О вредных привычках детей для родителей
Тема беседы для родительского собрания: «Вредные привычки у детей.Что с ними делать?»
Данный вопрос актуален для родителей как детсадовского возраста, так и школьников младшего звена.
Что такое «Вредная привычка»?
Вредная привычка- это отрицательная склонность,ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении. То есть это - некий стереотип поведения, мешающий ребёнку нормально жить и развиваться.
Самые распространённые из вредных привычек- это:
- сосание пальцев или различных предметов;
- обкусывание ногтей;
- ковыряние в носу;
- раскачивание из стороны в сторону и т.п.
Заметив у своего ребёнка вредную привычку, родители встают перед дилеммой: бороться с привычкой или оставить всё как есть?
Как ни парадоксально, правильный ответ на оба вопроса - «нет».
Нельзя бороться с вредной привычкой, потому что она - следствие некоей неудовлетворённой потребности.Но, с другой стороны,вредную привычку нельзя игнорировать, потому что она, опять же следствие некоей неудовлетворённой потребности.
Таким образом, впервые увидев, что ваш ребёнок сосёт палец или грызёт ногти не делайте ребёнку замечание. И уж тем более не применяйте карательных мер типа мазания пальцев горчицей, битья по рукам или суровых наказаний. Скажите себе: «Это повод задуматься мне как родителю о том, что происходит с моим ребёнком».
Доказано, что вредные привычки исчезают тогда,когда удовлетворяется потребность, лежащая в их основе.
А какие основные потребности у ребёнка?
Потребность в любви, безопастности, в родительском внимании, в уважении
И если ребёнок не чувствует себя любимым, не чувствует себя в безопастности, если ему не хватает родительского внимания или уважительного отношения со стороны мамы и папы, у него включается компенсаторные механизмы(читай «вредные привычки»). С их помощью ребёнок попытается погасить свою тревожность, недостаток внимания со стороны взрослых или преодалеть свой страх.
Многие родители замечали, как перед сном дети сосут пальчики и задают вопрос «Что делать?» В ответ хочу спросить: «А как много времени вы уделяете ребёнку?» Если ребёнку хочется, чтобы мама или папа до сна или во время засыпания побыли рядом с ним( в этом случае ребёнок спокоен и чувствует себя в безапастности), а вы по той или иной причине отказываете ему, то он начинает искать способ получить ощущение безопастности и комфорта самостоятельно. И сосание пальца, или уголка подушки, или уха любимой игрушки в этом случае подходит идеально - всё это создаёт ситуацию сосания материнской груди, возле которой ребёнок ощущал себя в безопасности и согретым любовью.
Другая причина возникновения вредных привычек( например, привычка грызть ногти) - стремление уменьшить отрицательные эмоциональные переживания и снять нервное напряжение.
Если ребёнок грызёт ногти,в первую очередь проверьте, в порядке ли они у него. Заусенец или отслоившийся ноготок,часто доставляют ребёнку неудобства.Сказать об этом он не может, либо забывает, поэтому проблему стремится решить самостоятельно, откусывая или отгрызая доставляющие хлопоты элементы.
Если вы уверены, что, обкусывая ногти, ребёнок сбрасывает напряжение, то:
1.Объясните ребёнку. что «разрядиться» можно менее членовредительским способом(например, покричать в пустой комнате, попинать подушку, поплакать, в конце концов).
2.Переключите его внимание на другое действие, чтобы разарвать связь между беспокоящей его ситуацией и её реакцией на неё.
3.Подумайте, с чем могут быть связаны детские переживания, и устраните причину.
Прежде чем понять, почему ребёнок ковыряется в носу, помните три факта:
1.Американские учёные Джефферсон и Томпсон, проведя исследования, на тему вредных привычек, разослали по почте опросник, в котором спрашивали, какие вредные привычки вы замечаете за собой, почему и как часто они воспроизводятся? Выяснилось, что 91% опрошенных любят ковыряться в носу. Причём 75% из них заявили, что ковыряются в носу практически каждый час.
2.Нос - это орган дыхания и обоняния.Внутренняя поверхность носа покрыта эпителием, на поверхности которого находится слизь. Если слизистая носа пересыхает, то попавшие в нос мельчайшие частички чего либо прилипают к поверхности и мешают дыхательному процессу. Поэтому полость носа необходимо поддерживать в чистоте, и один из способов сделать это- это «выковырять козявку»
3.Маленькие детишки начинают ковырять в носу, потому что они изучают своё тело. Изучив свой носик и его содержимое, они переключаются на другие части своего тела.
На основе этих трёх фактов приходим к выводу:
а)Ковырянием в носу занимаются не только дети, но и взрослые.(Другое дело. что взрослые это делают как правило, когда находятся одни).
б)Если ребёнок ковыряется в носу, возможно он просто совершает физиологически оправданную процедуру-чистит носик. Капля масла(подсолнечного, персикового) внутрь и все проблемы. А что бы в дальнейшем не возникало причин для дискуссий с ребёнком по поводу пальца в носу, научите его пользоваться платком и объясните, что такая процедура не делается на глазах у окружающих.
в)Если у маленького ребёнка носик чистый, а палец всё равно лезет в ноздрю-возможно пришло время для изучения носа.
Негативные переживания у ребёнка возникают из-за родительских ссор, из-за отсутствия ласки и проявления любви, из-за постоянной строгости и вечныз запретов.
Очень часто вредные привычки появляются у ребёнка в стрессовой для него ситуации, при чрезмерных интеллектуальных и физических нагрузках, при предъявлении ребёнку со стороны родителей завышенных требований.
Запомните:запретив с помощью угроз и наказаний ребёнку сосать палец, грызть ногти, ковыряться в носу, через какое то время вы заметите, что на месте искоренённых вами привычек. выросли новые. такие же или более вредные.
Поэтому, если у ребёнка появились вредные привычки, действуйте по следующим правилам:
1.Попытайтесь понять причину возникновения привычки.
2.Не запрещайте в ультимативной форме ребёнку вести себя подобающим образом.
3.Не ругайте и не наказывайте ребёнка в тот момент,когда прявляется вредная привычка.
4.Не акцентируйте внимания на его действиях.
5.В момент,когда проявляется вредная привычка, постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-нибудь другое.
6.Окружите ребёнка любовью и лаской, не конфликтуйте друг с другом в присутствии ребёнка.
7.Подумайте, соответствует ли интеллектуальная и физическая нагрузка возможностям ребёнка.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект родительского собрания во 2 классе
Родительское собрание во 2 классе
Родительское собрание в начальной школе
Родительское собрание совместно с учениками «Мама, папа, я – читающая семья!», 1 класс
Похожие статьи:
Конспект родительского собрания в 4 классе «Чтобы жить достойно»
Конспект родительского собрания в 1 классе
Как интересно провести родительское собрание в начальной школе
Мастер-класс для родителей 1 класса. Игровая деятельность
Родительское собрание в 1 классе. Воспитаем вместе