Современный урок в условиях реализации требований ФГОС
Цель: Применить компетентный подход в комплексном характере (УУД) неразрывности знаний умений и навыков.
Показать на примере анализа современного урока понимание ценностного восприятия, отношения и применение на практике.
Находить интегрированный подход в обучении, применяя в анализе урока.
Повышать мотивацию к образованию( проблемный подход к уроку, интерес.)
«ТЫ ЛИШЬ ДО ТЕХ ПОР СПОСОБЕН СОДЕЙСТВОВАТЬ ОБРАЗОВАНИЮ ДРУГИХ, ПОКА ПРОДОЛЖАЕШЬ РАБОТАТЬ НАД СОБСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ».
Все государственные нормативные документы в области образования указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению урока является ориентация результатов освоения основных образовательных программ на ФГОС. Под результатами в новых образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Как написано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», « учащиеся должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру».
В соответствии с этим современное общество ожидает от школы образованных, нравственных , предприимчивых выпускников, которые:
Могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
Способны к сотрудничеству.
Учитель должен уметь спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
И самое главное, учитель должен быть высококвалифицированным, творческим специалистом, любящим свою работу и детей.
Мы все прекрасно понимаем, что качество обученности учеников в большей степени зависит не столько от способностей школьников и
их желания учиться. Сколько от учителя, его отношения к учебному предмету и учащимся.
Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «Современный учитель»
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю. Во-первых, это профессионал, который:
. демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
. инициирует действия учащихся;
. консультирует и корректирует их действия;
. находит способы включения в работу каждого ученика;
. Создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это педагог, применяющий развивающие технологии.
В- третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Так каким же все-таки должен быть современный урок?
Современный урок , как того требует закон об образовании в первую очередь, должен удовлетворять требованиям, утвержденным в ФГОС. Требования ФГОС к методике преподавания
1. Компетентностный подход –комплексный характер(УУД) неразрывность знаний, умений. Навыков, понимания, ценностного восприятия, отношения и применения на практике.
2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание направленности своей деятельности( целеполагание,рефлексия, оценка).
3. Метапредметность, межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании- интеграционный подход.
4. Связь обучающей и воспитательной направленности образования.
5. Акцент на активную деятельность и результативность
(личностные, предметные и метапредметные результаты обучения).
6. Расширение информационного поля и поиск информации в разных источниках ( в том числе структуирование и анализ).
7. Дискуссион и открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).
8. Связь с повседневной жизнью (анализ ситуации).
9. Проектная деятельность и практическая направленность образования.
10. Повышение мотивации к образованию ( проблемный подход, интерес).
Любой творчески работающий педагог понимает, что невозможно подготовить хороший урок без его анализа.
Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества.
В ходе самоанализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия , позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства самим учителем позволяет ему постоянно выявлять свои профессиональные затруднения, своевременно находить решение.
Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?
На уроке, как в фокусе концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. О реальной ценности урока говорят его результат, степень усвоения материала учениками.
Реализация требований ФГОС вынуждает учителя строить уроки по совершенно иной схеме.
Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще реализуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Требования, предъявляемые к современному уроку.
1. Учитель , как и былые времена годы, должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему , цель, задачи урока.
2. Урок долен носить гуманистический подход.
3. Красной нитью через урок должен проходить системно-деятельностный подход.
4. Урок должен быть нацелен на формитрование у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим (учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками).
5. Учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся.
6. Учитель должен побуждать учеников сами делать выводы по ходу урока.
7. Учащиеся на уроке должны проявлять максимум творчества и сотворчества.
8. На уроке должны осуществляться принципы время и здоровьесбережения.
9. В центре внимания на уроке должны быть ученики( урок для детей, а дети для урока).
10. Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.
11. Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей.
12. Учитель должен оптимально подбирать интерактивные педагогические технологии.
13. Должна быть рефлексия учебного занятия.
Структура современного урока должна быть динамичной с использованием набора разнообразных операции, объединенных в целесообразную деятельность.
Очень важно , чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока. Именно самоанализ позволит еме выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно- воспитательных задач на уроках , принять и во внимание при дальнейшем проектировании образовательного процесса.
Для учителя самоанализ урока , рефлексивная деятельность в целом приобретают особое значение потому, что учитель , не научившийся осмысливать свои собственные действия , не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по- настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
Большую практическую помощь творчески работающему учителю могут оказать критерии , применяемые при оценке уроков на профессиональных учительских конкурсах различного уровня.
№п/п Критерии Оценка
1 Организационный момент, готовность учителя к уроку, проверка подготовленности учащихся к уроку. 012345
2 Постановка цели урока и умение выделить задачи урока. 012345
3 Умение учителя стимулировать мотивы обучения( актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме, пробудить к ней интерес, целенаправленно думать , выражая свои мысли собственными словами) 012345
4 Уровень общепедагогического и методического мастерства( умение учителя выбрать форму урока, технологию, методы обучения, наличие оригинального методического инструментария( нестандартные методы, приемы, средства обучения) 012345
5 Уровень грамотности изложения материала(стиль, логика, научность) 012345
6 Восприятие материала учащимися ( интерес, напряженность) 012345
7 Стиль взаимоотношения «Учитель-ученик» 012345
8 Актуальность и связь с жизнью (оптимальность соотношения теории и практики) 012345
9 Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала. 012345
10 Системность изложения материала , способствующая продуктивной организации мыслительной деятельности учащихся. 012345
11 Рациональность и высокая эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередование и смена видов деятельности в ходе урока. 012345
12 Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации. 012345
13 Эффективность контроля работы учащихся(оперативность, объективность, наличие четких критериев оценки знаний, умений, навыков учащихся) 012345
14 Степень воспитательного (нравственного, эстетического, личностно развивающего) воздействия содержания, методов организационных форм учебного взаимодействия на уроке. 012345
15 Влияние использования ИКТ на результативность обучения(достижение целей урока, повышение эффективности и качества обучения) 012345
16 Реальность, достижения цели (задач) урока. Наличие четких критериев оценки результативности учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, напрвленных на решение дидактических задач(чему и в какой степени научились), воспитательных задач, способствующих формированию личностных качеств, ценностной ориентации учащихся в ходе урока, общеразвивающих задач( что и в какой степени способствовало развитию общеучебных умений, познавательных способностей) 012345
17 Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися в ходе урока. 012345
Данные оценочные показатели можно использовать для проверки эффективности своего урока , выявления резервов его совершенствования.
К примеру , вы набрали от 60 до 67баллов можно поставить себе оценку хорошо, ну а свыше 67 отлично.
Как мы видим, учитель должен показать не только то, что он применяет инновации, но и то , что они серьезно повышают эффективность учебного процесса.
Литература: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов СПб.:Питер.2000.
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020гг.
Ильина Т.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение,1984.
Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Прсвещение,1980.
В.М. Петруленко «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС» М., «ВАКО» 2015.
Прошу дать оценку моему выступлению: «Солнышко»-принимаю в целом анализ урока.
«Смайлик»- частично принимаю.
Скачать Современный урок в условиях реализации ФГОС
Любовь Анатольевна, спасибо за приглашение! С большим интересом познакомилась с Вашей публикацией, тема затронута важная и очень актуальная. Нашла для себя много нужного и интересного, материал представленный Вами актуальный и достаточно ёмкий по содержанию. Заинтересовали представленные требования к уроку и критерии его оценки. Беру себе на заметку! Успехов в творчестве и новых идей! Примите мой голос!
Добрый вечер, Любовь Анатольевна!
Вы познакомили с материалом, очень актуальным в нынешних условиях образования. Сейчас выдвигаются большие требования к квалификации педагога, его грамотному и профессиональному подходу к своей работе. Я работаю в системе дошкольного образования и современные подходы к воспитанию также требуют от воспитателя умений обладать профессиональными качествами и уметь грамотно построить и провести занятие. Спасибо за познавательный материал. Примите голос!
Любовь Анатольевна, добрый вечер! Уже оценила содержание Вашего материала в предыдущей публикации. Хорошо, что дооформили её с требованиями сайта. От души поддерживаю Вас. Примите мой голос. Удачи!
Любовь Анатольевна, спасибо за приглашение!Полезный, актуальный материал Вами представлен. Публикация для учителей, но я согласна Еленой Юрьевной, что не менее полезна и для работников дошкольного образования. Примите мой голос!
Здравствуйте, Любовь Анатольевна! Ваш материал побуждает меня высказать некоторые свои соображения. Нет не по поводу содержания Вашей публикации, оно,несомненно, грамотно изложено, в духе, так скажем "современности". Сейчас много говорят о ФГОС, о современной, современном учителе... На мой взгляд, учитель всегда шел в ногу со временем. Будь то внедрение в массы трудов вождя пролетариата, других великих людей, "новое мышление", потом появился Фурсенко, "новая школа" и т.п и т.д. Учитель всегда на передовой любого общества! А ведь по сути что такое ФГОС? Это забытое старое, только под другим названием, более с "крутыми" словами. Сколько я работаю, всегда говорили о современном уроке, нестандартных подходах, формах уроков. Были планы уроков -стали проектами, все то же самое, только лишней писанины прибавилось, сам "черт ногу сломит". И раньше была разная деятельность, только не на бумаге, а на деле. Ходили практиковаться в тракторные парки, организовывали мини фермы при школе, откармливали скотину, выращивали овощи и фрукты для своих нужд. Было современно, интересно и польза налицо. А теперь дежурить в классе нельзя, Сан Пин против... А говорим о воспитании... А критерии и требования к учителю и к уроку они тоже взяты из прошлого... Думаю достаточно, а то я разошелся... А Вам спасибо за материал, он наверняка полезен для молодых коллег. Конечно, голос! Удачи, Любовь Анатольевна!
Добрый вечер Любовь Анатольевна! Спасибо за приглашение. Я только окончила курсы по этой теме. Знакомясь с вашим выступлением оказалась опять на курсах. Спасибо за материал. В вашу поддержку примите мой голос.
Здравствуйте, Любовь Анатольевна! Грамотно написана публикация. Мне, как педагогу-дошкольнику было интересно познакомиться с требованиями ФГОС ориентированных на школьное обучение. Голос № 11.
Здравствуйте. Материал заслуживает внимания и высокой оценки. Все приведено в систему. Он пригодится не только школьным работникам, но и дошкольникам. Многое взяла на заметку. Спасибо! голос
Отличный материал! Он актуален, интересен и будет полезен в работе педагогов. Большое спасибо, что делитесь с нами своим опытом! Желаю Вам творческих успехов! Примите мой голос. Спасибо Вам за такую публикацию!
Здравствуйте Любовь Анатольевна! Спасибо за приглашение. Мне очень понравилась Ваша статья. Мой голос № 17. Желаю творческих успехов и удачи в дальнейшей работе.
Здравствуйте, Любовь Анатольевна!
Спасибо за материал, он интересен практикующим педагогам.
Современно, своевременно, четко, понятно!
Голос! Удачи!
С уважением!
Спасибо за приглашение. Данный материал очень пригодится в работе всем педагогам. Полезная и важная информация в чёткой и доступной формулировке. Спасибо и голос!
Спасибо Любовь Анатольевна за содержательную статью, емко и доступно изложены основные положения, ведь наши дошкольники скоро пойдут в школу, а мы должны сделать этот переход более плавным.