Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС, 1-4 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я - гимназист»
Направление: социальное Срок реализации: 4 года Возраст обучающихся: 1 – 4 классы ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я - гимназист»
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Я - гимназист» с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности
3. Тематическое планирование результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я - гимназист» Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
• Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
• Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
• Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
• В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
• Осознавать себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
• Осознавать свою этническую и культурную принадлежность в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
• Уважать отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России. Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий.
• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
• Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
• Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
• Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
• Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
• Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
• Усвоить первоначальные сведения о правах и свободе человека, об обществе и роли человека в нем;
• Владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
• Овладеть основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
• Знать (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;
• Уметь пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны, приводить примеры достопримечательностей родного края;
• Уметь рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Формы контроля: творческие конкурсы, выставки, соревнования, показательные выступления, творческие проекты, презентации, беседы, наблюдение, анкетирование, опрос.
2.Содержание курса внеурочной деятельности «Я - гимназист» с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности 1 класс
«Маленькие Россияне» - 66ч
1.“Я и я”– формирование позитивного отношения к себе.
Кто я? История моего имени. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Оформление выставки рисунков.
2.“Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки.
3.“Я и культура”– формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени.
История моего города.
Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, библиотеку, конкурсы поделок из природного материала.
4.“Я и гимназия” – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
5.“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Моя страна.
В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
2 класс
«Моя Малая Родина» - 68ч
1.“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других.
Диагностика. Подготовка к празднику. Конкурс стихов. Игры на развитие произвольных процессов.
2.“Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4.“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Знакомства с символами страны (герб, гимн, флаг). Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мой любимый город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсия в школьный музей, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3 класс
«Россия – Родина моя» - 68ч
1.“Я и я”– формирование гражданского отношения к себе.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Кто что любит и умеет делать.
Диагностика. Конкурсы рисунков, сочинений.
2.“Я и семья”(8ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений, стихов. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
Экскурсии в вернисаж, библиотеку.
4.“Я и школа”– формирование гражданского отношения к гимназии.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Город, в котором я живу. Дорогая моя столица. История страны в названиях улиц. Путешествие по стране. Там, где погиб неизвестный солдат. О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета» – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Сад на окошке. Животные из Красной книги. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады. 4 класс
«Я – гражданин России» - 68ч
1.“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов Тест «Познай себя». Хочу и надо. Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2.“Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье. День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел. Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.
3.“Я и культура”– формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Новогодняя сказка.
Конкурс на лучший рецепт. Конкурс стихов, рисунков.
4.“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Зачем нужно учиться в школе. Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”– формирование гражданского отношения к Отечеству.
Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.
Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.
Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Природа в поэзии. Растения из Красной книги. Семь чудес света. Я – житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок 3.Тематическое планирование
Любовь Анатольевна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Я - гимназист». Вы создаёте условия для воспитания чувства любви к своей стране, её истории и культуре, это патриотично и ЗДОРОВО! Материал, который представлен в приложении очень ценный, содержательный, грамотно выстроен. Примите мой голос в Вашу копилочку, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Любовь Анатольевна, здравствуйте! Вами проделана огромная работа по созданию программы внеурочной деятельности! Замечательно подходят темы, выбранные вами, для учащихся начальной школы! С учётом требований к воспитанникоам по ФГОС учтены все компетенции, которые формируются в начальной школе.
Прекрасный методический материал для педагогов! Очень достойная публикация!
Любовь Анатольевна, здравствуйте!
Благодарю за приглашение на знакомство с рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Я - гимназист».
Очень важно воспитывать у детей чувства любви к своей стране, её истории и культуре.
Материал грамотно представлен, решает поставленные задачи.
Примите мой голос. Успехов!
С уважением!!!