Из опыта работы учителя начальных классов
Опыт организации проектной деятельности, направленной на формирование ценностных установок личности детей-сирот
Острякова Ирина Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №13, город Новокузнецк
Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений – мир отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Это роль сына, дочери, семьянина, гражданина, друга, роль жителя города и другие. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. У воспитанника же детского дома, формируется преимущественно только одна ролевая позиция- позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. У данной категории детей нет перед глазами примера ответственного отношения к своему здоровью, толерантному отношению к чужому мнению, нет понимания четкой гражданской позиции, как впрочем, и многих других ценностных основ. Всему этому и многому другому их будут учить педагоги. Учить не только на занятиях, но во внеурочной деятельности.
И тогда, немаловажным в данный момент становится личность педагога, его профессионализм и компетентность. Ибо он способен передавать лишь те знания, ценностные ориентации и установки, опыт, которые присущи ему самому [3, с. 29].
Не многие учителя включаются в проектную и исследовательскую деятельность. Цель данной деятельности – развитие у детей соответствующих личностных качеств, приобретение навыков исследования, как универсального способа освоения действительности. Особую роль приобретает внеурочная деятельность, основными направлениями которой являются:
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Художественно – эстетическая деятельность
- Научно – познавательная деятельность
- Военно-патриотическая деятельность
- Общественно-полезная деятельность
- Проектная деятельность
По моему мнению, это именно те направления, которые способствуют формированию ценностных установок личности ребёнка.
Проектная деятельность позволяет в полной мере реализовать принцип проживания, в соответствии с которым осуществляется абсолютное личностное принятие каждым ребёнком целей и содержания воспитания и обучения. Каждый проект в первую очередь должен рассматриваться как ролевой, с обязательным определением роли каждого воспитанника, которую он должен прожить, а не сыграть в ходе проекта. Это может быть роль: представителя любой из человеческих профессий, литературного персонажа, исторического героя или очевидца какого-либо события, «гостя из будущего» и так далее (число вариантов практически бесконечно). И тогда, проектная деятельность, как одно из средств, позволит педагогу решить сложнейшую задачу «преобразования стандарта образования из безличной формы всеобщности в личную культуру учащегося» [1, с.33].
Свой первый проект «Книга» (научно – познавательная направленность) с ребятами начальной школы мы стали воплощать в рамках программы «Знаю. Умею. Могу» благотворительного московского Детского фонда «Виктория» города Москвы, с которым на данный момент сотрудничали. Цель проекта – накопление творческого опыта познания действительности. В ходе проектной деятельности, были организованы экскурсии в библиотеку города и книжный магазин. Далее, в ходе исследовательской деятельности, воспитанники узнали много нового об объекте познания: части книги, что общего у всех книг и чем они отличаются, когда появились и для чего нужны. На следующем этапе дети приступили к созданию своей книги. Под руководством педагога, были выбраны ребята, которые собирали материал, оформляли, изготавливали обложку и так далее. Вся работа сплотила детей в команду, которая училась слушать мнения всех, обсуждать и выбирать наиболее рациональный выход из сложившейся ситуации. На этапе презентации готового продукта была видна работа каждого ученика и коллектива в целом.
Ни для кого не секрет, что дети, воспитывающиеся в условиях интернатного учреждения, имеют вредные привычки, негативно сказывающиеся на их здоровье. С целью пропаганды медицинских, психологических, профилактических знаний о здоровом образе жизни, нами был создан проект «Здоровым быть модно» (спортивно – оздоровительная направленность). В рамках проектной деятельности были предусмотрены мероприятия, позволяющие детям получить недостающие знания через проведение индивидуальных исследований качества сна и питания. Данный проект помог воспитанникам посмотреть на себя и одноклассников с другой стороны, со стороны человека, заботящегося о своем здоровье.
Проект «Наследники Великой Победы» (военно-патриотическая направленность) позволил подготовить Дипломата IV городского фотоконкурса с одноименным названием (2011-2012 уч.год). Этим проектом мы хотели сформировать активную гражданскую позицию у подрастающего поколения через знакомство с героическим прошлым ветеранов ВОВ, содействовать формированию благоприятных взаимоотношений между людьми разных поколений (дети, педагоги, ветераны), достойно подготовить воспитанников к конкурсу.
В проекте «Стань звездой» (художественно – эстетическая направленность) принимали участие не только воспитанники, но и педагоги детского дома. Цель проекта – выявление творческих способностей детей, помощь в их раскрытии. В ходе проектной деятельности, взрослые помогли ребятам избавиться от закомплексованности, от страха быть осмеянным. Проект позволил ученикам увидеть педагогов в другой роли (певца, фокусника, танцора), а взрослым – увидеть в ребёнке не только воспитанника, но и личность, обладающую каким-либо талантом.
Проект «Парад цветов» (общественно – полезная направленность) был краткосрочным, групповым и его целью было включение воспитанников в реальную практическую деятельность по эстетическому оформлению участка перед школой. Данный проект не требовал значимых ресурсов, но достиг ожидаемого результата. Увидев положительный конечный продукт, ребята на следующий год более активно включались в оформление участка, предлагали новые, интересные идеи.
Ученикам начальной школы очень понравился проект «Страничка «Всё о моем доме!» (проектная направленность). Идея проекта заключалась в том, чтобы создать страничку о детском доме для информирования всех жителей города, о том, как и чем живут дети в нашем учреждении. Результатом деятельности по проекту стало расширение возможностей устройства воспитанников детского дома на воспитание в семьи граждан нашего города.
Таким образом, благодаря включению проектной деятельности в рамки внеурочной, достигается главное – создаются условия, в которых педагог интернатного учреждения ощущает себя не каким-нибудь аморфным лицом, оторванным от реальности бытия и не способным влиять на качество среды жизнедеятельности детей – сирот, а саморазвивающейся личностью, которая при помощи постоянной работы над собой совершенствует свои профессиональные и личностные качества, цель и смысл которых состоит в том, чтобы научиться самому быть лучшим человеком. Он реализует гармонию отношений себя и мира через достижение предельных бытийных и профессиональных ценностей, тем самым способствуя личностному развитию и социализации своих воспитанников [2, с. 159]
Список литературы:
1. Бурков В.Н. Как управлять проектами [Текст] / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. – М.: СИНТЕГ – ГЕО, 1997. – 56 с.
2. Педагогическое проектирование в условиях интернатного учреждения: Сборник информационно – методических материалов [Текст] / Авт. – сост. И.Г. Николаев, И.В. Седелева, Д.А. Шилков. – М.: Проспект, 2011. – 224 с.
3. Проектная деятельность: Учебно – методическое пособие [Текст] / Под ред. С.В. Кривых. – М.: Спутник Плюс, 2010. – 88 с.
Рекомендуем посмотреть:
Игра - путешествие 1 класс. Конспект
Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Интерактивный урок литературы в 5 классе. Сказки русской избы
Обобщение опыта социально-педагогической работы с подростками
Похожие статьи:
Метод проектов и его место в современной методике
Технология реализации социального проекта
Презентация проектной деятельность в школе в соответствии с ФГОС
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка», 3 класс
Проектная внеурочная деятельность в начальной школе