Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия ИЗО. Коми - пермяцкий орнамент. Элементы орнамента

Тема занятия: «Коми - пермяцкий орнамент. Элементы орнамента»
Цель занятия: Познакомить воспитанников с основными элементами коми - пермяцкого орнамента, и принципами его композиционного построения.
Задачи:
Развивающие задачи:
* Развивать навык составления узоров из различных элементов.
* Способствовать развитию воображения.
Воспитательные задачи:
*Воспитывать аккуратность.
*Вызвать интерес к искусству коми народа.
Тип занятия: Знакомство с новым материалом
Необходимое техническое оборудование: аудио проигрыватель (в данном случае ноутбук), магнитно-маркерная доска.
Материалы: Альбомные листы, гуашь, кисти, карандаш, ластик, маркеры для доски (красный и чёрный)
Зрительный ряд: Две картонные куклы, элементы коми-пермяцкого орнамента, рисунок пояса и передника, (кушак)
Музыкальный ряд: композиция - «Марямоль»
Ход занятия
I. Организационный этап. Подготовка детей к работе.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас. Сегодня мы с вами снова будем путешествовать по огромной стране Вообразили и Творчества Будем творить и рисовать? И так все улыбнулись друг другу пожелали удачи и начинаем наше веселое путешествие.
Дети внимательно слушают и настраиваются на занятие.
II. Подготовительный этап. Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности
Педагог: А вот чем мы сегодня будем заниматься, предлагаю вам отгадать. Прослушайте для начала внимательно отрывок очень веселой песенки.
Звучит отрывок песни «Марямоль» - народные коми песни
Ребята слушают мелодию

Педагог: Вам понравилась мелодия?
Ответы детей: Да очень весёлая песенка
Педагог: Мелодия вроде бы нам знакома, народные мотивы, а смысл песенки вы поняли?
Ответы детей: Нет смысл не поняли, потому, что она не на русском языке.
Педагог: Вы правы эта песенка не на русском и даже не на английском языке. Она на коми-пермяцком языке. Только что, друзья, вы прослушали песенку на коми -пермяцком языке. И сегодня я вас приглашаю заглянуть в прошлое этой маленькой, но очень интересной нации. А помогать нам будут две сестренки – близняшки Маша и Глаша.
педагог на парту выставляет две куклу сделанные из картона, обе куклы одеты в одинаковый наряд, но у одной наряд (передник, рукава и воротник рубашки вышиты узорами у другой нет
Педагог: Знакомьтесь, это Маша и Глаша. Они коми-пермячки. Маша и Глаша с удовольствием помогут нам разобраться в некоторых особенностях коми-пермяцкого народа
Ребята здороваются с куклами
Педагог: Ребята, посмотрите на них внимательно. Скажите, они похожи?
Ответы детей: Да!
Педагог: И чем же?
подвести наводящими вопросами к наряду кукол
Ответы детей: Лицом, волосами . У них одинаковый наряд
Педагог: Итак, вы считаете, что Маша и Глаша в абсолютно одинаковой одежде.
показывает на куклах
Педагог: У Маши белая рубашка, зеленый сарафан и у Глаши все точно такое же, согласны со мной?
Ответы детей: Нет мы не согласны. Маша выглядит нарядней
Педагог: А почему Маша выглядит нарядней?
Ответы детей: Маша нарядная так, как у нее узоры на одежде
Педагог: Все правильно и сегодня мы с вами выясним, что же за такие волшебные узоры украшают наряд нашей гостьи Маши. Выясним и постараемся украсить скучный наряд Глаши.
III. Повторение пройденного материала. Проверка имеющихся у детей знаний и готовность к изучению новой темы.
Педагог: На прошлых занятиях мы с вами уже знакомились с этим узором он называется…?
Ответы детей: Орнамент.
Педагог: Правильно. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. По построению он бывает трёх видов, перечислите их.
Ответы детей: Орнамент по построению бывает:
- ленточный;
- замкнутый;
- сетчатый.
Педагог: Правильно, мы с вами изучали три основные разновидности орнамента по закономерностям построения: (педагог вывешивает наглядность).
• ленточный (Рис. 1),
• замкнутый (Рис. 2),
• сетчатый (Рис. 3).
Педагог: Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи сетки. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или
И на Маше непростой орнамент – это национальный коми – пермяцкий орнамент.
Сегодня мы с вами поближе познакомимся с орнаментом коми-пермяков. Выясним для чего служил орнамент, как он появился и из каких элементов состоит. Ребята, к какому виду отнесём орнамент выполненный на передничке у Маши?
Ответы детей: Ленточный.
Педагог: Правильно.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение первичного запоминания
Педагог: Посмотрите внимательно на наряд Маши, на каких частях одежды присутствует орнамент?
(Работа с куклами)
Ответы детей: На рукавах рубашки, на поясе, на воротничке
Педагог: Всё это не случайно. В старину орнамент служил не только украшением, он выполнял и другие роли: предохранял от сглаза, выполнял магическое значение. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые тоже “охраняли” от «всякой нечисти». Ребята, какие элементы вы видите на орнаменте у Маши?
Ответы детей: мы можем увидеть крестики, галочки.
Педагог: Все элементы, из которых состоит узор являются определенными символами и не случайно появились в этих узорах. В орнаментах на наряде Маши, встречаются простые геометрические элементы: точки, квадраты, прямоугольники, ромбики, крестики, треугольники, диагональные линии. В более сложных узорах эти элементы комбинируются. Источником для создания интересных композиций в коми - пермяцких орнаментах для человека стала природа и окружающий мир. В итоге орнаменты коми- пермяков можно разделить на несколько основных групп:
-одни связаны с орудиями труда и другими предметами (зубья, пилы, крест, компас…) (Наглядность)
-другие относятся к представителям животного мира (рог, насекомые,…)
(Наглядность)
-третьи являются изображением растений (ёлочный узор, цветок, зерно…) (Наглядность)
-четвёртые являлись изображением фигур людей. (Наглядность)
На сегодняшнем занятии ваша задача выполнить коми-пермяцкий орнамент используя элементы, которые представлены на доске.
Работа с наглядностью
V. Первичная проверка понимания изученного. Установление правильности усвоения нового материала выявление ошибок и их коррекция
Педагог: Ребята, только, что Маша и Глаша мне передали, что хотели бы вас проверить хорошо ли вы запомнили элементы коми-пермяцкого орнамента.
Каждому из вас они приготовили листок, где записано какой элемент необходимо вам нарисовать .
(заранее приготовлены листочки с названиями элементов, подсказка с доски не убирается, на доске педагог маркером чертит полоску для выполнения элементов орнамента)
Дети выходят у доски рисуют маркерами элементы коми-пермяцкого орнамента, остальные угадывают.
VI. Контрольный этап. Выявление качества овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний
Педагог: Молодцы Маша и Глаша довольны вами. А сейчас я вам ребята предлагаю помочь Глаше и украсить ее скучный наряд. Мы сделаем для нее яркие переднички, украшенные коми-пермяцким орнаментом.
Каждый из вас получит альбомный лист формата А-4 положим его горизонтально, Это у нас будущий передничек для Глаши, у каждого уже отмечена полоса в которой у вас должен появится коми -пермяцкий орнамент из элементов, представленных на доске. Не забываем, что орнамент – это узор из чередующихся элементов, то есть ваша задача выбрать несколько элементов и чередовать их.
Педагог предлагает ребятам выполнить орнаментальную композицию из элементов которые им больше всего понравились. Детям предоставляется полная творческая свобода, оказывая индивидуальную помощь.
Дети придумывают и наносят орнамент
на заранее приготовленные листы А-4

(вырезанные в форме передничка, внизу обозначена полоса для орнамента)
VII. Итоговый этап Анализ и оценка успешности достижения цели.
Педагог: Я вижу, что у всех работа готова. Будем примерять переднички нашей Глаше.
Подводятся итоги работ, прикрепляя каждый лист к сарафану Глаши.
Педагог: Молодцы, ребята, спасибо за занятие, прибираем рабочие места.
Уборка рабочих мест.



Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Техника японской живописи суми-ё

Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву

Сценарий закрытия выставки детского творчества
Опубликовано: 3192 дня назад (26 февраля 2016)
Просмотров: 9271
+5
Голосов: 5
Юрий Анатольевич Петухов # 26 февраля 2016 в 14:09 +1
Добрый день. Данный материал привлек мое внимание тем, что когда-то я жил на севере республики Коми - г. Воркута.Хотя Коми и Коми-Пермяцкий округ - 2 разных некогда субъекта, тем не менее это один народ один и одна культура. На севере мне часто приходилось видеть людей в национальных костюмах, как раз с тем орнаментом, который используется у вас на занятии. И это полезно и нужно. Потому как нации не должны размываться и растворяться, иначе будет как у Столыпина: "Люди, теряющий свою национальную исключительность - навоз, на котором будут произрастать другие народы."
Татьяна Петровна Лунегова # 16 марта 2016 в 10:08 +1
Спасибо за приятные слова.
Ольга Сергеевна Дьякова # 26 февраля 2016 в 19:04 +1
С большим интересом познакомилась с вашей работой! Просто чудесное занятие! Очень интересный, актуальный, содержательный материал,так важно знакомить учащихся с традициями и культурой Родного Края . Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Татьяна Петровна Лунегова # 16 марта 2016 в 10:08 +1
Спасибо, очень признательна.
Ирина Владимировна Жабина # 26 февраля 2016 в 22:52 +5
Здравствуйте, Татьяна Петровна!
Очень интересная самобытная работа. Содержание направлено на достижение целевого блока. Информация познавательная. Понравилась структура занятия, последовательность этапов. Полученные знания Вы удачно закрепили в продуктивной деятельности. Но позвольте несколько советов: 1) в самом начале работы хорошо бы было указать автора публикации; 2) и мне не хватило информации о том, какой категории педагогов (воспитателей, учителей, родителей…) будет полезен данный материал; для детей какого возраста (группы, класса) предназначен Ваш материал. 3) цель желательно начинать с существительного, она отвечает на вопрос: "что?" Надеюсь на понимание. Примите, пожалуйста, голос 2 за проделанную работу.
Татьяна Петровна Лунегова # 16 марта 2016 в 10:14 +1
Спасибо за советы. Извините, буду внимательней в дальнейшем к работам, и все же постараюсь ответить на возникшие вопросы. Занятие проводила для учащихся 3 класса в Доме творчества.
Ольга Вениаминовна Мидяшкина # 26 февраля 2016 в 23:45 +1
Очень интересная работа. Очень интересный, актуальный, содержательный материал. На самом деле нужно и важно знакомить учащихся с традициями и культурой Родного Края . Желаю творческих успехов.Голос.