Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект с презентацией, 4 класс

Проект ученицы 4-го класса на тему: Бабочка Махаон
Автор: Пахмутова Камилла
Руководитель: Юрьева Виктория Викторовна
Введение.
Актуальность темы.
Бабочки – одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, яркость окраски их крыльев поистине сказочная! Вовсе не случайно называют бабочку символом красоты и радости. Люди всегда любили этих нарядных и веселых летуний. Это отражено даже в именах, которые им придумали ученые. В прекрасную бабочку «превратился» бог красоты Аполлон. Именем Атласа, одного из легендарных титанов, державших на плечах небесный свод, названа бабочка –великан, живущая в Индии. Бабочка Аглая носит имя древнегреческой богини радости, Гарпия названа в честь богини вихря, а Геба – в честь богини юности. Нежные, прелестные создания – бабочки – неизменно радуют наш глаз. Смотря на них, мы становимся ближе к природе, снимаем напряжение нашей стремительной, беспокойной жизни.
«Чудо переходящих одно в другое состояний, это чудо превращения вялой гусеницы, тупой куколки в нежно-прекрасную бабочку, глубоко трогало человека, стало для него подобием собственных душевных превращений, подарило ему надежду на то, что когда-нибудь он оторвется от земли и поднимется в озаренные светом сферы вечности».
Э. Эппли
Меня всегда привлекали бабочки. Отдыхая с родителями на природе, мы любуемся, наблюдаем, как они летают, как бесшумно опускаются на цветок. Мне захотелось узнать о бабочках как можно больше. В природе отследить стадии превращения гусеницы в бабочку сложно, поэтому я решила сделать это в домашних условиях. В их жизни немало интересного, и эти знания мне пригодятся.
Цель:
- в домашних условиях провести наблюдение за таинством превращения гусеницы в бабочку и внести свой посильный вклад в увеличение популяции бабочек.
Задачи:
- изучить понятие «лепидоптерология» – наука о бабочках;
- ознакомиться с научной и познавательной литературой, в которой рассказывается бабочках (Бабочки в мифах, легендах и в картинах);
- на практике отследить все стадии развития бабочки;
- доказать, что мир бабочек многообразен;
- познакомиться с образом жизни бабочек;
- определить значимость выполнения экологически правильного отношения к окружающей природе, уметь объяснять, почему не нужно ловить бабочек.
- сохранить красоту окружающего мира – бабочек, вырастить бабочку своими руками и отпустить ее на волю.
Глава 1. Лепидоптерология – наука о бабочках
Красивое слово? Лепидоптеролог – человек изучающий бабочек. Название профессии, как и слово лепидоптерология – наука о бабочках, произошло от латинского lepidoptera – бабочка. Часто лепидоптерологи совмещают свою работу с профессией эколога, географа или орнитолога. Человека просто увлекающегося бабочками называют лепидоптеристом.
1.1. Многообразие мира бабочек
Бабочек известно около 200 000 видов, все они характеризуются наличием особых уплощенных волосков на крыльях – чешуек. Нередко дети думают, что бабочки покрыты пыльцой цветов, и если ее стереть, то потом легко насыпать сверху новой, например, с тычинок лилий. Однако эта «пыльца» – чешуйки. Если их стереть и при этом потрепать крылья, хрупкие насекомые не смогут летать и долго не проживут.
У многих чешуекрылых хорошо развиты хоботки. Все бабочки развиваются из гусениц, которые окукливаются. Одни бабочки питаются нектаром цветов, другие – соком деревьев и забродившим соком фруктов, третьи не против перекусить пометом и слезами животных, а так же грязью, чтобы восполнить недостаток минеральных солей.
Любопытно, что существуют даже бабочки-«вампиры». «Вампирами» являются только самцы некоторых мелких совок из рода калиптра, а самки калиптры предпочитают сок фруктов.
В Приморье, а иногда в Подмосковье и Ленинградской области встречается бабочка калиптра василистниковая (вид открыт ещё в 1790!). Это мелкая светло-серая совка. Она при случае может не только пить кровь из открытой раны, но и прокалывать кожу хоботком.
Существуют бескрылые бабочки! Например, самка волнянки античной. Еще эту бабочку называют кистехвостом обыкновенным. Многие волнянки не питаются, а живут лишь за счёт запасов, накопленных гусеницей.
Превратившись в бабочку, самочка даже не выходит из кокона. У такой неподвижной толстой самки образуется много яиц, около ста, и все они прикрыты коконом. Так природа заботится о будущем потомстве волнянки – гусениц будет много, и они защищены плотным коконом.
В местах, где встречаются редкие белые кувшинки, можно найти другую бабочку-подводницу – кувшинковую водную огневку. Подросшие гусеницы этого вида сооружают себе убежища из листьев, наполняя их пузырьками воздуха. Гусеницы повсюду таскают с собой такой воздушный мешок. Окукливается гусеница в этом же мешке. Появившаяся на свет бабочка (оба пола у кувшинковой огневки крылатые) всплывает на поверхность, подобно буйку. Обсохнув на первом попавшемся листе, бабочка улетает. Изучать водных насекомых трудно, поэтому сведений о них не так много.
Это лишь малая часть всего многообразия мира бабочек, которая приводит в изумление своим разнообразием видов, красок, форм.
1.2. Бабочки в мифах, легендах и в картинах.
Бурный расцвет чешуекрылых пришёлся на середину мелового периода (около 100 млн. лет назад) и уже несколько тысячелетий бабочки будоражат воображение человека. В эпоху палеолита бабочка олицетворяла богиню «Великую мать», владевшую всем сущим на земле. Существовали поверья о том, что ведьмы могут превращаться в бабочек, что бабочки способствуют зачатию и предвещают войну (например, римляне называли бабочку feralis — «свирепая»), что бабочки — это души умерших. Кроме того, во многих культурах бабочка символизирует преходящий характер радости. Древние римляне считали, что бабочки — это цветы, которые сорвал ветер.
Изображения этих крылатых созданий оставили на фресках египтяне еще 3.5 тысячи лет назад. Вполне возможно, что искусство мумификации умерших возникло из подражания действиям гусеницы, превращающейся в бабочку.
Люди окружали бабочек легендами и мифами. Древние представления о них связаны с самыми главными для человека понятиями: жизнь и смерть, душа, любовь, счастье.
Эльфы — духи воздуха, пришедшие к нам из скандинавской мифологии, изображались в виде маленьких человечков с крыльями бабочки.
В древнеяпонской классике впервые описан обычай выпускать на свадьбе пару живых бабочек. В Японии это насекомое считают символом эстетической радости, женской суетливости; пара бабочек символизирует супружеское счастье.
С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь к бабочке обратился Будда со своей проповедью.
В Заире, Центральной Азии, Мексике, Новой Зеландии встречается изображение души в виде бабочки. В Древней Мексике бабочка относилась к атрибутам бога растительности, весны и любви, «Принца цветов» Шочипильи. Кроме того, она была связана с Солнцем и являлась символом колышущегося огня.
В разных районах России при виде бабочки или мотылька говорят: «Вот чья-то душка летает». Иногда их и называют душами или душечками. По поверью поляков, душа умирающего покидает тело в виде бабочки.
В христианстве стадии развития бабочки олицетворяют жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочка иногда изображается в руке младенца Христа, что символизирует возрождение и воскресение души. На картинах, изображающих жизнь в раю, крылья имеет душа, которую Творец помещает в тело Адама.
Райский сад ассоциируется с обилием цветов и порхающих бабочек.
Пролистав несколько каталогов с картинами, я смогла найти несколько библейских сюжетов с изображениями бабочек. На картине неизвестного мастера (ок.1410 г.) «Райский сад» — сцена происходит внутри цветущего сада окружённого стенами: цветы, плоды, бабочки и птицы имеют символический смысл, «описывая» добродетели Девы Марии.


Дальнейшее развитие эта идея получила в представлении о том, что все бабочки — это души, запозднившиеся на земле, иные навсегда, иные в ожидании ухода в чистилище. Поэтому любая случайно встреченная бабочка может оказаться душой родича или друга, и ее ни в коем случае нельзя убивать или наносить ей какой-либо вред.
Глава 2. Лепидоптерология и ее роль в жизни современного человека.
2.1. История моей коллекции.
В 2010 году на летних каникулах я гостила у бабушки в Республике Марий Эл. Мы с бабушкой пошли в сад собирать укроп для зимних заготовок. И каково было наше удивление, когда придя домой мы обнаружили «маленького гостя»-гусеницу которую мы принесли вместе с зеленью. У детей всегда много вопросов к родителям как , откуда, почему? Когда на очередной мой вопрос «откуда берутся бабочки?» я получила ответ «из гусениц» мне стало интересно, как же это происходит. Отследить все стадии развития бабочки в природе сложно и поэтому я решила сделать это в домашних условиях.
Нашего маленького гостя я посалила в баночку вместе с той веткой, на которой он сидел. Каждый день я приносила новые веточки корма и моя гусеница подрастала. Гусеница была малюсенькой, но аппетит у нее был огромный. Наступает момент, когда ее брюшко уже не вмещает все съеденное и вот-вот лопнет. Тогда гусеница находит укромное место и терпеливо ждет. Через день-два, шкурка на спине у головы лопается, и из нее выползает обновленная гусеница, уже увеличенная и ужасно голодная. Этот процесс называется линькой. Это повторилось 5 раз, пока при последней линьке она не превратилась в неподвижную куколку.
Проходит еще некоторое время и сквозь покровы куколки начинает просвечивать рисунок будущих крыльев, появляются цветные пятна, высвобождаются усики и вслед за ними появляются изумрудные глаза. (Рис.7.)

Постепенно вся бабочка появляется из кокона и начинает выпрямлять свои изумительные по красоте крылья. В 2010 году я не знала какая бабочка появится, да мне это было неважно, так как цель стояла отследить стадии развития бабочки. А в 2012 году я уже целенаправленно искала гусеницу бабочки махаона, чтобы повторить прошлый эксперимент. Я уже точно знала где живет, чем питается гусеница и мои усилия оказались не напрасными. Гусеницу я нашла в Республике Марий Эл, бабочка появилась уже, когда мы приехали домой в Московскую область. Тем самым я внесла свой посильный вклад в увеличение популяции бабочек махаон в Московской области.
2.2. Бабочка махаон.
Махаон назван шведским натуралистом Карлом Линнеем в честь врача-хирурга, сына Асклепия и Эпионы, принимавшего участие в походе греков на Трою во время Троянской войны (1194 до н. э. — 1184 до н. э.)
Самка махаона откладывает яйца, зависая в воздухе, на нижнюю сторону листа или на боковую поверхность стебля кормовых растений. За один подлет бабочка откладывает 2, иногда 3 яйца. Всего одна самка за свою жизнь откладывает до 120 яиц. Яйца имеют полушаровидную форму, цвет зеленоватый или серо-желтый с красновато-коричневым верхом и средней частью, через время их окраска изменяется на голубоватую, с черным рисунком. Стадия яйца — 6 — 7 дней.(Рис.1)

Гусеница 1-е поколение гусениц с мая по июнь, 2-е — с августа по сентябрь. Первоначальная окраска гусеницы черная, с красными «бородавками» и с большим белым пятном на спинке. По мере роста гусеницы бородавки исчезают, гусеница приобретает зеленую окраску с черными поперечными полосами. На каждой черной полосе располагается 6 — 8 оранжево-красных пятен. (Рис.2 и 3)


При раздражении гусеница выдвигает позади головы железу, называемую осметрий. Она представляет собой два длинных оранжево-красных рожка. В случае опасности гусеница выдвигает осметрий наружу, поднимает переднюю часть тела вверх и назад, выделяя оранжево-желтую жидкость с едким неприятным запахом. Так защищаются только молодые и средневозрастные гусеницы, взрослые гусеницы при опасности железу не выдвигают. ( Рис 4)

Предпочитает питаться цветками и завязями, реже листьями на кормовых растениях. К концу своего развития гусеница почти не питается.(Рис.6)

Окукливание происходит на стеблях кормового растения либо на соседних растениях. Цвет куколки зависит от цвета субстрата — летние куколки зеленого или желтоватого цвета, покрытые мелкими черными точками. Зимующие куколки — бурой окраски, с черным головным концом и толстыми рожками на голове. В Центральной Европе стадия летней куколки продолжается 2—3 недели, у зимующих куколок — несколько месяцев.( Рис.5,8)

Размах крыльев самцов 64—81 мм, самок — 74—95 мм. Основной цвет фона крыльев — интенсивно-жёлтый . Передние крылья с чёрными пятнами и жилками, и с широкой чёрной каймой, с жёлтыми лунообразными пятнами у внешнего края крыла. Задние крылья имеют «хвостики» до 10 мм. Окраска задних крыльев с синими и жёлтыми пятнами, красно-бурый глазок, окруженный чёрным, располагается в углу крыла.(Рис.9,10,11)


Махаон относится к редким видам и занесен в Красную книгу. Сокращение вида связано, в первую очередь, с уничтожением мест обитания бабочки, а также в связи с отловом.
Обитает в хорошо прогреваемых участках, где произрастают кормовые зонтичные растения. На севере встречается в разных типах тундр. В лесном поясе — предпочитает луга различного типа, опушки, поляны, обочины дорог, берега рек. Одиночные особи при высоких миграционных возможностях могут залетать в крупные города.
Заключение.
На данный момент в моей коллекции две бабочки Махаон, которых я вырастила и выпустила в природу. А для себя сделала фотографии процесса превращения гусеницы в бабочку. Теперь я знаю, как из невзрачной гусеницы появляется изумительная по красоте бабочка.
В дальнейшем я планирую пополнять свою коллекцию. А летом 2013 года мне бы хотелось вырастить бабочку Павлиний глаз. Из литературы я узнала, где обитает, чем питается гусеница бабочки Павлиний глаз. (Рис.12,13)

Казалось бы жизнь бабочек беззаботна, однако у них очень много врагов (птицы, ящерицы, лягушки). От природных врагов бабочек защищает цвет крыльев, яд. Только против человека бабочка бессильна! Уничтожение бабочек приводит к нарушению природного равновесия (ловим бабочек причиняем вред и бабочкам и цветам).
В настоящее время более ста видов бабочек занесены в Красную книгу (среди них и Махаон). Немало им навредили ребятишки, гоняющиеся с сачком в руках. Тот кто серьезно увлекается бабочками может, конечно, собирать и оформлять коллекцию - нужное и полезное учебное пособие. Но нам с вами неспециалистам лучше любоваться бабочками ранней весной и летом. Ни одна коллекция с застывшими на булавках мертвыми насекомыми не принесет той живой радости, которую ты испытываешь, когда видишь как появляется на свет и вспорхнув с твоих рук улетает в непознанный мир это чудное существо.
Есть такое выражение, что красота спасет мир. Мое увлечение бабочками помогает мне раскрыть всю прелесть окружающего нас мира через ее маленький, но многогранный мир бабочек. Мое новое увлечение дает мне идеи для творчества. Я очень люблю лепить из пластилина и в моей пластилиновой коллекции появились бабочки.
Кроме того, я научилась внимательно относится тому, что нас окружает, терпеливо идти к намеченной цели. Так как все процессы, происходящие в природе, не моментальны и, чтобы достичь результата, иногда достаточно набраться терпения и ждать.
Изучая, где живут, чем питаются, как появляются на свет бабочки, я познакомилась с такой наукой как биология. В школе мы ее еще не изучали, но меня заинтересовала эта наука, которая в дальнейшем сможет дать ответы на многие мои вопросы.
Но главная ценность моей коллекции заключается в том, что с ее помощью обогащается мой внутренний мир. Она помогает мне расширять кругозор
Таким образом, можно сделать вывод, что по мере того как растет моя коллекция, расту как личность и я.
Рецензия.
Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад.
Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор.
Работая над данным проектом, Камилла не только познакомилась с тем, где живут, чем питаются, как появляются на свет бабочки сама, но и обратила на изучение этого вопроса внимание членов своей семьи. Ведь семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь.
Родные и близкие девочки оказывали всестороннюю поддержку, едва только в ней проснулся интерес к исследованию метаморфоза. Не просто показали картинки, не отмахнулись со словами «Вырастешь- поймёшь!», а предложили всё увидеть своими глазами, вырастить свою бабочку из невзрачной гусеницы. Работа над проектом предполагает приложение больших усилий, старательности, усидчивости и внимания. Всё это в полной мере проявила Пахмутова Камилла. Бабочками в той или иной мере увлекаются почти все дети, но не у всех интерес идёт дальше простого любования или рисования. Попытка осознать связь между гусеницей и красавицей-бабочкой привела Камиллу к почти научному изучению механизма этого превращения. На уроках окружающего мира во 2 классе она впервые показала фотографии бабочки, появившейся на её глазах, а в 4 классе, освоив работу в графическом редакторе Microsoft Power Point, предложила одноклассникам познакомиться поближе с предметом своего исследования - бабочкой махаон.
Ей удалось удивить и поразить одноклассников, а главное – привлечь их внимание к проблеме исчезновения целых видов данных насекомых и показать возможность оказания помощи в деле сохранения их численности в природе.
Главным достижением данной работы я считаю тот факт, что в процессе работы над проектом Камилла Пахмутова начала осознавать, как исследование влияет на её собственное развитие. На достигнутом она не остановится, и меня как учителя это только радует.

Библиография.
1. Мир вокруг нас . Учеб. Для 4 кл . нач. шк. В 2ч. Ч .1/А.А Плешаков , Е.А.Крючкова.-4-е изд. –М.: Просвещение , 2009г.-207с.
Презентация на тему: Бабочка Махаон

Рекомендуем посмотреть:

Проект для 3-4 класса с презентацией на тему: Цветы Применение метода проектов во внеурочной деятельности в 4-6 классах Проект учащихся 4 класса Проектная работа учащего 4 класса. Рогожский парк

Похожие статьи:

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе

Мероприятие в школе на формирование ответственности и гражданственности

Опубликовано: 3389 дней назад (4 августа 2015)
Просмотров: 13564
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!