Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Технологии рефлексии на уроках

Рефлексия на уроках
Одной из главных задач современного урока является является способность ученика к анализу своей деятельности - рефлексия. Рефлексия – это размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, выяснить цели дальнейшей работы, формирует у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности. Рефлексия способствует развитию важных качеств человека, которые потребуются ему в будущем: самостоятельность, умение анализировать свои действия.
Я предлагаю несколько приемов которые часто и успешно использую на уроках. Надо признаться, что дети очень любят эти моменты на уроке.
ТЕХНОЛОГИЯ "ОСТРОВА"
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о.Радости, о.Грусти, о.Недоумения, о.Тревоги, о.Ожидания, о.Просветления, о.Воодушевления, о.Удовольствия, о.Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.
Например: "Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свой кораблик, дрейфующим между островами Удовольствия, Радости и Просветления."
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, педагог может предложить проанализировать его.
Эта технология может быть использована в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в классе и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменилось состояние учащихся.
ТЕХНОЛОГИЯ "РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ"
На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора.
В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, 1-й сектор – оценка содержания; 2-й сектор – оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор – оценка деятельности педагога; 4-й сектор – оценка своей деятельности.
Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "0" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени.
После того как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.
ТЕХНОЛОГИЯ "ДЕРЕВО НАСТРОЕНИЯ"
Назначение метода:
Фиксация учащимися уровня эмоционального состояния перед занятием, после занятия, в начале учебного дня и в его конце.
Требования к реализации метода.
Оптимальное количество учащихся – до 25 человек.
Необходимое оборудование.
«Дерево», цветные фигуры красного и синего цвета.
Порядок реализации метода.
Руководитель предлагает участникам выбрать фигуру того цвета, которая соответствует их теперешнему состоянию (в начале или конце занятия, рабочего дня) и вывесить ее на «дерево» («Дерево» располагается на стене, на доске и должно быть видно всем участникам). Руководитель анализирует эмоциональное состояние группы перед занятием, в конце занятия, предлагает высказаться публично, либо наедине некоторым участникам (особенно тем, чье состояние изменилось).
ТЕХНОЛОГИЯ "ТЕЛЕГРАММА"
После завершения занятия каждому из обучающихся предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: "Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе."
На следующем занятии педагогу необходимо поделиться своими соображениями о полученных результатах и рассказать о том, как они будут учитывать в дальнейшем совместной работе.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности у студентов Рефлексия как один из приемов осознанного усвоения знаний Эффективные приёмы обучения: синквейн Рефлексия учебной деятельности как способ формирования адекватной самооценки учебных достижений млад

Похожие статьи:

Положение о научном обществе в школе

Положение о школьной предметной олимпиаде

Положение о школьной предметной неделе

Положение о центрах дополнительного образования в общеобразовательном учреждении

Требования к программе дополнительного образования детей

Рисование лошади поэтапно для детей | Рисование снегирей на ветке рябины пошагово с фото для детей
Опубликовано: 3667 дней назад (8 ноября 2014)
Просмотров: 8680
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Вяткина Елена # 8 ноября 2014 в 12:37 0
Данная статья поможет учителю формировать у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности .Развивать способности к анализу и формировать коммуникативных умений.
Головина Татьяна Сергеевна # 8 ноября 2014 в 12:44 0
Марина Константиновна, спасибо за интересный материал по рефлексии. Очень понравилось упражнение "Чемодан. корзина, мясорубка". В понедельник же возьму его на урок. Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке, поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, особое внимание, уделяя обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Конечно, хочется провести этот этап интересно, по-разному.Примите мой голос
Виктория Адамовна Топчиева # 12 января 2016 в 15:37 0
Спасибо за познавательный материал. Очень важно научить детей анализировать свои действия и правильно выражать их. Описанные упражнения помогут достичь этих умений в игровой непринужденной форме. Технология телеграмма понравилась больше всех. Так как являюсь учителем информатики не уроках можно ее использовать в форме электронного письма.Спасибо.