Исследовательская работа "Злодеи в русских и башкирских народных сказках"
Введение
Что больше всего любят читать и слушать дети? Что им рассказывают на ночь мамы и бабушки? По каким историям снято больше всего художественных и мультипликационных фильмов? Ответ очевиден – это сказки.
Сказка – самый любимый и популярный жанр народного творчества. На протяжении многих веков она передавалась из поколения в поколение, сначала устно, а потом письменно, поражая слушателей своим сказочным, фантастическим миром.
Возникнув в глубокой древности, сказка постепенно изменялась, на смену одним героям приходили другие. Персонажи в сказках разные: есть положительные, есть отрицательные. Отрицательные персонажи вредят людям, убивают или пожирают их, обижают стариков и детей. Кто они такие? Откуда берутся? Кто и как их может победить? Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили прочитать сказки и узнать о героях подробнее. И тут возник вопрос: а похожи ли злодеи в сказках разных народов или нет? Мы живем в Башкортостане, поэтому решили прочитать русские и башкирские сказки.
Так определилась
цель исследования:
найти сходство или различие сказочных злодеев.
Каких сказочных злодеев знают дети? Мы провели анкетирование среди учеников 2 – 4 классов, чтобы выявить знания детей о них, и выяснили проблему: ученики знают злодеев из русских сказок (Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, баба яга, ведьма), но злодеев башкирских сказок почти не знают (дэв, дракон).
Перед началом чтения мы выдвинули
гипотезу: злодеи в русских и башкирских сказках совсем не похожи, ведь каждый народ имеет свои особенности, и сказки сильно различаются.
Задачи:
- проанализировать10 русских и 10 башкирских сказок;
- описать персонажи по следующему плану:
1) имя;
2) внешность;
3) кому вредил;
4)как вредил; 5) в чем сила злодея;
6) как был побежден;
7) помощники злодея.
- найти их сходство или непохожесть.
Объект исследования
– русские и башкирские волшебные сказки.
Предмет
– общие черты и черты отличия злодеев в русских и башкирских волшебных сказках.
Тема исследования актуальна, так как данные по этой проблеме мало изучены. Исследовались положительные герои сказок, богатыри, батыры, а материала по злодеям мы не нашли.
Источники получения информации:
- сборники сказок;
- словари;
- глобальная сеть Интернет.
Методы исследования:
- анализ текста;
- сравнение;
- умозаключение;
- анкетирование.
Глава 1. Какие злодеи живут в сказках?
Для изучения сказочных злодеев мы выбрали 20 сказок: 10 русских и 10 башкирских.
Русские сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая», «Марья Моревна», «Иван - крестьянский сын и чудо – юдо», «Хрустальная гора», «Булат-молодец», «Два Ивана – солдатских сына», «Никита Кожемяка», «Терёшечка», «Царевна-Лягушка», «Чудесная рубашка».
Башкирские сказки: «Урал-батыр», «Исмай», «Золотая рыбка», «Убыр-эби», «Свекровь-убыр и ее несчастная невестка», «Камыр-батыр»,
«Сыновья Бугар-хана», «Батыры-Близнецы», «Красная подушка»,
«Мировой батыр».
Читая сказки, мы составили характеристики злодеев по следующему
плану:
1) имя;
2) внешность;
3) кому вредил;
4) как вредил;
5) в чем сила злодея;
6) как был побежден;
7) помощники злодея.
Вот какие злодеи живут в русских сказках: морской царь, Кощей Бессмертный, чудо-юдо, Змей Горыныч, баба яга.[ 3,4,5,6.7]
Персонажи башкирских сказок: юха, аждаха, дэв, иргаил, убыр-эби, убырлы-карсык, ифрит.[ 1,2]
На первый взгляд злодеи абсолютно разные. Чтобы понять, что означают имена злодеев, мы обратились к словарям и интернету.
Аждаха (перс.) – дракон; убыр (тюрк.) – ведьма; дэв, дайва (авестийское), див (фарси) – злой дух, великан, покрытый шерстью. Иргаил (тюрк.) – карлик; ифрит (тюрк.) – людоед; юха (перс.) – змея. [9]
Змей (общеслав.) – ползающий по земле; Кощей (вост.-слав.) – худой, тощий; баба яга (вост.-слав.) – букв. неприятная, злая. [8]
В башкирских сказках встречается также Ажаль – это смерть, которая ходит
по земле и уничтожает все живое. [1]
Всех злодеев мы разделили на три группы: змеи, злодеи, имеющие образ человека, и волшебные существа.
Глава 2. Виды злодеев
2.1 Змеи
К ним относятся Змей Горыныч, чудо-юдо, аждаха и юха. [1,5,6] И русский, и башкирский народ представлял змеев в виде драконов с разным количеством голов. Это могли быть 3, 6, 9, 12-головые драконы. Змеи имели непомерную силу, умели летать, жечь огнем дома, пожирать людей. Их оружие – огонь из пасти, огненный палец и бьющий хвост. Убить их трудно, так как на месте срубленной головы вырастает новая. Вредят они и всему народу (жителям целого города), и отдельным людям (поедают девушек). Змеи иногда имеют помощников – черный конь, черный ворон, черный пес, иногда родственников (сестра, которая превращается в страшную львицу). Победить змея может только богатырь (Иван-царевич, Никита Кожемяка, Булат-молодец) с помощью хитрости и волшебного меча.
Таким образом, в русских и башкирских сказках змеи похожи друг на друга, но имеют разные имена. В русских сказках – Змей Горыныч или Чудо-Юдо, причем всегда мужского пола.
В башкирских сказках – аждаха (он тоже мужского пола), а также встречается змея женского пола юха, которая, превратившись в красивую женщину, обманом губит героя (См. приложение 1).
2.2 Злодеи, имеющие образ человека
Мы выделили следующих персонажей:
- морской царь, заманивший героя в свое царство; [3,6]
- злой земной царь, который хочет отнять жену батыра; [1]
- карлик, обладающий огромной силой; [1]
- Кощей Бессмертный, обладающий черной магией; [3,4,5,6,7]
- ифрит (сын старухи - людоедки) [1]
- женщины-злодейки. [1,2,3,4,5,6,7]
В русских сказках это баба яга, живущая в лесу в избушке на курьих ножках. Героя, попавшего к ней случайно, она хочет изжарить и съесть. Еще это ведьма, которая губит людей (съедает, заколдовывает, и т.д.). [5]
В башкирских сказках много женщин-злодеек:
- царица горных духов; [1]
- мяскяй (похожая на бабу Ягу); [1]
- убырлы-карсык (старуха-обжора); [2]
- убыр-эби (людоедка); [2]
- мать дэвов. [1]
Описываются злодейки одинаково: безобразная злая старуха, поедающая людей. Может превращаться в кого угодно. Бывает бессмертна, смерть хранится в яйце. Но иногда баба яга в русских сказках бывает добрая, помогает героям. Имеются дочери у аждахи – пярии (нечистые духи). [1]
Иргаил – подземный карлик, сам с вершок, борода в тысячу вершков. Обладает отменным аппетитом, может съесть за раз полный казан мяса, оставляя без обеда нескольких человек. В подземном царстве является хозяином воды и не даёт её людям. Злой, сварливый, мстительный. Его побеждает батыр и возвращает воду жителям подземного царства. Встречается только в башкирских сказках.
Кощей Бессмертный существует только в русских сказках. Обладает колдовством, большой силой, коварен и хитёр. Похищает прекрасную девушку, заставляя её выйти за него замуж. Описывается глубоким стариком, костлявым, страшным, лысым, непривлекательным. Его смерть герой находит в яйце на конце иглы при помощи друзей – медведя, волка, щуки, ястреба.
Итак, злодеи в образе человека похожи в русских и башкирских сказках (См. приложение 2).
2.3 Волшебные существа
К ним относятся дэвы из башкирских сказок. [1] Дэв – это огромный великан, обросший шерстью. Может иметь 5, 7, 9, 10, 12 голов. Имеет длинные когти, уродлив. Угрожает батырам, жителям городов. Вред от них большой – преграждают путь к живой воде, поедают девушек, убивают людей. Обладают волшебством и огромной силой. Погубить дэва может только могучий батыр, обезглавив его.
Дэвы имеют родственников: сыновей, дочерей, зятьев, жен и матерей. Дэвы-женщины тоже злые волшебницы и вредят людям. Погубить их можно молитвой или мертвой водой.
Таким образом, дэвы – это волшебные существа, поступками напоминающие змей, но имеющие другой облик и смертные. Эти злодеи встречаются только в башкирских сказках (См. приложение 3).
Заключение
Прочитав сказки и описав персонажей-злодеев, мы узнали их имена, как они выглядят, кому и как вредят, кто их может победить. Мы составили сравнительную характеристику злодеев. (См. приложение 4)
Мы выяснили, что хотя герои русских и башкирских сказок называются по-разному, они во многом похожи. Змеи и аждахи одинаково выглядят и вредят людям. Ведьмы и убыр-эби – это злые страшные старухи-людоедки.
Но имеются и различия. В русских сказках нет существ, похожих на дэвов. В башкирских сказках встречается змея женского пола – юха, а все Змеи Горынычи – мужского.
Злодеи в русских сказках одиноки, не имеют семьи, родственников. Кощею, не смотря на его желание, не удается жениться. А у злодеев башкирских сказок родственников много. У дэвов есть жены, матери, братья, дочери, сыновья, сестры, зятья. У убырлы-карсык есть сын-людоед ифрит. Пярии – дочери аждахи.
И в русских, и в башкирских сказках злодеев можно победить хитростью или силой. У обоих народов добро всегда побеждает зло, и все-все сказки заканчиваются хорошо.
В результате исследования мы познакомились с различными сказками, узнали много нового и интересного. Чтобы лучше представить себе героев сказок, мы нарисовали их так, как представляли. (См. приложения) Наша цель достигнута, гипотеза частично подтверждена.
Читайте сказки разных народов, и перед вами откроется необычный сказочный мир, полный тайн, чудес и добра!
Список литературы
1.Башкирское народное творчество. Том 3.Богатырские сказки. Уфа: Башкирское книжное издательство,1988,448с.
2.Башкирское народное творчество. Том 4.Волшебные сказки и сказки о животных. Уфа: Башкирское книжное издательство,1988,512с.
3.Вас приветствует сказка. Русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева. Харьковская книжная фабрика «Глобус»,1993,240с.
4.Лучшие русские сказки. М.: Дрофа – Плюс, 2004,184с.
5.Любимые русские сказки. М.: Эксмо,2006,208с.
6.Русские народные сказки. Сост. В.П.Аникин. М.: Детская литература, 1987,544с.
7.Сказки. Сост. Н.П.Могильный, Н.В.Тимченко. М.:МП НПО Мада, 1993,224с.
8.Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение,1971,542с.
9.Экба З.Н. Башкирско – русский словарь слов арабского и персидского
происхождения. Уфа:Китап,2004,208с.
Приложение 1
Результаты анкетирования учащихся начальных классов
В анкетировании принимали участие 70 человек.
Каких сказочных злодеев вы знаете?
Русские сказки:
• Кощей Бессмертный – 70 человек
• Баба Яга – 70 человек
• Змей Горыныч – 70 человек
• Кикимора – 3 человека
• Ведьма – 11 человек
• Соловей-разбойник – 7 человек
• Леший – 3 человека
Башкирские сказки:
• Дэв – 15 человек
• Дракон – 5 человек
• Ажаль – 2 человека
• Мяскяй – 1 человек
Рекомендуем посмотреть:
Исследовательская деятельность во 2 классе
Конспект исследовательского проекта для 1 класса
Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Из опыта организации исследовательской деятельности с младшими школьниками
Похожие статьи:
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Организация исследовательской деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира
Формы исследовательской деятельности младших школьников
Исследовательская деятельность в дополнительном образовании детей и подростков