Окружающий мир - 1 класс. Конспект урока
Автор: Марченко Лариса Нестеровна,учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1955 г.Москва.Предметный урок по ФГОС.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века»
Тема:«Жизнь птиц»
Цель:познакомить уч-ся с разнообразием птиц, провести наблюдение над разными типами клювов и лап; проследить взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи, среды обитания; развивать общеучебные навыки: умение анализировать, выделять главное, делать выводы.
Оборудование: учебники «Окружающий мир», наглядное пособие «птицы»; слайды с изображением клювов и лап птиц; семена подсолнечника, орехи, картинки с изображением мяса и рыбы; карточки с изображением частей птиц, клей, чистые листы для творческой работы.
Форма работы: фронтальная, групповая.
В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в парах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.
Планируемый результат
Предметные умения:
-иметь представление о разнообразии птиц;
-исследовать взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи и среды обитания;
Личностные УУД:
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-определять общие для всех правила поведения;
-определять правила работы в группе;
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-формулировать учебные задачи;
-работать по составленному плану-инструкции;
-высказывать свое предположение на основе учебного материала;
-осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
-уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи.
Ход урока.
Речевая разминка. Эмоциональный настрой.
–Дети, кто из вас видел сегодня, по дороге в школу, ласточек?
-А почему?
-А я утром видела на заборе пеликана, вы мне верите? Почему?
Постановка учебной задачи.
-Как вы думаете, о ком и о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (Жизнь птиц)
-Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.
-Кто такие исследователи?
(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
Выдвижение проблемы.
Демонстрация картинки птицы, у которой вместо клюва нарисован рот, и вместо лап ноги животного.
-Я хочу вас познакомить с очень редкой птицей, которую увидеть никому ещё не удавалось. Кто из вас знает, как она называется? (предполагаемый ответ, что такой птицы не существует)
-А что вам в ней не нравится, что здесь не правильно и чего не хватает? (клюв и лапы)
-А зачем они птицам нужны? У всех птиц они одинаковые?
-Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:
Познакомиться с …(разными видами клювов и лап птиц)
Узнать…(для чего они нужны)
-Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
-Давайте мы эти правила вспомним.
1. Работаем тихо, дружно;
2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга;
3. Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника
Учебные действия «Открытие новых знаний»
Слайд с изображением птиц с разными клювами и лапами
- Назовите птиц, которых вы видите.
- Назовите отличительные признаки птиц от других животных.
- Выскажите ваше предположение о том, зачем птицам клюв и именно такие лапы? (добывать пищу, строить гнёзда)
Составление групп птиц по способам добывания пищи (интерактивная доска)
- Чтобы правильно провести исследование, нам надо составить план, по которому
мы будем работать:
План
1.Название птицы
2.Рассматриваем её клюв и лапы, определяем, как она ими добывает пищу
(Опорные таблицы на доске - расколупывает, хватает и разрывает, процеживает воду, долбит, отрывает, шелушит, ловит, клюёт.)
3.Обсуждая друг с другом в паре, находим для неё пищу из того, что есть у вас на парте (картинки с изображением или семена, орехи)
4.Определяем, к какой группе птиц относим данную птицу
После работы по плану, проводим беседу, чтобы сделать вместе вывод.
-Что едят птицы?
- Что делает с пищей попугай? (расколупывает)
- Что делает с пищей орёл? (хватает и разрывает)
- Что делает с пищей гусь, пеликан? (процеживает воду)
- Что делает с пищей дятел? (долбит)
- Что делает с пищей синица? (отрывает)
- Посмотрите на гуся, тупика, пингвина. Почему такими лапами удобно плавать? Как называют таких птиц?
- Какие лапы у дятла? Почему? (цепкие)
- У цапли? Почему? (длинные)
- У гуся? (как ласты)
Вывод:
1) по способу добывания пищи, птиц можно разделить на группы:
- хищники
- растительноядные
- насекомоядные
2) форма клюва и лап зависит от способа добывания пищи и от среды обитания
- Давайте сравним наши исследования и выводы с учебником.
Закрепление материала
Работа с учебником. Чтение текста «Что умеет клюв?» и «Выделяем главное»
- Правильно ли мы провели исследование и распределили птиц по группам?
- В народе говорят «Всякая птица своим клювом сыта», как вы понимаете эту пословицу?
Физминутка
Включение нового знания в систему знаний и повторение
1).Творческая работа «Несуществующая птица»
Инструкция
- Перед вами лежат конверты. В них изображения разных частей птиц, в том числе клювы и лапы. Ваша задача – составить птицу, приклеить на лист, дать название ей и помнить, что такая птица обязательно должна выжить, а для этого вы должны использовать полученные сегодня знания.
Выполнение работы
Рассказ по плану:
- Название птицы
- Среда обитания
- Особенности птицы
2).Мы на других урока уже говорили о перелётных, зимующих и осёдлых птицах. Как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод?
Голод для птиц зимой страшнее, так как оперенье всё-таки их спасает, да и спрятаться можно от холода, а вот утолить голод в суровые зимние дни гораздо сложнее. Поэтому мы с вами можем им помочь.
Я.Яшин «Покормите птиц»
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Небогаты их корма – горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли.
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучайте птиц в мороз к вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось вам встречать весну.
- Чем же мы можем помочь птицам? Спасая их, мы бережём жизнь на планете Земля.
Рефлексия деятельности
Наш урок заканчивается, давайте вспомним
- Какую задачу ставили?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Где можно применить новые знания?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока окружающего мира для 1 класса
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Когда появилась одежда?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Урок по окружающему миру 1 класс
Похожие статьи:
Конспект урока окружающего мира в 1 классе
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Мои помощники – органы чувств»
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
Рассказ про одуванчик, 2 класс. Окружающий мир
Рассказ про кувшинку для 2 класса. Окружающий мир