Изучение познавательных процессов и способностей детей шести лет
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: изучение познавательных процессов и способностей детей шести лет.
Задачи:
1. Изучить следующие компоненты познавательной сферы дошкольников:
- наблюдательность, способность к зрительному и слуховому восприятию;
- способность к произвольному, самостоятельному порождению какой-либо идеи и воссозданию воображаемого плана её реализации; способность к творческому воображению;
- способность к произвольному и словесно-логическому запоминанию;
- способность к распределению и устойчивости внимания;
- способность к наглядно-схематическому мышлению, умение обобщать, классифицировать, устанавливать логические связи;
- умение ориентироваться в пространстве.
2. Выявить уровень развития данных способностей у ребенка.
Описание: Развитие познавательной сферы имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Поэтому чрезвычайно важно раннее определение степени сформированности у ребёнка различных компонентов познавательной сферы. Это даёт возможность дошкольным работникам соотнести особенности познавательного развития каждого ребёнка с примерной возрастной нормой. Что, в свою очередь, позволяет проанализировать актуальное состояние познавательной сферы и прогнозировать возможные варианты развития, а также вносить необходимые изменения в образовательную работу. Данный материал будет полезен психологам ДОУ и другим педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Описание методик используемых при изучении познавательных процессов и способностей детей шести лет.
1. «Найди различия» (Л. Ф. Тихомирова).
Цель: изучение способности к наблюдательности.
Содержание: ребёнку предлагается две картинки, несложные по сюжету и количеству деталей (у этих картинок имеется 7 деталей-различий); ребёнок рассматривает 1 – 2 минуты обе картинки, затем должен рассказать о найденных им отличиях.
Оценка результатов: подсчитывается количество правильно отмеченных различий, из них вычитаются ошибочно отмеченные различия. Разность делится на число фактически имеющихся различий.
высокий – 0,8 – 1;
средний – 0,4 – 0,7;
низкий – 0 – 0,3.
2. «Назови фигуры» (Л. Ф. Тихомирова).
Цель: изучение способности зрительно воспринимать образы предметов.
Содержание: ребёнку показываются таблички с изображением предметов, ребёнок должен посмотреть и сказать из каких фигур состоят эти рисунки (рисунки предоставляются по мере сложности).
Оценка результатов: ребёнок правильно нашёл и назвал все фигуры (треугольник, круг, прямоугольник) или допустил 1 – 2 ошибки – высокий уровень (3 балла); если допущено 3 – 4 ошибки – это средний уровень (2 балла); если допущено 5 и более ошибок – низкий уровень (1 балл).
Для выявления уровня избирательности внимания можно предложить найти только круг (треугольник, прямоугольник). Критерии оценки те же.
3. «Понимание текста» (Л. Ф. Тихомирова).
Цель: изучение способности к слуховому восприятию.
Содержание: ребёнок должен прослушать небольшой текст и рассказать как он его понял (изложить порядок действий в тексте).
Оценка результатов: текст воспроизведён безошибочно – высокий уровень (3 балла); если допущена 1 – 3 ошибки – это средний уровень (2 балла); если допущено более 3 ошибок, то это низкий уровень (1 балл).
4. «Дорисовывание фигур» (Л. А. Баландина).
Цель: изучение способности создавать оригинальные образы – творческое воображение.
Содержание: ребёнку даётся 10 карточек, на каждой из которых нарисована небольшая фигурка неопределённой формы; его просят дорисовать «волшебные» фигурки так, чтобы получилась какая-либо картинка.
Оценка результатов: подсчитывается коэффициент оригинальности (КО) – количество неповторяющихся изображений (одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент). Низкий уровень – КО = 0 – 3 балла, средний уровень – КО = 4 – 8 баллов, высокий уровень – КО = 9 – 10 баллов.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания. При низком уровне дети фактически не понимают задание: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то своё, или делают беспредметное изображение. При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся ребёнком). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью.
5. «Придумай игру» (Л. Ф. Тихомирова).
Цель: изучение способности к произвольному, самостоятельному порождению какой-либо идеи и воссозданию воображаемого плана её реализации.
Содержание: ребёнок получает задание за 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора (Как называется игра? В чём она заключается? Сколько человек необходимо для игры? Какие роли получают участники игры? Как будет проходить игра? Каковы правила игры? Чем должна будет закончиться игра? Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?).
Оценка результатов: по каждому из критериев (оригинальность и новизна; продуманность условий; наличие различных ролей; точность критериев оценки успешности проведения игры) ребёнок получает от 0 до 2 баллов (о – полное отсутствие определённого признака; 1 – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака; 2 – отчётливая выраженность в игре соответствующего признака). Высокий уровень – 8 – 10 баллов; средний уровень – 4 – 7 баллов; низкий уровень – 0 – 3 балла.
6. «Десять слов» (А. Р. Лурия).
Цель: изучение способности к произвольному запоминанию; выявление органических поражений мозга, а так же других отклонений в психическом статусе (истощаемости, утомляемости, неустойчивости внимания).
Содержание: ребёнку зачитывается 10 слов. Слова простые, разнообразные и не имеющие никакой смысловой связи. Ребёнка просят прослушать и повторить слова, которые он запомнил. Опыт повторяют 5 раз.
Оценка результатов: подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в каждом повторе. Воспроизведение 5 – 6 слов после первого прочтения или в каждом повторном прочтении – высокий уровень (3 балла); воспроизведение 3 – 4 слов в каждом повторном прочтении – средний уровень (2 балла); воспроизведение менее 3 слов – низкий уровень (1 балл).
По протоколу составляется «кривая запоминания». По вертикали откладывается число воспроизведённых слов, по горизонтали – номера предъявлений 10 слов.
В норме кривая запоминания идёт вверх. При органических поражениях мозга кривая после незначительного подъёма образует плато, т. е. дети воспроизводят одно и то же количество одних и тез же слов. Для органики характерно называние других слов, повторение одних и тех же слов. При астении кривая сначала идёт вверх, а затем, поскольку после каждой пробы воспроизведения всё меньше и меньше слов, - кривая падает вниз. При неустойчивости внимания и его колебаниях кривая имеет зигзагообразный характер.
7. «Методика опосредованного запоминания» (А. Н. Леонтьев).
Цель: изучение способности к словесно-логическому запоминанию.
Содержание: ребёнку для запоминания предлагают 10 – 15 слов, а так же набор карточек с картинками (20 – 30). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Ребёнку зачитываются слова, а он, чтобы лучше запомнить, - выбирает соответствующую карточку с рисунком, который поможет ему вспомнить названное слово. На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд. У ребёнка уточняется почему он выбрал эту карточку. Затем надо ребёнка занять на 15 минут какой-нибудь другой деятельностью. После этого ребёнку демонстрируются картинки, которые им были выбраны для запоминания, и он должен воспроизвести слова.
Оценка результатов: высокий уровень (3 балла) – названы все слова или допущены 2 – 3 ошибки; средний уровень (2 балла) – допущено 4 – 5 ошибок; низкий уровень (1 балл) – допущено более 5 ошибок.
8. «Корректурная проба» (вариант методики Бурдона).
Цель: изучение способности к распределению и устойчивости внимания.
Содержание: ребёнку даётся бланк с простыми фигурками. По сигналу взрослого он должен зачёркивать кружки и обводить в кружок треугольники. Ребёнок работает всего 2,5 минуты. Каждые 30 секунд делаются остановки.
Оценка результатов: определяется количество предметов на рисунке, просмотренных за 2,5 минуты, а также за каждые 30 секунд.
S = (0,5 умножить на N – 2,8 умножить на n)разделить на t ,
где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания;
N – количество предметов, которые просмотрел ребёнок;
T – время;
N – количество ошибок.
S>1 – высокий уровень;
0,5 < S < 1 – средний уровень;
S < 0,5 – низкий уровень.
9. «Рыбка» (по В. В. Холмовской).
Цель: изучение способности к наглядно-схематическому мышлению и организации деятельности.
Содержание: ребёнку даётся схематическое изображение рыбки, составленной из геометрических фигур; уточняется, что здесь нарисовано. После того как выяснилось, что на схеме изображена рыбка, ребёнка просят построить такую же из отдельных геометрических фигур.
Оценка результатов: низкий уровень (1 балл) – отсутствие положительного результата или выполнение задания с многочисленными ошибками, которые исправляются с помощью взрослого. Средний уровень (2 балла) – допускают ошибки лишь со сложными фигурками и элементами схемы рыбки (рот, плавники). Эти ошибки исправляются детьми либо самостоятельно (после указания взрослого на то, что есть ошибки), либо с помощью взрослого (подробный анализ положения призмы на схеме или показ образца действия). В остальном задание выполняется самостоятельно на основе полного анализа схемы. Высокий уровень (3 балла) – построение детьми конструкции без помощи взрослого и без ошибок, что достигается благодаря полному предварительному анализу схематического изображения и чёткой организации деятельности по воспроизведению образца.
10. «Четвёртый лишний» (Гатанова Н. В.).
Цель: изучение способности классифицировать, обобщать, устанавливать логические связи.
Содержание: ребёнку показывают четыре картинки, на которые он должен посмотреть и сказать какая из них лишняя.
Оценка результатов: высокий уровень (3 балла) – ребёнок правильно нашёл лишнее и объяснил причину своего выбора; средний уровень (2 балла) – ребёнок правильно нашёл лишние картинки, но не смог объяснить свой выбор (или показывал неправильно, но после наводящих вопросов исправлял ошибки); низкий уровень (1 балл) – ребёнок хаотически показывает на картинки, не понимая принципа выбора.
11. «Где собачка?» (Тунина Е. Г.).
Цель: изучение способности ребёнка пользоваться пространственными отношениями и категориями направления: лево, право, верх, низ.
Содержание: ребёнку показывают картинки с собачками и задают вопросы – покажи собачку внутри коробки;
- покажи собачку под столом;
- покажи собачку на шляпе;
- покажи собачку между мячиком и пирамидкой;
- покажи шляпу на собаке;
- покажи мячик между собакой и пирамидкой;
- покажи собаку за коробкой;
- покажи стул рядом с собакой;
- покажи, где собака идёт направо.
Оценка результатов: высокий уровень (3 балла) – задание выполнено без ошибок; средний уровень (2 балла) – ребёнок сделал 2 – 3 ошибки и исправил их вместе со взрослым; низкий уровень (1 балл) – ребёнок правильно выполнил менее половины заданий.
Список используемой литературы.
1. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Программа развития и обучения дошкольника: Тесты для детей 5 – 6 лет. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2004. – с. 32.
2. Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребёнка: методическое пособие / Л. А. Баландина; под редакцией Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – с. 288.
3. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – с. 144.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Творческое выступление по безопасности дорожного движения для старших дошкольников
Развитие у старших дошкольников певческих способностей
Конспект НОД по художественному конструированию. Подготовительная группа
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка