Деловые игры в развитии профессиональных компетенций
Учитель – это тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться, мотивирует и способствует установлению в учебном коллективе атмосферы «работы в команде».
Усложнение условий и углубление содержания трудовой профессиональной деятельности обусловили необходимость появления компетентных специалистов, которые обладали бы не только знаниями по профессии, но и проявляли бы такие качества личности, как сознательное отношение к труду и средствам труда, экономность, самостоятельность, творческий и поисковый характер деятельности.
Для привития любви и интереса к профессии была выбрана игровая форма проведения занятий, которая удовлетворяет любопытство обучающихся, помогает сдружить коллектив и, что самое главное, поделиться полученными знаниями.
Выбор такой формы обучения, позволяет обобщить и закрепить не только теоретические, но и практические знания и умения по трудовому обучению, формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной познавательной работы с большим объемом материала, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
Элементы игры можно использовать на любом этапе урока трудового обучения: при вводном, текущем, заключительном инструктаже. Например, «Игра в эхо» - для концентрации внимания обучающихся; «Ролевые игры» - для контроля игровой ситуации самими обучающимися.
Наиболее запоминающимся и наполненным новым содержанием является урок, полностью разработанный в игровой технологии. Играть в:
• «Конструкторское бюро» - можно при изучении темы: «Составление технологического процесса»;
• «Контролеры ОТК» - при контроле знаний и умений (практически на каждом уроке);
• «Мини производственный участок» - при проведении конкурсов профессионального мастерства, выявляя лучшую бригаду и индивидуальное первенство.
Смысл «Деловой игры» уже в самом сочетании слов «дело» и «игра». Именно деловая игра акцентирует внимание на профессиональном характере обучающей игры – играя, делать дело. Игра посильна слабым ученикам, более того, слабый обучающийся может стать первым в игре: находчивость, сообразительность порой оказывается более важным, чем знание предмета.
Основными отличительными особенностями деловой игры являются:
• Тесная связь теории с практикой и технологическим процессом производства;
• Планирование и самоконтроль;
• Повышенный интерес к учебному процессу и формирование положительной мотивации;
• Наглядность и продуктивность результатов обучения.
Отслеживается самореализация и социализация ситуаций успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого обучающихся.
Рынок труда требует от выпускников умения работать в коллективе, наличие командного духа и способность к риску. В этом смысле деловые игры имеют много преимуществ, так как позволяют создать условия для самореализации обучающихся.
Организация и проведение деловых игр способствует развитию творческого потенциала; поведению самостоятельных исследований, проведению экономической оценки технологического процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу технологических ситуаций.
На уроках труда особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.
Опробовав опыт, включения элементов игр, обучающиеся говорят, что им комфортно и интересно на уроке.Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
После выпуска из школы,каждый обучающийся не только сможет, но и должен работать так, чтобы
использовать все возможности собственной личности. Выбранная технология обучения направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в постоянно меняющемся мире, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
А это самое главное. Именно это является минимальным стандартом в современном, технологичном, основанном на конкуренции мире.
Вливаясь в рабочий коллектив, выпускники не минимально испытывают трудности при адаптации на производстве. У них есть шанс на высокую зарплату и, соответственно, достойный уровень жизни.
Рекомендуем посмотреть:
Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий
Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности у студентов
Внедрение инновационных технологий в процесс обучения и преподавания с целью повышения уровня саморе
Тьюторское сопровождение молодых специалистов
Похожие статьи:
Положение о научном обществе в школе
Положение о школьной предметной олимпиаде
Положение о школьной предметной неделе
Положение о центрах дополнительного образования в общеобразовательном учреждении
Требования к программе дополнительного образования детей