Интерактивное пособие для дифференциации звуков [л] - [р] в слогах, словах у детей дошкольников
Интерактивное пособие для дифференциации звуков [л] - [р] в слогах, словах
Автор: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры. Назначение: мультимедийная презентация разработана для индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющие нарушение звукопроизношения. Данный материал будет полезен учителям-логопедам и родителям в работе с дошкольниками. Цель: дифференциация звуков [л] - [р] в слогах, словах. Задачи:
Закрепить правильное произношение звуков [л], [р] в речи детей.
Упражнять в согласовании существительных с числительными.
Развивать фонематический слух.
Развивать логическое мышление, внимание.
Дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок произносит звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Необходимо уделить внимание дифференциации, потому что ребенок как произносит, так слово и напишет. В школе могут возникнуть проблемы с чтением (дислексия) и с письмом (дисграфия).
В работе по дифференциации звуков можно выделить следующие этапы:
1. Дифференциация изолированных звуков.
2. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах.
3. Дифференциация звуков в словах.
4. Дифференциация звуков во фразовой речи.
Презентация содержит анимации, триггеры. На каждом слайде в правом верхнем углу есть управляющая кнопка: документ, в котором дается задание. Щелкая мышкой по тексту с заданием, он исчезает.
Слайд 2. «Самолет летит. Мотоцикл ревет»
На слайде установлены триггеры.
- Щелкни мышкой по самолету и произноси, как гудит самолет: л-л-л.
- Щелкни мышкой по мотоциклу и произнеси, как ревёт мотоцикл: р-р-р.
Слайд 3. Игра «Бабочки и цветы»
На слайде установлены триггеры на бабочках. Ребенок произносит цепочку слогов и щелкает мышкой по бабочке.
- Посади бабочек на цветы: ла-ра
ло-ро
лу-ру
лы-ры
ра-ла-ла
ро-ло-ло
лу-ру-ру
ры-лы-ры
Слайд 4. Игра «Собери ромашки»
На слайде установлены триггеры на ромашках. Ребенок произносит цепочку слогов и щелкает мышкой по ромашке.
- Помоги Барашу собрать ромашки: ал-ар
ол-ор
ул-ур
ыл-ыр
ар-ал-ал
ор-ол-ол
ул-ур-ур
ыр-ыл-ыр
Слайд 5. Игра «Воздушные шары»
На слайде установлены триггеры на шарах. Ребенок произносит цепочку слогов и щелкает мышкой по шарику.
- Подари Нюше шары: лар
лор
лур
лыр
лар-лор-лыр
лор-лур-лар
лур-лыр-лор
лыр-лар-лур
Слайд 6. «Помоги Крошу найти предметы со звуком [р]»
На слайде установлены триггеры на картинках: вертолет, ракета, ворона, воробей, мухомор, муравей, ромашки.
- Помоги Крошу найти предметы со звуком [р]. Называй картинки и щелкай по ним мышкой.
Слайд 7. «Помоги Лосяшу найти предметы со звуком [л]»
На слайде установлены триггеры на картинках: лось, белка, елка, волк, фиалка, лодка, ель, пчела, голубика.
- Помоги Лосяшу найти предметы со звуком [л]. Называй картинки и щелкай по ним мышкой.
Слайд 8. «Вместе с Крошем произнеси пары слов»
Ребенок щелкает мышкой на пустые треугольники и называет пары картинок: лом – ром
лак – рак
лама – рама
лоза – роза
Слайд 9. «Вместе с Карычем произнеси пары слов»
На фигурах установлены триггеры. Ребенок щелкает мышкой на пустые треугольники и называет пары картинок: рожки – ложки
работв – лопата
краб – клад
крот - клоп
Слайд 10. «Вместе с Лосяшем произнеси пары слов»
На фигурах установлены триггеры. Ребенок щелкает мышкой на пустые треугольники и называет пары картинок: пилот - пирог
колонка - коронка
Колобок - коробок
Слайд 11. «Вместе с Барашем произнеси пары слов»
На фигурах установлены триггеры. Ребенок щелкает мышкой на пустые треугольники и называет пары картинок: бал - бар
пол - бор
болт - борт
игла - игра
Слайд 12. «Повтори за Карычем слова»
На фигурах установлены триггеры. Ребенок щелкает мышкой на фигуры и называет картинки: мармелад, горло, журнал, берлога.
Слайд 13. «Повтори за Лосяшем слова»
На фигурах установлены триггеры. Ребенок щелкает мышкой на фигуры и называет картинки: проволока, крыло, рыболов, кларнет.
Слайд 14. «Повтори за Крошем слова»
На фигурах установлены триггеры. Ребенок щелкает мышкой на фигуры и называет картинки: планер, параплан, спортзал, коралл.
Слайд 15. «Повтори за Барашем слова»
На фигурах установлены триггеры. Ребенок щелкает мышкой на фигуры и называет картинки: зеркало, рулон, крокодил.
Слайд 16. Игра «Четвертый лишний»
На слайде установлены триггеры на картинках: ромашка, астра, роза, фиалка.
- Назови предметы одним словом. (Цветы).
- Найди лишний предмет и щелкни на него мышкой. (Фиалка).
Слайд 17. Игра «Четвертый лишний»
На слайде установлены триггеры на картинках: стул, кровать, полка, стол.
- Назови предметы одним словом. (Мебель).
- Найди лишний предмет и щелкни на него мышкой. (Кровать).
Слайд 18. Игра «Четвертый лишний»
На слайде установлены триггеры на картинках: вертолет, барабан, пирамидка, кукла.
- Назови предметы одним словом. (Игрушки).
- Найди лишний предмет и щелкни на него мышкой. (Кукла).
Слайд 19. Игра «Четвертый лишний»
На слайде установлены триггеры на картинках: свекла, баклажан, помидор, лук.
- Назови предметы одним словом. (Овощи).
- Найди лишний предмет и щелкни на него мышкой. (Помидор).
Слайд 20. «Найди место звука [л] в слове»
- Лосяш в зоопарке увидел волка, ламу, козла. Определи место звука [л] в названиях животных. Если звук [л] находится в начале слова, щелкни мышкой на красный квадрат на схеме, в середине слова – на желтый, в конце слова – на зеленый.
Слайд 21. «Найди место звука [р] в слове»
- Бараш в зоопарке увидел тигра, жирафа, рысь. Определи место звука [р] в названиях животных. Если звук [р] находится в начале слова, щелкни мышкой на красный квадрат на схеме, в середине слова – на желтый, в конце слова – на зеленый.
Слайд 22. «Посчитай крокодилов»
- Карыч на острове увидел крокодилов. Посчитай крокодилов от 1 до 5. (Один крокодил, два крокодила,…пять крокодилов).
- Щелкай мышкой по крокодилам и считай от 5 до 1.
Надеюсь, что материал пригодится в работе специалистов.
Презентация на тему: Дифференциации звуков [л] - [р] в слогах, словах
Светлана Михайловна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей разработкой: "Интерактивное пособие для дифференциации звуков [л] - [р]". Использование ИКТ даёт хорошие результаты, воспитанники всегда с удовольствием работают за компьютером, а Вы реализуете свои цели и задачи. Мультимедийная презентация просто шикарная, будет востребована коллегами - логопедами. Грамотно! Профессионально! С удовольствием голосую, УДАЧИ ВАМ!!!
Отличное пособие! Ярко, красочно, увлекательно, доступно для ребятишек. Меня, как маму двоих дошкольников, Ваша разработка очень заинтересовала. Спасибо!
Добрый вечер, Светлана Михайловна! Спасибо за приглашение на просмотр презентации. Мне ваше интерактивное пособие понравилось.Очень здорово,что к упражнению вы предлагаете картинку, тем более ребенок может сам мышкой компьютера определить правильный ответ.Здесь показана работа над дифференциацией звуков Р-Л в нужной последовательности, методически правильно. Яркие картинки привлекают внимание воспитанника, думаю, занятие пройдет плодотворно и с интересом.Замечательно, профессионально, желаю вам творческих успехов, новых разработок. Спасибо, примите мой голос.
Хорошая, трудоемкая работа. Занятия с использованием данной презентации позволяет решить сразу несколько учебных задач: поставить ребенку звуки [р]-[л], научить их различать, пополнить и развить словарный запас ребенка, формировать мыслительные операции анализа, синтеза,сравнения.Думаю, этот материал будет многим полезен. Но все же, Светлана Михайловна, слова "ром" и "бар" явно лишние в этой презентации. Далеко не все педагоги и родители одобрят их знание дошкольником и употребление в речи. +1
Добрый день! Отличное занятие, на мой взгляд. Ребятам помогают их любимые мультипликационные персонажи, это здорово. Материал разнообразный, хорошо подобран.
Добрые сутки! Прекрасное современное пособие, которое поможет в работе логопедам и воспитателям логопедических групп, которое можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе на логочасах. Буду советовать своим логопедам, спасибо за приглашение. ГОЛОС!
Светлана Михайловна, здравствуйте!
Вы представили нашему вниманию интересную разработку интерактивного пособия, при помощи которого дети смогут в увлекательной форме научиться различать звуки [л] и [р] в слогах и словах, разовьют фонематический слух, внимание и логическое мышление. Материал профессионально составлен и оформлен. Убеждена, будет востребован логопедами и родителями. Успехов! Голос!
Светлана Михайловна, спасибо за яркий, интересный и полезный материал. Обязательно поделюсь с нашим логопедом. Вам дальнейших творческих успехов и мой голос!
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Отличное пособие для дифференциации звуков . Ребятам помогают их любимые мультипликационные персонажи, это очень здорово. С удовольствием голосую!
Светлана Михайловна, здравствуйте. С удовольствием посмотрела презентацию – пособие для дифференциации звуков [л] и [р] в слогах, словах. Вы интересным, очень увлекательным способом закрепляете правильное произношение звуков, в то же время развиваете мышление детей. Презентация замечательна! Понятия, которые Вы выбрали представить презентацией детям известны, близки, интересны. Молодец! Я уверена, что дети очень радуются таким занятиям и что с увлечением решают задания. С удовольствием голосую! Желаю успехов!
Светлана Михайловна, здравствуйте.Очень интересные современные технологии Вы используете в своей работе с детьми.Современно,актуально,познавательно!Отличное оформление материала,голосую за Ваше творчество,желаю Вам удачи!
Здравствуйте, Светлана Михайловна. Спасибо за приглашение. Материал для закрепления звуков подобран интересный, согласно возраста детишек. Яркая презентация является отличным пособием для дифференциации звуков. Разработка составлена грамотно. Желаю дальнейших успехов в работе. Голос. С уважением, Татьяна.