Дифференциация звуков Ль-Рь у детей дошкольного возраста.
Цель: дифференциация звуков Ль-Рь.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки Ль, Рь в своей речи, употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз игры из своей копилки на дифференциацию звуков Ль, Рь. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику, способствуют развитию грамматического строя языка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Содержание
Игра с Петрушкой "Путаница"
К детям приходит в гости Петрушка (кукла). Можно взять и любую другую игрушку. Взрослый читает от имени игрушки предложения, затем предлагает найти ошибки и исправить их. Это упражнение направленно не только на дифференциацию произношения звуков Ль-Рь, но и на развитие внимания, мышления.
Рита в огород пошла,
На грядке яблоки нашла.
Андрюша в сад пошел,
Лук на дереве нашел.
После того как ребенок обнаружит все ошибки - педагог помогает ему рассказать это предложение правильно.
Рита в огород пошла,
Лук на грядочке нашла.
Андрюша в сад пошел,
Яблоки он там нашел.
Игра "Какой в слове звук?"
Задание направленно на дифференциацию звуков Ль-Рь на слух. Взрослый предлагает ребенку (детям) отгадать, какой звук слышится в словах - если Ль, то надо показать картинку с маленьким самолетом, а если Рь - то картинку со щенком. Так же можно просто попросить ребенка называть тот звук, который он услышал в слове.
Слушай внимательно и угадай!
Какой в слове звук,
Мне называй!
Речка, лейка, репка, лепка, малина, редиска, Марина, Лена, липа, рис, летит, крик, шарик, клюв, лямка, букварь, колесо, грибы, самолет.
Пальчиковая игра "Куколки Виолетты"
Виолетта рано встала,
Сжимаем пальчики в кулачки
Кукол всех пересчитала.
Иринка с Маринкой сидели в корзинке,
Загибаем пальчики при назывании кукол.
Аленка с Еремкой лежали на полке.
Римма, Галенька и Валя
Просидели на диване.
А в кроватке дружно спали
Лиза, Риточка и Аля.
Пока кукол всех считали,
Наши пальчики устали.
Стряхиваем пальчики
После того как ребенок расскажет можно игру продолжить, задавая ребенку следующие вопросы.
- Сколько кукол было у Виолетты?
- Кто сидел в корзине (на диване)?
- Кто лежал на полке?
- Кто спал в кроватке?
Речедвигательное упражнение "Мы весной цветы сажали"
Мы весной цветы сажали,
Имитируем погружение стебля в землю
А лентяи только спали.
Прикладываем сложенные руки к щеке
Мы цветочки поливали,
Имитируем поливание цветов
А лентяи лишь гуляли.
Упираем руки в бока
Синие ирисы,
Показываем картинки с изображением цветов
Желтые нарциссы,
Красные тюльпаны
Подарим нашей маме.
Делаем протягивающий жест
Пальчиковая игра "Бабочка"
- Бабочка, бабочка,
Бабочка-красавица,
Ты откуда прилетела?
На каком цветке сидела?
В ритме каждой строчки большой палец правой руки "здоровается" дважды с остальными пальцами
- Я сидела на левкое,
Полетела в чисто поле,
Села я на василек,
Пересела на пенек.
В ритме каждой строчки большой палец левой руки "здоровается" дважды с остальными пальцами
Рекомендуем посмотреть:
Интерактивное пособие для дифференциации звуков [л] - [р] в слогах, словах у детей дошкольников
Дифференциация звуков Щ-Сь у детей дошкольного возраста. Речевой материал
Дифференциация звуков Л, Ль, Р, Рь у детей дошкольного возраста. Речевой материал
Дифференциация звуков Л-Ль у детей дошкольного возраста. Речевой материал