Из опыта работы учителя начальных классов. Эффективный урок в начальной школе.
Автор Ткаченко Галина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Сергиев Посад
Описание. Предлагаю материал из опыта работы с учащимися начальных классов. Данное выступление может быть полезно учителям начальных классов, учителям-предметникам.
Для меня эффективный урок – это такой урок, на котором полностью решены все поставленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Одной из своих задач как учителя вижу в том, чтобы мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого планирую каждый урок, чтобы в нём были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.
Заранее на перемене я готовлю необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, а ученики готовят школьные принадлежности, чтобы не тратить драгоценное время урока на организацию рабочего места. Чтобы время на уроке было чётко организовано с первой до последней минуты. В начале урока можно поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока.
Применение на уроке методов и приёмов проблемного обучения и создание проблемных ситуаций повышают познавательную активность учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений.
Эффективный урок – это такой урок, когда удаётся вовлечь всех учащихся в работу: и сильный, и слабый ученик находит себе на уроке посильную ему работу, а по итогам урока показывают хорошие знания. Конечно, после такого урока я получаю большую радость и стимул к дальнейшей такой же плодотворной деятельности, а детям, несомненно, захочется ещё раз побывать на таких уроках, появится стимул к учению.
Конечно, эффективность урока во многом зависит от субъективного отношения учащегося к изучаемому материалу, его волевых усилий, помогающих преодолеть трудности. Поэтому немаловажное значение имеет повышение мотивации учащихся к изучению предмета, которое достигается, прежде всего, путем осознания значимости предмета в повседневной жизни и учебной деятельности.
«Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорим об очень важной части нашей жизни, той, что протекает здесь в школе на уроках. Мало кто задумывается о том, что каждый урок – это 45 минут жизни! За день эти минуты незаметно складываются в 4 часа! За неделю как минимум в 20. Этим временем можно распорядиться по-разному. Можно просидеть, проговорить с соседом, промечтать. А можно использовать для совершенствования своих способностей, для подготовки к будущей профессии. При этом хорошо усваивать материал на уроках и обеспечивать себе достаточно свободного времени для занятия любимым делом. Поднимите руку те дети, у кого при подготовке домашних заданий возникает мысль о том, что совершенно ничего не запомнили на уроке или плохо поняли учебный материал, и тогда дома всё приходится разбирать заново. Выходит - время, потраченное на уроке, прошло даром. Более того, на разбор материала дома придётся затратить его ещё столько же, а то и больше. А можно было бы это время потратить на чтение интересной книжки, прогулку или же на занятие по душе»
Повышаю мотивацию учения, создавая с помощью современных технологий обучения ситуацию успеха для школьников.
Использую на уроках разнообразный дидактический материал, наглядные средства обучения: опорные схемы и таблицы, сюжетные картинки, памятки, тесты для диагностики.
Атмосфера доброжелательности, внимания к продвижению ребенка в обучении и воспитании, одобрение со стороны взрослого - стимулы для дальнейшего совершенствования каждого ученика.
Применяю разнообразные формы работы. Особенно эффективна, на мой взгляд, работа в парах, в группах. Использование на уроках групповой работы убеждает меня в том, что:
- возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота и человечность;
- резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
- учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учётом позиций других людей.
Всё плотнее входят в нашу жизнь современные информационные технологии. С уверенностью могу сказать, что их использование в начальных классах делает урок более интересным, увлекательным, понятным для всех.
При размещении в классе мультимедийного проектора появилась возможность проведения фронтальной работы. Это и устный счёт на уроках математики, орфографическая минутка и словарная работа на уроках русского языка.
Особенно интересно можно использовать мультимедиатехнологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Готовясь к урокам окружающего мира, создаю свои презентации, которые позволяют мне показать детям животный и растительный мир нашей Родины, как жили наши предки – славяне, портрет любой исторической личности. Использую интернет ресурсы при подготовке к урокам литературного чтения. В интернете можно найти готовые презентации по творчеству писателей и поэтов. Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий» не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. Есть два варианта этой энциклопедии: для старшеклассников и младших школьников. С помощью простой смены слайдов презентация позволяет показать картины художников, образцы изделий и этапы работы на уроках труда, достопримечательности любого города.
Использую в своей работе игровые технологии. Именно игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Использую игру и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока (особенно в 1 и 2 классе)
С целью углубления знаний учащихся, для создания полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, приобретения детьми опыта исследовательской деятельности использую метод проектов.
Чтобы урок стал эффективным, не надо забывать и о стиле взаимоотношений между учителем и учениками. Похвала, одобрение ответа учащихся, одобрительное покачивание головой, слова «молодец», «умничка», «всё правильно, продолжай». Тон моего голоса доброжелательный, поддерживающий. Я дополняю ответы учащихся, а не отвергаю и ни в коем случае не показываю неправильность мыслей учащихся. «Давай подумаем вместе», «а что будет, если…» Не использую крик на уроке с целью изменить поведение учащихся.
Заканчиваю урок рефлексией. Подводится итог урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, увлекательность и полезность учебного материала.
Подводя итоги всего вышесказанного, хочется сказать, что результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма и творчества учителя. И от нас с вами зависит, каким быть уроку, и будет ли этот урок стимулом к успеху.
Рекомендуем посмотреть:
Успешность в обучении младших школьников
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели»
Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе
Похожие статьи:
Советы молодого специалиста или опыт первого года работы в школе
Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка
Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах
Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника
Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке