Из опыта работы воспитателя детского санатория. Организация педагогической работы в детском санатории
Организация педагогической работы в детском санатории - важная часть продуманного оздоровления детей. В своей статье я раскрываю основные моменты воспитательно-образовательной работы в условиях детского санатория. Надеюсь она будет полезна педагогам.
Одна из основных задач воспитателя детского санатория - успешно адаптировать пациентов к временному пребыванию в коллективе сверстников. Участвуя в веселых играх, спортивных соревнованиях, конкурсах, праздниках и выставках, дети могут уверенно влиться в группы совместного пребывания. Это положительно сказывается на комфортном пребывании в санатории и эффективно влияет на улучшение здоровья. Основная цель образовательной деятельности в санатории - повышение эмоционального и духовного тонуса детей. Поэтому воспитательная работа в детском санатории - это поистине лечебный фактор и одно из важнейших звеньев лечебного учреждения. Не будет преувеличением сказать, что успешное лечение ребенка в санатории возможно только на основе хорошо организованной воспитательной работы.
Значение работы врача и воспитателя одинакова - она создает максимально благоприятные условия для жизни ребенка, чтобы укрепить его организм, повысить его сопротивляемость и способствовать соответствующему возрасту умственному развитию.
Педагогический коллектив может подарить детям содержательную и интересную жизнь, обогатить их новыми знаниями и умениями, организовать праздники и любительские представления даже на фоне строгой санаторной системы. Из-за специфики работы в детском санатории не все опытные педагоги сразу могут работать с детьми с проблемами здоровья. Все педагогические мероприятия в санатории строятся в соответствии с установленным режимом дня при обеспечении чередования активной деятельности и отдыха детей. В одном отделении у вас могут быть дети, которым по состоянию здоровья назначены разные схемы лечения. Это нужно учитывать. Воспитатели должны следить за тем, чтобы каждый ребенок следовал установленному расписанию. Отношение к каждому должно быть индивидуальным и учитывать его личность, интересы, поведение и настроение, связанные с заболеванием. А для этого педагог должен установить контакт с детьми в своей группе и стать их другом. Работа строится на теснейшей связи с лечащим врачом и под его ежедневным наблюдением. Содержание образовательной деятельности в санатории зависит от задач.
Способ выполнения этих задач зависит от возраста ребенка и характера заболевания, но основное содержание общее для всех детских санаториев:
1. Повышение умственного и эмоционального тонуса детей.
2. Содействие физическому развитию в максимально возможной степени по состоянию здоровья в данный момент времени.
3. Воспитание у детей моральных качеств и патриотизма.
4. Умственное развитие детей, соответствующее их возрасту.
5. Обучение детей.
6. Трудовое воспитание детей.
7. Музыкальное и художественное воспитание.
8. Привитие детям культурно-гигиенических навыков.
Согласно этим задачам, воспитательная
работа состоит из следующих мероприятий: воспитательная работа с детьми, занятия с дошкольниками по разработанным образовательным программам.
Независимо от типа работы, все работы всегда должны быть выполнены до конца. Если ребенок не может выполнять до конца сам начатую работу, ему потребуется помощь друга или педагога. Лучшие детские работы должны быть сохранены и представлены на выставке. Оценены и проанализированы.
Музыка в силу своего эмоционального воздействия способствует идеологическому и нравственному воспитанию детей. Музыкальные развлечения и занятия создают у детей веселое настроение и вносят свой вклад в детский коллектив. Восприятие художественного образа песни, отражающей нашу действительность, обогащает детей новыми мыслями и эмоциями, способствует развитию их воображения, творческих способностей и художественного вкуса. Музыкальные занятия также важны как исцеляющий элемент. Пение - это хороший способ научиться правильно дышать, это способствует развитию грудной клетки и легких.
В основном
работа по воспитательной работе с дошкольниками в санатории такая же, как и в детском саду. Дети растут в патриотическом нравственном духе, их обучают культурным и гигиеническим навыкам, они самодостаточны, учатся правильной речи с легким для понимания произношением слов и развивают способность играть и учиться в команде. Однако выполнение задач имеет множество методических особенностей. Слабые дети дошкольного возраста склонны к волнениям, быстро устают. Часть дошкольников, поступивших в санаторий из-за болезненного состояния, не посещали детский сад. Дома они были избалованы, их не учили элементарным формам самообслуживания, многие из них мало общались с другими детьми и не знают, как играть в коллективе с другими детьми. В зависимости от возраста ребенка меняется и форма воспитательной работы с ним. Воспитание навыков гигиены, культуры и ухода за собой у маленьких детей включает в себя следующие занятия: детей учат мыться утром, мыть руки перед едой, пользоваться туалетом, развешивать полотенца, полоскать рот утром и вечером, пользоваться носовыми платками. Снимать одежду, одеваться самостоятельно и складывать снятую одежду и обувь по порядку. Осторожно принимать пищу, хорошо ее пережевывать, правильно использовать столовые приборы и салфетки. По окончании игры класть игрушки обратно на место. Сначала взрослые помогают детям одеваться и умываться, но надо стремиться к тому, чтобы дети все это делали сами. Детей старшего возраста следует научить застилать кровати, а также убирать игровую комнату после игры или занятий.
Игра - это основная форма деятельности дошкольников и мощное средство их роста. «Игра - это путь ребенка к познанию мира, в котором он живет и должен измениться» (А.М. Горький). Во время игры ребенок развивает умственные способности, речь, память, интеллект и внимание. Любая игра поможет организовать детей, укрепить их навыки командного поведения, развить их мотивированные качества, а также реализовать и интегрировать идеи об окружающей среде. Детские игры следует использовать, чтобы укреплять дружеские отношения. Многие дети, выросшие дома без друзей, привыкли играть одни. Воспитатели должны постепенно вовлекать их в общие игры. Игра творческая, живая, поучительная. Эмоциональные тона очень важны для восстановления здоровья ребенка. Педагогам необходимо создать благоприятный эмоциональный фон внутри группы на отделении. Опыт показал, что поддержание связи с семьей играет очень важную роль в поддержании эмоционального тонуса ребенка в санатории, помогает адаптироваться к новым условиям жизни.
Кроме отделения «Мать и дитя», дети находятся в санаториях без родителей. Очень важна правильная организация общения при телефонном звонке или посещении в отведенное время. Следует запланировать время общения, выделить особое время для звонков родителям и придерживаться его. Дети гораздо больше нервничают, когда их полностью разлучают с семьей, запрещают общение. Если ребенок знает, что отец или мать вернутся через определенное время навестить его, или он может позвонить родителям в отведенные для этого часы, это позволяет ему успокоиться. Очень важно наладить контакт между персоналом санатория, детьми и их родителями - это способствует доверию к персоналу санатория, предотвращает недопонимание и жалобы .
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Как развивать логическое мышление у дошкольников
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников
Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка