Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Исследовательская работа «Лишайники-индикаторы чистоты воздуха» (4 класс)

Исследовательская работа для учащихся 4 класса
Автор: Абраконова Маргарита Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ "Храбровская СОШ" пос. Храброво Гурьевского городского округа Калининградской области

Актуальность
Решение проблемы значимо для всех, т.к. состояние окружающей среды влияет на здоровье человека. Лишайники очень чувствительны к загрязнению атмосферного воздуха. По наличию лишайников, их многообразию и обилию можно судить о чистоте воздуха. Этот метод называется биоиндикация, или лихеноиндикация. Мы решили оценить качество воздуха в поселках, в которых живут ребята класса, при помощи обилия лишайников, растущих на деревьях.
Гуляя по пришкольному участку, мы обратили внимание на то, что на многих деревьях, на стволах и ветках, имеются наросты различной окраски от сизой до зелёной. Мы узнали, что это лишайники. Нам стало интересно, везде ли одинаково распространены лишайники и с чем это связано.
Объект изучения – лишайники.

Цель – определение качества чистоты воздуха в разных местах на территории поселка Храброво и других поселках Гурьевского района

Определены следующие задачи:
1.Узнать о роли лишайников в природе и жизни человека, вред или пользу приносят они деревьям.
2.Познакомиться с методом лихеноиндикации.
3.Собрать объективную информацию о чистоте атмосферного воздуха поселка.
4.Рассмотреть лишайник под микроскопом для ознакомления с его строением.
5.Сделать рисунки лишайников, обнаруженных в процессе исследования.

Гипотеза - заключается в том, что распространение лишайников, их обилие будет неодинаковым в разных местах нашего района.

Методы:
1.Определение состояния лишайникового покрова деревьев;
2.Наблюдение;
3.Визуальная оценка покрытия;
4.Сравнение.
Лишайники и их отличие от других растений:
-Лишайники представляют своеобразную группу комплексных организмов, тело
которых всегда состоит из двух компонентов – гриба и водоросли.
-Непосредственное влияние на лишайники оказывают освещенность, температура, физические и химические свойства субстрата и особенно состав воздуха.
-У лишайников отсутствует непроницаемая кутикула и газообмен происходит свободно через всю поверхность. Также всей поверхностью лишайники впитывают дождевую воду, где концентрируется много токсичных газов.
-У Берегов Эстонии есть очень маленький остров под названием Вормси, здесь в 1982 году был даже организован первый заказник, где были взяты под охрану лишайники. На острове редкостное сообщество низших и высших растений исследуется и охраняется. Этот удивительный природный ландшафт, где царят лишайники, сохраняется в первозданном виде.
-В результате взаимодействия гриба и водоросли, составляющих организм лишайника, образуются специфические вещества, которые в природе нигде больше не встречаются. Это так называемые лишайниковые вещества, или лишайниковые.

Роль лишайников:
Мимо малого мира проходишь ты как посторонний.
Сев на камень, вглядись в удивительный микрорельеф.
На лесном валуне - между мхами - причуды кладонии.
Эти формы познай, их фантастику запечатлев.
Будто явлен в модели нам образ другой биосферы!
Вот лишайник - как рюмочка, рядом - как гранистый лед.
А наросты цетрарий похожи на дебри Венеры,
Через эту чащобу торопится жук-вездеход.
Без лишайников Север всю прелесть бы сразу утратил,
Потому изучаю палитру задобренных скал. 
Ю. Линник

-Велика их роль в тундре, лесотундре и смешанном лесе, где они составляют заметную часть растительного покрова.
-В «лишайниковых зарослях» обитает огромное количество клещей, ногохвосток, сеноедов,
гусениц, листоедов, тараканов, пауков, клопов, цикад, жужелиц и др.
-В Японии употребляется в пищу растущий на скалах листоватый лишайник гирофора съедобная.
-Некоторые лишайники (кладонии и цетрарии) являются главным кормовым растением для северных оленей.
-Некоторые лишайниковые вещества действуют как стимуляторы, поднимающие тонус организма.
-Препарат резиноид из лишайника заменяет соответствующее импортное сырье для парфюмерной промышленности.
-Некоторые лишайники применяются как красители.
Вред от лишайников:
-Появление лишайников связано с неблагоприятными для деревьев факторами:
-с сильными морозами (происходит растрескивание коры и подмерзание древесины),
-с недостаточным уходом (загущение кроны усложняет её проветривание)и другими факторами, ведущими к ухудшению условий роста деревьев. В результате деревья ослабляются, снижается их сопротивление возбудителям болезней и заселению лишайниками.
Выводы:
-На основании исследований выявлено, что в поселке Храброво воздух более загрязнен, чем в пос. Матросово, Васильевское, Рябиновка; где воздух экологически чистый, потому много лишайников. Предположили, что воздух в Храброво грязнее из-за аэропорта, автострады, котельной.
-Лихеноиндикация - один их доступных способов определения чистоты воздуха.

Рекомендуем посмотреть:

Исследовательская деятельность во 2 классе Конспект исследовательского проекта для 1 класса Исследовательская работа о родном крае в начальной школе Сказание о лишайнике

Похожие статьи:

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Организация исследовательской деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира

Формы исследовательской деятельности младших школьников

Исследовательская деятельность в дополнительном образовании детей и подростков

Олимпиадные задания по русскому языку, 1 класс | Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 класс
Опубликовано: 3591 день назад (23 января 2015)
Просмотров: 7675
+9
Голосов: 9
Вера Валерьевна Ляпина # 23 января 2015 в 16:51 +4
Очень качественная работа была проведена совместно с учениками! Желаю победы в конкурсе! Примите голос!
Маргарита Вячеславовна Абраконова # 23 января 2015 в 23:02 +2
Спасибо, Вера Валерьевна!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 23 января 2015 в 17:26 +4
Маргарита Вячеславовна,здравствуйте! Вами представлена прекрасная исследовательская работа, которая заслуживает внимания. Прописаны актуальность, цель, задачи и методы, которыми Вы пользовались, выдвинули гипотезу, на которую нашли ответ в ходе работы и сделали соответствующие выводы. В результате работы над проектом учащиеся приобретают навыки исследования, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося. Творческих Вам успехов и удачи! +1!!!
Маргарита Вячеславовна Абраконова # 23 января 2015 в 23:03 +2
Алена Дмитриевна, благодарю на добром слове!
Галина Николаевна Долидзе # 23 января 2015 в 18:26 +2
Добрый вечер, Маргарита Вячеславовна!Спасибо Вам за объёмную научно-исследовательскую работу! Вы рассмотрели с детьми проблему с разных сторон, выявили причинно-следственные связи, сделали вывод. Эта исследовательская работа ведёт детей в мир природы, учит их ценить всё живое, показывает невидимые нити взаимосвязи человека и природы. Такие уроки дают ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций, развивают у школьников творческие способности, формируют аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска. С удовольствием голосую!
Маргарита Вячеславовна Абраконова # 23 января 2015 в 23:06 +2
Мы старались! Спасибо, Галина Николаевна!
Сидорова Зоя Григорьевна # 23 января 2015 в 19:49 +3
Маргарита Вячеславовна! Во время наблюдений дети узнали о роли лишайников в природе и жизни человека, вред или пользу приносят они деревьям. Замечательно, что Вы в своей педагогической деятельности используете экспериментирование, исследовательскую деятельность. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции , стимулирует познавательную активность и любознательность , активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, Я думаю, что Вашим детям было очень интересно. Да и нам, педагогам пригодятся ваши исследования в педагогической деятельности. Удачи Вам! Голос.
Зоя.
Маргарита Вячеславовна Абраконова # 23 января 2015 в 23:07 +2
Зоя Григорьевна, благодарю за подробный комментарий!
Вера Александровна Орехова # 24 января 2015 в 11:53 +1
Маргарита Вячеславовна, благодарю за приглашение! Интересную познавательно-исследовательскую работу Вы провели с ребятами. По фотографиям видно с каким удовольствием они принимали участие в исследовании.
Вы проделали большую работу, дали представление о роли лишайников в природе и жизни человека, определили вред или пользу приносят они деревьям.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!!!
Татьяна Петровна Цуканова # 24 января 2015 в 20:26 0
Маргарита Вячеславовна,спасибо за приглашение на исследовательскую работу «Лишайники-индикаторы чистоты воздуха» (4 класс)! Интересную, познавательную работу Вы провели с ребятами. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес и желание заглянуть в тайны природы, даёт потенциал к исследованию загадок и развивает любознательность, стимулирует познавательную и мыслительную активность, способствует лучше усваивать учебный материал по окружающему миру. Выводы,сделанные учениками в процессе исследования родных мест, будут сигналом, что деятельность человека наносит вред окружающей среде, что надо относиться к природе бережно! Мой голос.
Маргарита Вячеславовна Абраконова # 26 января 2015 в 09:19 0
Спасибо, Татьяна Петровна!
Наталья Суслова # 25 января 2015 в 11:27 0
Маргарита Вячеславовна, спасибо за приглашение! Интересную познавательно-исследовательскую работу Вы провели с ребятами. Все этапы работы соблюдены, есть цель, задачи, выводы. Желаю победы! Голос!
Елена Юрьевна Деришева # 25 января 2015 в 18:50 0
Маргарита Вячеславовна, интересную исследовательскую работу Вы провели с ребятами. Детям всегда нравится узнавать что-то новое, они с большим интересом выполняют задания. Голос.