Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сочинение – рецензия на иллюстрации к роману Пушкина «Евгений Онегин»

Конспект урока в 9 классе по теме: «Сочинение – рецензия на иллюстрации к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Автор: Пономарева И. А., учитель русского и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 города Михайловки Волгоградской области», г. Михайловка Волгоградская обл.
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока русского языка из раздела развитие речи «Сочинение – рецензия на иллюстрации к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Данный материал будет полезен как для урока русского языка, так и литературы. На уроке формируется коммуникативная компетенция, связанная с овладением всеми видами речевой деятельности. Урок проводится в форме деловой игры.
Конспект урока русского языка по теме «Сочинение – рецензия на иллюстрации к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Интеграция образовательных предметов: «Русский язык», «Литература» «Изобразительное искусство».
Цели урока формирование речевой деятельности и основ культуры устной и письменной речи (коммуникативная компетенция) и обучение написанию сочинения – рецензии на иллюстрацию;
Задачи урока:
– формирование умения «читать» иллюстрацию, понимать замысел художника, строить самостоятельные умозаключения и высказывать их выразительным, эмоциональным языком;
– формирование способности анализа текста;
– формирование умения различать особенности рецензии;
– обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся при анализе рецензий;
– воспитание интереса к живописи.
Оборудование: презентации, иллюстрации к роману А.С.Пушкина самого автора, Нади Рушевой, Николая Васильевича Кузьмина, рецензия искусствоведа Е. Н. Колокольцева на иллюстрацию «Онегин» Константина Ивановича Рудакова, рецензия писателя Всеволода. Иванова на иллюстрации к роману «Евгений Онегин» Федора Денисовича Константинова.
Эпиграф к уроку: Иллюстрация может быть гидом по книге для неопытного читателя. Но случается, что и квалифицированный читатель находит в иллюстрации нечто такое, что раскрывает ему содержание книги с новой стороны. Н. Кузьмин
I Вводная часть урока – определение темы урока
1.Прочитайте эпиграф, написанный на экране (презентация). Как вы понимаете слово «гид» в данном контексте? (Гид - человек, сопровождающий туристов и знакомящий их с местными достопримечательностями. В данном контексте это проводник книге, помощник читателя.)
2.Что значит квалифицированный читатель?
(Это тот читатель, который понимает прочитанное и может высказывать свое суждение о книге).
3. В каких жанрах квалифицированный читатель может высказать свое мнение о книге?
(Отзывы и рецензии.)
4.Каково же назначение иллюстрации, по мнению художника Николая Васильевича Кузьмина?
(Назначение иллюстрации, по мнению Николая Васильевича Кузьмина, - помочь читателю полнее и всесторонне понять содержание книги.)
Вывод: Сегодня форма нашего урока – деловая игра, вы – будущие критики – искусствоведы или писатели, наш объект – это иллюстрация, следовательно тема урока: «Сочинение – рецензия на иллюстрации к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
II Выступление групп.
1.Рецензии и отзывы могут даваться не только на произведения художественной литературы, но и на произведения других видов искусства, например, на театральный спектакль, музыкальное произведение, а также на картину и иллюстрацию. Первая группа напомнит нам о структуре рецензии (проект – газета).
2.Цель нашего сегодняшнего урока - узнать, что значит дать рецензию на иллюстрацию, научиться ее составлять и в чем ее отличие от рецензии на книгу. У нас это будут иллюстрации к роману Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
3. Иллюстрация выполняется к конкретному литературному произведению, следовательно, художник обязательно учитывает особенности этого произведения. Сам Пушкин щедро сопровождал роман «Евгений Онегин» иллюстрациями. Вторая группа готовила проект о художниках, которые иллюстрировали роман «Евгений Онегин». Среди художников первым в списке идет А. С. Пушкин (выступление второй группы с презентацией о художниках, которые иллюстрировали роман «Евгений Онегин»). Третья группа готовила проект о иллюстрациях, которые рисуют дети (презентация о Наде Рушевой и рисунки 9Г).
III Работа по теме урока.
1.Однажды К. Федин посмотрел иллюстрации Николая Васильевича Кузьмина и сказал: «Глаз Кузьмина – писательский глаз». Вы тоже посмотрели иллюстрации. Как вы пони¬маете выражение «писательский глаз»? (Точно, как у писателя.)
Утверждение К. Федина справедливо, так как художник очень точно передает образы, созданные писателем.
2.Посмотрите на иллюстрации, которые висят на доске. Какая иллюстрация вам ближе? Какая притягивает вас, может быть, кажется необычной? Попытайтесь рассказать о6 одной из иллюстраций, выразив при этом свое отношение к ней. (1-2 учащихся.)
3.Легко ли вам рассказывать об иллюстрации, давать оценку? Что вызывало трудность? (Незнание законов, по которым строится оценочное суждение о рисунке.)
Нужно быть компетентным, разбираться в этом вопросе.
4.Мы в начале урока уже говорили о том, что на иллюстрацию можно давать рецензию, которая, как и на художественное произведение, строится по своим законам. По¬пытаемся выяснить, эти законы.
5. Работа над рецензиями.
а) Прочитайте рецензию искусствоведа Е. Н. Колокольцева на иллюстрацию «Онегин» Константина Ивановича Рудакова.
–Что объединяет пушкинский рисунок и иллюстрацию Константина Ивановича Рудакова?
б) Прочитайте рецензию писателя Всеволода. Иванова на иллюстрации к роману «Евгений Онегин» Федора Денисовича Константинова.
31 декабря 1954 года в газете «Известия» появилась статья В. Иванова, в которой он рассказывал о том, как впервые воспринял эти иллюстрации: «...Однажды, набрав увесистую пачку книг, я отошел было от прилавка. Вдруг слышу голос продавца: «Товарищ, вы забыли купить еще одну замечательную книгу!» Гляжу, подает он мне «Евгения Онегина» в новеньком серовато-голубом переплете. Произведений Пушкина у меня много, а «Евгения Онегина» имею в нескольких изданиях. «Экое диво!» - думаю. Однако ж взял книгу посмотреть, развернул и сразу понял продавца. Издание действительно замечательное. Отличная бумага, четкий крупный шрифт, а главное, изумительные иллюстрации – гравюры на дереве художника Ф. Константинова.
Вы можете наизусть знать текст книги, но иллюстрации, разумеется, хорошие, всегда помогут вам найти в книге что-то новое и необыкновенное. Так и тут, раскрыл я Пушкина и потонул в мире самых разнообразных и удивительно приятных воспоминаний, дум, мечтаний о будущем. Шел и никак не мог оторваться от книги. Читал я ее прежде или не читал?
IV 1. Рецензия — это от латинского слова «рассмотрение». Что же рассмотрели искусствовед и писатель в работах художников? (По мере ответа записываем план рецензии на доске и в тетрадях.)
— С чего начинают они рецензию? Какую оценку дают иллюстрациям? (Общую оценку, восхищаются иллюстрациями.)
— Какую информацию дают нам? ( Ин¬формацию о ходе работы художника.)
— Что особенного выделяют они в своем разборе иллюстрации? (Индивидуальный художественный почерк, особенность манеры иллюстрирования.)
—Удалось передать черты характера Онегина Константинову, по мнению искусствоведа? Найдите это в тексте рецензии.
— Чем заканчивают свои рецензии искусствовед и писатель?
(Искусствовед показывает отношение многих исследователей к работе художника, а писатель о своем отношении к роману через иллюстрации).
—Найдите и зачитайте предложения, в которых выражены особые эмоции писателя, теперь – искусствоведа?
- Чем рецензия писателя отличается от рецензии искусствоведа? (Стилем, рецензия писателя – публицистический стиль, рецензия искусствоведа – научно - популярный стиль).
Вывод: В результате беседы получается план рецензии, который я вам предлагаю в помощь:
1. Общая оценка цикла иллюстраций.
2. Сведения о работе художника над иллюстрациями.
3. Особенность манеры иллюстрирования.
4. Содержание иллюстраций. Идея, выраженная в них.
5. Оценка работы художника читателями и критиками.
- План, который мы записали, - это примерный, необязательный. Порядок его пунктов может меняться, некоторые из них (последний, например) могут вообще отсутствовать, но мо¬гут быть и другие пункты, например, сведения о художнике.
2. Проведем небольшую работу по обогащению вашего словаря, что поможет вам почувствовать себя «искусствоведами-рецензентами».
Обратите внимание на экран :
А) оценочные высказывания: заслуживает внимания; художник верно изобразил; да, это верно, но однако; можно бы согласиться, если бы; мне кажется; я убежден и др.;
Б) риторические вопросы и восклицания: как хорошо, особенно удачно и др.;
В) глаголы и глагольные сочетания со значением отношения к художнику-иллюстратору: думает, понимает, иронизирует, высмеивает, не скрывает симпатий и др;
Г) клише в путевом листе.
V Написание сочинения – рецензии на иллюстрацию.
На основе составленного плана с учетом возможных изменений своей группой составьте рецензию на иллюстрацию:
1 группа: критики – искусствоведы, ваша иллюстрация «Татьяна» художника Константина Ивановича Рудакова.
2 группа: писатели, ваша иллюстрация «Татьяна» художника Константина Ивановича Рудакова.
3 группа: критики – искусствоведы, ваша иллюстрация «Татьяна» художника Федора Денисовича Константинова.
4 группа: писатели, ваша иллюстрация«Татьяна» художника Федора Денисовича Константинова
5 группа: критики – искусствоведы, ваша иллюстрация «Татьяна» ученика 9Г.
6 группа: писатели, ваша иллюстрация«Татьяна» ученика 9Г.

У каждого художника свое видение героя, посмотрите на иллюстрации и скажите:
- Какие особенности можно заметить в иллюстрации художника Федора Денисовича Константинова?
- Что подчеркивает в Татьяне Константин Иванович Рудаков?
- Какие свои нюансы вносит сегодняшний ученик?
Вопросы:
Каково содержание иллюстрации?
Каким представлен каждый из героев?
Что хотел сказать этим художник?
Как художник относится к своим героям? В чем это проявляется?
VI Чтение нескольких работ.
VII Вывод:
VIII О рейтинговой системе урока – оценки, результаты.

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс) Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Шаблон для выполнения части С2 ГИА Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса коррекционных школ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса

Интеллектуальная игра по русскому языку, 9-11 класс

Урок знаний по русскому языку, 9 класс

Урок игра по русскому языку в 9 классе

Внеклассное мероприятие для 5-8 классов на тему: Рождество. Сценарий
Опубликовано: 3841 день назад (20 мая 2014)
Просмотров: 12838
Рубрика: Без рубрики
+9
Голосов: 9
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 21 мая 2014 в 13:45 +1
Ирина Александровна, мне очень понравился Ваш конспект. Часто нам совсем не хватает времени на уроках для того чтобы изучить иллюстрации, поговорить о художнике-иллюстраторе. Ваш урок получился очень познавательным. Работа в группах мне очень нравится. Часто использую эту форму на своих уроках. Удачи Вам!
Ирина Александровна Пономарева # 28 июня 2014 в 16:26 +1
Спасибо! Здравствуйте, Татьяна Анатольевна! Приглашаю Вас просмотреть интересный конспект внеклассного мероприятия "Благодатный свет Вифлеемской звезды"https://ped-kopilka.ru/blogs/irina-aleksandrovna-ponomareva/konspekt-uroka-v-9-klase-po-teme-sochinenie-recenzija-na-ilyustraci-k-romanu-a-s-pushkina-evgenii-onegin.html
Буду рада Вашему комментарию. Очень важен Ваш голос. Спасибо!
Вера Александровна Орехова # 28 июня 2014 в 18:58 +1
Как я люблю роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Знаю почти наизусть. Замечательный материал Вы нам предоставили.У детей действительно нужно развивать, умение "читать" иллюстрацию, умение понимать замысел художника, строить самостоятельные умозаключения. Я думаю, что ваши ребята справились с заданием и написали сочинение. Спасибо! Удачи. +1
Ирина Николаевна Тамбовцева # 29 июня 2014 в 13:39 +1
Добрый день Ирина Александровна! Очень интерестная задумка для полного понимания литературного произведения. Но, как было выше сказано, часто учителям литературы совсем не хватает времени на уроках для того чтобы изучить иллюстрации, поговорить о художнике-иллюстраторе. Хорошая идея подключить к данной проблеме учителей изобразительного искусства или мировой художественной культуры и работать над произведениями в параллели. И времени хватит, и межпредметные связи будут давать эффективный результат. Большое спасибо за идею. Думаю в следующем учебном году предложить учителям литературы вашу идею и осуществить ее на уроках МХК. Попробуем разобрать и другие произведения по вашему принципу. Еще раз спасибо! Творческих успехов! +1
Ирина Александровна Пономарева # 29 июня 2014 в 18:00 +1
Спасибо большое! Ирина Николаевна! Посмотрите, пожалуйста еще "Благодатный свет Вифлеемской звезды" Нужен Ваш голос! Заранее благодарна!
Татьяна Геннадьевна Бородина # 29 июня 2014 в 16:16 +1
Спасибо за приглашение. У Вас получился замечательный конспект. Групповая работа отличается несомненно плюсами. Урок по такому конспекту будет познавательным и интересным. Творческих Вам успехов.
Ирина Александровна Пономарева # 29 июня 2014 в 18:02 +1
Спасибо, Татьяна Геннадьевна! Посмотрите, пожалуйста там же "Благодатный свет Вифлеемской звезды". Заранее Вам благодарна!!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 29 июня 2014 в 19:22 +1
Ирина Александровна, материал достойный внимания. Урок построен грамотно с использованием очень эффективных педагогических методов и приёмов. Методическая работа даёт понять, что активность работоспособности учащихся на уроке была высокой. Спасибо за профессионализм и современный подход в проведении учебного занятия. Примите мой голос!
Ирина Александровна Пономарева # 29 июня 2014 в 19:28 +1
Спасибо, Татьяна Николаевна! Посмотрите, пожалуйста, там же мероприятие "Благодатный свет Вифлеемской звезды". Очень Вам благодарна!!!
Светлана Владимировна Бузмакова # 29 июня 2014 в 20:14 +1
Спасибо за приглашение. Я с удовольствием познакомилась с материалом, хотя очень далека от преподавания литературы, но с познавательной точки зрения мне понравилось. Хотелось бы увидеть в материале те иллюстрации, о которых идет речь. Творческих Вам успехов и новых идей.
Ирина Александровна Пономарева # 1 июля 2014 в 18:15 +1
Большое спасибо, Светлана Владимировна!!!
Елена Анатольевна Ситник # 30 июня 2014 в 01:35 +1
Спасибо вам за приглашение, я с удовольствием познакомилась с материалом. Правда я преподаватель изо, но с познавательной точки зрения и насыщенности материал мне очень понравилось. Спасибо вам за вашу работу. Ученики v должны быть благодарны за знания, которые вы им даете. hoho Голос +1
Ирина Александровна Пономарева # 1 июля 2014 в 18:18 +1
Спасибо, Елена Анатольевна, за хорошие слова!!!
Людмила Александровна Казакова # 30 июня 2014 в 07:58 +1
Спасибо за приглашение.Ирина Александровна, очень понравился Ваш конспект.Познавательный, интересный материал.Представляю как интересно проходят Ваши уроки:и учащимся все понятно, интересно, и вам в удовольствие. Дальнейших успехов Вам!
Ирина Александровна Пономарева # 1 июля 2014 в 18:19 +1
Спасибо, Людмила Александровна!!
Оксана Николаевна Савенко # 30 июня 2014 в 10:08 +1
Прекрасный конспект урока. Написано очень и интересно и познавательно. Художественная литература нужный предмет в школьной программе. А все произведения А.С. Пушкина достойны особенного внимания. Спасибо! Желаю Вам творческих успехов в работе.
Ирина Александровна Пономарева # 1 июля 2014 в 18:20 +1
Оксана Николаевна, большое спасибо Вам за хорошие слова!!
Людмила Артемьевна Воронкина # 30 июня 2014 в 19:29 +1
Спасибо за профессионализм и современные инновационные технологии в проведении урока. Правда, хотелось бы увидеть иллюстрации, о которых идет речь. Творческих Вам успехов. Примите мой голос!
Ирина Александровна Пономарева # 1 июля 2014 в 18:23 +1
Большое спасибо, Людмила Артемьевна! Еще не научилась загружать фото и картинки на этом сайте!
Раиса Ивановна Больба # 3 июля 2014 в 22:34 0
Я далека от преподавания литературы в школе, но согласна, что сочинение должно быть обязательно. Необходимо учить детей четко выражать свои мысли. Рецензия, деловое письмо, дружеская переписка - всё имеет свои законы. И в познавательном плане Ваш материал интересен. Удачи Вам!
Юлия Владимировна Мещерякова # 5 июля 2014 в 13:08 0
С интересом прочитала конспект. Данный материал будет полезен как для урока русского языка, так и литературы. Думаю, что многие педагоги возьмут его себе в копилочку. Познавательный и интересный материал. Мой голос +1.
Удачи!
Татьяна Николаевна Кузьмина # 24 июня 2015 в 16:11 +1
Уважаемая Ирина Александровна!Ваш урок заслуживает отличной оценки.Он органичный, грамотный, познавательный, высоко профессиональный.Я думаю, что дети очень любят Вас и Ваши уроки, по-другому просто не может быть.Возьму на вооружение и поучусь у Вас.С уважением Т.Н.К.
Ирина Александровна Пономарева # 24 июня 2015 в 16:14 0
Спасибо, Татьяна Николаевна!!!
Ирина Геннадьевна Фефелова # 30 августа 2015 в 10:55 0
Всегда хочется присутствовать на подобного рода уроках лично. Есть чему поучиться. Особенно сейчас, когда дети заново учатся писать сочинения по литературе, такие уроки, бесспорно, необходимы. Спасибо за разработку.