Проект учащихся 4 класса «Вода – источник творчества и вдохновенья»
Авторы: ученики 4 класса Боровиков Артем, Кукарских Кирилл, Кондрашин Степан, Махоньков Никита, Мустафаев Руслан и учитель начальных классов Матюшина Ирина ЮрьевнаСодержание
Введение
1. Актуальность выбора темы проекта
2. Этапы реализации проекта
3. Выполнение проекта
3.1. Работа с литературой
3. 2. Интервью местных поэтов
3. 3. Создание сборника стихов
3.4.Экспериметальная работа
3.5.Создание фото – коллажа и видеоролика
Заключение
Источники информации
Приложение 1. Сборник произведений о воде
Приложение 2. Фото - коллаж
Приложение 3. Презентация
Приложение 4. Видеоролик
Тема: «Вода – источник творчества и вдохновенья»
Тип проекта: информационно-исследовательский
Гипотеза исследования: может ли вода вдохновлять людей на творчество.
Цель исследования: доказать, что вода - один из уникальных ресурсов, вдохновляющих людей на творчество.
Задачи проекта:
Теоретические:
Учиться отбирать необходимый материал.
Развивать коммуникативные навыки.
Освоить новую технику рисования, программу «АвтоКОЛЛАЖ».
Выяснить, в чём уникальность воды.
Практические:
Создать электронную презентацию, сборник произведений о воде, музыкальный видеоролик, фото-коллаж «Наша красавица Ница».
Организовать выставку рисунков учащихся.
Провести презентацию проекта для начальной школы и родителей.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ литературы из библиотек.
2. Поиск информации в Интернете.
3. Наблюдение, сравнение.
4. Встречи, интервью с местными поэтами.
5. Экскурсия в природу.
6. Экспериментальная работа.
Команда: «Росинка»
Наш девиз: «Росинка – капелька России
Синь рек, озер, ручьев.
Нет нашей Родины красивей,
О ней рисуем и о ней поем»
Наша эмблема:
Введение
«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь. Тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. Ты – величайшее в мире богатство….»
А. Сент – Экзюпери.
Вода... В течении дня мы много раз слышим это слово, используем воду для умывания, приготовления чая, пищи, стираем, моем посуду, убираем жилища. Тихие пруды и озёра, заводи и речки ласкают взоры, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя синеву неба, сверкание звёзд и сияние Луны. Можно часами любоваться их красотой. Вода не только видима, но и слышима нами: в журчании ручья, в плесках моря, в штормовом гуле океана и в шуме дождя, она может принимать вид то снежной пушинки, то тумана, то дождя, то превращается в облако.
Актуальность выбора темы проекта
Выбор темы нашего проекта не случаен. Вода уникальна. Разве можно пройти мимо этой красавицы? Загадочные свойства воды издавна привлекали к себе внимание ученых. Греческий ученый, первый философ древности Фалес считал, что вода есть основа, а все остальное образуется от нее. И здесь есть своя правда. Мы часто слышим, как говорят: «Вода – богатство, вода – жизнь, вода – источник». Источник жизни для людей, животных и растений, несомненно!
В ходе работы над проектом мы решили узнать какую же роль еще выполняет вода в нашей жизни, доказать её уникальность, ее возможность вдохновлять людей на творчество.
Этапы реализации проекта
этап - организационно- подготовительный
Содержание деятельности
Поиск и сбор произведений о воде
Ответственный - Мустафаев Руслан
Предполагаемый продукт - сборник произведений о воде.
Сбор фотографий и рисунков о воде
Ответственный - Боровиков Артем
Организация выставки в школе(биографии, стихи, фото - коллаж)
Ответственный - Кондрашин Степан
Интервью с местными поэтами.
Ответственный - Кукарских Кирилл
Музыкальный видеоролик, презентация
Ответственный - Махоньков Никита
(информационный) этап
Содержание деятельности
Изучение литературы
Форма организации
Работа в библиотеке и поиск информации в Интернете
Промежуточный продукт
материалы к презентации проекта
(практико-ориентированный) этап
Содержание деятельности
1 Интервью поэтов
2 Организация выставки
3 Выпуск сборника
4 Создание видеоролика,коллажа
5 Экспериментальная работа
Форма организации
Беседа
Выставка
Творческая лаборатория
Творческая лаборатория ИКТ
Творческая лаборатория ИЗО
Промежуточный продукт
Биографии, стихи, сборник
Выставка рисунков
Видеоролик
Коллективный рисунок
Презентация результатов
Презентация проекта для учащихся начальных классов и родителей.
Форма организации - Конференция
Промежуточный продукт - творческий отчет
Выполнение проекта.
Работа с литературой
Сначала мы определили фронт работы, обсудив в классе тему проекта и актуальность её выбора. Затем выбрали под - темы проекта, распределили обязанности. С помощью учителя определили источники информации: книги, интернет, местные поэты. Потом мы самостоятельно работали по своим индивидуальным заданиям, обсуждая собранный материал в классе.
Мы решили узнать, как же наши предки относились к воде? Конечно, в первую очередь мы вспомнили детские сказки о воде, прочитали множество стихов русских поэтов. Мы просмотрели учебники по литературному чтению, побывали в школьной и сельской библиотеках,
поискали информацию в интернете и выяснили, что больше всего произведений о воде писали следующие поэты: Бальмонт К.Д., А.С. Пушкин, А.А.Фет, Ф.И. Тютчев, М.Лермонтов, И.Бунин, И.С.Никитин, С.А. Есенин. Например, у Бальмонта есть такое удивительное стихотворение об обычной росинке:
РОСИНКА
Росинка дрожала
На тонком листке.
Речонка дышала,
Шуршала в тростнике.
В росинку гляжу я,
И вижу, что в ней
Играет, ликуя,
Так много огней.
Их еле заметишь,
Так малы они.
Но где же ты встретишь
Такие огни?
Нам так понравилось это стихотворение, что мы решили назвать свою команду «Росинка». Прочитав сказки, стихи о воде, мы узнали, что раньше воду считали чудом природы, относились к ней благоговейно и трепетно. В народных сказках герои возрождались с помощью "живой воды". О воде сложены пословицы и поговорки. Легенды и мифы рассказывают о стихийной силе и мощи воды, о её животворящей силе. Песни воспевают её красоту. У наших предков существовала традиция обустраивать родники, копать колодцы. И заботиться о них. Этим признавалась важность воды в жизни человека.
Не обошли мы вниманием и устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, мифы, легенды, приметы. В фольклоре разных народов можно выбрать многочисленные высказывания, представляющие то или иное отношение к воде, к ее роли в жизни, смыслу. Даже нашли фразеологизмы о воде. А поработав со словарем, нашли их значение.
Фразеологизм Его значение
биться как рыба об лед настойчивые, но напрасные усилия
буря в стакане воды большие волнения по ничтожному поводу.
вилами по воде писано еще неизвестно как будет
воды в рот набрал молчит и не желает отвечать
воду в решете носить заниматься бесполезным делом
выйти сухим из воды остаться безнаказанным
водой не разольешь о крепкой дружбе
Интервью местных поэтов
Мы встретились с некоторыми поэтами нашего села, описывающими воду в своих стихах.
Вялкова Зинаида Михайловна родилась в 1954 г. в с. Краснополянское. Закончила 8 классов и поступила в Ирбитское медицинское училище, по направлению приехала в с. Городище. Первые стихи пробовала писать в школе. Зинаиде Михайловне нравится писать о природе, о своём селе. Родина для неё – это село Городище, здесь она создала семью, родились дети. У нее много стихов о природе. Вот отрывок из стихотворения «Ница»:
В меру тихая, в меру быстрая,
От истока и до конца.
Ты несёшь свои воды чистые,
Наша речка, наша Ница.
Быть всегда такою красавицей,
Отражать в себе облака,
Чистотой своей людям нравиться.
Вот призванье твое, река…
Макушин Владимир Дмитриевич родился в 1950 году 26 января в д. Макушина. Жил на берегу реки Ницы. Писать он стал рано, Его стихи о том, где родился, жил, работал, о природе, о Родине, любви, семье, мечтах, пережитом и будущем – обо всём, что нас окружает и без чего немыслимо стремление к счастью. Автор подарил свои сборники стихов в районную библиотеку, в библиотеку села Городище и в нашу школьную библиотеку. А летом прошлого года мы ездили на экскурсию на родину Владимира Дмитриевича и почитали его стихи возле его родного дома.
Есть у него стихотворение со странным названием «Иностранка»:
Мимо маленькой станции
Средь полей ты течешь,
Говорят, что из Франции
Свое званье несешь.
В Зауралье далеком,
Разлилася краса,
В крае том синеоком,
Протекает Ница.
Речка с именем странным
В обрамлении берез,
Не слогом иностранным
Душу рвешь ты до слез.
Кузеванова Антонина Валентиновна родилась в 1958 г. в д. Ларина Байкаловского района. В 1976 году закончила Ирбитское педагогическое училище по специальности воспитатель. Является музыкальным работником детского сада. Занимается различными видами рукоделия: вышивка ковров, работы из соломки, поделки из соленого теста. Антонина Валентиновна написала песню о Городище, в которой есть такие слова:
А весною в цвету утопает село,
Соловьиные трели слышны до утра.
Катит волны Ница, отражая синь неба,
За рекою гудят трактора.
А еще неподалеку от Городища протекает удивительный ключик имени Стружкова С.В. Вода в роднике чистая, вкусная, полезная. Мы нашли в архиве нашей школы стихи наших бывших учеников о роднике. Особенно нам понравилось стихотворение Кузевановой Ольги (вып. 2012 года)
Макушинский родник
Недалече от села
На макушинской горе
Из земли течет вода
Лучше не сыскать нигде.
И во всем районе знают
Как водица хороша,
Сделай только три глоточка
Запоет твоя душа.
Мы родник наш охраняем. За порядком там следим
И за то своей целебной
Нас водицей он поит.
Создание сборника стихов
Мы поработали с литературой, в которой представлены произведения о воде, нашли стихи наших местных поэтов о воде, и у нас возникло желание создать свой сборник стихов и сказок «Вода – знакомая незнакомка» (см. приложение №1). А на уроках ИЗО мы выполнили рисунки, в которых передали свои чувства, как например, на картинах И.И.Левитана «Весна. Большая вода» и «Вечерний звон» вода спокойна и радостна, а на картинах И.Айвазовского бурная и непредсказуемая. Мы постарались в своих рисунках передать свое отношение к воде.
Экспериментальная работа.
Так изображают воду в своих произведениях поэты и художники, а может ли сама вода творить красоту? Мы захотели это проверить и решили порисовать водой. Но вода пропитала бумагу, а когда высохла, то рисунок оказался бесцветным. Тогда мы добавили в воду немного краски, а чтоб рисунок был необычным, воздушным, мы добавили жидкое мыло и получили цветные мыльные пузыри. Так мы придумали нетрадиционную технику рисования – цветными мыльными пузырями. Сначала мы выдули большой мыльный пузырь, промокнули лист бумаги на нем и получили интересный отпечаток. Потом немного пофантазировав, мы добавили еще несколько таких шариков и получили что-то похожее на снеговика. А дорисовав с помощью красок и фломастеров мелкие детали, мы получили вот такой рисунок:
Так мы доказали еще одну уникальность воды: ею можно рисовать, если немного проявить фантазию и творчество.
Создание фото – коллажа и видеоролика.
Мы собрали фотографии нашей красивой реки Ницы. Разве можно пройти мимо этой красоты? Мы решили освоить новую ИКТ – программу «ФотоКОЛЛАЖ»» и на уроке информатики выполнили фото – коллаж (см. приложение № 2). А вспомнив детские песни, в которых упоминается вода, на уроке музыки выбрали мелодию и, написав для нее слова, выполнили видеоролик для нашего выступления.
Заключение
Вода – один из уникальных и ценных ресурсов, необходимых всему живому на Земле. Восточная поговорка гласит: «Где вода, там жизнь. Где кончается вода, там кончается земля». А в русской примете вода успокаивает и залечивает душевные раны. Работая над проектом, мы доказали ее уникальность и возможность вдохновлять людей на творчество. Мы научились рассматривать выбранную тему с разных точек зрения, научились достигать поставленной цели. Научились выполнять видеоролик и фото – коллаж. Проявили свое творчество: написали стихи, нарисовали рисунки, провели эксперимент в технике рисования мыльными пузырями.
Источники информации
1. Арабаджи В. «Загадки простой воды» М.: Знание, 2001 г
2. Архангельский В. «Путешествие капли воды» М.: Изд-во «Детская литература» 2004 г.
3. Детская энциклопедия. «Я познаю мир» 2010г.
4. Сборник стихов «Стихи русских поэтов», М.: Изд-во «Детская литература», 1999г.
Рекомендуем посмотреть:
Проект для 3-4 класса с презентацией на тему: Цветы
Применение метода проектов во внеурочной деятельности в 4-6 классах
Проект с презентацией, 4 класс
Проектная работа учащего 4 класса. Рогожский парк
Похожие статьи:
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир
Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе
Мероприятие в школе на формирование ответственности и гражданственности