Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста. Игры

Игры, направленные на развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование фонетико-фонематического слуха и восприятия у дошкольников.

Задачи:
1. Развивать фонематические процессы (фонематический слух, фонематические процессы).
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу, направленные на развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Описание: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Данные игры способствуют формированию фонетико-фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Содержание
"Повторялки"
Педагог говорит слоги, а дети должны послушать и повторить правильно.
ка-ко-ку пу-пи-пы ум-ум-ам ку-ка-ко пи-пы-па ам-ам-ум
ко-ку-ка па-по-пу ну-ну-на ап-уп-уп ут-от-ут ку-ка-ку
ип-ип-ап уп-уп-ип ап-ап-уп ке-ке-ки ки-ка-ки ки-ке-ки и т. д.

Слоги могут быть и другие, в зависимости от того какая задача перед вами стоит. Так, например если у меня основная задача - отработка поставленного звука в слогах, то я использую эту игру только с тем звуком, которы отрабатываю. После того, как дети легко научатся повторять по три слога, я увеличиваю количество слогов сначала до 4, а затем до 5.
Так же для этой игры я использую и слова (или параллельно со слогами, или после того как отработаю данный навык на слогах). Слова так же могут быть разными. Вот некоторые примеры:

мак-бак-так бак-бак-бок дочка-кочка-точка бочка-почка-ночка
ток-тук-так дом-дом-дым пекарь-лекарь-пекарь песок-лесок-кусок
бас-пас-нас бар-пар-вар бык-бак-бок Таня-Даня-Ваня

Если дети затрудняются сразу повторят по 3 слова, то можно начать сначала с 2-х слов.

"Что лишнее?"
"Я вам назову несколько слов. Послушайте внимательно и скажите какое слово лишнее."
- дом, дом, том, дом;
- банки, панки, банки, банки;
- балка, балка, балка, палка;
- порт, борт, борт, борт;
- Таня, Таня, Маня, Таня;
- канава, канава, какао, канава;
- утенок, утенок, котенок, утенок;
- кошка, мошка, кошка, кошка;
- вышка, вышка, вышка, мышка;
- почка, бочка, почка, почка;
- удочка, удочка, уточка, удочка;
- трава, дрова, трава, трава;
- Ваня, Фаня, Ваня, Ваня;
- пас, бас, бас, бас;
- ветка, ветка, клетка, ветка;
- планки, планки, планки, танки;
- том, том, ком;
- мак, мак, мак, бак;
- галка, палка, галка, галка;
- дочка, точка, дочка, дочка.

"Топай-хлопай"
Педагог говорит детям слоги или слова, задав при этом два основных звука. Если дети слышат первый звук -
хлопают в ладоши, если второй - топают ножками. Вот несколько примеров.


- Если услышите звук "А" - хлопаете в ладошки, если услышите звук "У" - топаете ножками:
па, на, ха, ух, ну, уп, ап, ах, му, шу, ла, са,ка, ук, ус, лу, ку, ам, ар, аз, зу, ра.

- На слова со звуком "С" хлопаем в ладоши, со звуком "З" топаем ножками:
собака, забор, коза, мимоза, скатерть, стул, зонтик, коса, оса, колесо, музыка, узор, сани, соска, косынка, замок, нос.

- На слова со звуком "К" хлопаем, а со звуком "Кь" топаем:
кино, конфета, носок, конь, кепка, кот, мак, пакет, факел, карась, бак.

"Солисты"
В каждом хоре есть солист - певцы, которые могут правильно, красиво исполнить ту или иную песню. Давай будем с тобой солистами. Для этого следует как можно точнее и правильнее повторить за мной разные "песенки-распевки".
ОА УА ИА УИ
ИАО АИО УАИ УОИ
ИАОУ УОАИ АОИУ ИАУО
ИАОУЭ ОЭИАУ УОАИЭ ЭИОАУ

Таких комбинаций может быть сколько угодно. Придумывайте как вам хочется.

"Слово заблудилось"
Сейчас я вам прочитаю небольшой стишок. Но некоторые слова здесь перепутались. Послушайте внимательно и исправьте ошибку.
Распустились утром росы,
На цветках сверкают розы.

Зреет красная Галина,
Соберет ее калина.

На крючке нашивка,
На рукаве наживка.

На березе распустилась бочка
А в подвале стоит почка.

По речке плывут плоды,
Зреют на ветках плоты.

Я тетради ставлю дочку,
Мама любит свою точку.

Не сгибается полено,
Раскололи мы колено.

Распускается батон,
Поравней нарежь бутон.

Заверну отверткой бинт,
По ноге сползает винт.

Завяжу на блузке фантик,
Заверну конфету в бантик.

Открывается улитка,
Тихо ползает калитка.
Скачать Игры, направленные на развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Рекомендуем посмотреть:

Конспект игры-путешествия в старшей группе «Математические острова» Логопедическая игра для детского сада про животных Логопедические игры для детского сада Дидактические игры для логопедических занятий с дошкольниками

Похожие статьи:

Логопедическая игра для дошкольников

Дидактическая игра «Автоматизация звука Р с Рыжиком»

Логопедическая игра для детей 5-7 лет «Яблоня-загадка»

Логопедические дидактические игры для детей 4 – 7 лет

Игра – путешествие в старшей группе «Цирк. В гостях у клоуна»

Участник №13 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2018 года
Дифференциация звуков Ш-С. Речевой материал | Дифференциация звуков Ч-Щ у детей дошкольного возраста. Речевой материал
Опубликовано: 2277 дней назад (30 января 2018)
Просмотров: 2161
+3
Голосов: 3
Татьяна Николаевна Якуцевич # 31 января 2018 в 13:21 +1
Марина Алексеевна, как же вовремя, я наткнулась на Вашу работу! Очень полезная информация, которую легко применить на практике. Спасибо огромное! Воспользуюсь обязательно!