Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Исследовательский проект учителя начальной школы с презентацией

Исследовательский проект "Сердце, отданное людям"
I. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Актуальность темы
Нынче радостей немного.
Больше подлостей и сраму.
Правда, нынче, слава Богу,
Восстанавливают храмы.
В сёлах и первопрестольной,
Словно юные старушки,
Возникают колокольни,
И часовни, и церквушки.
Н. Добронравов
Моя бабушка живёт в посёлке Сазанье. Я много раз с бабушкой и с родителями бывала в Алексиево – Сергиевской пустыни. Год от года я наблюдала, как хорошеет это святое место, как всё больше и больше паломников приезжают сюда. Бабушка рассказывала, что ещё чуть более 10 лет назад, здесь был пустырь. И только благодаря игумену Андрею (Афанасьеву) Алексиево – Сергиевская пустынь была восстановлена. Мне стало интересно, как возникла пустынь, и кто такой игумен Андрей, благодаря которому это святое место обрело вторую жизнь.
Я решила поинтересоваться у других ребят, соседей, знакомых, знают ли они об Алексиево-Сергиевской пустыни. С этой целью я провела анкетирование (Приложение 1). В опросе участвовали 63 человека. Результаты анкетирования я отразила в диаграммах (Приложение 2).
Выбранную тему считаю актуальной, так как она касается изучения наших духовных корней. Ведь история Алексиево – Сергиевской пустыни – это часть истории нашего района, и все жители должны знать, какой она была, как её разрушили, и не забывать тех людей, которые помогли возродить эту святыню.

1.2. Цель и задачи исследования
Объект исследования: Казанская Алексиево – Сергиевская пустынь
Предмет исследования: жизненный и духовный путь настоятеля Казанской Алексиево – Сергиевской пустыни игумена Андрея (Афанасьева)
Гипотеза: изучая историю отдельной личности, мы лучше будем знать историю своей малой родины.
Цель работы: проследить жизненный и духовный путь нашего земляка, настоятеля Казанской Алексиево – Сергиевской пустыни игумена Андрея (Афанасьева)
Задачи:
• Познакомиться с историей возникновения Казанской Алексиево – Сергиевской пустыни;
• Выяснить, какова новая история Сазанских пещер;
• Сделать вывод.
Методы исследования:
• изучение архивных материалов;
• экскурсия;
• беседа;
• обобщение
Практическая ценность:
• работа выполнена для того, чтобы рассказать о человеке, самым главным результатом монашеского труда которого является возрождение Казанской Алексиево - Сергиевской пустыни п. Сазанье;
• работа будет интересна для школьного краеведческого музея;
• собранный материал может представлять интерес для людей, изучающих историю родного края.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. История возникновения Казанской Алексиево – Сергиевской пустыни.
Казанская Алексиево - Сергиевская пустынь находится на юго-востоке Пензенской области, в Сазанье. Посёлок так назван по Сазань-горе, о которой среди сердобчан ходит множество легенд. Одна из них говорит о том, что ещё в XVIII веке неизвестные монахи – отшельники вырыли в глухом лесу пещеру, где молились о спасении мира. Этот своеобразный монастырь не был зарегистрирован ни в одной епархии. Далее легенда рассказывает о том, что во время пугачёвского восстания в 1773 – 1775 годах скрывавшиеся от властей пугачёвцы наткнулись на эту пещеру и попросили у монахов убежища. Монахи, следуя христианским заповедям, приняли повстанцев. Жители Сердобинской слободы донесли властям. Был прислан карательный отряд. Все жившие в пещере были изрублены.
Новая история Сазанских пещер начинается в XX веке. В 1901 году, в шести верстах от Сердобска, у речной излучины вновь возник мужской монастырь. Его началом послужила келья в пещере, вырытая 70-летним старцем Серафимом. Он был крестьянином, родом из села Боровая Полянщина Сердобского уезда, который в то время входил в состав Саратовской губернии. В видении отцу Серафиму явилась Матерь Божия, которая благословила его идти в Сазанские леса, найти пещеры, поселиться в них, а также она сказала: «Спасешься сам и спасутся рядом с тобою». По благословению Саратовского епископа Гермогена он нашёл и рыл дальше под землёй пещеры, где были устроены храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших монахов. Из «Саратовских епархиальных ведомостей» известно, что монах Серафим сам был затворником, провел несколько лет в пещерах, не выходя из кельи, которая сохранилась и поныне. «Без всякого компаса и без прибора-уровня старец нашел на значительной глубине восточную сторону для подземного алтаря и, не делая отдушин (чтобы не осушить и не ослабить грунта) устроил два выхода из подземного храма, причем, один выход на 2 сажени выше другого, и воздух циркулирует и постоянно освежается».
Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев (1839 - 1935). Он положил начало пустыни, попросив Сердобскую Думу «уступить ему, для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место». С этого времени старцы Андрей (Грузинцев) и Серафим (Жулин) начали подвизаться вместе.
Выбранное монахами место было живописным: гора, со всех сторон окруженная лесом, сходила в овраг, внизу протекала река Сердоба. В 1905 году старец Андрей и его сподвижники получили поддержку епархиального начальства: преосвященный Гермоген (позже прославленный во Святых как Святитель Гермоген Тобольский), приехавший в Сердобск 1-3 апреля 1905 года, посетил монашескую обитель, осмотрел строящуюся часовню, подробно расспросил подвижников об их жизни, занятиях, благословил их и высказал пожелание организовать на том месте полноценный монастырь, где бы и он сам мог иметь келью для отдыха.
Вскоре в обители стало уже три храма. 4 декабря 1905 года был освящен деревянный холодный храм-часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери, а сама пустынь была приписана к Саратовскому Спасо-Преображенскому монастырю под названием Казанско-Алексиевской. С этого времени строительство в пустыни не прекращалось, и уже совсем скоро там были возведены каменный теплый храм с домом архиерея и несколько флигелей. К названию пустыни добавилось еще слово «Сергиевская», по названию северного придела соборного храма.
Третий храм во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца, был построен в пещерах на деньги отца Андрея. Чуть позже возвели колокольню.Содержался монастырь на средства благотворителей и других доходов не имел. В 1908 году в обители жили уже 30 человек. Монастырь стал известен по всей округе.
Известно, что в 1910 - 1911 годах в Сердобск и Сазанскую пустынь приносили на поклонение чудотворную Казанскую Ломовскую икону Божией Матери, от которой происходили многочисленные исцеления. Сердобская пустынь была монастырем необычным. Во-первых, монастырь был пещерным: имел выстроенные монахами подземные кельи и храм. Во-вторых, среди насельников пустыни были монахи из самых разных мест: со Старого и Нового Афона, Киевской, Полтавской, Курской, Астраханской, Тамбовской, Пензенской, Казанской и, наконец, Саратовской губерний. Нетипичным было и сложное название пустыни - Казанская Алексиево-Сергиевская.
С приходом советской власти деятельность монастыря не прекращалась вплоть до 1923 года. Казанско-Сергиевский монастырь был закрыт согласно постановлению Сердобского Уисполкома утвержденного 24 августа 1923 года в связи с борьбой между так называемой «Живой Церковью», поддерживающей большевиков, и сторонниками Истинной Православной Церкви, которых в то время называли «тихоновцами» (по имени патриарха Тихона). 12 сентября того же года была создана комиссия по ликвидации монастырского имущества и построек с указанием срочно приступить к работам.
Отец Андрей переехал жить в Сердобск. В последние годы жизни он болел, но дом его всегда был полон людьми - к нему продолжали ехать со всей округи, несмотря на опасность. Удивительным является и сам факт того, что отец Андрей не был репрессирован. Похоронен он был на городском кладбище. В первые годы после смерти Отца Андрея постоянно приходилось обновлять надгробный холмик, так как его буквально растаскивали по щепотке, считая целебной землю с его могилы. Монастырские постройки были целы еще в 1932 году. Окончательно монастырские пещеры были засыпаны и замурованы в 1982 году.
Еще одна святыня Сазанского монастыря – Святой источник Казанской иконы Божьей Матери просуществовал до 1983 года, пока в овраге, где он находился, не образовалась поселковая свалка, под которой источник был погребен, казалось, на веки…
Очень многие сердобчане хранят семейные легенды о по¬сещении их родственниками монастыря на Сазань-горе. Многие рассказывают об исцелениях, особенно от бесно¬вания. Причём часто говорится о том, что больные исцеля¬лись при подходе к монастырю, рассказывают и о прозор-ливости отца Андрея. Лисовская Вера Порфирьевна – известный в Сердобске доктор — рассказала со слов своей покойной матери, что после закрытия монастыря верующие сокрушались по этому поводу. Отец Андрей утешал всех, говоря, что обитель возродится трудами его тёзки.

2.2. Новая история Сазанских пещер.
Слова отца Андрея (Грузинцева), действительно, оказались пророческими. В 2005 году, по инициативе иеромонаха Андрея (Афанасьева) и благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета было начато строительство церкви во имя Казанской иконы Божией Матери на том месте, где когда-то находился монастырь.
Когда зимой 2004 года иеромонах Андрей с местными жителями и краеведом С. Маркиным приехали к оврагу, никто не мог показать точное место входа в пещеры. Отец Андрей вспоминает: «Мы из двух прутьев сделали крест, перевязали эти прутья колючей проволокой и воткнули на краю оврага в произвольном месте. Когда же весной с Божьего благословения мы начали сначала экскаватором, а затем вручную откапывать пещеры, то вход в них обнаружился точно под тем местом, где стоял самодельный крест».
Начиная с 8 июня 2005 года, жители посёлка Сазанье, прихожане Михаило-Архангельского собора города Сердобска во главе с иеромонахом Андреем, главой администрации посёлка Сазанье И. П. Гончаровой, военнослужащими воинской части 83368 во главе с командиром Н. В. Гончаровым начали расчистку оврага. Это звучит как фантастический факт, но за 4 приёма работы по выходным из оврага вручную было выгружено 50 КАМАЗов мусора.
Источник был найден, но он растекался так, что нельзя было определить место, откуда он бьёт. Пришлось промывать пожарными машинами место, где сочилась вода, от этого начали оползать берега оврага. Их укрепляли
2-метровыми сваями. И когда источник расчистили, обнаружили старые срубы колодцев, желоба и помосты из морёного дуба.
Каково же было всеобщее удивление, когда после проверки воды в санэпидстанции она оказалась абсолютно чистой, не содержащей ни одного болезнетворного микроба!
21 июля 2005 года в день, когда Русская Православная Церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери, после праздничной литургии в Михаило-Архангельском соборе из города в посёлок Сазанье отправился крестный ход. Через 2 часа пути люди дошли до расчищенного входа в пещеры. Затем был совершён водосвятный молебен у источника. В августе 2005 года началось строительство храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Здание было построено за 4 месяца. И 17 апреля, в Великий Понедельник Великого поста, на храм водружали кресты. Многие видели облака в виде креста. А 23 апреля, в Светлое Христово Воскресенье, в храме прошла первая служба и малое освящение храма. С этого дня службы в обители не прекращаются. К дню празднования Казанской иконы Богородицы в июле 2006 года пещеры были почти полностью расчищены. Главные работы сделаны благодаря помощи детской научно-экологической экспедиции из Пензы. Накануне праздника, 20 июля в братскую усыпальницу были перезахоронены останки, найденные во время работ в пещерах.
На Рождество Христово 2007 года в пещерном храме в честь Николая Чудотворца была проведена первая служба.
За совсем небольшой период времени возрождения монастыря проделана колоссальная работа. В настоящее время построены:
— храм в честь Казанской иконы Божией Матери;
— часовня в честь святителя Николая Чудотворца над входом в пещерный монастырь;
— расчищены пещеры, в которых освящён Никольский храм;
— оборудован источник с купальней и часовней в честь Казанской иконы Божией Матери;
— колокольня с 11-ю колоколами и электро - механическим звонарём.
Не каждая обитель может похвастаться таким количеством святынь, которые собраны в Сазанском монастыре и которым могут поклониться все желающие. Игумен Андрей (Афанасьев) считал, что только благодаря благоволению Божией Матери в обитель прибыли следующие святыни: частица Животворящего Креста Господня, частица хитона Божией Матери, более 50 частиц мощей святых угодников. Среди них: пророка Иоанна Предтечи, апостола Андрея Первозванного, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, святителей Димитрия Ростовского, Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), Питирима Тамбовского, Иннокентия Иркутского, преподобных Серафима Саровского и Амвросия Оптинского, Амфилохия и Иова Почаевских, Ильи Муромского, Герасима Болдинского, благоверного князя Александра Невского, преподобного священно-исповедника Иоанна Оленевского, святителя Иннокентия Пензенского, преподобномученицы Елисаветы, преподобной Евфросинии Полоцкой, священномученика Гермогена, епископа Тобольского. В Троице-Сергиевой Лавре в 2007 году благодаря заботам насельника иеромонаха Силуана (Баранова) написана икона преподобного Сергия Радонежского с вложенной частицей мощей святого.
2.3. Игумен Андрей (Афанасьев)
Казанская Алексиева – Сергиевская пустынь сегодня – место притяжения паломников со всей страны. Эта обитель одна из молодых. Со времени её возрождения прошло чуть более 10 лет. Тогда в планах монашествующих было только восстановление святого источника. С него и начали. А через 11 лет эта вода стала единственным свидетелем того, как ушёл из земной жизни настоятель монастыря, человек, который вернул православному миру былую известность этого святого места в самом центре России, игумен Андрей.
Отец Андрей, в миру Александр Викторович Афанасьев, родился в городе Сердобске 6 сентября 1974 года. Он учился в средней школе № 1 с 1980 по 1988 год и, окончив восемь классов, пошел дальше получать образование в Сердобский сельскохозяйственный техникум, в котором он проучился в общей сложности четыре года, до 1992. Потом его призвали служить в армию, где он отдавал свой гражданский долг с 1993 по 1995 год. Вернувшись из армии опять в свой родной город Сердобск, он выбрал путь священника и стал нести послушание чтеца левого хора, певчего в правом хоре, алтарника и сторожа Михайло-Архангельского собора. Это были его первые ступени к священническому служению в храме. А дальше ему нужно было опять учиться, и в 1997 году, через два года после армии, Афанасьев Александр поступает на обучение в Духовную семинарию в Саратове. Летом 1 августа 1998 года произошло его рукоположение в диаконы, а на следующий день он получил священнический сан. В 2000 году 12 декабря игумен Митрофан в Керенском Тихвинском монастыре постриг отца Александра Афанасьева в монашество с именем Андрей, в честь апостола Андрея Первозванного.
В последующие годы служение отца Андрея было связано, прежде всего, с Михайло – Архангельским собором Сердобска. Помимо послушания штатного клирика собора, он стал преподавателем воскресной школы, руководил телевизионным проектом «Благовест», был ответственным по работе с православной молодёжью.
В 2005 году он получил должность настоятеля Казанской Алексиево-
Сергиевской пустыни, которою он заново возродил. Пустынь стала главным детищем всей жизни отца Андрея.
Но Алексиево –Сергиевской пустынью его деятельность не ограничивалась. В 2009 году его назначили благочинным монастырей Пензенской епархии. В 2013 году поставили секретарем Управления Сердобской епархии. Помимо того, отец Андрей был настоятелем Покровского храма в селе Черкасском Колышлейского района и восстанавливаемого Покровского собора в Белинском, массу трудов приложил ради устройства на городском кладбище Сердобска храма равноапостольного князя Владимира, руководил епархиальным отделом по взаимодействию с Вооружёнными силами, правоохранительными органами и казачеством, отделом по взаимодействию Церкви и общества.
В последний месяц своей жизни отец Андрей, освобождённый от административной нагрузки по должности секретаря епархиального Управления, вновь вплотную занялся делами пустыни. Была завершена кладка стен нового монастырского храма – во имя мучеников Вифлеемских младенцев. 21 июля открылся музей пустыни. Закончил батюшка и Московскую духовную академию. Оказалось, что этим он подводил итоги не очередного важного этапа, а всей своей короткой жизни.
На рассвете 15 августа 2016 года игумен Андрей (Афанасьев) скоропостижно скончался. Он был молод и полон сил, ведь ему был всего 41 год. За все годы своего священнического служения игумен Андрей для своей паствы стал настоящим духовным отцом и наставником. Ведь самым главным результатом его игуменского труда было возрождение Казанского Алексиево-Сергиевского монастыря в поселке Сазанье, куда теперь стекаются потоки паломников.
После отпевания игумена Андрея похоронили за алтарем Казанского храма. Проститься со своим отошедшим к Господу пастырем собралось большое количество прихожан, среди которых оказался знаменитый актер Андрей Соколов, со слезами на глазах вспоминавший своего духовного отца Андрея, который буквально в один год потерял всю семью, поэтому и сердце его дало сбой. Актер рассказал, что когда-то они снимали фильм возле обители, и тогда после общения с игуменом почти вся съемочная группа уверовала. Афанасьев Андрей оставил в сердцах людей светлый образ игумена монастыря, деятельного и очень жизнелюбивого человека, который навсегда останется в памяти прихожан и во вновь воссозданной им обители.
Это он вернул возможность монахам и верующим молиться в подземном храме, Казанской церкви, где находятся главные святыни обители. Он окармлял тех, кто попал в зависимость от алкоголя, игры и наркотиков, дал им пищу и кров, приучил к труду и молитве. Это он, как говорят сегодня его духовные дети, указал им дорогу к храму. Они и сегодня идут по ней, но уже без своего любимого батюшки. Все, кто знал отца Андрея, с большим уважением и любовью говорят о нём.
Иеромонах Михей (Мигунов), ныне исполняющий обязанности настоятеля Алексиево – Сергиевской пустыни: «Любое дело для батюшки Андрея было
важным, даже любая мелочь. Любой нуждающийся находил у него утешение и поддержку, и помощь. Ко всем он относился с любовью. Каждый человек был для него важен. И все слетались к нему на этот огонь любви, которым он всех согревал.»
Иеромонах Антоний (Умнов): «Отца Андрея я знаю около пяти лет. Я научился от него многим монашеским качествам: смирению, послушанию. Отец Андрей был для нас примером во всём. Он был, человек – глыба, который мог свернуть горы. Всё в нашем монастыре сделано его руками, потому что он сам активно принимал участие в строительстве каждого объекта, его благоустройстве.»
Иеромонах Нектарий (Кудряшов): «Для меня отец Андрей является тем человеком, который смог на примере объяснить и показать, какая должна быть любовь православного христианина, что он должен делать, чтобы спасти свою душу».
Елена Пуленец, преподаватель Школы искусств, регент хора: «Про отца Андрея трудно говорить в прошедшем времени. Он постоянно с нами. Я знаю его очень давно. Ни для кого не секрет, что именно я привела Сашу Афанасьева в наш хор. Он очень быстро влился в наш коллектив, потому что у него было огромное желание всему научиться. К нему всегда можно было обратиться за советом, обратиться с какой-то просьбой. Для каждого он находил доброе слово. Об отце Андрее мы будем помнить всегда. И сейчас, приходя на службу, мы чувствуем, как нам его не хватает. В один миг обитель осиротела.»
Людмила Фролова, режиссёр: «С отцом Андреем жизнь меня познакомила в далёкие советские годы. В восьмидесятом году прошлого столетия Александр Афанасьев пришёл в народный театр при ДК часового завода, где мы с ним и встретились. Это был очень весёлый, общительный мальчик. Он сразу же стал душой нашего коллектива.»
Отличительной чертой отца Андрея была глубокая любовь к православному богослужению, приобретённая ещё в детстве. Храм и
богослужение составляли сердцевину его мироощущения. Этому же он учил и своих прихожан. Игумен Андрей был человеком огненного темперамента, и с ним было не всегда легко, но он всегда оставался настоящим подвижником, не давая себе ни минуты покоя. Батюшку отличало ощущение ответственности за то дело, которое ему представил Господь. Многие прихожане доверялись ему как своему духовному наставнику. Не раз отец Андрей своим советом, участием оказывал влияние на жизнь и судьбу многих людей. В нём удивительным образом сочетались крайняя строгость и нежная любовь к своим духовным чадам.
О том, кем настоятель был для монастыря и что сделал, говорить небудем, потому что он и Казанская пустынь — слова-синонимы. Говорить много вообще не хочется. Хочется продолжать те добрые дела, которые он начал. И хочется сделать их максимально хорошо.
Он жил по-максимуму: ходить не умел — бегал, если ругался — то до крика, если шутил — до слёз, смеялись даже самые серьёзные, если угощал — то во всю ширь огромной русской души…. А ещё он был милостивым. Очень милостивым. Он прощал всем и всё.
Скончался тот, который как герой
Всегда на помощь братьям приходил!
И хоть проблем бывал огромный рой,
Он делал все, что брат его просил.
Безвременно ушёл из жизни тот,
Кто был достоин многих лет пожить.
Как будто затуманен небосвод
И смысл почти теряет слово "быть"…
Игумен Дионисий (Шлёнов)
Казанская Алексиева – Сергиевская пустынь своим появлением на Пензенской земле обязана трём Андреям: Андрею Первозваному, принесшему христианство на русские земли, небесному покровителю, первому настоятелю этой обители, Андрею Грузинцеву, предсказавшему, что стёртый с лица земли монастырь будет восстановлен его тёзкой, как оказалось, игуменом Андреем (Афанасьевым). Пророчество сбылось через 80 лет.
Сердобчане выступили с предложением присвоить своему выдающемуся земляку (посмертно) звание почётного гражданина города Сердобска и назвать в его честь улицу «Андреевским спуском». Память об игумене Андрее на его малой родине и в сердцах всех, кому посчастливилось его знать, будет вечной.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Считаю, что моя гипотеза подтвердилась, т.к., изучая историю жизни игумена Андрея (Афанасьева), я узнала историю Алексиево –Сергиевской пустыни , которая является частью моей малой родины, частью истории России.
Знакомясь с историческими фактами жизни основателей пустыни, священников и тех, кто большим трудом восстанавливал разрушенную обитель, учишься понимать связь времён, преемственность поколений, ощущать причастность к историческим событиям.
История Алексиево – Сергиевской пустыни – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь посёлка, твоих предков. Никогда уже не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.
Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
Список используемой литературы и Интернет – источников
1. Журнал «Пензенские епархиальные ведомости», № 9, 2016 г.
2. Тимошина О., Маркин С. По страницам истории Сердобского края, ОАО «Областной издательский центр, г. Пенза
Презентация на тему: Исследовательский проект "Сердце, отданное людям"

Рекомендуем посмотреть:

Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика" Художественный мир произведения. Содержание понятия

Похожие статьи:

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Создание воспитательной среды в начальных классах

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Сценарий конкурсной программы к 8 марта для учащихся начальных классов
Опубликовано: 2800 дней назад (4 марта 2017)
Просмотров: 1853
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!