя концы, закрепляем кусок проволоки на прищепку.
Оформляем мордочку - глазки и носик.
Олень готов.
д) Самостоятельное изготовление. 8. Итог.
Мы живем с тобой в Югре…
Нет привольней и добрей,
И богаче края, чем земля родная!
Мы должны её беречь –
Как свою родную речь.
И любить, и уважать –
Как свою родную мать.
- Наше занятие подошло к концу. По вашим красивым любознательным глазкам я вижу, что вам очень понравилось. Если я угадала, поднимите обе руки, если нет одну руку.
Галина Станиславовна, доброго времени суток! Ваше интегрированное занятие раскрыло перед детьми всю красоту Родного края. Спасибо за знакомство с округом ЮГРА,его богатой природой!!! На занятии использовался познавательный, игровой и практический материал, который в доступной и понятной форме помог детям раскрыть и усвоить материал. Спасибо!!! ГОЛОС!