Роль эксперимента в физическом образовании.
Автор: Сорокина Ирина Александровна, учитель физики МБОУ СОШ №7 городского округа город Мантурово Костромской области.
Данный материал будет интересен учителям физики, которые широко применяют в своей работе разные виды экспериментальных работ.
Одним из важных концептуальных положений современной методики является эксперимент – не только как средство обучения, но и объект изучения, способ освоения экспериментального метода познания природы. Работая над формированием основных законов, физических понятий я встала перед проблемой: как научить детей мыслить самостоятельно, а не просто запоминать услышанную информацию, как развить интерес учащихся к предмету. Объектом исследования является изучение роли эксперимента в учебно – воспитательном процессе. Предмет исследования – это ученик школы, его способности и возможности.
Цель исследования заключается в повышении эффективности учебно – воспитательного процесса посредством разработки и использования на уроках экспериментальных работ учащихся.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что эффективность процесса изучения предмета повысится, если:
-отобран содержательный компонент экспериментальной работы учащихся;
-определены функции, формы организации, методические приёмы, средства экспериментально – исследовательской деятельности учащихся.
Для реализации поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой были определены следующие
задачи:
1.подобрать литературу по данному вопросу;
2.изучить методику поэтапной организации экспериментальной работы;
3.разработать типы уроков или их элементы с применением данной методики;
4.проанализировать эффективность работы методики.
Для достижения поставленной цели использовались следующие
методы: в параллелях проводились уроки разного типа: в одном классе материал изучался традиционными методами, в другом проводились учениками эксперименты или на уроке присутствовали элементы исследований. Затем анализировались знания учащихся, полученные на данных уроках. Сравнивалась эффективность уроков, проводилась рефлексия среди учеников. Если учитель владеет методикой проведения уроков, на которых эксперимент играет главную роль и может применять её на практике при обучении детей, то из таких учеников, несомненно, формируется умелая и мыслящая личность. Физический эксперимент – это наблюдение и анализ исследуемых явлений в определённых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздать его всякий раз при фиксированных условиях.
Первый этап. Формирование первоначальных практических умений и навыков – демонстрационный эксперимент. Демонстрация иллюстрирует теоретические положения, излагаемые на уроке учителем, и подготавливает к самостоятельному проведению фронтальных лабораторных работ. Демонстрационный эксперимент не исчерпывает всех возможностей активного восприятия учащимися изучаемых явлений, поскольку ученики только наблюдают. Практические умения и навыки вырабатываются в ходе ученического эксперимента.
Второй этап. Фронтальные лабораторные работы – вид практических работ, выполняемых в процессе изучаемого материала, когда учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент, используя одинаковое оборудование.
Фронтальные лабораторные работы делятся:
1.По времени (кратковременные, длительные)
2.По целям и содержанию (наблюдение физических явлений, ознакомление с приборами, выполнение косвенных измерений, установление зависимости между физическими величинами, сборка и изучение принципа действия установок, измерение физических величин, изучение законов, измерение физических постоянных)
3.По дидактической задаче (исследовательские, иллюстративные)
На фронтальных лабораторных работах преодолевается разрыв теории с практикой, прослеживается очевидная связь науки и техники, развиваются и углубляются первоначальные представления, формируются понятия, как основной элемент научных знаний, развивается интерес, способствующий самостоятельной деятельности. Но с другой стороны фронтальные лабораторные работы формируют только простейшие умения и навыки, а не обобщённые практические умения, так необходимые в современных исследованиях. Эти задачи можно решить при организации физического практикума.
Третий этап. Физический практикум – практическая работа, выполняемая учащимися в завершение изучения раздела курса или в конце года, проводится с большей долей самостоятельности, на более сложном оборудовании. При выполнении практикума происходит повторение, углубление, расширение, обобщение и систематизация знаний по различным темам, развитие и совершенствование экспериментальных умений и навыков.
Физический практикум делится:
1.Эксперимент с использованием компьютера.
2.Домашний эксперимент (используются самодельные приборы или предметы домашнего обихода).
3.Экспериментальные задачи (задачи, решение которых проверяется опытом, задачи, для которых исходные данные получают из опыта).
При решении экспериментальных задач исчезает формальный подход к обучению, развиваются внимание, творческое мышление, устраняются недостатки в знаниях, совершенствуются навыки в обращении с приборами.Домашний эксперимент приучает учащихся к расширению полученных на уроке знаний и добыванию новых, формируют экспериментальные умения через использование предметов домашнего обихода и самодельных приборов, развивают интерес.Возможности компьютера позволяют варьировать условиями эксперимента, самостоятельно конструировать модели установок и наблюдать за их работой, формировать умения производить расчёты в автоматическом режиме. Данный вид эксперимента способствует развитию пространственного воображения и творческого мышления.
Экспериментальная деятельность на уроках физики(из опыта работы).
Эксперименты и наблюдения поставляют человеку факты о природных явлениях, обеспечивая «живое созерцание», являющееся исходным пунктом процесса познания. Затем идёт анализ и осмысление этих фактов через мышление, что даёт возможность проникнуть в суть явления, процесса, установить связи, причины, следствия, объяснить закономерности, создать теорию явления. После этого гипотезы проверяют опытом. Приведу некоторые примеры использования различного вида эксперимента из опыта работы.
1.Демонстрация.Обычно на уроке демонстрации сопровождают объяснение материала. Учащиеся с интересом наблюдают за проведением того или иного опыта, но чаще всего являются пассивными слушателями. Для активной работы нужно создать такую ситуацию или так задать вопрос, чтобы ученики сразу включились в размышления. Их нужно поставить в роль первооткрывателей. Урок легче начать не с теории, а с проведения опытов. Причём опыты показать в такой последовательности, чтобы каждый ожидаемый вывод учащихся, в чём – то противоречил предыдущему. А затем предоставить возможность выбора из нескольких выводов одного – наиболее общего. Приведу пример такого урока в 11 классе по теме «Условия возникновения индукционный тока» (приложение 1).
2.Самостоятельное проведение учениками экспериментов. Замысел учителя на таких уроках не просто поставить перед учениками проблему, а сделать так, чтобы каждый школьник захотел её решить. Например, поставить учеников на один уровень с известными учёными. Таким приёмом я пользуюсь в 9 классе при изучении темы «сухое трение». После нескольких вступительных фраз, предлагаю ученикам разрешить спор учёных, который длился более 100 лет. Приведу эпизод данного урока. (приложение 2).
3.Фронтальные лабораторные работы. Как правило, таки работы проводим в конце темы по описанию, представленному в учебнике. Иногда эффективнее проводить работу в начале темы или в процессе её изучения, не опираясь на описание учебника. Можно работу усложнить, меняя параметры или одно тело, заменяя другим. Это позволяет убедиться в точности полученного результата. Таким образом, провожу лабораторную работу в 9 классе по теме «исследование зависимости силы упругости от деформации тела» на уроке «сила упругости. Закон Гука». Объяснив учащимся природу силы упругости, предлагаю самостоятельно исследовать зависимость силы от деформации. Для повышения эффективности используем разные образцы: пружины, резиновые нити, полоски из резины. Иногда работу провожу фронтально, иногда, в целях экономии времени по группам. Каждая группа исследует свой образец, затем сравниваем результаты и делаем выводы. Такие работы способствуют формированию у школьников экспериментальных умений и навыков, развивают интерес к предмету. Ученики сами ставят цель эксперимента, планируют этапы его проведения, формулируют выводы, самостоятельно усваивают материал. План – конспект работы приведён (приложение 3).
4.Домашний эксперимент. Вряд ли необходимо доказывать важность домашнего эксперимента, который увлекает детей, развивает самостоятельное техническое творчество. Домашний эксперимент можно проводить на простейших, имеющихся в каждом доме «приборах», или тех, которые ученик может сделать сам из подручного материала. Умение создавать полезные приборы и установки и использовать их является одним из индикаторов наличия у ученика инженерных способностей, которые необходимо поощрять и развивать. Многие учёные и педагоги убеждены, что серьёзное образование базируется только на основе самообразования. Недаром великий русский физик Н.А.Умов утверждал, что «всякое знание остаётся мёртвым, если в учащемся не развивается инициатива и самостоятельность». Рассмотрю одну из домашних экспериментальных работ, которую даю ученикам 8 класса по теме «параллельное соединение проводников» (приложение 4).
5.Решение экспериментальных задач. Особенность таких уроков – всё время отдано ученикам на самостоятельную работу с приборами. Эти занятия эффективны для повторения и закрепления усвоенного ранее материала. Урок строится с учётом индивидуальных возможностей учеников. Работа может быть организована фронтально, по группам или индивидуально. Прежде чем выполнить непосредственно работу, учащиеся должны составить структурно – логическую схему. В каждой схеме должны быть выделены две части: 1.нахождение выражения (формулы) для решения проблемы в общем виде;
2.сформулированы указания о том, каким образом определить каждую величину.
Этот приём придаёт работе разумную, всем понятную целенаправленность, обосновывает логикой последовательность выполняемых действий, связывает теорию и практику (приложение 5).
6.Физический практикум. Провожу в 9 – 11 классах в конце учебного года, с целью повторения и обобщения изученного материала. Класс делю на группы с учётом того, чтобы в группе были как сильные, так и слабые ученики. Этот приём позволяет включить в работу каждого ученика. Более сильные учащиеся в процессе выполнения работы дают консультацию тем, кто материал усвоил не полностью. Перед практикумом провожу консультацию, на которой обязательно даю перечень вопросов, без ответов на которые работу выполнить трудно. Сам практикум ученики должны выполнить самостоятельно (помощь учителя сводится к минимуму), проанализировать свою работу, подготовиться к её защите. На каждую работу выделяю по 2 урока. По каждому классу стараюсь подобрать такие работы, чтобы они охватывали весь материал данного курса. Приведу перечень работ в 9 – 11 классах (приложение 6).
7.Эксперимент с использованием компьютера. Данный вид эксперимента стал для меня возможен после приобретения лаборатории L – микро. В серию оборудования L – микро входят наборы для демонстрационных экспериментов «механика», «вращательное движение», «тепловые явления», «газовые законы», «оптика», «электричество», наборы для лабораторных работ «электричество», «механика», «оптика», «кристаллизация». В руководстве по выполнению эксперимента подробно изложен порядок его проведения. Приведу пример изучения изотермического процесса (приложение 7).
Заключение.
Итак, эксперимент, как педагогический метод, обладает широкими дидактическими возможностями. Интерес к нему как методу обучения обусловлен, в частности, тем, что данный вид заданий представляет учащимся достаточно редкую возможность самостоятельно выявить первопричину физического явления на опыте в процессе его непосредственного рассмотрения. Базируясь на самом простейшем оборудовании и даже предметах обихода, эксперимент приближает физику к нам, превращая её в представлениях учащихся из абстрактной системы знаний в науку, изучающую «мир вокруг нас». Тем самым подчёркивается практическая востребованность физических знаний, их значимость в обычной жизни. В учебном процессе, где широко используется эксперимент, нет исходящего от педагога потока информации, нет скуки, лени, пассивности учеников. Учитель ведёт ученика по пути субъективного открытия. При такой организации учебно – воспитательного процесса меняться в ученике могут все психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, а также отдельные качества личности – ответственность, самостоятельность и другие, т.е. развивается личность ребёнка в целом.
Для организации уроков с использованием любого вида эксперимента, учителям физики необходимо ориентироваться на уровень развития учеников, самим владеть методикой проведения эксперимента, уметь обучить школьников выполнять опыты.
При планировании уроков, учителям физики, могу порекомендовать использовать следующие подходы:
1) исследовательский подход, т.е. обучение через открытие. Этот вариант срабатывает при изучении материала.
2) заменять традиционные лабораторные работы на более интересные, добавив, например, дополнительное задание или изменить порядок работы. Желательно, чтобы алгоритм работы ученики составляли сами.
3) чаще использовать домашний эксперимент.
4) не в коем случае не отказываться от лабораторного практикума.
Чтобы ученикам легче было выполнить то или иное задание, можно познакомить их со следующим алгоритмом действий при постановке эксперимента:
1. Цель (что я хочу узнать?)
2. Замысел эксперимента
1) Какова идея опыта?
2) Что и каким образом будем изменять? Что на это должно реагировать?
3) Какие параметры остаются постоянными? Как добиться этого? Как следить за этим?
3. Оборудование (какие нужны приборы, материалы, какая должна быть установка для эксперимента: схема, рисунок)
4. Ход работы (план действий)
5. Результаты (что получено – цифры, факты…Их наглядные представления – таблица, схема, график)
6. Выводы (насколько точны результаты, расчёт погрешностей)
7. Обдумывание результатов и взгляд в будущее (как изменить опыт, чтобы результаты стали лучше? Можно ли продолжить исследование? Для чего? Как?)
Вывод.
Таким образом, изучив методику проведения эксперимента и его применения на уроках физики, я пришла к выводу, что эксперимент является самой важной частью любого урока. Все выше перечисленные формы эксперимента оправдывают себя. Так, например, изложенная методика решения экспериментальных задач с помощью логических схем даёт такие результаты: за один урок ученик решает обычно от 3 до 7 задач. Примерно от 40 до 60 % учащихся в классе получают хорошие и отличные оценки, а учитель только управляет учебно – воспитательной работой, её дифференциацией на основе учёта особенностей ребят.
Как правило, ученики далеко не все любят выполнять домашние задания. Если же домашний эксперимент можно выполнить с помощью подручных средств, то % выполнения такой работы достигает в среднем 95% . Кроме этого у ребят возникает множество вопросов после выполнения домашнего эксперимента, а это значит, что возрастает их интерес к предмету. Выполняя лабораторный практикум в конце учебного года, примерно 15% учеников повышают свои оценки. Практикум позволяет ещё раз повторить изученный материал, обратить внимание на вопросы вызывающие затруднения и разобраться в них. При использовании лаборатории L – микро ученик на лабораторной работе получает не набор приборов, а тематический комплект, который позволяет выбирать эксперимент по объявленной теме самостоятельно. Это даёт свободу творчества обучающемуся, учитель же, в свою очередь, получает возможность реализовать любые методы и приёмы, любой уровень дифференцированного подхода к учащимся. В результате всего этого материал усваивается лучше, повышается успеваемость, растёт качество.
Приложение №1. Тема урока: «Условия возникновения индукционного тока».
Цель урока: подвести учеников к выводу, что индукционный ток возникает при любом изменении магнитного потока, пронизывающего замкнутый проводящий контур.
Замысел учителя: поставить учеников в положение первооткрывателей явления ЭМИ, т.е. выдвинуть проблему, которую они должны решить, и предоставить им возможность действовать.
Ход урока: 1.На доске вычерчиваю условными обозначениями источник тока, катушка, гальванометр и ставлю вопрос: что надо сделать, чтобы получить ток? Ответ учеников: соединить все элементы.
Уберём источник, будет ли ток? Ответ учеников: конечно нет. Опыт 1: незаметно перемещаю магнит относительно катушки, появился ток (рисунок в учебнике . Противоречие: источника нет, а ток есть. Эту проблему решаем следующим опытом. Опыт 2: относительно катушки движется электромагнит (рисунок в учебнике). По 1 и 2 опыту ученики делают примерно такой вывод – всё дело в относительном движении источника магнитного поля и катушки. Опыт 3:при размыкании и замыкании цепи электромагнита, когда электромагнит не движется, тоже возникает ток (рисунок в учебнике). Опыт 4: при передвижении ползунка реостата возникает ток (рисунок в учебнике). Как это объяснить. Вывод учеников - появление тока вызывается переменным магнитным полем. Проблемный вопрос – а в постоянном магнитном поле можно получить индукционный ток? Ответ учеников обычно звучит нельзя. Опыт 5: в постоянном магнитном поле поворачиваем катушку, возникает ток. Как это объяснить? Путём обсуждения подвожу учащихся к выводу: меняется число линий магнитной индукции, пересекающих контур, т.е. меняется магнитный поток.
Получено три вывода, обобщая всё увиденное и услышанное, ученики делают общий вывод: индукционный ток в контуре возникает при изменении магнитного потока, пронизывающего его.Таким путём поставленная цель урока выполнена.
Приложение №2. Спор, который длился более 100 лет.
Леонардо да Винчи, известный итальянский скульптор, художник, учёный, предложив свои услуги в 1482 году в качестве инженера миланскому герцогу, занялся изучением трения. Он проводил опыты, удивляя своих учеников тем, что таскал по полу то свитую верёвку, то во всю длину. Его интересовал вопрос, от каких факторов, из перечисленных ниже, зависит сила трения (от площади, рода материала,нагрузки, степени шероховатости). И получил следующие ответы: нет, нет, да, да. В 1699 году французский физик Амонтон направил в Парижскую Академию наук письмо, в котором дал свои ответы на вопросы, поставленные Леонардо: нет, нет, да, нет. В течение 18 века насчитывалось до 30 исследований на эту тему. Их авторы соглашались друг с другом лишь по 3 вопросу, в остальных их мнения расходились. В 1748 году член Российской Академии наук, знаменитый математик, механик и физик Леонард Эйлер по всем вопросам согласился с Леонардо да Винчи. Французский учёный и военный инженер Шарль Кулон, работая инженером на военных верфях порта Рошфор на западном побережье Франции, изучал ситуации. В которых сила трения играет очень важную роль. Результаты свои он изложил в мемуарах, работа была опубликована в 1781 году. На все выше поставленные вопросы Кулон дал ответ да.
Задание: хотя спор давно решён, вам предлагается стать арбитрами в этом споре, проделать соответствующие опыты на предложенном оборудовании, выразить своё мнение по всем вопросам и заполнить последнюю строку предложенной таблицы.
Оборудование: динамометр, бруски из разных материалов, линейки деревянная и пластмассовая.
Приложение №3.
Лабораторная работа по теме "исследование зависимости силы упругости от деформации тела"
Оборудование: исследуемые образцы (пружинка, резиновая нить, полоска из резины), штатив, набор грузов, линейка.
ход урока.
1. оргмомент: учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку;
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют наличие оборудования.
2.актуализация знаний: учитель объясняет природу силы упругости, напоминает понятие деформации, формулирует тему урока; учащиеся записывают тему урока, необходимые формулировки.
3.целеполагание: учитель предлагает ученикам сформулировать цель работы, которая плавно вытекает из темы урока; Ученики формулируют цель: исследовать зависимость силы упругости от деформации тела.
4.подготовка к выполнению работы: учитель проводит с учениками фронтальную беседу по вопросам, предлагает составить на доске и в тетради план работы и таблицу результатов.
1.что нужно сделать, чтобы растянуть образец? 2.какие силы уравновешивают друг друга?
3.как рассчитать силу тяжести? 4.как измерить удлинение образца. Ученики отвечают на вопросы, самостоятельно составляют ход работы и таблицу результатов.
Порядок работы:
1.закрепить образец в лапке штатива, подвесить груз массой 100 г, измерить удлинение образца.
2.рассчитать силу тяжести. Она равна силе упругости. 3.опыт повторить с 2-я, с 3-я грузами.
4.заполнить таблицу результатов измерений. 5.построить график зависимости силы упругости от удлинения образца. 6.проанализировав график, сделать вывод. 7.выполнение работы: учитель наблюдает за работой учеников; ученики проводят эксперимент, заполняют таблицу, строят график, делают вывод.
6.анализ выполненного задания: учитель предлагает ученикам проанализировать работу. Формулирует закон Гука. Даёт дополнительное задание по определению коэффициента жёсткости исследуемого материала. Ученики анализируют полученный график, формулируют общий вывод. По одной произвольной точке на графике рассчитывают коэффициент жёсткости своего образца. Делают вывод о том, что коэффициент жёсткости зависит от рода материала.
7.подведение итогов урока: учитель анализирует работу учащихся на уроке, задаёт вопрос: что нового вы узнали? подчёркивает ещё раз основные моменты, задаёт домашнее задание; ученики систематизируют полученные знания, отвечая на вопрос учителя.
Приложение №4. Домашняя лабораторная работа по теме "Параллельное соединение проводников"
Цель работы: проверить законы параллельного соединения
1/R=1/R1+1/R2 I=I1+I2
Приборы: счётчик электроэнергии, 2 электрические лампочки (можно настольные лампы), часы.
Порядок работы:
1.выключить в квартире все электрические приборы, счётчик не должен работать.
2.записать начальное показание счётчика n1.
3.включить 1 электрическую лампочку минут на 20-30, затем, выключив её, снять новое показание счётчика n2. Подсчитать совершённую работу А1=n2 – n1.
4.используя формулу для работы тока А=IUt, подсчитайте ток I1, протекающий через 1 лампочку, используя закон Ома, рассчитайте её сопротивление R1=U/I1.
5.опыт повторите со второй лампочкой (лампочки должны быть разные), рассчитайте I2 и R2.
6.включите обе лампочки одновременно на то же самое время, рассчитайте общую силу тока I и общее сопротивление R обеих лампочек.
7.проверьте выполнение следующих законов:
1/R=1/R1+1/R2 I=I1+I2
8.начертите схему параллельного соединения двух электрических лампочек, сделайте вывод.
Внимание!!! При проведении эксперимента все единицы измерения величин должны быть в системе единиц СИ. Время проведения каждого опыта должно быть одинаковое.
Приложение №5. К уроку решение экспериментальных задач по теме "Тепловые явления" 10 класс.
Задание: определить тепловую мощность одной горящей спички.
Оборудование (для первого опыта): спички, весы с разновесом, часы, таблица «удельная теплота сгорания топлива». Ученики выстраивают логическую цепочку: 1. N=A/t; 2.А=U 3.;U=qm; 4. А=qm; 5. N=qm/t (масса измеряется на весах, время – часами, удельная теплота сгорания величина табличная).
Оборудование (для второго опыта): спички, часы, линейка, таблицы «плотность», «удельная теплота сгорания топлива».Логическая цепочка: 1.N=A/t; 2. А=U; 3. U=qm; 4. m=Vр; 5. V=lbh;
6. m=lbhр; 7. U=qlbhр; 8. N= qlbhр;/t (р - плотность)
Приложение №6. Примерные темы лабораторного практикума.
9 Класс.
1.измерение массы тела методом гидростатического взвешивания.
2.изучение закона сохранения импульса.
3.изучение закона сохранения энергии.
4.определение коэффициента полезного действия при подъёме тела по наклонной плоскости.
5.определение частоты и периода колебаний пружинного маятника.
6.изучение свойств магнитного поля и явления электромагнитной индукции.
7.изучение изменения скорости движения электрона в пузырьковой камере.
8.изучение треков заряженных частиц.
10 Класс.
1.определение размеров молекулы растительного масла.
2.проверка уравнения состояния газа.
3.измерение поверхностного натяжения воды методом отрыва капель и поднятия жидкости в капилляре.
4.определение температуры и удельной теплоты плавления – кристаллизации парафина.
5.определение удельной теплоёмкости твёрдого тела.
6.изучение параллельного и последовательного соединения конденсаторов.
7.определение заряда и ёмкости конденсаторов.
8.изучение зависимости сопротивления полупроводников от температуры.
11 Класс.
1.изучение свойств магнитного поля и условий получения индукционного тока.
2.изучение явления самоиндукции.
3.изучение колебаний пружинного маятника.
4.изучение резонанса в электрическом колебательном контуре.
5.определение индуктивности катушки.
6.определение ёмкости конденсатора.
7.определение фокусного расстояния рассеивающей линзы.
8.определение силы света электрической лампы.
Приложение №7. "изучение изотермического процесса".
1.подготовка эксперимента.
1)Закрепить в штативе элементы установки.
2)Установить поршень в среднее положение.
3)Присоединить датчик давления к сосуду с изменяемым объёмом.
4)Присоединить датчик давления к разъёму 1, датчик объёма к разъёму 2.
5)Перевести поршень в положение 30 мл.
2.проведение эксперимента.
1)Запустите программу.
2)Выберите раздел «Молекулярная физика».
3)Выберите пункт меню «Изотермический процесс».
4)Нажмите кнопку «настройка оборудования».
5)Нажмите кнопку «проведение эксперимента».
6)Нажмите кнопку «пуск».
7)Переведите поршень из минимального объёма в максимальный.
8)Для завершения регистрации данных нажмите кнопку «стоп»
9)Выберите точки графика, выделив их красным цветом, нажмите кнопку «обработка».
3.обработка данных.
1)на первом экране зависимость давления от объёма Р=f(V), для перехода на следующий экран кнопка «далее».
2)На этом экране те же данные перестраиваются в координатах (1/V, P)
3)Нажмите кнопку «прямая» для вывода на экран прямой линии, затем кнопку «далее».
4)В координатах (V, P) представлена зависимость P=f(V).
5)Нажмите кнопку «функция» для вывода на экране гиперболической зависимости и её уравнения.
6)Для выхода из режима нажмите кнопку «enter».
Подобные алгоритмы представлены в руководстве по каждому эксперименту.
Используемая литература:
1.Вахтомин Н.К. Практика – Мышление – Знание. К проблеме творческого мышления. – М.: Наука, 1978 – с 112.
2.Павлова М.С. Физический эксперимент – способ развития творческого мышления //Физика в школе, 2006, №1 – с 14 – 20.
3.Браверман Э.М. Самостоятельное проведение учениками экспериментов //Физика в школе, 2000, №3 – с 43 – 46.
4.Браверман Э.М. Урок физики в современной школе - М.: Просвещение,1993 – с 114.
5.Смирнов А.П. физический практикум Российского Невтона – М.: Кругозор, 1995 – 223 с.
6.Давиден А.А. Лабораторные работы в процессе обучения физике //Физика в школе, 2000, №5 – с 46.
7.Гуревич Ю.Л. Обучение приёмам мыслительной деятельности на уроках физики //Физика в школе, 1999, №4 – с 43.
8.Хоменко С.В. Газовые законы и свойства насыщенных паров. Руководство по выполнению эксперимента. – М.:МГИУ, 2007. – 30 с.
9.Дик Ю.И. Физический практикум для классов с углублённым изучением физики. – М.: Просвещение, 1993 – 206с.
10.Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе. – М.: Просвещение, 1988 – 170 с.
11.Шахмаев Н.М. Физический эксперимент в средней школе. – М.: Просвещение, 1991 – 225 с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока физики в 7 классе по теме: Строение вещества
Конспект урока физики для 7 класса по теме: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
Конспект урока физики в 7 классе по теме: Взаимодействия молекул
Конспект урока физики в 7 класса по теме: Агрегатные состояния вещества
Похожие статьи:
Конспект урока физики 8 класс
Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников
Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока
Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе
Методическая разработка урока по физике 9 класс