Исследовательская работа для учащихся 4 класса
Автор: Абраконова Маргарита Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ "Храбровская СОШ" пос. Храброво Гурьевского городского округа Калининградской области
Актуальность
Решение проблемы значимо для всех, т.к. состояние окружающей среды влияет на здоровье человека. Лишайники очень чувствительны к загрязнению атмосферного воздуха. По наличию лишайников, их многообразию и обилию можно судить о чистоте воздуха. Этот метод называется биоиндикация, или лихеноиндикация. Мы решили оценить качество воздуха в поселках, в которых живут ребята класса, при помощи обилия лишайников, растущих на деревьях.
Гуляя по пришкольному участку, мы обратили внимание на то, что на многих деревьях, на стволах и ветках, имеются наросты различной окраски от сизой до зелёной. Мы узнали, что это лишайники. Нам стало интересно, везде ли одинаково распространены лишайники и с чем это связано.
Объект изучения – лишайники.
Цель – определение качества чистоты воздуха в разных местах на территории поселка Храброво и других поселках Гурьевского района
Определены следующие задачи:
1.Узнать о роли лишайников в природе и жизни человека, вред или пользу приносят они деревьям.
2.Познакомиться с методом лихеноиндикации.
3.Собрать объективную информацию о чистоте атмосферного воздуха поселка.
4.Рассмотреть лишайник под микроскопом для ознакомления с его строением.
5.Сделать рисунки лишайников, обнаруженных в процессе исследования.
Гипотеза - заключается в том, что распространение лишайников, их обилие будет неодинаковым в разных местах нашего района.
Методы:
1.Определение состояния лишайникового покрова деревьев;
2.Наблюдение;
3.Визуальная оценка покрытия;
4.Сравнение.
Лишайники и их отличие от других растений:
-Лишайники представляют своеобразную группу комплексных организмов, тело
которых всегда состоит из двух компонентов – гриба и водоросли.
-Непосредственное влияние на лишайники оказывают освещенность, температура, физические и химические свойства субстрата и особенно состав воздуха.
-У лишайников отсутствует непроницаемая кутикула и газообмен происходит свободно через всю поверхность. Также всей поверхностью лишайники впитывают дождевую воду, где концентрируется много токсичных газов.
-У Берегов Эстонии есть очень маленький остров под названием Вормси, здесь в 1982 году был даже организован первый заказник, где были взяты под охрану лишайники. На острове редкостное сообщество низших и высших растений исследуется и охраняется. Этот удивительный природный ландшафт, где царят лишайники, сохраняется в первозданном виде.
-В результате взаимодействия гриба и водоросли, составляющих организм лишайника, образуются специфические вещества, которые в природе нигде больше не встречаются. Это так называемые лишайниковые вещества, или лишайниковые.
Роль лишайников:
Мимо малого мира проходишь ты как посторонний.
Сев на камень, вглядись в удивительный микрорельеф.
На лесном валуне - между мхами - причуды кладонии.
Эти формы познай, их фантастику запечатлев.
Будто явлен в модели нам образ другой биосферы!
Вот лишайник - как рюмочка, рядом - как гранистый лед.
А наросты цетрарий похожи на дебри Венеры,
Через эту чащобу торопится жук-вездеход.
Без лишайников Север всю прелесть бы сразу утратил,
Потому изучаю палитру задобренных скал.
Ю. Линник
-Велика их роль в тундре, лесотундре и смешанном лесе, где они составляют заметную часть растительного покрова.
-В «лишайниковых зарослях» обитает огромное количество клещей, ногохвосток, сеноедов,
гусениц, листоедов, тараканов, пауков, клопов, цикад, жужелиц и др.
-В Японии употребляется в пищу растущий на скалах листоватый лишайник гирофора съедобная.
-Некоторые лишайники (кладонии и цетрарии) являются главным кормовым растением для северных оленей.
-Некоторые лишайниковые вещества действуют как стимуляторы, поднимающие тонус организма.
-Препарат резиноид из лишайника заменяет соответствующее импортное сырье для парфюмерной промышленности.
-Некоторые лишайники применяются как красители.
Вред от лишайников:
-Появление лишайников связано с неблагоприятными для деревьев факторами:
-с сильными морозами (происходит растрескивание коры и подмерзание древесины),
-с недостаточным уходом (загущение кроны усложняет её проветривание)и другими факторами, ведущими к ухудшению условий роста деревьев. В результате деревья ослабляются, снижается их сопротивление возбудителям болезней и заселению лишайниками.
Выводы:
-На основании исследований выявлено, что в поселке Храброво воздух более загрязнен, чем в пос. Матросово, Васильевское, Рябиновка; где воздух экологически чистый, потому много лишайников. Предположили, что воздух в Храброво грязнее из-за аэропорта, автострады, котельной.
-Лихеноиндикация - один их доступных способов определения чистоты воздуха.
Рекомендуем посмотреть:
Исследовательская деятельность во 2 классе
Конспект исследовательского проекта для 1 класса
Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Сказание о лишайнике
Похожие статьи:
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Организация исследовательской деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира
Формы исследовательской деятельности младших школьников
Исследовательская деятельность в дополнительном образовании детей и подростков